Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:35, реферат
Основные элементы государственной идеологии
Существует такая специфика политической идеологии, как предельно жесткая функциональная зависимость составляющей ее содержание системы идей, ценностей и представлений от политических интересов носителя данной идеологии. Политические интересы есть социальные блага, доступ к которым может быть обеспечен в результате решений органов государственной власти.
Внешними формами выражения государственной идеологии выступают как единичные идеи, ценности, цели и представления, нормы и установки, так и сложносоставные построения, социально-политические учения, теории, концепции и доктрины.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА ТЕХНОЛОГИЙ»
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
РЕФЕРАТ
по курсу «Основы идеологии белорусского государства»
Тема 1. Сущность государственной идеологии , ее основных направлений, уровней и механизмов реализации
Тема 2. Основные направления национальной безопасности Республики Беларусь
Проверил: ст. преподаватель
Шилов В. Д.
__________
Выполнил: слушатель группы
Пв 2-12 Лог
Машлякевич А.И.
_________
Минск 2013
Тема 1. Сущность государственной идеологии , ее основных направлений, уровней и механизмов реализации
Основные элементы государственной
идеологии
Существует такая специфика политической
идеологии, как предельно жесткая функциональная
зависимость составляющей ее содержание
системы идей, ценностей и представлений
от политических интересов носителя данной
идеологии. Политические интересы есть
социальные блага, доступ к которым может
быть обеспечен в результате решений органов
государственной власти.
Внешними формами выражения государственной
идеологии выступают как единичные идеи,
ценности, цели и представления, нормы
и установки, так и сложносоставные построения,
социально-политические учения, теории,
концепции и доктрины. И каждую отдельно
взятую идею и любую социально-политическую
доктрину можно рассматривать в качестве
элементов государственной идеологии.
Государственная идеология всегда есть
более высоко организованная по сравнению
с частными идеологиями совокупность
идей. Характеристика государственной
идеологии предполагает выяснение возможных
подходов к систематизации её содержания.
Общепринятым подходом к систематизации всей совокупности идей, ценностей и представлений, составляющих идеологию того или иного государства, является их группирование по основным сферам жизнедеятельности общества. Полученный таким образом ряд можно назвать составляющими элементами государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматривать идеи, ценности, нормы и представления культурно-исторического, политического, экономического и социогуманитарного характера.
Культурно-историческая, или цивилизованная, составляющая государственной идеологии включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности. Большое значение принадлежит традиционным, вырабатывавшимся народом на протяжении всей истории его развития социокультурным идеалам и ценностям. Именно они составляют передающиеся из поколения в поколения духовно-культурные основы бытия нации. К этому элементу относятся также представления о месте и роле народа в мировом историческом процессе, становление его этнических особенностей.
Политическую составляющую
государственной идеологии
Экономическая составляющая
государственной идеологии
Социогуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Особое значение придаётся подходу к человеку как к высшей цели общества и государства, к ответственности государства за создание условий для свободного и достойного развития личности и к ответственности граждан за исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. Данный элемент включает приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере науки, культуры и образования, подходы к регулированию семейных отношений.
Будучи феноменом сознания социальных субъектов, идеология подвержена общим процессам, происходящим в сфере мышления: она возникает, развивается, обновляется и распространяется благодаря усилиям конкретных людей. Поэтому идеология предполагает целенаправленную деятельность по её созданию, воспроизводству, обновлению и распространению.
В современном обществе производством политических идей и их доведением до сознания людей заняты не только отдельные люди, которые традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения. Эти положения в полную меру относятся и к функционированию государственной идеологии. Только в тех случаях, когда государство сознательно осуществляет свою идеологическую функцию, разрабатывает, развивает и распространяет различными способами определённую систему идей, ценностей и целей, направленных на интеграцию и развитие сообщества, можно с достаточной определённостью говорить о наличии и функционировании государственной идеологии. Отсутствие или существенное ослабление внимания государства идеологическим аспектам жизнедеятельности сообщества способно привести к эрозии общезначимых ценностей или к их вытеснению идеями и представлениями, отвечающими интересам достаточно узких групп населения. Данное положение ведёт, в свою очередь, к ослаблению или даже распаду самого государства.
Механизм реализации государственной идеологии. Механизм реализации государственной идеологии составляет совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии, её систематизацией, нормативно-правовым закреплением, воспроизводством и распространением среди членов политического сообщества, а также материализованных средств её выражения. К таким средствам относятся тексты конституции и законов государства, политические манифесты, программы и доктрины общенациональной значимости, символика государства (герб, флаг, гимн, девиз), государственные праздники, исторические памятники, монументально-архитектурные сооружения и мемориальные комплексы, денежные знаки, произведения литературы и искусства и т.п. Как не может быть государства без государственной идеологии, так не может быть и государственной идеологии без механизма, обеспечивающего её создание, воспроизводство и распространение среди членов сообщества.
Опыт ХХ века показал: возможны два варианта механизма реализации государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм государства без внешних признаков централизованности.
Первый вариант механизма
государственной идеологии был
реализован в Советском Союзе
и ряде других не западных стран. Здесь
идеологический аппарат создавался
решениями высших властей. Он фактически
составлял часть системы
Второй вариант - механизм государственной идеологии в западных странах складывался, как правило, без специальных решений властей и не обособлялся в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра. Он формировался там как составная функция определённых учреждений государства и институтов гражданского общества. Такие образования французский философ Л.П. Альтюссер (1918 - 1990) рассматривал в качестве инструментов проведения в жизнь господствующей идеологии и определил их как «идеологические аппараты государства». К таковым он относил следующие : религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юридический; политический (система политических институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.).
Каждый из названных социальных институтов, действующий в рамках политического сообщества, объективно является проводником идей, отражающих не только частные интересы, но и интересы всего сообщества. Одновременно и господствующие политические силы на всех этапах общественного развития стремятся использовать данные институты в качестве инструментов проведения в жизнь собственной идеологии. Поэтому, хотя в условиях западных обществ (особенно в постиндустриальную эпоху) их роль как элементов механизма государственной идеологии не столь очевидно, как это было, например, в Советском Союзе, всё же они объективно выступают в качестве таковых.
Таким образом, в новых
независимых государствах, к числу
которых относится и Республика
Беларусь, механизм государственной
идеологии должен формироваться
с учётом как одного, так и второго
опыта: его следует создавать
намеренно, но без элементов
Практически во всех современных
демократических странах
Создание эффективного идеологического механизма государства во все времена на ряду с разработкой самой идеологии является важнейшей задачей политического сообщества.
В сегодняшнем переходном обществе потребность в идеологии велика, как никогда, ибо:
- среди культурных факторов нового времени все большую значимость до сих пор обретали факторы, сформировавшиеся в эпоху утверждения капитализма;
- произошло видимое ослабление убеждающей и мобилизующей силы классических идеологий;
-публичная значимость религии, за некоторыми исключениями (например, Польша, исламский культурный ареал), проявляется только там, где эти религии не преподносят себя как трансцендентно ориентированные, но сами приспосабливают себя к политике (например, теология революции, христианские пацифизм и социализм);
-ускорение процесса преобразований в западных обществах и процессы структурного распада в развивающихся странах увеличивают потенциал дезориентации.
О существовании и реальном
значении идеологии в современном
мире говорят некоторые бывшие и
нынешние влиятельные государственные
деятели США. После 11 сентября 2001 г.
Соединенные Штаты Америки
Сегодняшнее переходное состояние общества, описанию которого посвящено множество работ современных отечественных и зарубежных авторов, среди которых и работа П. Сорокина «Кризис нашего времени» , неминуемо ставит человека перед необходимостью самоопределения в определённом историческом контексте, системе ценностей. Сегодняшнее состояние общества, согласно Сорокину, может характеризоваться утратой старых ценностей и установок, в том числе и политических, у большинства населения, не сформированностью новых. Ситуация экзистенциального или ценностного вакуума, связанная с потерей смысла жизни, никчемности своего существования, стала реальностью для многих членов общества. В стране растут наркомания, алкоголизм, преступность и суицид. Вместе с тем происходит тотальное отчуждение многих белорусских граждан от политики. Подобный процесс в политической литературе называется абсентеизмом. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит, политика «не мое дело» и т.п. Одной из причин подобного общественно-политического феномена является сложившийся в стране тип политической культуры. После развала СССР бывшие советские республики встали на собственные пути развития. Однако сознание граждан не изменилось, и многие не участвуют в выборах, так как не верят в то, что это поможет осуществить их интересы. Причиной этого является то, что в СССР выборы происходили на безальтернативной основе, у граждан не было возможности сделать какой-либо выбор, а тех, кого избирали в органы власти, действовали зачастую в своих, а не в интересах граждан. Это свидетельствует об отсутствии у людей определенного уровня политической культуры. Многие люди не понимают, зачем необходимо их участие в политической жизни.