Становление отечественной науки и системы образования в 18 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:04, реферат

Краткое описание

Смотря на многовековую историю российского государства, мыслящий человек приходит к выводу, что хотя имперский период и был сложным, но он был результативным по своимпоследствиям. С начала XVIII до начала XX вв. (за 200 лет) Россия превратилась из некоего государственного образования с нищим и почти неграмотным населением, в могучую империю, где бурно развивалась экономика, наука и культура. В начале XX века Российская империя по основным показателям быстро нагоняла наиболее развитые государства мира, и у нее были огромные потенциальные возможности.

Содержание

I.Введение 3
II. Преобразования в системе образования Петром I 4
III.Университет, гимназия, Академия наук 6
IV.Создание Московского Университета 8
V. Создание инженерного вуза 10
VI.Создание Медико-хирургической Академии 12
VII.Заключение 14
VIII. Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное

учреждение высшего

профессионального образования

Ишимский государственный педагогический институт

им. П.П.Ершова

 

 

 

Кафедра истории и  социально-гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

 «Становление отечественной  науки 

и системы образования  в 18 веке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса, 1421 гр.

Подшивалова Нина

 

 

Руководитель:

Байкенов А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ишим 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

I.Введение            3

II. Преобразования в  системе образования Петром I     4

III.Университет, гимназия, Академия наук      6

IV.Создание Московского  Университета       8

V. Создание инженерного  вуза        10

VI.Создание Медико-хирургической  Академии     12

VII.Заключение           14

 VIII. Список литературы          15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

 

 Сейчас у людей  возникает острая потребность  в понимании вопросов нашей  истории, тенденций развития общества, причин переживаемых Россией  трудностей. Распад Советского Союза  и неизбежные проблемы переходного периода породили в общественном сознании россиян мнение, что выходить из кризиса следует, опираясь только на собственные силы с использованием нашего исторического опыта.

 Смотря на многовековую  историю российского государства, мыслящий человек приходит к выводу, что хотя имперский период и был сложным, но он был результативным по своимпоследствиям. С начала XVIII до начала XX вв. (за 200 лет) Россия превратилась из некоего государственного образования с нищим и почти неграмотным населением, в могучую империю, где бурно развивалась экономика, наука и культура. В начале XX века Российская империя по основным показателям быстро нагоняла наиболее развитые государства мира, и у нее были огромные потенциальные возможности.

 Российская образовательная система, впитала как губка лучший мировой опыт, и в тоже время развивалась с учетом своих особенностей. Для системы образования России был характерен многонациональный характер, направление на решение практических задач общества, и, тесная связь с наукой. Тем, кто «толкал» российскую систему образования с начала 18 века, стала светская высшая школа, которая вместе с другими учебными заведениями тянула Россию на путь прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 II. Преобразования в системе образования Петром I

 

 Светские учебные  заведения стали создаваться  в России во второй половине XVII века. Так, в 1654 г. при Аптекарском  приказе открылась лекарская  школа, где обучалось около  30 чел. Ученики получали жалование  и находились в полном подчинении приказа. А в 1681 г. при Приказе печатного дела была основана Типографская школа, численность которой быстро росла и через несколько лет достигла 200 чел. Были в Москве и другие профессиональные школы с небольшой численностью учеников.

 В петровскую же  эпоху стали создаваться учебные заведения, преимущественно с военной направленностью. По возвращении из своего первого путешествия в Европу, Петр I решил открыть в Преображенском полку военную школу. Подразделение было образовано в составе бомбардирской роты, где обучалось 48 штатных учеников-кадетов. Начались планомерные занятия по математике, артиллерии. Теория подкреплялась практической службой кадетов и обязательными стрельбами. Срок обучения установлен не был, а зависел от того, как ученики усвоили свои будущие обязанности.

 Царь Петр I являлся  командиром Преображенского полка  и принимал непосредственное  участие в создании и развитии  учебного подразделения. Он сам  следил за ходом преподавания  наук в роте, поощрял лучших  учеников, присутствовал на экзаменах и стрельбах. Непосредственное руководство школой было поручено капитану Г.Г.Скорнякову-Писареву. Согласно именному приказу Петра I от 31 октября 1701 г. в эту роту Преображенского полка могли добровольно поступать в солдаты люди всех чинов.

 В январе 1701 г. Петр I издал указ об открытии в Москве Школы математических и навигационных наук. До 1706 г. эта школа находилась в ведении Оружейной палаты, а затем была подчинена Приказу морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали детей дьяков, бояр в возрастеот 12 до 20 лет. Численностьшколы доходила до 500 человек. Учащиеся состоятельных родителей содержались на собственный счет, а все остальные получали от казны “кормовые деньги”.

 Для преподавания  в школе из Англии был приглашен  профессор А.Д.Фарварсон, который после стал ее директором. Также занятия с учениками проводили офицеры русской армии и флота. Учащиеся первоначально изучали русскую грамматику и арифметику в подготовительном классе(“русская школа”), затем осваивали геометрию и тригонометрию (“цифирная школа”), наконец, овладевали знаниями по астрономии, географии, навигации, геодезии и занимались фехтованием (“верхние классы”).

 Большинство учеников  из простого люда заканчивали  свое образование в русской  школе, лишь немногие - в цифирной (арифметической) школе, а в высших (навигаторских) классах могли обучаться только дети дворян. Ученики из низших сословий после завершения учебы назначались на службу писарями, помощниками архитекторов и на различные вспомогательные должности в Адмиралтейство. Выпускники школы из дворян направлялись служить во флот, в артиллерию, в инженерные войска и кондукторами к генерал -квартирмейстеру. Петр I внимательно следил за работой Школы математических и навигаторских наук, интересовался службой ее выпускников, многих из которых знал лично.

 В 1715 г. была создана  Морская академия (Академия морской  гвардии), которую разместили в  Петербурге. Школа математических  и навигационных наук выполняла  роль подготовительного училища  для академии.

 Руководство Морской  академией в период ее становления осуществлял граф А.А.Матвеев. Учащиеся числились на военной службе и находились на полном государственном обеспечении. Жизнь, учеба и служба в Морской академии регламентировалась специальной инструкцией, которую утвердил Петр I.

 В Морской академии  была установлена жесткая воинская  дисциплина, которая насаждалась  строгими мерами воздействия,  вплоть до телесных наказаний  нарушителей. За неявку в академию  после отпуска предусматривались  каторжные работы, а за побег  смертная казнь (приговоры практически не исполнялись). В Морской академии преподавали математику, навигацию, географию, артиллерию, фортификацию и другие науки. Учащиеся несли караульную службу и участвовали в морских походах. Обучение в академии было весьма престижным из-за возможности получить хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников выделялись адмирал С.И.Мордвинов, известный мореплаватель А.И.Чириков.

 Развитие специальных  учебных заведений в России  сдерживалось недостатком грамотной  молодежи. Во всех учебных заведениях начала XVIII века приходилось заниматься повышением общеобразовательного уровня учащихся. Это удлиняло сроки обучения и отвлекало преподавателей от занятий по основным предметам. Необходимо было создать сеть начальных учебных заведений в разных регионах страны. Поэтому Петр I решил создать школы для солдатских детейпри49полкахрусскойармии. С 1721 г. гарнизонные школы начали учреждать уже при каждом полку. Требовалось, чтобы в школе грамоте и различным ремеслам обучалось 50 человек.

 Также по указам  Петра I были открыты адмиралтейские  школы в Петербурге, Кронштадте  и Ревеле. В этих школах детей  матросов, плотников и других  мастеров учили “грамоте и  цифири”. Аналогичные задачи  ставились и перед горнозаводскими  школами, которые создавались в Карелии, на Урале и в других регионах России.

 Важную инициативу  проявил вице-губернатор А.А.Курбатов, который в 1711 г. открыл вАрхангельскеначальнуюшколу  для местных детей. Петр I обрадовался  такому начинанию и указом  от 28 февраля 1714 г. потребовал создавать арифметические школы для обучения мальчиков основам математики и письму. Эти школы были всесословными и размещались при архиерейских домах, верфях, горных заводах и полках русской армии.

 Таким образом,  в первой четверти XVIII века в  России начала складываться государственная система образования молодежи. Это создало определенные предпосылки для открытия светских высших учебных заведений.

 

 

 

 

 

 

III. Университеты, гимназии, Академия наук

 

 По поручению императора  Петра I лейб-медик Л.Л.Блюментрост подготовил доклад о проекте создания в Петербурге Академии наук и художеств. При академии предполагалось учредить также университет и гимназию. В архиве Российской Академии наук находится копия этого доклада с поправками и дополнениями Петра I, что позволяет утверждать о его реальном участии в разработке основополагающего документа. Идея создания академического университета пришла к монарху во время его поездок по странам Европы, где он наблюдал деятельность классических университетов.

28 января 1724 г. Сенат своим указом утвердил проект учреждения в Петербурге Академии наук и художеств.

 Петр I пригласил несколько  крупных зарубежных ученых для  работы в Академии наук и  преподавания в академическом  университете. Кроме того, для работы  в академической гимназии и участия в научных исследованиях были приглашены 8 студентов старших курсов из немецких университетов. Академическая гимназия предназначалась для подготовки будущих слушателей университетов. Она состояла из пяти классов, в которых ученикам преподавали русский, латинский, немецкий французский, итальянский и греческий языки, начала математики, истории и географии.

27 декабря 1725 года  императрица Екатерина I торжественно  открыла первый научный центр  и высшее учебное заведение  России. Академики вели научные исследования в своих областях знаний и обучали закрепленных за ними студентов. Профессора занимались научной работой, и каждый из них читал по четыре лекции в неделю. 24 января 1726 г. в Академии наук и художеств началось чтение на латинском языке публичных лекций для всех желающих (вход был свободный). Академические студенты эти лекции посещали в обязательном порядке. Профессорам академии предоставлялось право открывать частные курсы.

 Становление Петербургской  Академии наук и художеств  и ее учебных подразделений проходило сложно. После кончины в 1727 г. императрицы Екатерины Алексеевны, академия наук лишилась своей покровительницы. Положение усугублялось еще и тем, что вскоре царский двор переехал в Москву, за ним потянулись сановники и крупные ученые. Таким образом, не став еще прочно на ноги, академия наук начала приходить в упадок из-за скудного финансирования и отъезда некоторых иностранных ученых на родину.

 Кризис коснулся  и Академической гимназии, где  сократилось число учащихся. В  1729 г. в гимназию поступило лишь 74 мальчика. Еще хуже складывалось положение со студентами. Профессора-иностранцы лекции читали только на латинском языке, так как русский знали плохо. Отыскать в России молодых людей, владевших латынью, было довольно сложно. Поэтому в период 1726-1733 г.г. среди академических студентов числилось только 38 человек.

 В первые годы  существования академического университета  не придерживались строгих сроков  обучения студентов. При каждом  штатном профессоре состояло  по два студента, которые в будущем должны были занять кафедры. Студенты изучали различные науки до тех пор, пока их профессора-наставники требовали того. Академические студенты, кроме посещения обязательных лекций и индивидуальных занятий, должны были участвовать в работе ученых собраний. Воспитанники университета часто проводили занятия в академической гимназии и давали частные уроки на стороне. По тем временам академические студенты получали хорошее образование.

 В 1736 г. в истории  Академии наук и художеств  произошло событие, которое имело важные последствия для развития отечественной науки и высшей школы. В начале этого года в академический университет был зачислен Михаил Ломоносов - один из лучших учеников Славяно-греко-латинской академии. Природные способности и колоссальное трудолюбие позволили ему стать выдающимся ученым и педагогом своей эпохи.

 Глубокие разносторонние  знания и свободное владение  латинским языком выделяли Ломоносова  среди других академических студентов.  Не случайно осенью 1736 г. М.В.Ломоносов  и его товарищ Д.И.Виноградов были направлены для продолжения образования в Германию.

 В январе 1742 г. Михаил  Васильевич Ломоносов вернулся  на родину и был назначен  адъюнктом физического класса  Петербургской Академии наук. В  1745 г. М.В.Ломоносов стал профессором химии и был избран в состав Академии наук. Научная деятельность русского ученого успешно сочеталась с педагогической работой. В 1746 г. академик Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции для студентов на русском языке. Это смелое нововведение поддержали другие отечественные ученые и педагоги.

 В 1758 г. М.В.Ломоносов  вступил в должность ректора  академического университета и  нашел его в упадке. Он добился  увеличения финансирования университета  в 1,5 раза. М.В.Ломоносов получил  чин статского советника, что упрощало обращения в любые инстанции.

4 апреля 1765 г. великий  ученый и педагог М.В.Ломоносов  скончался. Его смерть стала  невосполнимой утратой для российской  науки и высшей школы. Достойного  преемника на посту ректора  не нашлось, и академический университет стал быстро угасать. Попытки нового директора Академии наук Е.Р. Дашковой в 1783 г. реанимировать деятельность университета успеха не имела.

Информация о работе Становление отечественной науки и системы образования в 18 веке