Судебная реформа 1864

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:20, контрольная работа

Краткое описание

Судебная система занимает особое место среди органов управления, составляющих единый государственный механизм. Являясь одним из важнейших политических институтов, она представляет собой упорядоченную совокупность множества элементов — судов, осуществляющих свою деятельность в рамках функционирующего на территории страны законодательства и взаимодействующих друг с другом на основе отношений власти-подчинения.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика дореформенной судебной системы
2. Судоустройство по Судебным уставам 1864 года
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

иогп.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

План

 

 

Введение

1. Общая характеристика  дореформенной судебной системы

2. Судоустройство по  Судебным уставам 1864 года

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Судебная система занимает особое место среди органов управления, составляющих единый государственный механизм. Являясь одним из важнейших политических институтов, она представляет собой упорядоченную совокупность множества элементов — судов, осуществляющих свою деятельность в рамках функционирующего на территории страны законодательства и взаимодействующих друг с другом на основе отношений власти-подчинения.

Деятельность всех элементов  судебной системы подчинена задаче осуществления правосудия, которое  является основным путём решения  конфликтов в цивилизованном обществе. Под влиянием тенденций и явлений, возникавших внутри социума на определенных этапах его исторического развития, формировались структура и принципы деятельности системы судебных органов.

В деятельности судов  находили свое отражение противоречия, конфликты между обществом и государством. Исследование эволюций судебной системы даёт возможность с новой точки зрения проанализировать содержание исторического процесса.

Современные общественно-политические процессы в России актуализируют  тему, поскольку проводимые в стране преобразования, в том числе и судебной системы, можно рассматривать как продолжение реформаторских традиций, таких как Судебная реформа 1864 года. И успех современных реформ зависит от того, насколько их программы учитывают отечественный опыт и уроки прошлых кардинальных изменений политико-правовых институтов.

Конечным результатом  этих многочисленных преобразований должно  стать создание стабильно работающего  и удовлетворяющего общественным потребностям института судопроизводства.                                                                                      

 

1. Общая характеристика  дореформенной судебной системы

Суд в дореформенный  период в Российской империи, являлся  частью громоздкой и малоподвижной  бюрократической машины, был представлен разнообразными исторически сложившимися сословными учреждениями, оформленными в 1775 - 1785 гг. екатерининскими «Учреждениями о губерниях» и претерпевшими незначительные изменения в первой половине XIX в.

Высшей инстанцией, венчающей судебную пирамиду, выступал Правительствующий Сенат, который в начале XIX века представлял собой массивное учреждение, структурные части которого находились в Москве и Петербурге. После проведенной в 1805 году Александром I реформы сократились многие административные функции Сената, которые были переданы министерствам. Все дела департаментов были перераспределены, увеличены штаты. Количество департаментов стало равняться двенадцати.  В состав каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых царем, а также генералов. Возглавлялся департамент обер - прокурором. С учреждением в 1802 г. министерств генерал - прокурор Сената становится одновременно и министром юстиции.

Право судиться в Сенате было преимущественно сословным: здесь  рассматривались дела дворян, почетных граждан, чиновников. В нем судились за должностные преступления все первые чины губернии, председатели палат и прокуроры и даже представители органов центрального управления. Его исключительной подсудности подлежали директора министерских департаментов. Сюда же законодатель стал последовательно направлять все, что он признавал заслуживающим внимания. В Сенат поступали следующие уголовные дела:

- возникшие по Высочайшим  повелениям;

- возбуждаемые при  сенаторской ревизии;

- по которым состоялся приговор палаты, изменивший первоначальный приговор в виду обнаруженных губернатором новых данных;

- о малолетних преступниках  и др.

Сенат был ревизионной и апелляционной  инстанцией для множества судебных учреждений, включая и военные  суды. Следует отметить, что Сенат не всегда выступал последней инстанцией в решении дел, он мог передавать свои полномочия Государственному Совету. К середине XIX века как высший суд Российской империи Сенат был загружен огромным количеством дел. Следует отметить, что Сенат не всегда выступал последней инстанцией в решении дел, он мог передавать свои полномочия Государственному Совету.

Таким образом, даже высшие судебные полномочия не были строго определены законодательством. Не существовало единого высшего судебного органа, а его функции выполнялись порой органами исполнительной власти. Судебными функциями было наделено не только министерство юстиции, но и подразделения других министерств. Так, аудиторы, состоящие при Военном и Морском министерстве и Главном управлении путей сообщения выступали в качестве ревизионных инстанций по военно-судебным делам, а при Министерстве Финансов был создан особый судебный орган - горный суд, который управлял горным военным округом и ему были подсудны спорные исковые дела в отношении казенной и частной собственности.

На уровне губернии основными  судебными учреждениями были палаты гражданского и уголовного суда. В  состав каждой входили председатель, его товарищ и заместители. С 1831 г. в ответ на требования дворянства должность председателя становится выборной. На должность председателя каждой палаты дворянство стало выбирать по два кандидата, которых начальник губернии представлял Сенату на высочайшее усмотрение. Но в случае не утверждения избранных кандидатур, эти должности замещались по назначению. Прежний порядок назначения председателей палаты от короны был оставлен только для губерний, возвращенных от Польши, для Астраханской, Таврической, для Грузии, Кавказа, Бессарабии - в последних до тех пор, пока местное начальство не признает возможность замещать эти должности также по выбору дворян. Товарищ председателя назначался министром юстиции с санкции императора. Заседатели избирались по два от дворянского и городского обществ. Должность председателя палаты соответствовала V классу, заседателей - VII. В штате палат для ведения делопроизводства состояли секретари, протоколисты, регистраторы, архивариусы и другие служащие.

Издав Положение 6 декабря 1831 г., император Николай I предписал с 1 января 1832 г. губернским предводителям дворянства обращать внимание, чтобы на службу по выборам избирались люди достойные и способные. Но дворянство не всегда охотно шло на судебную службу. По этой причине чиновники по судебной части оказывались нередко не достаточно сведущими в законах, что явилось следствием запущенности и упущений при разрешении дел.

В компетенцию палаты уголовного суда входила ревизия  дел уголовных, рассматриваемых  в уголовном суде, «первоначальное  производство дел следственных в  преступлениях должностных» и некоторых  иных. Кроме того, уголовная палата обязывалась вносить некоторые категории дел на ревизию Правительствующего Сената до исполнения приговора. В частности, дела, за которые следовало наказание в виде смертной казни или лишения чести, дела по обвинению дворян и чиновников в убийстве. Решения второй инстанции считались окончательными, за исключением приговоров, осудивших лиц привилегированных сословий, дел, затрагивающих интересы казны. Решения уголовной палаты по делам о самовольных порубках, пожарах, истреблении казенных лесов и ином ущербе для казны подлежали утверждению Казенной палаты. В случае несогласия последней с решением они передавались в Сенат на ревизию. Высочайшим повелением можно было отсрочить любой приговор палаты, а дело при этом передать в Сенат. Палата гражданского суда разрешала окончательно иски до 600 рублей и рассматривала в ревизионном порядке соответствующие дела, разрешенные уездным, надворным судами, магистратом и ратушею. Ревизия гражданского дела по определению п.116 гл.8 «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» есть не что иное, как «прилежное рассмотрение произведено ли дело порядочно и сходственно с законами сколь для приведения в ясность права определенной стороны, столь и для опровержения мнимого права противоречащей стороны»15. Ревизионное дело утверждалось губернатором. При палатах гражданского суда были созданы «крепостные отделения» для оформления всевозможных документов и актов.

Общесословный характер носили и учрежденные в губерниях  совестные суды. Они имели весьма своеобразное назначение. В «Учреждениях для управления губерний» о них говорилось: «Понеже личная безопасность каждого верноподданного весьма драгоценна есть человеколюбивому Монаршему сердцу; и для того, чтобы подать руку помощи страждущим иногда более по несчастливому какому ни на есть приключению, либо по стечению различных обстоятельств, отягощающих судьбу его выше меры им содеянного, заблагорассуждать учредить...в каждом наместничестве по одному суду под названием: совестный суд»16. Должность совестного судьи соответствовала V классу, кроме него состав суда включал 2 члена от дворянства, 2 члена по выбору от города и 2 члена, выбранных поселянами. Он должен был служить не только органом правосудия, но и естественной справедливости. В сфере его компетенции были преступления, учиненные безумными или малолетними, дела колдунов или колдовства, спорные дела между родителями и детьми об имуществе. Совестный суд являлся примирительной инстанцией по гражданским делам (выступал как бы в роли третейского суда). Примечательно, что в совестный суд дозволялось приносить жалобы на незаконные заключения в тюрьму. Всякий, кто содержался в тюрьме более 3-х дней без объявления причин, мог жаловаться в совестный суд; последний, по получении такого прошения, должен был послать повеление, чтобы содержащийся в тюрьме, если он обвиняется не по оскорблению особы Императорского Величества, не по измене, смертоубийству, не по воровству или разбою, был прислан и представлен в совестный суд с указанием причин содержания под стражей. Если жалоба оказывалась основательной, то совестный суд мог освободить его на поруки.

Если губернские судебные палаты рассматривали дела всех сословий, то низшие судебные инстанции носили выраженный сословный характер. Основным учреждением первого звена судебной иерархии в середине XIX века оставался уездный суд. Но с 1801 г. его состав и компетенции изменились. Ликвидированные Павлом I нижние расправы не были восстановлены его преемником, а дела поселян, которые они рассматривали, были переданы в ведение уездного суда. При этом число заседателей в нем возросло до четырех человек за счет включения двух представителей от государственных крестьян. Должности судей и заседателей уездного суда были выборными и с 1831 г. приравнивались соответственно к 7 и 9 классам, а срок деятельности выборных лиц был продлен с 3-х до 6 лет. Но полномочия заседателей были не равнозначны: дворяне рассматривали все дела, в то время как поселяне только те, в которых участвовали представители их сословия.

В компетенцию уездного суда входило разрешение мелких гражданских  и уголовных дел. Его окончательному рассмотрению подлежали гражданские  иски до 30 рублей, преступления, по которым  не предусматривались наказания  в виде смертной казни, лишения чести или торговой казни. Но эти дела не подлежали пересмотру, если касались низших сословий. Дворянство же могло обжаловать любой приговор.

Среди уголовных дел, рассматриваемых судом в первой инстанции, встречались дела об избиениях и покушениях на жизнь, убийствах, членовредительстве во избежании рекрутства, кражах, поджогах с целью грабежа, о незаконных порубках леса, так называемые бытовые преступления. К категории особо секретных относились дела о фальшивомонетчиках и раскольниках. Рассмотрение уголовных дел начиналось в суде, как правило, по рапорту земского суда, сообщению городской полиции, указам Губернского Правления или по частной жалобе. По большинству категорий дел уездный суд не был компетентен принимать окончательные решения и передавал все документы «по исследовании дела» с применяемыми по делу законами и «мнением» суда в губернскую палату уголовного или гражданского судов.

Кроме рассмотрения гражданских и уголовных дел уездный суд вел регистрацию дарственных актов, купчих на продажу земель, вотчин, духовных завещаний, отпускных на крестьян и дворовых людей, разделительных актов, купчих крепостей, заемных писем, закладных земель и имущества, вел книги по записи разных сделок и пошлин. В суде также хранились межевые журналы, описи ревизских сказок. За те или иные юридические действия (регистрацию заемных писем, запродажных записей и т.д.) суд производил предусмотренные законом денежные сборы, которые поступали в казну.

Судом низшей степени  для городских сословий «не подведомственных по правилам их состояния местным  уездным судам» выступали вновь  восстановленные вначале XIX в. городовые магистраты. В состав магистрата входили 2 бургомистра и 4 ратмана. Это учреждение также состояло под апелляцией палат уголовного и гражданского судов. Городовые магистраты подразделялись на 3 департамента: один для рассмотрения уголовных дел и два для гражданских. Каждый городовой магистрат или ратуша (в посадах) обладали установленным штатом делопроизводителей - секретарем и канцелярскими служащими

При уездных судах  и городовых магистратах действовали  учрежденные в 1775 г. сословные органы по опеке - дворянская опека (в состав которой входили уездный предводитель дворянства, уездный судья и заседатели) и сиротский

суд (в составе городского головы, членов магистрата и городского старосты). Их задачей было сохранение соответствующей собственности  дворян или мещан в том случае, если владельцами ее оказывались вдовы, малолетние или «порочные» лица, проматывающие имущество. Дворянские опеки и сиротские суды следили за осуществлением опеки, разбирали жалобы на опекунов, представляли отчеты гражданской палате. Но делалось это весьма нерегулярно.

В 1802 г. в городах были восстановлены и словесные суды по мелким гражданским тяжбам с устным упрощенным судопроизводством, целью которых было примирение тяжущихся сторон. В Санкт-Петербурге и Москве также были опять открыты по одному Надворному суду в качестве первой судебной инстанции.

Информация о работе Судебная реформа 1864