Становление востоковедного образования на Дальнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:00, реферат

Краткое описание

К середине 50-х годов ХIХ века подготовка востоковедных кадров в России была сосредоточена на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета. По замыслу разработчиков устава факультета предполагалось раздельное изучение восточных языков – теоретическое: чтение, перевод и комментарии к тексту с профессором и разговорный с лектором, носителем языка. Преподаванию разговорного языка, хотя формально и придавалось большое значение, но постановка практических знаний, по свидетельству В.В. Бартольда (1909 г.), оставалась одним из самых трудных вопросов в жизни факультета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Восточный институт (1899-1909 гг.)……………………………………….…4
2 Восточный факультет в 20-е годы в составе Государственного Дальневосточного Университета…………………………………………….….7
3 Трагическое десятилетие. ДВГУ в 30-е годы……………………………..... 10
4 Востоковедение в ДВГУ (1962-1994 гг.)…………………………………......14
Заключение…………………………………………………………….…………17
Список литературы…………………………………………………….……...…18

Вложенные файлы: 1 файл

Мой реферат мля.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 


 

ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине «Введение в востоковедение»

Направление «Востоковедение  и африканистика» 032100.62

 

 

на тему: «Становление востоковедного образования на Дальнем Востоке»

 

 

 

 

Выполнила студентка гр. Б5106эя

_____________М.С.Звягольская

Проверил профессор

_____________А.А.Хаматова

_________________________

(зачтено/не зачтено) 

 

 

 

 

г. Владивосток

2012

 

 

                                            Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Восточный институт (1899-1909 гг.)……………………………………….…4

2 Восточный факультет в 20-е годы в составе Государственного                                               Дальневосточного Университета…………………………………………….….7

3 Трагическое десятилетие. ДВГУ в 30-е годы……………………………..... 10

4 Востоковедение в ДВГУ (1962-1994 гг.)…………………………………......14

Заключение…………………………………………………………….…………17

Список литературы…………………………………………………….……...…18

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

                                               

 

                                                  Введение

К середине 50-х  годов ХIХ века подготовка востоковедных  кадров в России была сосредоточена  на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета. По замыслу разработчиков  устава факультета предполагалось раздельное изучение восточных языков – теоретическое: чтение, перевод и комментарии к тексту с профессором и разговорный с лектором, носителем языка. Преподаванию разговорного языка, хотя формально и придавалось большое значение, но постановка практических знаний, по свидетельству В.В. Бартольда (1909 г.), оставалась одним из самых трудных вопросов в жизни факультета. 
 
      На факультете восточных языков изучались, главным образом, классические языки передней Азии. В.П. Васильев был тогда, пожалуй, единственным востоковедом, который понимал, что настоящий Восток – это страны Дальнего Востока и Индия. Он неоднократно выступал с предложениями расширения преподаваемых языков за счет японского, корейского и санскрита. 
 
     Проблемы практического востоковедения стали успешно решаться на восточной окраине России. 21 октября 1899 года во Владивостоке состоялось торжественное открытие Восточного института. 1

 

 

 

1 Восточный институт (1899-1909 гг.)

 Основание на рубеже XIX-XX вв. во Владивостоке Восточного института было вызвано активной деятельностью русского капитала, расширением контактов с Китаем, Кореей, Японией, осложнившейся международной обстановкой на Дальнем Востоке, нуждами местной администрации. Требовалось большое количество переводчиков с китайского, корейского и японского языков, с подготовкой которых уже не мог справиться факультет восточных языков Петербургского университета. 2

Являясь инициатором  создания востоковедного учебного заведения  нового типа, ранее неизвестного ни в России, ни за рубежом, А.М.Позднеев разработал и иную, чем в Петербургском университете, методику подготовки востоковедных кадров. В соответствии с поставленными задачами и методикой обучения был разработан учебный план института. Продолжительность обучения определялось в четыре года, и со второго курса студенты распределялись по четырем отделениям: китайско-японское, китайско-корейское, китайско-маньчжурское, китайско-монгольское. Кроме восточных языков, впервые в России в институте изучались география и этнография стран Дальнего Востока, их экономическое и политическое устройство, религия, новейшая история (19 век) Китая, Кореи и Японии.

 По приглашению директора Восточного института во Владивосток отправилась группа выпускников Санкт-Петербургского университета: со дня основания в нем работали А.В. Рудаков и П.П. Шмидт, окончившие факультет восточных языков в 1898 году по китайско-манчжурскому разряду. Несколько позже прибыли Е.Г. Спальвин и Г.В. Подставин, выпускники по китайско-монголо-манчжурскому разряду. В 1902 году к работе приступил Г.Ц. Цыбиков, вернувшийся из путешествия в Тибет. По рекомендации В.П. Веселовского после двухлетней командировки в страны Дальнего Востока во Владивосток прибыл Н.В. Кюнер (1902 год).

В Санкт-Петербургском  университете из стран Дальнего Востока  изучались только Китай и Монголия. Имевшийся опыт для Восточного института был неприемлем уже в силу чисто практического его назначения. Читая лекции в институте или находясь в заграничной командировке, профессора работали над составлением «Обозрений» (так тогда назывались программы читаемых дисциплин). Готовились к изданию грамматики и учебные пособия по изучению китайского, корейского и японского языков. По каждому языку составлялись хрестоматии с образцами разговорной и литературной речи, примерами частной переписки и текстов официальных бумаг, дипломатического, административного, гражданского и уголовного делопроизводства, формами разного рода коммерческих актов и торговой корреспонденции с учетом специфики изучаемой страны.3

Высокая требовательность к подготовке специалистов по странам Дальнего Востока подкреплялась такими же требованиями к полученным знаниям, прежде всего по иностранным языкам – восточному и английскому. На экзамене студенты второго курса должны были проявить умение, без особых затруднений разбираться в разговорных текстах, написанных общедоступным слогом, читать наиболее доступные материалы газет и журналов, показать знание основ скорописного письма и умение читать легкие скорописные тексты, вести беседы на бытовые темы. На 3-4 курсах при хорошем знании 2700 иероглифов необходимо было умение переводить передовые статьи и сообщения военно-политического характера, быть знакомым с основами официальной и частной переписки и читать скорописные тексты, в разговорном языке уметь передать содержание статьи, прочитанной лектором. 
       Главная цель учебы в институте заключалась в том, чтобы «преподать студентам способы производства научных работ», научить их «разбираться в собранных материалах и анализировать факты, критически относиться к своей работе, задумываться над разрешением само собой возникающих вопросов». Одним из средств достижения этой цели были командировки в страну изучаемого языка в каникулярное время (май-август). 
 
      Уже в первые годы своего существования Восточный институт получил широкую известность в стране. Этому способствовали всеобщий интерес к происходящим политическим событиям на Дальнем Востоке возможность приобщиться к новому и живому делу на поприще практического востоковедения, подготовка хороших специалистов и очень квалифицированный состав профессоров. Во Владивосток ехали учиться со всех концов необъятной России. 
 
     Первым серьезным испытанием для студентов Восточного института стала русско-японская война. Армии и флоту потребовались переводчики, и студенты 3-4 курсов были отправлены на театр военных действий.4

 

 

 

  

 

 

   2 Восточный факультет в 20-30 годы в составе Государственного                                               дальневосточного университета.

Постановлением  Временного Правительства Дальнего Востока - Приморской областной земской управы - от 17 апреля 1920 г. об учреждении Дальневосточного Государственного Университета Восточный институт был реорганизован в восточный факультет. Сделано это было в соответствии с желаниями и стремлениями его преподавателей.5

«Совет Восточного института и Комитеты по учреждению существующих ныне в г.Владивостоке частных историко-филологического и юридического факультетов настоящим ходатайствуют перед Временным Правительством – Приморской Областной Земской Управой об учреждении в г.Владивостоке Государственного Дальневосточного Университета на первое время в составе трех факультетов: а) восточного, образуемого из существующего уже Восточного института, б) историко-филологического и юридического, образуемых из существующих ныне в г.Владивостоке частных факультетов того же наименования.

                                                   Из докладной записки Совета  Восточного института и Комитетов  по учреждению историко-филологического  и юридического факультетов с  возбуждением ходатайства об учреждении ГДУ в г.Владивостоке.»6

      От университета, в рамках которого он должен был работать, новоиспеченный факультет ожидал лишь материальной поддержки, но никак не вмешательства в свои дела и посяганий на собственность. Но все произошло наоборот. И факультет перешел в некое подобие оппозиции учрежденному университету, демонстрацией чего служило поданное 20 января 1921 г. Е.Г.Спальвиным в Совет Университета заявление о невозможности для него присутствовать на его заседаниях вследствие явно недоброжелательного отношения к восточному факультету вообще и к его декану в частности. Пока это подобие оппозиции было еще возможно. Ректором университета был востоковед Г.В.Подставин, естественно, старавшийся идти навстречу своим коллегам. Сам факультет представлял собой коллектив единомышленников, т.к. состоял из ученых и студентов, преследовавших в общем одни и те же цели.

Октябрь 1922 г. ознаменовался  победой Советской власти на Дальнем  Востоке. Она была принята далеко не всеми членами факультетской корпорации. Мнения резко разделились. Уехал, начав свой трагический путь скитаний по загранице, первый русский специалист в области корейской словесности, Г.В.Подставин.

Восточный факультет  был реформирован в факультет  с четырьмя отделениями: китайским, монгольским, японским и краевым. Началось чтение трех общеуниверситетских курсов: к ранее читаемым - социологии, общему учению о праве и государстве - добавлялся курс истории социализма. Были созданы новые кафедры: тибетской словесности, истории языка и культуры Индии, а также политики, законодательства и экономического строя народов Восточной Азии. В порядке эксперимента был образован пятый курс. Продолжительность обучения на всех отделах по всем специальностям составляла четыре года с возможным добавлением пятого дополнительного курса для тех, кто хотел посвятить себя научно-исследовательской деятельности и получить научное звание.7

На факультете сохранялся крепко спаянный коллектив "старой", дореволюционной профессуры. Видимо, именно благодаря его давлению, Совет восточного факультета в октябре 1926 г. отмечал, что факультет считает своим долгом быть здесь центром русского научно-практического востоковедения. Но одновременно с этим факультет рассматривал себя как лабораторию по выпуску квалифицированных работников для обслуживания многочисленных нужд Рабоче-крестьянской Республики, которые выявлялись на Дальнем Востоке в международно-правовой и торгово-промышленной деятельности. В конце 1926 г. структура факультета включала уже только три разряда: китайский, японский и корейский (причем последний не открывался из-за отсутствия квалифицированного руководителя и недостатка средств).

Таким образом, традиции Восточного института на востфаке ГДУ в двадцатые годы в основном сохранялись. Он давал своим студентам востоковедную подготовку, не сообщая им специальные технические знания и навыки, уделял внимание истории, культуре, философии народов Дальнего Востока. Кроме того, факультетом открыто провозглашалась подготовка своих студентов к научно-исследовательской деятельности, в чем уже был отход от ультрапрактицизма Восточного института и от требований Советской власти, готовить востоковедов-практиков.8

 

 

 

 

 

 

3 Трагическое десятилетие. ДВГУ в 30-е годы

Столь успешно  начавшиеся 20-е годы закончились  довольно неожиданно – принятием решения реорганизовать университет. Чем обосновывалось такое решение правительства в 1930 г.? Прежде всего тем, что, несмотря на всем очевидные успехи в подготовке специалистов, университет готовил их мало.

В марте 1930 г. Далькрайком  ВКП(б) и Далькрайисполком приняли постановление «Об осуществлении строительства вузов на Дальнем Востоке», согласно которому из ГДУ выделялись факультеты, преобразуемые в самостоятельные институты.

В соответствии с решениями правительства летом-осенью 1930 г. ГДУ был расформирован, а на базе его факультетов созданы самостоятельные вузы.9 Из восточного факультета был создан Институт Народного Хозяйства. В нем было намечено два отделения: экономическое и лингвистическое. Впоследствии они были превращены в факультеты: экономический (с пребыванием в Хабаровске) и востоковедения (во Владивостоке). Последний был восстановлен в составе вновь образованного ДВГУ постановлением СНК РСФСР от 13 июля 1931 г. и просуществовал до 1939 г. Его целью стала подготовка работников, знавших китайский, монгольский или японский, а также английский языки и способных удовлетворить требования хозяйственных, торговых и других советских организаций (имевших право самостоятельной работы за границей), равно как и нужды обслуживания организованного китайского и японского населения на территории Советского Союза по профессионально-хозяйственной и советской линиям.10

 

Новые учебные  программы востфака были направлены прежде всего на подготовку специалистов, знающих язык, на подготовку научных кадров, исследователей и только потом экономистов со знанием языка. Поэтому не случайно вновь поднимается вопрос об изменении целевой установки в подготовке востоковедов, которая была навязана факультету комиссией Наркомпросса СССР в 1927 г.

На совещании  при отделе Дальневосточного крайкома ВКП(б) 14 апреля 1934 г. Было принято постановление о реорганизации восточного факультета ДВГУ. Суть реорганизации заключалась в новой установке: «Подготовка образованного востоковеда, хорошо владеющего как разговорным, так и литературным языком изучаемой страны». 11

Информация о работе Становление востоковедного образования на Дальнем Востоке