Судебник царя Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов регулирование хозяйственных, экономических и семейных отношений. Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче. Данные, и другие подобные им нормы законодательства древневавилонского общества легли в правовые системы других государств и некоторые дошли до современного времени. Поэтому, данная тема представляется нам актуальной для исследования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Общая характеристика Законов Хаммурапи как источник древневавилонского права. 4
Глава II Разделы сводов законов Хаммурапи 8
2.1 Структура свода законов Хаммурапи 8
2.2 Обязательное право 10
2.3 Брачно-семейное право и наследственное право 12
2.4 Судебное устройство 17
2.5 Право собственности 20
2.6 Уголовное право 21
2.7 Армия 23
Заключение 26
Список литературы: 27

Вложенные файлы: 1 файл

Khammurapi.docx

— 57.21 Кб (Скачать файл)

Стороны сами собирали доказательства и предъявляли их суду.

Доказательствами являлись письменные документы ордалии и свидетельские показания. Секретарь суда записывал весь ход судебного разбирательства. Если дело было очень сложным, и судья не мог вынести решения, преступника под конвоем отправляли в столицу, где его судили в главном суде. Недовольные решением суда могли обжаловать его перед царем. Но в действительности решения суда всегда выносились в пользу богатых людей. Законы защищали жизнь и собственность богатых и знатных граждан. Раб и бедняк не находили в законах зашиты, и «сильный» по-прежнему продолжал притеснять «слабого».

Суровое наказание полагалось виновным, нарушившим закон. Смерть за кражу собственности, смерть за неповиновение царю, смерть за убийство, даже если оно было совершено случайно. А если кто-нибудь сломал другому человеку кость или выбил зуб, или повредил глаз, то у виновного тоже выбьют глаз или сломают кость или выбьют зуб. Иногда судьи не могли вынести решения из-за недостаточности улик; тогда подсудимого подвергали испытанию водой: его бросали в воду, и если он выплывал, его оправдывали.

Приговоры о смертной казни или членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично. Для укрепления силы судебного решения стороны обязывались не возбуждать вторично того же дела; обязательство оформлялось письменно.                                                              

Виновный в нарушении этого обязательства выплачивал штраф, размер которого был определен заранее, либо подвергался бесчестию (сбриванию части волос на голове).

В Вавилоне судебные решения в сознании людей издавна связывались с представлениями о справедливости. Богиня справедливости Китту считалась дочерью всемогущего бога Солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы. Однако вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положением. Об этом свидетельствует, в частности ст.5 законов Хаммурапи предусматривающая наказание для судьи, изменившего свое решение после того как оно было записано в специальном документе на глиняной табличке с печатью. Такой провинившийся судья выплачивал штраф, равный 12-кратной  стоимости иска, свергался с судейского кресла и навсегда терял право осуществлять правосудие.

2.5 Право собственности

Собственникам земли в Вавилоне могли выступать царь, храмы, общины и частные лица.10 Царская и храмовая земельная собственность могла передаваться во владение или в аренду различным категориям свободного и зависимого населения; из этого же фонда шли пожалования за государственную службу.

Достаточно подробно обрисованы в Законнике поземельные отношения внутри общины.11 Она сохраняла контроль над угодьями и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин обладал правом достаточно свободного распоряжения своим земельным участком - он мог его продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству - для этого не требовалось согласия общины. Необходимо было лишь соблюдать два условия: 1) все эти сделки мог совершать только полноправный член общины, и уход из общины приводил к потере всех прав на земельный участок; 2) все эти сделки совершались лишь в пределах общины: отчуждение земли за эти пределы было невозможно. Таким образом, об окончательном превращении земли в товар во времена Хаммурапи говорить еще преждевременно, поскольку свободное отчуждение земли еще стало повседневной практикой, - оно являлось скорее исключением, чем правилом. К тому же утрата земельного участка, обычно связанная с какими-то экстраординарными обстоятельствами, резко ограничивала права прежнего владельца, низводила его социально-правовой статус на гораздо более низкий уровень. С другой стороны, приобретение чужой земли рассматривалось как несправедливость, которой тоже не следовало злоупотреблять.

В целом, владельческие права общинников имели достаточно прочную правовую защиту.

2.6 Уголовное право

Законы не проводили различия между преступлением и гражданским правонарушением.12 Более четко обособлялись некоторые формы виновности - различные виды недоносительства, укрывательства. К числу отягчающих обстоятельств отнесены посягательства на личность или имущество представителей высших сословий, дерзость рабов по отношению к хозяевам или детей по отношению к родителям. Возможны наказания без вины. Строитель дома, в котором обрушилась крыша, погубившая сына хозяина дома, наказывался смертью собственного сына. Такой вид наказания - редкая форма талиона - равновозмездного наказания, которое вслед за ветхозаветным библейским текстом иногда называют правилом "око за око". Э. Аннерс называет этот принцип зеркальным талионом.

Наиболее употребимым было наказание в виде денежного штрафа. Выработан своего рода тариф поранений, согласно которому повреждение в драке или по злому умыслу кости авилума, мушкенума и раба влечет за собой различные виды компенсаций - либо по принципу "око за око" (для авилумов), либо в виде денежной компенсации. Некоторые разновидности штрафов имели явно завышенный размер, равносильный приговору к смертной казни. Например, похититель вола или ладьи из царского дворца или храма обязывался уплатить штраф в размере 30-кратной стоимости похищенного.

Разновидности описываемых и перечисляемых преступлений можно сгруппировать следующим образом: преступления против личности, против собственности, против семейных устоев, а также должностные и государственные преступления.

Основную группу уголовно-правовых норм составляли преступления против личности.13 к ним относились : нанесение телесных повреждений, оскорбление словом и действием, дача ложных обвинений, злостная клевета.

Ко второй группе относились преступления против собственности: кража и грабеж, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества.

Третья группа – преступления против семьи и нравственности: супружеская неверность, кровосмешение, кража ребенка, изнасилование.

К четвертой группе можно отнести воинские преступления: мародерство. а также к этой группе можно отнести и должностные преступления: взяточничество судьи.

В системе наказаний преобладала смертная казнь. Смерть за неповиновение царю, за кражу собственности, за убийство, даже если оно было совершено случайно. А если кто-нибудь сломал другому человеку кость, повредит глаз, то у виновного тоже выбьют глаз или сломают кость. Иногда судьи не могли вынести решения, так как не было достаточных улик; тогда подсудимого подвергали испытанию водой: его бросали в воду, и если он выплывал, его оправдывали.

Выбор меры наказаний с собой наглядностью отразился классовый характер уголовного права: выбор мены наказания, степень его суровости ставились в прямую зависимость от социального положения как преступника, так и потерпевшего.

2.7 Армия

          Скорее всего, войска были хорошо  подготовлены и не набирались из наемников. Что очень важно, воин сам был защищен от произвола  командных чинов.

           « Если декум или лубуттум 14забрал добро редума в наем, передал редума сильному в суде или забрал подарок, который царь дал редуму, то этот декум или лубуттум должен быть казнен.»    Данная статья дает вполне ясное представление об отношении между войсковыми командирами и самими войсками. Эта мера действительно должна была защищать воина от незаконного использования декумами и лубуттами своей власти. Статья также показывает, что в случае незаконного действия применение смертной казни грозило не только редумам и баирумам.

          Скот, даваемый редуму (или же  другому человеку, несущему повинность) государством, не мог быть продан. Более того, «Поле сад и дом, принадлежащие редуму, баируму или  другому человеку, несущему повинность, не могут быть проданы за  серебро.»15. Эта статья вообще запрещала воинам продавать свою недвижимость. Причем, не указано, являлся ли дом или сад именно даром царя.

Особенно важно было для Хаммурапи иметь сильное войско на юге, в Шумере, который только при нем был присоединен к Вавилону. Чтобы укрепить там свою власть, Хаммурапи расселил там своих воинов. Для них отводились большие участки земли, где были поле, дом и сад. «Реду» - были тяжело вооруженные воины, у них было длинное копье, щит и шлем. Они получали не только землю с угодьями, но и скот: волов и овец. А «Баиру» - легко вооруженные стрелки – пользовались только домом и угодьями.

Воинские земельные участки полностью исключались из гражданского оборота, так что всякие сделки с ними являлись незаконными. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялась право его малолетнего сына (ст.27-29). Если ради избавления от службы воин бросал надел, он не терял права на него в течении года при условии возвращения к своим обязанностям.  Когда воин по возрасту или болезни уже не мог продолжать службу; но в его семье подрастал сын, способный продолжить службу вместо отца, - земельный участок мог быть закреплен за данной и во втором поколении. Если же сын был малолетним и не мог продолжить службу отца, его матери выделялась одна треть из имущества «илку», чтобы она могла воспитывать сына до его совершеннолетия. Однако верховная собственность на эти земли неизменно оставалась за царем: он мог в любое время изъять земельный участок из рук военнослужащего.

Когда воин попадал в плен, за него платили выкуп из царской казны.

Войско было опорой царской власти, и Хаммурапи прекрасно понимал, что если у него не будет сильных и дисциплинированных воинов, его могуществу скоро придет конец. Поэтому он охранял своих воинов от произвола начальников, давал им землю и богатые подарки. Но за это воины должны были верой и правдой служить своему царю и беспрекословно выступать в поход по первому требованию. Горе было тому воину, который осмеливался ослушаться царского приказа и нанимал вместо себя какого-нибудь бедного человек. Такого воина предавали смерти, а его дом, поле и сад отдавали тому, кто шел вместо него на войну. Вот эта 26-я статья Судебника : если реду или баиру, получив приказ выступить в поход, не пойдет, или наняв наемника выставит его своим заместителем, то этого реду или баиру должны предать смерти, а его заместитель получает его дом». 

В целях укрепления боеспособности, дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко наказывать воинов, нарушивших военный приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников – декум и лубуттум, использовавших в своих целях имущество солдата или отдавших его внаем. Служба воина считалась «вечной».

 

Заключение

 

Законы Хаммурапи принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время  послужили  основой  вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя  Месопотамии  II  тыс.  до  н.э.

Следует  учесть,   что   Хаммурапи,   существенно   усилив   роль государства в   общественной   и  хозяйственной  жизни  страны (впоследствии частично утраченную),  не изменил основ этой жизни, как  они  сложились  в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

Источник древневавилонского права носит одновременно религиозный и светский характер, наряду с государственным решением используется мнение об религиозном происхождении законом.

Своду законов Хаммурапи присущ принцип неравноправия населения по принципу правоспособности. Население было поделено на три категории по признаку набора осуществляемых прав. Это одна из отличительных черт древневавилонского права.

Основными сферами общественной жизни и отношения, четко регулируемые судебником являются – имущественные отношения и права собственности, судебное устройство государства, семейные отношения, наказания за уголовные преступление и регулирование жизни воина.

Статьи свода четко прописывали конкретные случаи нарушения различных прав населения и давали конкретные указания для восстановления в правах пострадавших и наказания виновных. Часто, за многие преступления предназначалась смертная казнь. Но, в целом, права населения были защищены.

Таким образом, при разрешении задач исследования, мы считаем поставленную цель достигнутой.

 

Список литературы:

 

1. В.В. Кучма.    Государство и право древнего мира и средних веков.         Волгоград 2001

2. Васильев Л.С. История Востока/Л.С. Васильев. – 5-е изд., в 2 т. – М.: Высш. шк., 2008 – 574 с.

3. История государства и права зарубежных стран. Часть 1  Под общей редакцией О. А. Жидкова  и   Н. А. Крашенниковой.   Москва  1996г

4. Всемирная история государства и права. Под редакцией  А. В. Крутских. Инфа-м, 2001

5. История государства и права зарубежных стран / Под ред. Н. А. Крешенинниковой, О. А. Жидкова. М., 1998. Ч. 1.

6. Дьяков И. М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. М., 1959.

7. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые шаги рабовладельческой цивилизации. М., 1983. Ч. 1. Месопотамия.

8. Крашенинникова Н. А. История права Востока./А.Н. Крашенниникова. -  М., 1994.

Информация о работе Судебник царя Хаммурапи