Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 18:03, реферат
Цель работы – рассмотреть этапы становления Киевской Руси и роль Ярослава Мудрого в истории Киевской Руси.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть этапы становления Киевской Руси;
- Роль Ярослава Мудрого в истории Киевской Руси.
Введение 3
1. Древнерусское государство – Киевская Русь: становление 5
2. Ярослав Мудрый 13
Заключение 18
Библиографический список 19
Содержание
Введение 3
1. Древнерусское государство – Киевская русь: становление 5
2. Ярослав Мудрый 13
Заключение 18
Библиографический список 19
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших событий, связанных с Киевской Русью, с образованием и развитием Древнерусского государства, является складывание восточного славянства в древнерусскую народность. На смену племени - этической категории первобытнообщинного строя - вместе с развитием феодальных отношений на Руси приходит иная, более развитая общность людей - народность. С течением времени в древнерусскую народность слились все племенные и территориальные объединения восточных славян. Политическое единство обусловило усиление языковой общности, развитие языка народности.
Киевская Русь – одно
из самых больших государств средневековой
Европы - сложилось в IX в. в результате
длительного внутреннего
Современники — арабские и византийские авторы — называли первое государственное объединение восточных славян Русью, а народ, составивший это объединение,— русами.
В связи с тем что центром этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси.
Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические вязи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.
Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.
На международной арене
Древнерусское государство
Предметом данной работы является становление Киевской Руси.
Объектом работы является Киевская Русь.
Цель работы – рассмотреть этапы становления Киевской Руси и роль Ярослава Мудрого в истории Киевской Руси.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО – КИЕВСКАЯ РУСЬ: СТАНОВЛЕНИЕ
Древнерусское государство, или Киевская Русь, - первое крупное устойчивое объединение восточных славян. Его образование стало возможным со становлением феодальных (поземельных) отношений. В состав государства вошли 15 крупных областей - территорий племенных объединений (полян, древлян, дреговичей, ильменских словен, радимичей, вятичей, северян и др.). Наиболее развитыми в экономическом и политическом отношениях были земли ильменских словен (Новгород) и полян (Киев), объединение которых новгородским князем Олегом подвело экономическую базу под складывавшееся государство.
В истории Древнерусского государства академик Б.А. Рыбаков выделил следующие этапы:
Процесс образования Русского государства имеет несколько исторических толкований. Первое из них - так называемая норманнская теория. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые - члены российской Академии наук Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлёцер. Суть их теории: создание Русского государства стало возможным только при участии варягов, т.е. представителей германских племен. Цель теории: доказать неспособность восточных славян, а следовательно, и русской нации к самостоятельному историческому творчеству; обосновать утверждение о том, что славянами должны управлять более способные в государственном строительстве нации, в частности немцы.1
В основе этого утверждения
лежит летописная легенда из «Повести
временных лет» о призвании, т.е.
приглашении северными
Историк С.Ф. Платонов на основе анализа различных источников и исторических толкований этого спорного и неясного вопроса приходит к выводу, что варягами греческие, арабские и скандинавские источники называют наемные дружины норманнского происхождения. На Руси варяги выступали в качестве воинов-наемников, купцов, посланцев славянских князей.
Итак, варяги - это норманны, жившие по берегам Балтийского моря. Норманнов принято отождествлять со скандинавами. Но этот вывод не решает вопроса о происхождении этнонима «русь». По одним сведениям, русь - те же скандинавы (т.е. германские племена), по другим - русь - это народ, живший у Черного, а не у Балтийского моря, в соседстве с хазарами и печенегами. Так, древние арабские писатели не раз говорят о народе русь и помещают его у Черного моря, на побережье которого указывают и город Русию.
Первым критиком норманнской теории стал М.В. Ломоносов. Он отрицал варяжское происхождение слова «русь», связывая его с сарматами-роксоланами, рекой Рось на юге. Опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», Ломоносов доказывал, что Рюрик был родом из Поруссии, которая в более поздние времена стала называться Пруссией, а так как руссы, по его мнению, были славянами, то и пруссы также являлись славянами.
Критики норманнской теории, как и сторонники ее, в последующие годы стали различать два аспекта этого вопроса: причины образования государства у восточных славян и этническое происхождение династии киевских князей.2
Точку зрения о скандинавском происхождении династии киевских князей разделяли Н.М. Карамзин, М.Н. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. При этом они подчеркивали, что процесс образования Киевской Руси - объективный процесс, который не зависел от личностей Рюрика или Олега.
Ломоносовскую гипотезу славянского происхождения названия «Русь» развили в XIX в. историки Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский и другие, а также советские историки 30-50-х годов XX в.
Для выработки окончательного решения по этому вопросу нельзя не согласиться с выводами С.Ф. Платонова: «Даже не решая вопроса, к какому племени принадлежали первые русские князья с их дружиною, мы должны признать, что частые известия летописи о варягах на Руси указывают на сожительство славян с людьми чуждыми, именно германских племен. Каковы же были отношения между ними, и сильно ли было влияние варягов на жизнь наших предков? Вопрос этот не раз поднимался и в настоящее время может считаться решенным в том смысле, что варяги не повлияли на основные формы общественного быта наших предков-славян. Водворение варяжских князей в Новгороде, затем в Киеве не принесло с собой ощутительного чуждого влияния на жизнь славян, и сами пришельцы, князья и их дружины подверглись на Руси быстрой славянизации».
Еще более определенно
на сей счет высказались авторы сборника
«Наше отечество. Опыт политической
истории»: «Призвать на княжение можно
только в том случае, если есть где
княжить, т.е. имеется хотя бы полугосударственное
образование. Второе - летопись свидетельствует,
что произошло объединение
Существуют несколько теорий, объясняющих происхождение государства:
Государство, которое сформировалось у восточных славян в IX в., имело ряд черт, позволяющих историкам считать его раннефеодальной монархией:
Историк Л.И. Семенникова считает, что Древнерусское государство строилось на основе института вассалитета. Высший слой общества - бояре являлись вассалами великого князя киевского и обязаны были служить в его дружине. Но одновременно они были полными хозяевами в «своих» землях, где имели менее знатных вассалов. В систему боярского иммунитета входило право перехода на службу другому князю. Великий князь был весьма зависим от своих «лучших людей». «Повесть временных лет» зафиксировала характер отношений князя и его ближайшего окружения: «...Владимир любил свою дружину и с нею совещался об устройстве земли, и о войнах, и о законах...» Имеется ряд указаний, что при великом князе действовал своеобразный боярский совет как совещательный орган, куда входили родственники князя, руководители дружины, представители местной боярской знати. О существовании такого совета еще в дохристианские времена свидетельствует летописный рассказ о выборе веры при Владимире I.
В условиях слабых экономических связей между землями, отдаленности областей от Киева сохранялась значительная автономия территорий от центральной власти. Местные бояре, став собственниками земельных владений - вотчин, являлись подлинными выразителями и защитниками местных интересов, с которыми вынужден был считаться великий князь киевский.
Местная автономия еще
более усиливается в период удельного
княжения (после 1054 г.), когда складывается
новая форма государственно-