В раннефеодальном обществе
Киевской Руси выделялись два основных
класса - крестьяне (прежде всего смерды)
и феодалы. Оба класса по своему составу
не были однородными. Смерды делились
на свободных общинников и зависимых.
Свободные смерды имели свое натуральное
хозяйство, платили дань князьям и боярам
и одновременно являлись для феодалов
источником пополнения категории зависимых
людей. Зависимое население состояло из
закупов, рядовичей, изгоев, пущенников
и холопов.
Закупами называли тех, кто
попадал в зависимость, взяв купу (долг).
Рядовичами становились те, кто попадал
в зависимость после заключения ряда (договоров).
Изгои - это обедневшие выходцы из общин,
а пущенники - вольноотпущенные рабы. Холопы
были полностью бесправны и находились
фактически на положении рабов.
Класс феодалов составляли
представители великокняжеского дома
с великим князем во главе, князья племен
или земель, бояре, а также старшие дружинники.
Несколько позже, во второй
половине Х и особенно в XI вв. в этот формирующийся
господствующий класс влились и верхи
духовенства, которые также эксплуатировали
крестьян и посадский люд. Интересы феодалов
оберегали законы государства, на их стороне
были власть и военная сила. Но крестьяне
не оставались пассивными к феодальному
гнету. В истории того периода известны
множества восстаний крестьян и посадского
люда, особенно в XI - начале XII вв. Наиболее
крупными из них были в этот период восстания
в Киеве.
Особенность становления древнерусского
государства сказалась и на развитии феодальных
отношений на Руси. Об этом свидетельствует
и сам характер социально-экономического
и политического строя Руси.
Если иметь в виду социально-экономический
строй Руси того периода, в первую очередь
следует обратить внимание на состояние
сельского хозяйства. Основу сельского
хозяйства в период раннего феодализма
составляло земледелие разных типов. В
этот период техника земледелия была значительно
усовершенствована. И все же в целом техника
сельского хозяйства была довольно архаичной.
В сельском хозяйстве важное место занимала
крестьянская община, которая состояла
как из одного большого массива, так и
из ряда разбросанных поселений, включавших
в себя как мелкие, так и крупные крестьянские
хозяйства, которые совместно обрабатывали
земли, были связаны круговой порукой,
взаимной ответственностью за уплату
дани и т.д. Крестьянские общины существовали
на Руси на протяжении всей истории феодализма.
Количество таких общин постепенно сокращалось
и впоследствии они остались только на
крайнем севере страны. Феодальные отношения
со временем расширялись за счет закабаления
лично свободных общинников. Феодальная
собственность на землю возникала в процессе
имущественного неравенства в связи с
переходом значительной части пахотной
земли общинников. В то же время появление
феодальных замков с их запасами зерна
и других изделий было в определенной
мере прогрессивным явлением, так как
создавало определенные резервы на случай
неурожая или войны. Основной производительной
ячейкой феодального общества были крестьяне.
Землевладельцы, или феодалы, Древней
Руси, так же как в западноевропейских
странах, различались по количеству находившейся
в их собственности земли, зависимых людей
и военных слуг. После принятия христианства
особым видом земельной собственности
становится также церковное и монастырское
землевладение. С развитием феодальных
отношений усиливалась борьба крестьян
против господствующего класса. Для многих
районов Древней Руси X-XII вв. были характерны
недовольство крестьян и их открытые выступления.
Наряду с крестьянской общиной
важным элементом феодального общества
был город, представлявший собой укрепленный
центр ремесленного производства и торговли.
Одновременно города являлись важными
административными центрами, в которых
сосредоточивались богатства и крупные
продовольственные запасы, которые завозились
сюда феодалами. Наиболее крупными городами
Древней Руси были Киев, Новгород, Смоленск,
Чернигов. Основанные князьями города
сохраняли, как правило, имена этих князей:
Ярославль, Изяслав, Владимир, Константинов.
Многие из этих наименований городов дошли
до нашего времени.
Большое место в истории Древней
Руси занимала внутренняя и внешняя торговля.
Особенно активизировалась внешняя торговля
с конца IX в. Русские дружины осваивали
пути в наиболее передовые страны того
времени - в Византию, Кавказ, в Среднюю
Азию и на другие части внешнего мира.
В конце Х в., точнее в 988 г., князь
Владимир крестился сам, крестил своих
бояр и заставил креститься всех остальных.
Таким образом, основными хозяйственными
занятиями славян были земледелие, животноводство,
охота, рыболовство, ремесло. Византийские
источники характеризуют славян как людей
рослых, светлых, живущих оседло, так как
они "строят дома, носят щиты и сражаются
пеши". Новый уровень развития производительных
сил, переход к пашенному, оседлому и массовому
земледелию при складывании отношений
личной, экономической и земельной зависимости
придал новым производственным отношениям
феодальный характер. Постепенно подсечная
система земледелия заменяется двух -
и трехпольем, что обусловливает захват
общинных земель сильными людьми - происходит
процесс обояривания земли.
В Х-XII вв. в Киевской Руси складывается
крупное частное землевладение. Формой
земельной собственности становится феодальная
вотчина (отчина - отцовское владение),
не только отчуждаемая (с правом купли-продажи,
дарения), но и передаваемая по наследству.
Вотчина могла быть княжеской, боярской,
церковной. Проживающие на ней крестьяне
не только выплачивали дань государству,
но становились поземельно зависимыми
от феодала (боярина), выплачивая ему за
пользование землей натуральную ренту
или отрабатывая барщину. Однако значительное
число жителей по-прежнему составляли
независимые от бояр крестьяне-общинники,
платившие дань в пользу государства великому
князю.
Ключом к пониманию социально-экономического
строя древнерусского государства может
во многом служить полюдье - сбор дани
со всего свободного населения ("людей"),
хронологически охватывающее конец VIII
- первую половину Х в., а локально и до
XII в. Это была фактически наиболее обнаженная
форма господства и подчинения, осуществления
верховного права на землю, установления
понятия подданства.
Собранное в колоссальных размерах
богатство (продовольствие, мед, воск,
меха и пр.) не только удовлетворяло потребности
князя и его дружины, но и составляло довольно
высокую долю древнерусского экспорта.
К собранной продукции добавлялись рабы,
челядь из пленных или попавших в тяжелую
кабалу людей, находившие спрос на международных
рынках. Грандиозные, хорошо охраняемые
военно-торговые экспедиции, приходящиеся
на летнее время, доставляли экспортную
часть полюдья по Черному морю в Болгарию,
Византию, на Каспий; русские сухопутные
караваны достигали Багдада по пути в
Индию.
Особенности социально-экономического
строя Киевской Руси нашли отражение в
"Русской Правде" - подлинном своде
древнерусского феодального права.
В Киевской Руси получили развитие
более 60 видов ремесел (плотничье, гончарное,
полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное,
ювелирное и др.). Продукция ремесленников
расходилась порою на десятки и сотни
километров вокруг города и за рубеж.
Города приняли на себя также
функции торговли и обмена. В крупнейших
из них (Киеве, Новгороде) велась широкая
и регулярная торговля на богатых и обширных
базарах, постоянно проживали как иногородние,
так и иноземные купцы. Особое значение
в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели
внешние экономические связи. Русских
купцов "рузариев" хорошо знали за
рубежом, предоставляли им значительные
льготы и привилегии: договоры 907, 911, 944,
971 гг. с Византией и др. Среди пяти важнейших
магистральных торговых путей царьградско-византийский,
закаспийско-багдадский, болгарский, регинсбургский
и новгородско-скандинавский наибольшее
значение вначале имели первые два.
Интересно, что внутренняя торговля
на Руси, особенно в XI-X вв., носила преимущественно
"меновый" характер. Затем наряду
с обменом появляется и денежная форма.
Вначале в качестве денег выступали скот
(кожаные деньги) и меха (куны-мех куницы).
"Русская Правда" упоминает и металлические
деньги. Главной счетной металлической
денежной единицей служила гривна кун
(слиток серебра продолговатой формы).
Гривна кун подразделялась на 20 ногат,
25 кун, 50 резан и т.д. Просуществовав на
древнерусском рынке до XIV в., эта денежная
единица была вытеснена рублем. Чеканка
своей монеты на Руси началась в Х-XI вв.
Наряду с ней имели хождение и иноземные
монеты.
еодальные
отношения на Руси начали зарождаться
при правлении князя Владимира, но сильное
развитие произошло только при Ярославе
Мудром.
С начала X в. до середины
XI столетия Русь превратилась в сильное
государство, которое объединило Среднее
Поднепровье во главе с Киевом, Северо-Западную
Русь во главе с Новгородом. Многие восточнославянские
земли были освобождены из-под власти
хазар. «Червенские города» также закрепились
за Русью.
Государственная власть
Руси способствовала развитию ремесла,
торговых связей внутри страны и с другими
государствами, строительству новых городских
центров, освоению пахотных земель. Постепенно
происходило совершенствование устройства
власти. В XI в. киевские князья стали единовластными
правителями всей страны. Племенные старейшины
превратились в бояр и стали называться
высшим слоем дружинного строя. Младшая
дружина в свою очередь состояла из людей
знатных родов. Они выполняли поручения
князя в управлении государством, сборе
даней и податей, в области дипломатических
отношений. Киевский князь пользовался
огромной властью. Он руководил армией,
занимался вопросами, связанными с организацией
обороны и ведения войны, управлял судопроизводством.
Его незаменимыми помощниками являлись
воеводы. Княжеская власть выражала интересы
всего общества. Она поддерживала порядок
в стране, защищала права собственности,
судила за уголовные преступления. Но
в первую очередь великий князь защищал
привилегии слоев, которые были наиболее
близки ему, а именно – церковного духовенства,
купечества, боярства, дружины.
Во времена правления
Ярослава Мудрого все большее значение
начинала играть земля. Приобретение земельных
участков приносило не только огромные
доходы, но и усиление политической власти.
Дань – это первая известная форма зависимости
работающего населения от государства.
Все облагаемые ею княжества стали называться
данническими. Главным объектом обложения
выступали земля и ее хозяин. Так государство
утверждало свою верховную собственность
на все завоеванные и присоединенные к
Киеву княжества. Вскоре началось появления
богатых землевладельцев и нищенствующих
людей. Это время получило название «период
военной демократии». Все чаще земли присваивали
себе представители княжеской семьи, которые
пользовались своим влиянием. Они строили
дворы, охотничьи дома, организовывали
собственное хозяйство, превращали рядовых
свободных общинников в зависимых работников.
Возникновение таких владений явилось
предпосылкой к зарождению земельной
собственности и появлению зависимых
людей, которые живут и работают у своего
господина.
Представители слоев,
приближенных к княжеской власти, начали
присваивать себе не только населенные
крестьянами земли, но и пустующие участки,
которые за короткий промежуток времени
можно было превратить в крупные процветающие
хозяйства.
Как же происходило
зарождение феодальной иерархии?
Право на сбор дани
предоставлялось местным князьям и боярам.
Это явилось средством их обогащения.
Позднее вассалы великого князя передавали
определенную часть участков с правом
сбора с них дани своим вассалам из числа
собственных дружинников. Слово «феод»
означало наследственное владение землей,
которое господин жаловал своему вассалу
за различную службу. На Руси в X–XI вв.
зарождается система отношений между
сеньором и вассалом. Вскоре появилось
новое понятие «вотчина», означающее земельное
владение, принадлежащее человеку на правах
полной наследственной собственности.
Только великий князь мог отнять вотчину
или пожаловать.
Со временем высшие
иерархи церкви и младшие дружинники стали
иметь собственные владения. Огромные
пространства, заселенные крестьянами-смердами,
торговцами, ремесленниками, находились
под властью главы государства.
Каковы же были основные
черты феодального хозяйства? Во-первых,
это вассальная подчиненность. Во-вторых,
зависимость от труда крестьян. Жители
деревень трудились на земле своего господина
и обязаны были платить за это зерном,
медом, пушниной. Еще одной особенностью
феодального хозяйства являются повинности
и общегосударственные поборы. В связи
с неблагоприятными погодными условиями
крестьяне теряли свое хозяйство и за
взятые у господина в долг деньги должны
были выполнять сельские работы. Их называли
рядовичами. Крестьяне не моги уйти от
господина ранее, чем выполнят договор.
В XI–XII вв. появилось
большое количество холопов: если у человека
не было денег, он мог себя продать в холопы;
он превращался в холопа, если женился
на холопке. В состав холопов попадали
проворовавшиеся «рядовичи», пленники.
Холопы исполняли работы по дому, в поле.
Церковь только к концу XI – началу XII вв.
смогла смягчить бесправное положение
холопов.
Изменения в становлении
новых общественных отношений повлияли
и на развитие городской жизни. Все большую
силу набирали города, расположенные на
торговых путях. В них всегда оседали купцы
и ремесленники, стремящиеся заработать
на продаже своего товара. Князь и его
дружина жили в городах, которые являлись
политическими и экономическими центрами.
Эти города не только занимали выгодные
военно-стратегические позиции, но и сосредотачивали
в себе религиозную жизнь. Они являлись
центрами культуры, где развивалось искусство,
строились библиотеки. Города на Руси
возникли раньше, чем в Швеции, Венгрии,
Польше, Норвегии.
IX–X вв. – это период
укрепления и развития экономики восточнославянских
земель, становления государственности.
В начале XI в. насчитывалось уже около
тридцати крупных городов, площадь которых
была свыше 2,5 га.
Среди них
выделялись Киев, Смоленск, Новгород, Ростов,
Суздаль, Чернигов и др. Они являлись княжескими
резиденциями и имели сложную систему
укреплений. Во всех городах были княжеские
дворцы, административные здания. Здесь
собирались торговые пошлины, стояли дворы
знати. В каждом городском центре имелись
главные соборы: в Новгороде – Софийский
собор, в Киеве – Десятинная церковь, в
Чернигове – храм Спаса. Службу в них вели
архиепископы и епископы. Большое количество
других церквей строилось боярами, купцами,
ремесленниками на собственные деньги.
Население городских
центров было очень разнообразно – от
богатых купцов до мелких торговцев –
разносчиков. Зарождались купеческие
союзы, имевшие общие денежные фонды, оказывающие
помощь купцам, попавшим в беду. Во многих
городах Руси находились дворы иноземных
купцов. Везде шумели торги. Из Византии
везли оружие, дорогие ткани, украшения,
драгоценные камни; из стран Персии и Кавказа
– бисер, пряности, вино, благовония. Пошлины
с торговли собирали великие киевские
и местные князья. В города приезжали ремесленники
их окрестных городков, чтобы продать
свой товар или что-нибудь купить.
В Киеве главная торговля
шла на Подоле, у причалов реки Почайны.
Товарами были завалены лавки на площадях.
В торговых рядах сидели евреи и болгары,
греки и поляки, армяне и арабы. Киевские
умельцы продавали золотые украшения,
посуду из серебра, кувшины, черпаки, амфоры.
Военные люди были
неотъемлемой частью общественной жизни
древнерусских городов. Ядром армии являлась
дружина, представляющая собой наиболее
мощную и хорошо вооруженную часть княжеского
войска. Эти воины передвигались на конях,
дрались рядом со своим князем. Они были
вооружены саблями или копьями.
Когда населению грозила
опасность, великий князь призывал к военной
деятельности смердов и ремесленников,
которые образовывали полк. Сельские жители
воевали под командованием тысяцкого.
Полк был вооружен копьями, луками, боевыми
топорами.
Во время похода впереди
ехал князь, затем – дружина, а после –
полк. За ними тянулся обоз, в котором находились
оружие и съестные припасы. Битва обычно
начиналась с поединка богатырей. Во время
сражения «чело» выступало центром надежных
воинов, которые могут устоять под ударами
вражеской конницы. Справа и слева находились
княжеская дружина, конные воины. Они должны
были окружить противника и нанести решающий
удар.
На основе феодальных производственных
отношений возникло много государств,
не известных предшествующей эпохе. Это
государства в Англии и Франции, Германии
и России, Чехии и Польше, скандинавских
странах, Японии и др. И сегодня в ряде
стран сохранились феодальные пережитки.