Суд присяжных в России: прошлое, настоящее и будущее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Судебная реформа 1860-1864 гг. по праву занимает одно из наиболее заметных мест в числе государственных реформ второй половины XIX века. Без реформирования судебной системы было немыслимо дальнейшее развитие Российской империи, реформа означала окончательный отход от средневековой системы судопроизводства, введение многих демократических элементов, некоторые из которых только начинают возрождаться сейчас.
В этом ряду наиболее заметной была реформа именно уголовно-процессуального законодательства, в которой наиболее явно проявились наметившиеся в это время тенденции к гуманизации законодательства, защите прежде всего прав человека.

Содержание

Введение
1. Основные принципы судебной реформы
2. Порядок судебного следствия
3. Институт суда присяжных в современной России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые  в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические  или психические недостатки, препятствующие  полноценному участию в рассмотрении  судом уголовного дела.

Высший исполнительный орган  государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации10.

Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом  государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

Судом присяжных  уголовные дела могут рассматриваться  только по ходатайству подсудимого, привлекаемого к ответственности  за преступление, наказуемое лишением свободы на срок свыше 15 лет, пожизненным лишением свободы или смертной казнью.

На сегодня же пока удельный вес уголовных дел, рассматриваемых  с участием присяжных, незначителен11.

С точки зрения презумпции невиновности и демократических начал в уголовном процессе смысл суда присяжных имеет массу достоинств для обвиняемого12. Например, это довольно большое количество присяжных заседателей, вызываемых к началу слушания дела (не менее двадцати) и участвующих в судебнoм разбирательстве (двенадцать основных и двое запасных), право сторон на мотивированный и безмотивный отвод присяжных заседателей, формирование нового состава скамьи присяжных по каждому делу - все это призвано обеспечить объективность и беспристрастность судей от общества. Присяжные заседатели принимают решение по делу самостоятельно и независимо от профессионального судьи. Судья руководит присяжными заседателями в ходе судебного разбирательства, разъясняет им положения закона, сущность принципа презумпции невиновности, разницу между фактами и доказательствами по делу. Однако принятие решения по делу - прерогатива присяжных.

Присяжные заседатели не знакомятся заранее с материалами  уголовного дела, не должны знать о  прежней судимости подсудимого, обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, не имеют для них существенного значения. В основе решения присяжных лежат фактические обстоятельства дела, воссозданные в ходе судебного разбирательства сторонами.

Присяжные заседатели выносят вердикт, имело ли место  преступление; если имело, то какое отношение к его совершению имел подсудимый; виновен ли он; если виновен, то не заслуживает ли снисхождения, то есть решают вопросы, не требующие специальных знаний, руководствуются не нормами права, а жизненным опытом и здравым смыслом. Постановление же приговора, применение уголовного и уголовно-процессуального закона, определение меры наказания подсудимому - дело судьи.

Суд присяжных - довольно дорогостоящая в экономическом  и сложная в организационном  плане процедура. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжногo заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период; возмещаются судом командировочные расходы, a также транспортные расходы на прoезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда; за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством13. Увoльнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются; время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Приговор, определяющий подсудимому меру наказания, постановляется судьей на основании  вердикта присяжных, логически вытекает из него. Когда обвиняемому целесообразно  воспользоваться правом на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей? Прежде всего, тогда, когда он не признает себя виновным в совершении преступления, инкриминируемого ему органом следствия, или признает себя виновным в совершении менее тяжкого преступления. Все случаи, когда обвиняемому есть смысл довериться "суду общественной совести", использовать преимущества процедуры судебного разбирательства с участием присяжных заседателей, предусмотреть невозможно.

Заключение

 

Подводя итог рассуждениям о суде присяжных, укажем, что восстановление этого процессуального института, несмотря на его дороговизну, является одним из центральных положений Концепции судебной реформы в РФ, принятой еще 24 октября 1991 г., и своеобразным демократическим достижением в совершенствовании судебной системы. Причем право признать подсудимого виновным в совершении преступления принадлежит представителям общества в суде.

Институт  присяжных по своей сущности противоречил условиям самодержавной России, он оказался для нее слишком радикальным  нововведением. Непредсказуемость решений присяжных по делам, носящим политический оттенок, не отвечала стремлениям правительства обеспечить порядок в стране.

Особенно  угас интерес к суду присяжных  со стороны неюридической интеллигенции. Дело в том, что ее интересовали отнюдь не банальные уголовные дела, а так называемые громкие процессы, часто носившие политический оттенок. После изъятия такого рода дел из компетенции присяжных заседателей стал падать интерес образованной части общества к уголовному судопроизводству.

Что касается крестьянства, то после многовековой крепостной зависимости для него был важен непосредственно факт участия в уголовном судопроизводстве, а наибольшее значение имел разбор тех преступлений, с которыми крестьяне  сталкивались в обычной жизни (кражи, грабежи, убийства и т.п.). Но эти преступления как раз никто из компетенции присяжных заседателей не изымал. Получив то, что хотели, низшие слои общества успокоились и особо не интересовались происходящим с судом присяжных.

Когда говорят  о суде присяжных, обычно говорят об уголовном правосудии. Уголовное правосудие жизненно необходимо любому обществу. Оно гарантирует соблюдение правопорядка. Оно заменяет собой частное насилие и возмездие. Вместо того чтобы вершить самосуд, цивилизованное сообщество обращается к специальным учреждениям, выполняющим за него эту работу. Уголовная юстиция берет на себя осуществление насилия над плохим и сильным и действует от имени государства.

Парадоксально, но самую достоверную из общедоступных  источников информацию о суде присяжных мы получаем из книг, популярных “судебных” сериалов или игровых фильмов американского кинематографа. Не каждый знает систему уголовного процесса с участием присяжных или может ее описать, но каждый узнаёт о ней по книгам, кино, телевидению. Эта система - настоящие драмы в зале суда с адвокатами, демонстрирующими свое искусство заинтересованному жюри присяжных.

Официальная же информация о суде присяжных появляется и исчезает в популярных изданиях или на телевидении так же стихийно, как интерес общества к крупным процессам. При этом журналисты обычно обходят процессуальные вопросы разбирательства в угоду зрителя, жадного скорее до кровавых подробностей преступления, чем до способов его раскрытия, и собственного рейтинга, напрямую зависимого от обнародованных сенсаций, к которым в последнюю очередь относятся правила ведения процесса. В результате само слово присяжные для обычного человека превратилось в некий образ чего-то непонятного, но абсолютно необходимого для отправления правосудия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты и другие официальные материалы:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993г.;
  2. Закон СССР от 26.04.1990г. «О разграничении полномочий между союзом ССР и субъектами федерации»;
  3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. № 63-ФЗ;
  4. ФЗ № 113-ФЗ от 20.08.2004г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ».

Судебная практика:

  1. Постановление Верховного Суда РФ «О декларации прав и свобод человека и гражданина» от 22.11.1991г. № 1920-1.

Теоретические источники:

  1. Бернэм У. Суд присяжных заседателей. М.,1997г.;
  2. Григорян С.А. Материалы международного семинара по проблемам суда присяжных. Ростов н/Д, 2002г.;
  3. Гуценко К.Ф. Суд присяжных. Российская юридическая энциклопедия. М., 2005г.;
  4. Добровольская С.Н. Суд присяжных: актуальные проблемы организации и деятельности.// МГУ им. М.В. Ломоносова.// М.,2000г.;
  5. Завидов Б.Д. Особенности рассмотрения в суде уголовных дел с участием присяжных заседателей. М., 2003г.;
  6. Зверев В.В. История России. М.,2006г.;
  7. Кириллова Н.П. Суд присяжных в России и мировой опыт. Санкт-Петербург, 1998г.;
  8. Кони А.Ф. Избранное. Т 2.: Советская Россия. М., 1989г.;
  9. Коршелов В.А. Отечественная история 19 века. М., 2007г.;
  10. Мутаев Ш.Н. Отечественная история. М., 1997г.;
  11. Немытина М.В. Российский суд присяжных. Учебно-методическое пособие. Издательство БЕК М., 1995г.;
  12. Пашин С.А. Судебные реформы и суд присяжных. М., 1995г.;
  13. Петрухин И.Л. Комментарий к главе 42 УПК // Комментарий постатейный к УПК РФ. М., Кодекс-Проспект, 2002.;
  14. «Журнал российского права» № 7 июль 2001г. статья Демичева А.А.

 

1  Закон «Учреждение судебных установлений»,ст. 81–109.

2   «Устав уголовного судопроизводства». Ст. 651-652.

3  «Устав уголовного судопроизводства». Ст. 656.

4  См.: Закон СССР от 26.04.1990г. «О разграничении полномочий между союзом ССР и субъектами федерации».

5  См.: Постановление Верховного Суда РФ «О декларации прав и свобод человека и гражданина» от 22.11.1991г. № 1920-1

6  См.: Конституция РФ.

7  Там же.

8  См.: ФЗ № 113-ФЗ от 20.08.2004г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ».

9  См.: Немытина М.В.  Российский суд присяжных. М., 1995. С. 35-49.

10  См.: Петрухин И.Л. Комментарий к главе 42 УПК. //Комментарий постатейный к УПК РФ.// М., 2002.

11  Там же.

12  См.: Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. № 63-ФЗ.

13  ФЗ № 113-ФЗ от 20.08.2004г. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ.


Информация о работе Суд присяжных в России: прошлое, настоящее и будущее