Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:34, диссертация
Война с Германией обернулась для Советского Союза очень тяжелыми испытаниями. За внешним фасадом победных мероприятий скрывалось немало тяжелых ран, язв и пороков, которые сказались на последующем развитии страны. Громадными были людские потери. Сам Сталин, подводя итоги войны, оценивал их в 7 млн. человек. Поскольку в те годы никто не мог спросить у него, что стоит за этой цифрой, в мировой практике ее обычно относили к потерям вооруженных сил СССР. В 50-е годы была названа другая цифра - общие потери страны в годы войны составили более 20 млн. человек, что находилось ближе к истине.
Введение...................................................................................................3 – 4
Глава 1. Военно-экономическое противоборство между СССР и Германией .....5 – 13
Глава 2. Социальное положение СССР и Германии в годы Второй мировой войны ......14 – 27
§ 1.Материально-бытовое положение населения ..................................14 – 19
§ 2.Пути сообщения и средства сообщения в годы войны………….19 - 23
§ 3.Пропаганда как оружие в войне ………………………………….23 - 24
Глава 3. Развитие науки и культуры в военный период …..................25 – 28
Заключение..................................................................................................29 – 30
Список использованных источников и литературы...............................31
1946 год явился наиболее
трудным в послевоенном
Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механизация трудоемких процессов в черной металлургии и угольной промышленности. Продолжилась электрификация производства. Электровооруженность труда в промышленности к концу пятилетки в полтора раза превзошла уровень 1940 г.
Большой объем индустриальных
работ был осуществлен в
Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов. Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73% превысил довоенный. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы «А».
Восстановление промышленности и транспорта, новое индустриальное строительство привели и к росту численности рабочего класса.
После войны страна находилась
в разрухе, и остро встал вопрос
выбора пути хозяйственного развития.
Альтернативой могли бы стать
рыночные реформы, но существующая политическая
система не была готова к этому
шагу. Директивная экономика все
еще сохраняла тот
Развитие экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Все экономические вопросы, большие и малые, решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные материальные и денежные ресурсы, необходимые для выполнения плановых заданий, распределялись через большое количество бюрократических инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха приводили к постоянным простоям на производстве, штурмовщине, огромным материальным издержкам, абсурдным транспортным перевозкам из края в край необъятной страны.
Советский Союз получил с
Германии репарации на сумму 4,3 млрд.
долл. В счет репараций из Германии
и других побежденных стран в
Советский Союз вывозилось промышленное
оборудование, включая даже целые
заводские комплексы. Однако толком
распорядиться этим богатством советская
экономика так и не смогла из-за
общей бесхозяйственности, а ценное
оборудование, станки и пр. постепенно
превращались в металлолом. В СССР
трудились 1,5 млн. немецких и 0,5 млн. японских
военнопленных. Кроме того, в системе
ГУЛАЙ в этот период содержалось
примерно 8-9 млн. заключенных, чей труд
практически не оплачивался. Размежевание
мира на два враждебных лагеря имело
негативные последствия для экономики
страны. С 1945 по 1950 г. на 35% сократился внешнеторговый
оборот с западными странами, что
заметно сказывалось на советской
экономике, лишенной новой техники
и передовых технологий. Вот почему
в середине 1950-х гг. Советский
Союз оказался перед необходимостью
глубоких социально-экономических
и политических перемен. Поскольку
путь прогрессивных изменений
преобразование
- децентрализация снабжения
предприятий сырьем и
- отмена системы госзаготовок
сельскохозяйственной
- реформа денежной системы с учетом золотого паритета;
- ликвидация государственной
торговли и передача ее
Эти идеи можно рассматривать в качестве основ новой экономической модели, построенной на принципах рынка и частичного разгосударствления экономики, весьма смелой и прогрессивной для того времени. Правда, идеям С.Д. Александера пришлось разделить участь других радикальных проектов, они были отнесены к категории «вредных» и списаны в «архив».
Центр, несмотря на известные колебания, в принципиальных вопросах, касающихся основ построения экономической и политической моделей развития, сохранял стойкую приверженность прежнему курсу. Поэтому центр был восприимчив лишь к тем идеям, которые не затрагивали основ несущей конструкции, т.е. не покушались на исключительную роль государства в вопросах управления, финансового обеспечения, контроля и не противоречили главным постулатам идеологии.
Первая попытка реформирования
командно-административной системы
тесно связана с окончанием в
марте 1953 г. сталинского периода
в истории СССР, когда управление
страной сосредоточилось в
При соблюдении этих условий номенклатура была готова согласиться на реформы в определенных пределах, дальше которых она не могла и, не хотела идти. В ходе реформ предстояло реорганизовать или упразднить систему ГУЛАГа, стимулировать развитие аграрного сектора экономики, провести преобразования в социальной сфере, снизить напряжение постоянной «мобилизационности» в решении хозяйственных проблем и в поисках внутренних и внешних врагов.
Вследствие сложной борьбы
на политическом «Олимпе» к власти
пришел поддержанный номенклатурой
Н.С. Хрущев, стремительно оттеснивший
своих соперников. В 1953 г. был арестован
и расстрелян Л, Берия по абсурдному
обвинению в «сотрудничестве
с империалистическими
Политические изменения в СССР требовалось закрепить изменениями и в экономике. Выступая в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР, Г.М. Маленков четко сформулировал основные направления экономической политики: резкий подъем производства товаров народного потребления, крупные инвестиции в отрасли легкой промышленности. Такой коренной поворот, казалось бы, навсегда должен был изменить принципиальные ориентиры развития советской экономики, устоявшиеся в предыдущие десятилетия.
Но этого, как показала
история развития страны, не произошло.
После войны несколько раз
проводились различные
В качестве примера не очень
продуманной реформы можно
Всего в стране было создано
105 экономических административных
районов, в том числе 70 в РСФСР,
11 - на Украине, 9 - в Казахстане, 4 - в
Узбекистане, а в остальных республиках
- по одному совнархозу. В функциях Госплана
СССР осталось лишь общее планирование
и координация территориально-
Первые результаты реформы управления были вполне успешными. Так, уже в 1958 г., т.е. через год после ее начала, прирост национального дохода составил 12,4% (по сравнению с 7% в 1957). Возросли масштабы производственной специализации и межотраслевого кооперирования, ускорился процесс создания и внедрения новой техники в производство. Но, по мнению специалистов, полученный эффект - следствие не только самой перестройки. Дело также в том, что на какой-то период предприятия оказались «бесхозными» (когда министерства фактически уже не функционировали, а совнархозы еще не сформировались), и именно в этот период они стали работать заметно продуктивнее, не ощущая никакого руководства «сверху». Но как только сложилась новая система управления, прежние негативные явления в экономике стали усиливаться. Более того, появились новые моменты: местничество, более жесткое администрирование, постоянно растущая «своя», местная бюрократия.
И хотя внешне новая, «совнархозовская» система управления существенно отличалась от прежней, «министерской», ее суть оставалась той же. Сохранялся прежний принцип распределения сырья, продукции, тот же диктат поставщика по отношению к потребителю. Экономические рычаги просто не могли стать определяющими в условиях абсолютного господства командно-административной системы.
Все реорганизации, в конечном
итоге, не приводили к заметным успехам.
Более того, если в 1951-1955 гг. промышленное
производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное
- на 20,5%, а в 1956-1960 соответственно на
64,3 и 30% (причем рост сельскохозяйственной
продукции шел, в основном, за счет
освоения новых земель), то в 1961-1965 эти
цифры стали снижаться и
Итак, центробежные силы заметно ослабили экономический потенциал страны, многие совнархозы оказались неспособными к решению крупных производственных задач. Уже в 1959 г. началось укрупнение совнархозов: более слабые стали присоединяться к более мощным (по аналогии с укрупнением колхозов). Центростремительная тенденция оказалась более сильной. Достаточно скоро восстановилась прежняя иерархическая структура в экономике страны.
Ученые экономисты и практические работники пытались разрабатывать новые подходы к экономическому развитию страны, особенно в области долгосрочного планирования и прогнозирования, определения стратегических макроэкономических целей. Но эти разработки не были рассчитаны на быструю отдачу, поэтому им не уделялось достаточного внимания. Руководству страны нужны были реальные результаты в настоящее время, а посему все силы направлялись на бесконечные корректировки текущих планов. Например, так и не был составлен детальный план на пятую пятилетку (1951-1955), а в качестве отправного документа, направлявшего работу всей экономики в течение пяти лет, стали Директивы XIX съезда партии. Это были всего лишь контуры пятилетки, но конкретного плана не существовало. Такая же ситуация сложилась и с шестым пятилетним планом (1956-1960).
Информация о работе Социальные проблемы российского общества