Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:04, реферат
Смотря на многовековую историю российского государства, мыслящий человек приходит к выводу, что хотя имперский период и был сложным, но он был результативным по своимпоследствиям. С начала XVIII до начала XX вв. (за 200 лет) Россия превратилась из некоего государственного образования с нищим и почти неграмотным населением, в могучую империю, где бурно развивалась экономика, наука и культура. В начале XX века Российская империя по основным показателям быстро нагоняла наиболее развитые государства мира, и у нее были огромные потенциальные возможности.
I.Введение 3
II. Преобразования в системе образования Петром I 4
III.Университет, гимназия, Академия наук 6
IV.Создание Московского Университета 8
V. Создание инженерного вуза 10
VI.Создание Медико-хирургической Академии 12
VII.Заключение 14
VIII. Список литературы 15
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
профессионального образования
Ишимский государственный
им. П.П.Ершова
Кафедра истории и социально-гуманитарных наук
«Становление отечественной науки
и системы образования в 18 веке»
Выполнила:
Студентка 1 курса, 1421 гр.
Подшивалова Нина
Руководитель:
Байкенов А.А.
Ишим 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ:
I.Введение 3
II. Преобразования в системе образования Петром I 4
III.Университет, гимназия, Академия наук 6
IV.Создание Московского Университета 8
V. Создание инженерного вуза 10
VI.Создание Медико-
VII.Заключение 14
VIII. Список литературы 15
I. Введение
Сейчас у людей
возникает острая потребность
в понимании вопросов нашей
истории, тенденций развития
Смотря на многовековую
историю российского государств
Российская образовательная система, впитала как губка лучший мировой опыт, и в тоже время развивалась с учетом своих особенностей. Для системы образования России был характерен многонациональный характер, направление на решение практических задач общества, и, тесная связь с наукой. Тем, кто «толкал» российскую систему образования с начала 18 века, стала светская высшая школа, которая вместе с другими учебными заведениями тянула Россию на путь прогресса.
II. Преобразования в системе образования Петром I
Светские учебные
заведения стали создаваться
в России во второй половине
XVII века. Так, в 1654 г. при Аптекарском
приказе открылась лекарская
школа, где обучалось около
30 чел. Ученики получали
В петровскую же эпоху стали создаваться учебные заведения, преимущественно с военной направленностью. По возвращении из своего первого путешествия в Европу, Петр I решил открыть в Преображенском полку военную школу. Подразделение было образовано в составе бомбардирской роты, где обучалось 48 штатных учеников-кадетов. Начались планомерные занятия по математике, артиллерии. Теория подкреплялась практической службой кадетов и обязательными стрельбами. Срок обучения установлен не был, а зависел от того, как ученики усвоили свои будущие обязанности.
Царь Петр I являлся
командиром Преображенского
В январе 1701 г. Петр I издал указ об открытии в Москве Школы математических и навигационных наук. До 1706 г. эта школа находилась в ведении Оружейной палаты, а затем была подчинена Приказу морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали детей дьяков, бояр в возрастеот 12 до 20 лет. Численностьшколы доходила до 500 человек. Учащиеся состоятельных родителей содержались на собственный счет, а все остальные получали от казны “кормовые деньги”.
Для преподавания
в школе из Англии был
Большинство учеников из простого люда заканчивали свое образование в русской школе, лишь немногие - в цифирной (арифметической) школе, а в высших (навигаторских) классах могли обучаться только дети дворян. Ученики из низших сословий после завершения учебы назначались на службу писарями, помощниками архитекторов и на различные вспомогательные должности в Адмиралтейство. Выпускники школы из дворян направлялись служить во флот, в артиллерию, в инженерные войска и кондукторами к генерал -квартирмейстеру. Петр I внимательно следил за работой Школы математических и навигаторских наук, интересовался службой ее выпускников, многих из которых знал лично.
В 1715 г. была создана
Морская академия (Академия морской
гвардии), которую разместили в
Петербурге. Школа математических
и навигационных наук
Руководство Морской академией в период ее становления осуществлял граф А.А.Матвеев. Учащиеся числились на военной службе и находились на полном государственном обеспечении. Жизнь, учеба и служба в Морской академии регламентировалась специальной инструкцией, которую утвердил Петр I.
В Морской академии
была установлена жесткая
Развитие специальных
учебных заведений в России
сдерживалось недостатком
Также по указам
Петра I были открыты адмиралтейские
школы в Петербурге, Кронштадте
и Ревеле. В этих школах детей
матросов, плотников и других
мастеров учили “грамоте и
цифири”. Аналогичные задачи
ставились и перед
Важную инициативу
проявил вице-губернатор А.А.
Таким образом, в первой четверти XVIII века в России начала складываться государственная система образования молодежи. Это создало определенные предпосылки для открытия светских высших учебных заведений.
III. Университеты, гимназии, Академия наук
По поручению императора Петра I лейб-медик Л.Л.Блюментрост подготовил доклад о проекте создания в Петербурге Академии наук и художеств. При академии предполагалось учредить также университет и гимназию. В архиве Российской Академии наук находится копия этого доклада с поправками и дополнениями Петра I, что позволяет утверждать о его реальном участии в разработке основополагающего документа. Идея создания академического университета пришла к монарху во время его поездок по странам Европы, где он наблюдал деятельность классических университетов.
28 января 1724 г. Сенат своим указом утвердил проект учреждения в Петербурге Академии наук и художеств.
Петр I пригласил несколько крупных зарубежных ученых для работы в Академии наук и преподавания в академическом университете. Кроме того, для работы в академической гимназии и участия в научных исследованиях были приглашены 8 студентов старших курсов из немецких университетов. Академическая гимназия предназначалась для подготовки будущих слушателей университетов. Она состояла из пяти классов, в которых ученикам преподавали русский, латинский, немецкий французский, итальянский и греческий языки, начала математики, истории и географии.
27 декабря 1725 года императрица Екатерина I торжественно открыла первый научный центр и высшее учебное заведение России. Академики вели научные исследования в своих областях знаний и обучали закрепленных за ними студентов. Профессора занимались научной работой, и каждый из них читал по четыре лекции в неделю. 24 января 1726 г. в Академии наук и художеств началось чтение на латинском языке публичных лекций для всех желающих (вход был свободный). Академические студенты эти лекции посещали в обязательном порядке. Профессорам академии предоставлялось право открывать частные курсы.
Становление Петербургской Академии наук и художеств и ее учебных подразделений проходило сложно. После кончины в 1727 г. императрицы Екатерины Алексеевны, академия наук лишилась своей покровительницы. Положение усугублялось еще и тем, что вскоре царский двор переехал в Москву, за ним потянулись сановники и крупные ученые. Таким образом, не став еще прочно на ноги, академия наук начала приходить в упадок из-за скудного финансирования и отъезда некоторых иностранных ученых на родину.
Кризис коснулся и Академической гимназии, где сократилось число учащихся. В 1729 г. в гимназию поступило лишь 74 мальчика. Еще хуже складывалось положение со студентами. Профессора-иностранцы лекции читали только на латинском языке, так как русский знали плохо. Отыскать в России молодых людей, владевших латынью, было довольно сложно. Поэтому в период 1726-1733 г.г. среди академических студентов числилось только 38 человек.
В первые годы
существования академического
В 1736 г. в истории Академии наук и художеств произошло событие, которое имело важные последствия для развития отечественной науки и высшей школы. В начале этого года в академический университет был зачислен Михаил Ломоносов - один из лучших учеников Славяно-греко-латинской академии. Природные способности и колоссальное трудолюбие позволили ему стать выдающимся ученым и педагогом своей эпохи.
Глубокие разносторонние
знания и свободное владение
латинским языком выделяли
В январе 1742 г. Михаил
Васильевич Ломоносов вернулся
на родину и был назначен
адъюнктом физического класса
Петербургской Академии наук. В
1745 г. М.В.Ломоносов стал
В 1758 г. М.В.Ломоносов
вступил в должность ректора
академического университета и
нашел его в упадке. Он добился
увеличения финансирования
4 апреля 1765 г. великий
ученый и педагог М.В.
Информация о работе Становление отечественной науки и системы образования в 18 веке