Становление и развитие прокуратуры Беларуси в 1944-1991 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:37, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что изучая законодательство в современной Республике Беларусь в сфере прокурорского надзора мы не можем не опираться на предыдущий опыт. Т.к. большинство принципов работы прокуратуры были сформулированы в советский период. Изменения затронули только ту часть нашего законодательства, которая не соответствовала требованиям современного общества и политическому строю.

Содержание

Введение….....................................................................................................3
Развитие прокуратуры СССР в послевоенный период до принятия Закона «О прокуратуре СССР»………………………………………...………...4
Развитие прокуратуры СССР после принятия Закона «О прокуратуре СССР»…………………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованных

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему Становление и развитие прокуратуры Беларуси в 1944-1991 гг. Манзюк О.А..docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

 


Академия управления при Президенте Республики Беларусь


Институт управленческих кадров

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО»

Кафедра теории и  истории государства и права

 

Реферат

По  дисциплине История государства и права Беларуси

на  тему: «Становление и развитие прокуратуры Беларуси в 1944-1991 гг.»

 

 

 

Выполнила Студентка

I курса группы № 3

Манзюк Ольга Андреевна

 

 

 

 

 

 

Минск, 2013 

Содержание.

Введение….....................................................................................................3

Развитие прокуратуры СССР в послевоенный период до принятия Закона «О прокуратуре СССР»………………………………………...………...4

Развитие прокуратуры  СССР после принятия Закона «О прокуратуре  СССР»…………………………………………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………..20

Список использованных источников…………………………………...22

 

 

 

 

Введение.

Актуальность выбранной  темы обуславливается тем, что изучая законодательство в современной  Республике Беларусь в сфере прокурорского надзора мы не можем не опираться на предыдущий опыт. Т.к. большинство принципов работы прокуратуры были сформулированы в советский период. Изменения затронули только ту часть нашего законодательства, которая не соответствовала требованиям современного общества и политическому строю.

Объектом исследования выступают  общественные отношения, связанные  с осуществлением прокурорского  надзора и их место в системе в период времени с 40-х до 90-х годов XX века.

Предметом работы является круг вопросов, касающихся правовой регламентации  работы прокуратуры в период времени  с 40-х до 90-х годов XX века, изменения правового статуса органов прокуратуры в этот период.

Цель исследования – это  выявление отличий и изменений  и правовом статусе прокуратуры  в период с 40-х по 90-е годы XX века.

Задачи исследования:

Детально изучить правовой статус и изменения законодательства в период с 40-х годов до принятия Закона «О прокуратуре ССР»;

Проанализировать деятельность прокуратуры СССР с 70-х годов XX века и нормы Закона «О прокуратуре СССР».

 

Развитие прокуратуры  СССР в послевоенный период до принятия Закона «О прокуратуре СССР».

В годы Великой Отечественной  войны деятельность органов Прокуратуры  была подчинена общей задаче – победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., объявившим в стране военное положение, работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Главное содержание деятельности органов прокуратуры состояло в надзоре за исполнением законов военного времени, направленных на охрану общественного порядка, трудовой и государственной дисциплины, прав и законных интересов военнослужащих и их семей, охрану социалистической собственности от преступных посягательств.

Прокуроры и следователи  многое сделали в борьбе с детской  беспризорностью и безнадзорностью. Находясь на военном положении, прокуратура  обеспечивала четкое исполнение законов  о поставке военной продукции, об оказании помощи фронту и об укреплении тыла.

Интересы военного времени  потребовали перестройки системы  и структуры органов прокуратуры, в особенности органов прокуратуры  прифронтовой полосы. С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная  градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям[4, c. 147].

Многие прокуроры и  следователи ушли на фронт в действующую  армию или в партизанские отряды. Немало из них погибло в боях с  немецко-фашистскими захватчиками.

Прокуроры и следователи  проводили большую работу вместе с Чрезвычайным государственным  комитетом по расследованию злодеяний  немецко-фашистских захватчиков. Собранные материалы были использованы при разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе.

В послевоенное время работники  Прокуратуры Союза ССР, Прокуратур РСФСР, УССР и БССР провели огромную по своим масштабам работу по разоблачению немецко-фашистских захватчиков, установлению их злодеяний на оккупированных ими  территориях Союза ССР. Высококвалифицированные  прокуроры и следователи принимали  активное участие в судебном процессе над главными военными преступниками, проходившем в Нюрнберге в  период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г[4, c. 149].

Главным обвинителем от СССР выступил Р. А. Руденко, занимавший в  тот период пост Прокурора Украины, а затем был назначен на пост Генерального прокурора Союза ССР.

На Нюрнбергском судебном процессе была воочию разоблачена сущность фашизма. Главные военные преступники  понесли заслуженное наказание. Законный, обоснованный и справедливый приговор в Нюрнберге служит и  поныне грозным предостережением для  агрессоров любого масштаба[6, c. 201].

В послевоенное время усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере  экономики. Потребовалось перестроить  работу органов прокуратуры, чтобы  обеспечить соблюдение законности в  промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте. На первый план выдвигались  задачи по обеспечению сохранности  народного добра, соблюдению режима экономии народных ресурсов. Важную роль в усилении прокурорского надзора  в сфере экономики выполнил приказ Генерального прокурора СССР № 128 от 17 июня 1946 г. «Об усилении общего надзора за точным исполнением законов», в котором были сформулированы задачи прокуроров в сфере общего надзора, определены полномочия прокуроров по устранению нарушений закона, обозначены основные средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона[6, c. 203].

Одновременно с общим  надзором совершенствовались и другие отрасли надзора, а также производство расследования совершенных преступлений. Приказом Генерального прокурора СССР № 131 от 28 июля 1949 г. вводится участковая система работы следователей органов  прокуратуры. За каждым из следователей закрепляется определенный участок района или города, – практически эти участки соответствовали территориям отделений милиции. Все уголовные дела принимались следователем к своему производству по территориальности. Следователь был тесно связан с органами дознания и оперативно-розыскной службой органов внутренних дел, дислоцированных на его участке. Это способствовало более полному и быстрому раскрытию преступлений, а также их полному, объективному и всестороннему расследованию. Расследование наиболее сложных по доказательствам и степени социальной опасности преступлений поручалось старшим следователям или следователям по особо важным делам[9, c. 324].

Учитывая важное государственное  и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях  повышения престижа, авторитета и  влияния органов прокуратуры  на обеспечение законности в государстве. Верховный Совет СССР 19 марта 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР» [3, c. 286].

После XX съезда КПСС, развенчавшего  культ личности, потребовалось принять  конкретные меры по реабилитации граждан, незаконно и необоснованно репрессированных в тот период. В этих целях расширяются  надзорные полномочия местных судебных органов, а вместе с этим и сфера  деятельности прокуроров в области  судебного надзора. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. в составе Верховных судов  союзных республик, краевых, областных  судов, судов автономных республик, автономных областей образованы Президиумы, полномочные рассматривать надзорные протесты соответствующих прокуроров и председателей судов[3, c. 285].

В целом же 50-70 годы можно  назвать периодом постоянного совершенствования  законодательства о прокурорском надзоре, в том числе в сторону расширения полномочий прокуроров.

Президиум Верховного Совета СССР принимает также Указ от 25 апреля 1955 г. «О порядке рассмотрения дел Президиумами судов» [3, c. 243].

Установленный порядок рассмотрения Президиумами судов надзорных протестов  прокуроров и председателей судов, полномочия этих судов, ревизионное  начало их деятельности, – все это нашло впоследствии закрепление в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР 1960 г[5, c. 127].

Органы прокуратуры, осуществляя  возложенные на них полномочия по опротестованию незаконных и необоснованных решений, как судов, так и внесудебных органов, провели громадную по объему работу в плане реабилитации невинно пострадавших в период культа личности. Необходимо отметить, что эта работа продолжается и в настоящее время, главным образом силами центрального аппарата Генеральной прокуратуры Республики Беларусь[7, c. 81].

К тому же периоду относится  и принятие такого важного законодательного акта, как «Положение о прокурорском надзоре в СССР», утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР  в 1955 г.

Разработка и принятие «Положения о прокурорском надзоре в СССР» имели целью восстановить принципы организации и деятельности органов Прокуратуры, наделить Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров дополнительными властно-распорядительными полномочиями по установлению и устранению нарушений закона, в особенности в сфере общего надзора, в стадии производства дознания и предварительного следствия, а также в надзоре за законностью деятельности исправительных учреждений.

В Положении содержалось  весьма, важное требование к органам  прокуратуры, чтобы Генеральный  прокурор СССР и все его подчиненные  прокуроры строго следили за правильным и единообразным исполнением  законов, несмотря ни на какие местные  различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В Положении  были изложены задачи и полномочия прокуроров, а также средства реагирования на установленные нарушения закона применительно к каждой из закрепленных в Положении отраслей надзора. Это  способствовало организации более  четко отлаженной деятельности прокуроров по каждой из отраслей надзора, устранению параллелизма в работе прокуроров различных  подразделений и повышению ответственности прокуроров за качество выполненной работы[4, c. 149].

Впервые в истории законодательства о прокурорском надзоре в Положении  было сформулировано весьма важное требование к кадрам прокуроров и следователей относительно их образовательного ценза: эти должности вправе занимать только лица, имеющие высшее юридическое  образование. Лица, не имеющие высшего  юридического образования, могли быть назначены следователями и прокурорами  только с согласия Генерального прокурора  СССР. Речь шла о тех, кто обучался заочно в высших правовых учебных  заведениях. Для прокуроров краев, областей, городов и районов был определен  возрастной ценз – 25 лет.

В связи с принятием  «Положения о прокурорском надзоре в СССР», когда был закреплен правовой статус следственного аппарата и прокуроров различного профиля, потребовалось более четко определить структуру центрального аппарата Прокуратуры Союза ССР, прокуратур союзных и автономных республик, краев и областей, объем полномочий прокуроров по различным отраслям их деятельности.

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1956 г. «О структуре центрального аппарата Прокуратуры СССР» вводятся отделы по отраслям надзора и различные подразделения по выполнению функциональных задач, обеспечивающих успешное осуществление такого надзора[3, c. 220].

Генеральный прокурор СССР в приказе № 54 от 10 апреля 1956 г. утверждает структуру центрального аппарата прокуратуры  СССР и прокуратур республик, краев, областей. При этом в пределах штатной  численности органов прокуратуры  и выделенных ассигнований устраняются  излишние звенья и вводятся подразделения, предусмотренные постановлением «О структуре центрального аппарата Прокуратуры СССР».

Вопросы правового, оперативного и кадрового характера решались в органах прокуратуры СССР, прокуратурах республик и нижестоящих прокуратурах на оперативных совещаниях при руководителе прокуратуры. Фактически решение по обсуждаемому вопросу принимал не состав оперативного совещания, а сам руководитель. С учетом требований демократизации, коллегиальности и гласности  в деятельности государственного аппарата в органах прокуратуры учреждаются  коллегии (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1959 г.). Коллегии были образованы при Генеральном  прокуроре СССР и прокурорах союзных  республик[3, c. 225].

На заседания коллегий выносятся вопросы, связанные с  подбором, расстановкой и воспитанием  прокурорско-следственных кадров; выполнением  приказов и указаний Генерального прокурора  СССР; организацией контроля исполнения в органах прокуратуры;

отчеты прокуроров, подчиненных  Генеральному прокурору о проведенной  работе по укреплению законности и  организации борьбы с преступностью  и другие важные вопросы, связанные  с деятельностью прокуратуры. Решения  коллегий проводятся в жизнь указаниями Генерального прокурора СССР и прокуроров союзных республик.

В качестве совещательного органа при Генеральном прокуроре  СССР создается Методический Совет, возглавляемый заместителем Генерального прокурора СССР (приказ Генерального прокурора СССР от 27 июля 1960 г. № 59). Состав Методического Совета утверждается Генеральным прокурором СССР. В него входят прокуроры, следователи и  ученые-юристы. Решения Методического  Совета имеют рекомендательный характер. На заседания Совета выносятся наиболее сложные вопросы законодательного, организационного и теоретического характера, относящиеся к деятельности органов прокуратуры[5, c. 59].

Информация о работе Становление и развитие прокуратуры Беларуси в 1944-1991 г