Становление государственной власти в Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:55, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть процесс становления государственной власти в Киевской Руси.
Задачи данной работы: рассмотреть возникновение государства на Руси; показать политический строй Киевской Руси; влияние первых киевских князей на развитие Древней Руси; влияние церкви на становление государственности.

Содержание

Введение
1. Возникновение государства на Руси
2. Политический строй Киевской Руси
3. Первые киевские князья
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Киевская Русь.Реферат.docx

— 31.76 Кб (Скачать файл)

Становление государственной  власти в Киевской Руси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Возникновение государства  на Руси

2. Политический строй Киевской  Руси

3. Первые киевские князья

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начальный этап в истории российской государственности связан с образованием Древнерусского государства, известного также под названием Киевской Руси. Это крупнейшее в средневековой  Европе государство, просуществовавшее  с конца IX до середины XII в., занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Ко времени образования  государства указанную территорию населяли многочисленные земледельческие  племена восточных славян, а также  десятки народов финского, балтского, тюркского и иранского происхождения. Отдельные восточнославянские племена объединялись в крупные политические и военные союзы, упоминаемые в древнейшей летописи: поляне, древляне, дреговичи, словене, радимичи, вятичи и др. Поэтому одна из главных особенностей мировоззрения населения Киевской Руси — изначальное, можно сказать, генетическое отсутствие племенного эгоизма, широкая распахнутость по отношению к другим языкам и народам.

В восточнославянских племенах государственная  власть вырастала в условиях территориальных  общин. Главное богатство — земля. Однако обилие лесов и неплодородные  земли затрудняли земледелие. Сложный  рельеф местности и множество  болот делали непроходимыми дороги и не способствовали развитию торговли. Только сильная власть родовых старейшин  могла преодолеть все эти трудности. Здесь и кроются глубокие истоки российского единодержавия, деспотизма и тотальности, жизненно необходимых в то далекое время и сохранявшихся многие века.

Актуальность данной темы обуславливается  огромной ролью политических институтов Киевской Руси в развитии русского государства.

Цель данной работы: рассмотреть  процесс становления государственной  власти в Киевской Руси.

Задачи данной работы: рассмотреть  возникновение государства на Руси; показать политический строй Киевской Руси; влияние первых киевских князей на развитие Древней Руси; влияние  церкви на становление государственности.

 

1. Возникновение государства на  Руси

 

В IX в. у восточных славян уже  существовали внутренние предпосылки  для создания государственности. Родоплеменной  строй находился на стадии разложения. Верховным органом племени по-прежнему было вече — собрание всех его свободных  членов. Но уже существовала племенная знать в лице нескольких привилегированных родов, отличавшихся от массы общинников в социальном и имущественном отношении. Из их среды вече выбирало вождей (князей) и старейшин. Ко времени образования государства уже существовали отдельные племенные княжения. Власть племенных князей опиралась на систему укрепления градопоселений, некоторые из которых позднее превратились в настоящие феодальные города. Племенные княжения были еще догосударственными образованиями, а племенные вожди еще не были князьями в подлинном смысле этого слова.

Существовали и внешние предпосылки, способствовавшие созданию государства  у восточных славян. Бескрайние степи, простиравшиеся между Черным морем  и лесной полосой Русской равнины, издавна были торной дорогой в  Европу для воинственных кочевников, орды которых раз в полтора-два  столетия исторгала Азия. Многие кочевые  племена пытались закрепиться на этих землях, но оседлые славяне-земледельцы  готовы были упорно отстаивать плодородную  пашню, дававшую огромные урожаи. Постоянная борьба с кочевниками способствовала объединению восточнославянских племен в древнерусскую народность. По сути Киевская держава сложилась в борьбе с внешними врагами и в дальнейшем стала поистине «формой выживания» в постоянной борьбе со Степью.

В 882 г., согласно летописи, новгородский князь Олег, предварительно заняв  Смоленск и Любеч, овладел Киевом и провозгласил его столицей своего государства. «Се буди мати градом русьским», - вложил летописец слова в уста Олега. Сам же Олег стал титуловаться великим князем. Таким образом, 882 г., когда под властью одного князя объединилась Северная Русь (Новгород) и Южная Русь (Киев), стал поворотным в судьбах восточных славян. Объединение двух важнейших центров по великому водному пути «из варяг в греки» дало Олегу возможность приступить к подчинению своей власти прочих восточнославянских земель. Так начался длительный процесс консолидации отдельных племенных княжений восточных славян в единое государство.

Высшая политическая власть в Киевской Руси была представлена великим князем. Он выступал как законодатель, военный  вождь, верховный администратор  и верховный судья. Со времен первых русских князей, известных по летописям, Рюрика и Олега, княжеская власть становилась индивидуально наследственной, и это придавало ей легитимность в глазах современников. Утверждалась мысль об избранности людей, принадлежавших к княжескому роду. Постепенно власть князя стала восприниматься как  власть государственная. К исходу X столетия Киевское государство приобретало  черты раннефеодальной монархии. Огромное значение имело принятие Русью  христианства. Церковь укрепляла  авторитет князя, рассматривая его  власть как богоданную. В 996 г. собор  русских епископов торжественно заявил князю Владимиру Святославичу: «Ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милованье».

 

2. Политический строй Киевской  Руси

 

Киевская Русь преимущественно  рассматривалась как самобытное общество и государство, развивающееся  иным, нежели Европа или Азия, путем.

Во главе Древнерусского государства  стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная  власть. Он, однако, не являлся единоличным  правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного  характера. Существовали различные  способы замещения великокняжеского престола: наследование, насильственный захват, наконец, избрание вечем. Последний  способ, впрочем, имел вспомогательный  характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или  узурпацию им власти.

Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др. Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. В недрах дружинной организации, еще до образования Древнерусского государства, сложилась так называемая десятичная или численная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.

Ближайшие родственники князя —  братья, сыновья, племянники — образовывали особую аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников. Некоторые  из них имели свои собственные  дружины. Занимая киевский стол, новый  князь обычно соединял собственную  дружину с дружиной своего предшественника.

Для сбора дани с подвластного населения  киевские князья предпринимали специальные  походы — полюдье. Долгое время дань была ненормированной, и ее размер обусловливался или аппетитом князя и его  дружинников, или возможностью использования  дани в качестве средства давления на непокорных подданных. Установление даннических отношений означало вхождение той или иной территории в состав Древнерусского государства, а само полюдье являлось способом управления страной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья на месте улаживали  конфликты, творили суд, разрешали  пограничные споры и др.

Постепенно из дружинников и  лично зависимых от князя людей  формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) - в городах и волостелям - в сельской местности. Жалованье  за службу они не получали и содержались  за счет сборов с населения - так  называемого корма. Такая система  называлась кормлениями, а должностные  лица -кормленщиками.

Княжеским хозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутствовали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину - «мыть» - взимали мытники, денежный штраф за убийство - «виру» - вирники, пошлину за продажу лошадей - «пятно» - пятенщики.

Несмотря на некоторый рост княжеской  администрации, государственный аппарат  Древнерусского государства оставался  примитивным. Государственные и  дворцовые функции еще не обособились  друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.

Развитие феодальных отношений  способствовало усилению позиций местных  феодалов - князей и бояр. В их статусе - крупных вотчинников - соединились  право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они  обязаны были ему служить. В то же время они являлись полными  господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т.е. осуществляли в  своих владениях некоторые государственные  функции, могли иметь собственных  вассалов.

Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная  система управления, при которой  выделяются два центра управления - княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками - князем и  боярами, а выполнение важнейших  государственных функций поручается их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством. Государственный  аппарат фактически совпадал с аппаратом  управления княжеской и боярской вотчиной.

Судебных органов как особых учреждений в Древнерусском государстве  не было. Правосудие осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм Русской  Правды. По мере становления вотчинного землевладения и оформления боярского  иммунитета росло значение боярского  суда над зависимыми крестьянами. Превращение  христианства в государственную  религию привело к появлению  церковной юрисдикции, распространявшейся на духовенство.

Образование Древнерусского государства  не повлекло за собой немедленной  ликвидации племенных княжений. Местные  князья находились в вассальной зависимости  от великого князя, сводившейся к  уплате дани и участию в военных  предприятиях Киева.

По мере разрастания великокняжеской  семьи киевские князья практиковали выделение отдельных земель - уделов - в княжение своим сыновьям. Они  постепенно заменяли князей из местных  династий. На некоторое время это  упрочило великокняжескую власть.

Вечевой строй

Важную роль в Древнерусском  государстве продолжало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях  принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни  городской общины. Особенно значительна  была роль вече в организации обороны города: оно формировало народное ополчение и выбирало его предводителей - тысяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X - начале XIII в., 14 были приглашены вечем. Атрибутами вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью, - степень. Решения на вече принималось большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Многие историки рассматривали вече как орган народовластия.

Общинное самоуправление

Основную массу населения в  Древнерусском государстве составляли крестьяне-общинники. Крестьянская община представляла собой конгломерат  мелких поселений. На севере она именовалась  миром, на юге - вервью. К моменту  образования государства у восточных  славян на смену родовой общине пришла соседская, или территориальная, община. Общинников объединяло теперь не столько  родство, сколько общность территории и хозяйственной жизни. Все владения общины делились на личные и общественные. Дом, приусадебная земля, скот, хозяйственный инвентарь составляли личную собственность каждой семьи. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы и т. д. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между общинниками, проводившемуся раз в несколько лет. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала преступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти.

Развитие феодальных отношений  и рост крупного землевладения имели  своим результатом постепенное  подчинение общин государству или  отдельным феодалам-вотчинникам. Наряду с выборными старостами появляются назначаемые князьями и боярами  приказчики и иные должностные лица. Со временем и старосты также стали  назначаться феодалами-вотчинниками.

 

3. Первые киевские князья

 

Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей была направлена на объединение всех восточных славян в рамках единого государства, централизацию  власти и укрепление международного авторитета Руси. В 882 г. новгородский князь  Олег захватил Киев и превратил его  в столицу Древнерусского государства. В конце IX в. ему удалось освободить древлян, северян и радимичей  от уплаты дани Хазарскому каганату, а  их земли включить в состав Киевской державы. В 907 и 911 гг. Олег воевал против Византии. В результате походов Олега был заключен русско-византийский договор (911 г.), определивший характер дипломатических и торговых связей между двумя странами.

После смерти Олега (912г.) власть в Киеве  унаследовал Игорь, продолжил политику Олега. В 913 г. он восстановил власть Киева в Древлянской земле и присоединил к Древнерусскому государству землю уличей, контролировавших устье Днепра. По примеру Олега он дважды - в 941 и 944 гг. - совершал походы против Византии. Взимая дань с подвластного населения, Игорь, вопреки обычаю, нередко собирал двойную дань. Это привело к восстанию древлян и убийству князя Игоря (945г.).

Информация о работе Становление государственной власти в Киевской Руси