Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:37, реферат
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что изучая законодательство в современной Республике Беларусь в сфере прокурорского надзора мы не можем не опираться на предыдущий опыт. Т.к. большинство принципов работы прокуратуры были сформулированы в советский период. Изменения затронули только ту часть нашего законодательства, которая не соответствовала требованиям современного общества и политическому строю.
Введение….....................................................................................................3
Развитие прокуратуры СССР в послевоенный период до принятия Закона «О прокуратуре СССР»………………………………………...………...4
Развитие прокуратуры СССР после принятия Закона «О прокуратуре СССР»…………………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованных
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО»
Кафедра теории и истории государства и права
Выполнила Студентка I курса группы № 3 |
Манзюк Ольга Андреевна |
|
Минск, 2013
Содержание.
Введение….....................
Развитие прокуратуры СССР в послевоенный период до принятия Закона «О прокуратуре СССР»………………………………………...………...4
Развитие прокуратуры
СССР после принятия Закона «О прокуратуре
СССР»…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………...22
Введение.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что изучая законодательство в современной Республике Беларусь в сфере прокурорского надзора мы не можем не опираться на предыдущий опыт. Т.к. большинство принципов работы прокуратуры были сформулированы в советский период. Изменения затронули только ту часть нашего законодательства, которая не соответствовала требованиям современного общества и политическому строю.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с осуществлением прокурорского надзора и их место в системе в период времени с 40-х до 90-х годов XX века.
Предметом работы является круг вопросов, касающихся правовой регламентации работы прокуратуры в период времени с 40-х до 90-х годов XX века, изменения правового статуса органов прокуратуры в этот период.
Цель исследования – это выявление отличий и изменений и правовом статусе прокуратуры в период с 40-х по 90-е годы XX века.
Задачи исследования:
Детально изучить правовой статус и изменения законодательства в период с 40-х годов до принятия Закона «О прокуратуре ССР»;
Проанализировать деятельность прокуратуры СССР с 70-х годов XX века и нормы Закона «О прокуратуре СССР».
Развитие прокуратуры СССР в послевоенный период до принятия Закона «О прокуратуре СССР».
В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче – победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., объявившим в стране военное положение, работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Главное содержание деятельности органов прокуратуры состояло в надзоре за исполнением законов военного времени, направленных на охрану общественного порядка, трудовой и государственной дисциплины, прав и законных интересов военнослужащих и их семей, охрану социалистической собственности от преступных посягательств.
Прокуроры и следователи
многое сделали в борьбе с детской
беспризорностью и
Интересы военного времени
потребовали перестройки
Многие прокуроры и
следователи ушли на фронт в действующую
армию или в партизанские отряды.
Немало из них погибло в боях с
немецко-фашистскими
Прокуроры и следователи проводили большую работу вместе с Чрезвычайным государственным комитетом по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Собранные материалы были использованы при разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе.
В послевоенное время работники
Прокуратуры Союза ССР, Прокуратур
РСФСР, УССР и БССР провели огромную
по своим масштабам работу по разоблачению
немецко-фашистских захватчиков, установлению
их злодеяний на оккупированных ими
территориях Союза ССР. Высококвалифицированные
прокуроры и следователи
Главным обвинителем от СССР выступил Р. А. Руденко, занимавший в тот период пост Прокурора Украины, а затем был назначен на пост Генерального прокурора Союза ССР.
На Нюрнбергском судебном процессе была воочию разоблачена сущность фашизма. Главные военные преступники понесли заслуженное наказание. Законный, обоснованный и справедливый приговор в Нюрнберге служит и поныне грозным предостережением для агрессоров любого масштаба[6, c. 201].
В послевоенное время усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере экономики. Потребовалось перестроить работу органов прокуратуры, чтобы обеспечить соблюдение законности в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте. На первый план выдвигались задачи по обеспечению сохранности народного добра, соблюдению режима экономии народных ресурсов. Важную роль в усилении прокурорского надзора в сфере экономики выполнил приказ Генерального прокурора СССР № 128 от 17 июня 1946 г. «Об усилении общего надзора за точным исполнением законов», в котором были сформулированы задачи прокуроров в сфере общего надзора, определены полномочия прокуроров по устранению нарушений закона, обозначены основные средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона[6, c. 203].
Одновременно с общим
надзором совершенствовались и другие
отрасли надзора, а также производство
расследования совершенных
Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве. Верховный Совет СССР 19 марта 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР» [3, c. 286].
После XX съезда КПСС, развенчавшего
культ личности, потребовалось принять
конкретные меры по реабилитации граждан,
незаконно и необоснованно
В целом же 50-70 годы можно
назвать периодом постоянного совершенствования
законодательства о прокурорском надзоре,
в том числе в сторону
Президиум Верховного Совета СССР принимает также Указ от 25 апреля 1955 г. «О порядке рассмотрения дел Президиумами судов» [3, c. 243].
Установленный порядок рассмотрения Президиумами судов надзорных протестов прокуроров и председателей судов, полномочия этих судов, ревизионное начало их деятельности, – все это нашло впоследствии закрепление в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР 1960 г[5, c. 127].
Органы прокуратуры, осуществляя возложенные на них полномочия по опротестованию незаконных и необоснованных решений, как судов, так и внесудебных органов, провели громадную по объему работу в плане реабилитации невинно пострадавших в период культа личности. Необходимо отметить, что эта работа продолжается и в настоящее время, главным образом силами центрального аппарата Генеральной прокуратуры Республики Беларусь[7, c. 81].
К тому же периоду относится и принятие такого важного законодательного акта, как «Положение о прокурорском надзоре в СССР», утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1955 г.
Разработка и принятие «Положения о прокурорском надзоре в СССР» имели целью восстановить принципы организации и деятельности органов Прокуратуры, наделить Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров дополнительными властно-распорядительными полномочиями по установлению и устранению нарушений закона, в особенности в сфере общего надзора, в стадии производства дознания и предварительного следствия, а также в надзоре за законностью деятельности исправительных учреждений.
В Положении содержалось весьма, важное требование к органам прокуратуры, чтобы Генеральный прокурор СССР и все его подчиненные прокуроры строго следили за правильным и единообразным исполнением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В Положении были изложены задачи и полномочия прокуроров, а также средства реагирования на установленные нарушения закона применительно к каждой из закрепленных в Положении отраслей надзора. Это способствовало организации более четко отлаженной деятельности прокуроров по каждой из отраслей надзора, устранению параллелизма в работе прокуроров различных подразделений и повышению ответственности прокуроров за качество выполненной работы[4, c. 149].
Впервые в истории законодательства
о прокурорском надзоре в Положении
было сформулировано весьма важное требование
к кадрам прокуроров и следователей
относительно их образовательного ценза:
эти должности вправе занимать только
лица, имеющие высшее юридическое
образование. Лица, не имеющие высшего
юридического образования, могли быть
назначены следователями и
В связи с принятием «Положения о прокурорском надзоре в СССР», когда был закреплен правовой статус следственного аппарата и прокуроров различного профиля, потребовалось более четко определить структуру центрального аппарата Прокуратуры Союза ССР, прокуратур союзных и автономных республик, краев и областей, объем полномочий прокуроров по различным отраслям их деятельности.
Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1956 г. «О структуре центрального аппарата Прокуратуры СССР» вводятся отделы по отраслям надзора и различные подразделения по выполнению функциональных задач, обеспечивающих успешное осуществление такого надзора[3, c. 220].
Генеральный прокурор СССР
в приказе № 54 от 10 апреля 1956 г. утверждает
структуру центрального аппарата прокуратуры
СССР и прокуратур республик, краев,
областей. При этом в пределах штатной
численности органов
Вопросы правового, оперативного
и кадрового характера решались
в органах прокуратуры СССР, прокуратурах
республик и нижестоящих
На заседания коллегий выносятся вопросы, связанные с подбором, расстановкой и воспитанием прокурорско-следственных кадров; выполнением приказов и указаний Генерального прокурора СССР; организацией контроля исполнения в органах прокуратуры;
отчеты прокуроров, подчиненных Генеральному прокурору о проведенной работе по укреплению законности и организации борьбы с преступностью и другие важные вопросы, связанные с деятельностью прокуратуры. Решения коллегий проводятся в жизнь указаниями Генерального прокурора СССР и прокуроров союзных республик.
В качестве совещательного
органа при Генеральном прокуроре
СССР создается Методический Совет,
возглавляемый заместителем Генерального
прокурора СССР (приказ Генерального
прокурора СССР от 27 июля 1960 г. № 59).
Состав Методического Совета утверждается
Генеральным прокурором СССР. В него
входят прокуроры, следователи и
ученые-юристы. Решения Методического
Совета имеют рекомендательный характер.
На заседания Совета выносятся наиболее
сложные вопросы
Информация о работе Становление и развитие прокуратуры Беларуси в 1944-1991 г