Становление Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 18:03, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть этапы становления Киевской Руси и роль Ярослава Мудрого в истории Киевской Руси.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть этапы становления Киевской Руси;
- Роль Ярослава Мудрого в истории Киевской Руси.

Содержание

Введение 3
1. Древнерусское государство – Киевская Русь: становление 5
2. Ярослав Мудрый 13
Заключение 18
Библиографический список 19

Вложенные файлы: 1 файл

История Становление Киевской Руси. Ярослав Мудрый.docx

— 47.67 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

1. Древнерусское  государство – Киевская русь: становление 5

2. Ярослав  Мудрый 13

Заключение 18

Библиографический список 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших событий, связанных с Киевской Русью, с  образованием и развитием Древнерусского государства, является складывание  восточного славянства в древнерусскую  народность. На смену племени - этической  категории первобытнообщинного  строя - вместе с развитием феодальных отношений на Руси приходит иная, более  развитая общность людей - народность. С течением времени в древнерусскую  народность слились все племенные  и территориальные объединения  восточных славян. Политическое единство обусловило усиление языковой общности, развитие языка народности.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой  Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

Современники — арабские и византийские авторы — называли первое государственное объединение  восточных славян Русью, а народ, составивший это объединение,— русами.

В связи с тем что центром этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси.

Киевская Русь сыграла  выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений  и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства  положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в  единую древнерусскую народность. В  ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические вязи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации. 

Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому  и культурному развитию, значительно  укрепляло их в борьбе с общим  врагом. Культурные ценности, созданные  гением древнерусского народа, выдержали  испытание временем. Они стали  основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

На международной арене  Древнерусское государство занимало одно из ведущих мест. Оно поддерживало широкие экономические, политические и культурные связи со многими  странами Востока и Запада.

Предметом данной работы является становление Киевской Руси.

Объектом работы является Киевская Русь.

Цель работы – рассмотреть  этапы становления Киевской Руси и роль Ярослава Мудрого в истории Киевской Руси.

Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть этапы становления Киевской Руси;
  • Роль Ярослава Мудрого в истории Киевской Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО – КИЕВСКАЯ РУСЬ: СТАНОВЛЕНИЕ

 

Древнерусское государство, или Киевская Русь, - первое крупное  устойчивое объединение восточных  славян. Его образование стало  возможным со становлением феодальных (поземельных) отношений. В состав государства  вошли 15 крупных областей - территорий племенных объединений (полян, древлян, дреговичей, ильменских словен, радимичей, вятичей, северян и др.). Наиболее развитыми в экономическом и политическом отношениях были земли ильменских словен (Новгород) и полян (Киев), объединение которых новгородским князем Олегом подвело экономическую базу под складывавшееся государство.

В истории Древнерусского государства академик Б.А. Рыбаков выделил следующие этапы:

  • 800-882 гг. - начальный этап объединения восточно-славянских племен, образование двух центров государственности (Киев и Новгород) и объединение их Олегом;
  • 882-912 гг. - укрепление Древнерусского государства Олегом, включение в его состав соседних восточно-славянских племен. Первые торговые договоры Олега с Византией (907 и 911);
  • 912-1054 гг. - расцвет раннефеодальной монархии, подъем производительных сил, развитие феодальных отношений, борьба с кочевниками, значительный рост территории за счет вхождения в государство всех восточно-славянских племен. Установление тесных отношений с Византией. Принятие христианства (988-989). Создание первого свода законов - «Правда Ярослава» (1016). Наиболее крупные политические деятели этого периода - Игорь, Ольга, Святослав, Владимир I, Ярослав Мудрый;
  • 1054-1093 гг. - первые ощутимые явления распада раннефеодального государства, удельные княжества наследников Ярослава Мудрого, усиление межкняжеской борьбы; на киевском великом княжении сменяют друг друга Изяслав, Святослав, Всеволод - триумвират Ярославичей. Дальнейшее развитие феодальных отношений. Рост народных восстаний. Появление нового свода законов - «Правда Ярославичей» (1072), который дополнил «Правду Ярослава» и стал называться «Русская Правда»;
  • 1093-1132 гг. - новое усиление феодальной монархии. Натиск половцев заставил удельных князей объединить свои усилия под властью великого киевского князя. Совершенствование правовых и политических отношений. Новый законодательный свод - «Устав Владимира Мономаха» (1113) - вошел составной частью в «Русскую Правду», которую принято считать отныне «Пространной Русской Правдой». После исчезновения половецкой угрозы государство распадается. Наиболее видные политические деятели - Владимир II Мономах и Мстислав Великий.

Процесс образования Русского государства имеет несколько  исторических толкований. Первое из них - так называемая норманнская теория. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые - члены российской Академии наук Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлёцер. Суть их теории: создание Русского государства стало возможным только при участии варягов, т.е. представителей германских племен. Цель теории: доказать неспособность восточных славян, а следовательно, и русской нации к самостоятельному историческому творчеству; обосновать утверждение о том, что славянами должны управлять более способные в государственном строительстве нации, в частности немцы.1

В основе этого утверждения  лежит летописная легенда из «Повести временных лет» о призвании, т.е. приглашении северными племенами (восточно-славянскими и угро-финскими) в качестве князя Рюрика (то ли с братьями, то ли с родней и дружиной), который якобы и стал создателем Древнерусского государства. Однако ученые до сих пор не могут однозначно ответить на вопрос, кто же были эти варяги, покорившие сначала Новгород, а затем Киев.

Историк С.Ф. Платонов на основе анализа различных источников и исторических толкований этого спорного и неясного вопроса приходит к выводу, что варягами греческие, арабские и скандинавские источники называют наемные дружины норманнского происхождения. На Руси варяги выступали в качестве воинов-наемников, купцов, посланцев славянских князей.

Итак, варяги - это норманны, жившие по берегам Балтийского моря. Норманнов принято отождествлять со скандинавами. Но этот вывод не решает вопроса о происхождении этнонима «русь». По одним сведениям, русь - те же скандинавы (т.е. германские племена), по другим - русь - это народ, живший у Черного, а не у Балтийского моря, в соседстве с хазарами и печенегами. Так, древние арабские писатели не раз говорят о народе русь и помещают его у Черного моря, на побережье которого указывают и город Русию.

Первым критиком норманнской  теории стал М.В. Ломоносов. Он отрицал варяжское происхождение слова «русь», связывая его с сарматами-роксоланами, рекой Рось на юге. Опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», Ломоносов доказывал, что Рюрик был родом из Поруссии, которая в более поздние времена стала называться Пруссией, а так как руссы, по его мнению, были славянами, то и пруссы также являлись славянами.

Критики норманнской теории, как и сторонники ее, в последующие  годы стали различать два аспекта  этого вопроса: причины образования  государства у восточных славян и этническое происхождение династии киевских князей.2

Точку зрения о скандинавском  происхождении династии киевских князей разделяли Н.М. Карамзин, М.Н. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. При этом они подчеркивали, что процесс образования Киевской Руси - объективный процесс, который не зависел от личностей Рюрика или Олега.

Ломоносовскую гипотезу славянского  происхождения названия «Русь» развили  в XIX в. историки Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский и другие, а также советские историки 30-50-х годов XX в.

Для выработки окончательного решения по этому вопросу нельзя не согласиться с выводами С.Ф. Платонова: «Даже не решая вопроса, к какому племени принадлежали первые русские князья с их дружиною, мы должны признать, что частые известия летописи о варягах на Руси указывают на сожительство славян с людьми чуждыми, именно германских племен. Каковы же были отношения между ними, и сильно ли было влияние варягов на жизнь наших предков? Вопрос этот не раз поднимался и в настоящее время может считаться решенным в том смысле, что варяги не повлияли на основные формы общественного быта наших предков-славян. Водворение варяжских князей в Новгороде, затем в Киеве не принесло с собой ощутительного чуждого влияния на жизнь славян, и сами пришельцы, князья и их дружины подверглись на Руси быстрой славянизации».

Еще более определенно  на сей счет высказались авторы сборника «Наше отечество. Опыт политической истории»: «Призвать на княжение можно  только в том случае, если есть где  княжить, т.е. имеется хотя бы полугосударственное  образование. Второе - летопись свидетельствует, что произошло объединение разноязычных племен: двух славянских и по меньшей мере двух финских. Очевидно, что более ранний хозяйственный и культурный симбиоз их дополнился политическим».

Существуют несколько  теорий, объясняющих происхождение  государства:

  • теократическая - теория божественного происхождения, согласно которой государство дается человеку Богом;
  • патриархальная - государство возникает как система отношений в разросшейся семье;
  • договорная - переход от догосударственного состояния общества к государственному достигается путем соглашения, заключения договора, с помощью которого люди объединяются в одно государство и подчиняются ими же установленной власти. Назначение последней - регламентировать отношения в этом обществе и самого общества с окружающим его миром людей, вещей, явлений. Своеобразным вариантом договорной теории стала норманнская теория;
  • марксистская - государство появилось с разделением труда и появлением социальных групп, основными из которых являются классы. К. Маркс и Ф. Энгельс считали государство орудием господствующего класса для сохранения своего господства и выделяли такие его черты, как историчность, классовый характер, обусловленность способом производства.3

Государство, которое сформировалось у восточных славян в IX в., имело  ряд черт, позволяющих историкам  считать его раннефеодальной монархией:

  • процесс социальной дифференциации шел медленно и был еще далек от завершения (класс крестьян оформится лишь к XIV в., а класс феодалов - к XVII в.); феодальные отношения только зарождались и были выражены слабо;
  • в политическом строе существовали и крепко держались элементы системы организации общества периода военной демократии: вече, вооружение свободных общинников, зависимость князя от дружины, родовой характер наследственной власти, кровная месть, действие норм обычного права;
  • примитивный аппарат государственной власти включал в себя не столько органы власти, сколько властные функции различных категорий общественных верхов: от родственников великого князя и племенных князьков до бояр-дружинников и их окружения.4

Историк Л.И. Семенникова считает, что Древнерусское государство строилось на основе института вассалитета. Высший слой общества - бояре являлись вассалами великого князя киевского и обязаны были служить в его дружине. Но одновременно они были полными хозяевами в «своих» землях, где имели менее знатных вассалов. В систему боярского иммунитета входило право перехода на службу другому князю. Великий князь был весьма зависим от своих «лучших людей». «Повесть временных лет» зафиксировала характер отношений князя и его ближайшего окружения: «...Владимир любил свою дружину и с нею совещался об устройстве земли, и о войнах, и о законах...» Имеется ряд указаний, что при великом князе действовал своеобразный боярский совет как совещательный орган, куда входили родственники князя, руководители дружины, представители местной боярской знати. О существовании такого совета еще в дохристианские времена свидетельствует летописный рассказ о выборе веры при Владимире I.

В условиях слабых экономических  связей между землями, отдаленности областей от Киева сохранялась значительная автономия территорий от центральной  власти. Местные бояре, став собственниками земельных владений - вотчин, являлись подлинными выразителями и защитниками местных интересов, с которыми вынужден был считаться великий князь киевский.

Местная автономия еще  более усиливается в период удельного  княжения (после 1054 г.), когда складывается новая форма государственно-политической организации древнерусского общества, - своеобразная федерация земель под номинальной эгидой великого киевского князя. Возникает новая властная структура - совет князей, где киевский князь становится только первым среди равных. Владимир Мономах (1113-1125) смог укрепить на время авторитет великокняжеской власти и единство государства именно потому, что умело сочетал интересы центра и земель-уделов.

Информация о работе Становление Киевской Руси