Тайна убийства реформатора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 09:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы заключается в исследовании жизни и деятельности велико реформатора Петра Аркадьевича Столыпина, который внёс огромную политическую роль в жизнь России.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
- Исследовать биографию Столыпина;
- Исследовать его политическую деятельность;
- Изучить какие реформы были проведены во время жизни Столыпина;
- Рассмотреть какие изменения были сделаны для жизни людей разных сословий;
- Узнать как закончил свою жизнь великий реформатор.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………………....................3
1. ЖИЗНЕННЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПУТЬ П.А. СТОЛЫПИНА……………..…..............4
2. СТОЛЫПИНСКИЕ РЕФОРМЫ…………………………………………………………..........8
2.1 Аграрная реформа……………………………………………………………………………8
2.2.Реформа в области прав м свобод граждан…………………………………………….....11
2.3. Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти………………………….………………………………………………………......................11
2.4. Реформирование судопроизводства……………………………………………..………..12
2.5. Местное управление и самоуправление………………………………..……..……….....13
2.6. Экономика, финансы, инфраструктура…………………………………………………..13
2.7. Образование, наука и культура…………………………………………………………...14
2.8. Военная реформа…………………………………………………………………………..14
3. ТАЙНА УБИЙСТВА РЕФОРМАТОРА………………………………………………….......15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………………………......17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….……………………………………........18

Вложенные файлы: 1 файл

столыпин и его реформы.docx

— 72.43 Кб (Скачать файл)

Столыпин был  уверен, что получит отставку, но этого не произошло по двум обстоятельствам. Во-первых, царь не признавал за министрами права выходить в отставку по собственному желанию, считая, что это принцип  конституционной монархии, самодержец же должен лишать министров их постов только по собственному усмотрению. А  во-вторых, он подвергся атаке великих  князей и вдовствующей императрицы  Марии Федоровны, которая считала, что Столыпин все еще остается единственным человеком, способным  привести Россию к «светлому будущему»1.

Таким образом, Николай не принял отставки Столыпина, который, уверовав в свои силы, выдвинул перед царем ряд жестких условий. Он соглашался взять отставку назад, если, во-первых, Дума и Государственный  совет будут распущены на три  дня и законопроект будет проведен по специальной 87-п статье, предусматривавшей  право правительства издавать законы во время перерывов занятий законодательных  палат. Главных своих противников – П.Н. Дурнова и В.Ф. Трепова – Столыпин требовал удалить из Государственного совета, а с 1 января 1912 года назначить туда 30 новых членов по его выбору. Царь вынужден был согласится, но вскоре начал всячески мешать премьеру в его деятельности: не подписывал принятых обеими палатами законопроектов (об отмене ограничений, связанных со снятием духовного сана), назначал в правительство активных противников Столыпина. Поползли слухи о его скорой отставке.

У Петра Аркадьевича  начало сдавать здоровье, усилилась  стенокардия. Но, несмотря на болезнь  и явно возраставшую опалу царя, премьер-министр упорно продолжает работать над проектами реформ – планирует организовать восемь новых министерств (труда, местного самоуправления, национальностей, социального обеспечения, исповеданий, исследования и эксплуатации природных богатств, здравоохранения, переселения), для содержания их изыскивает меры для троекратного увеличения бюджета (введении прямых налогов, налога с оборота, повышения цены на водку), намечает понизить земский ценз, чтобы допустить к местному самоуправлению владельцев хуторов и рабочих, владевших небольшой недвижимостью. В разговоре со своим помощником он как-то прямо заявил, что, возможно, ему и не придется осуществить это планы в качестве главы правительства.

В августе 1911 года Столыпин отдыхал в своем имении в Колнобреже, где работал над  своим проектом. И отпуск, и работу пришлось прервать для поездки в  Киев, где в присутствии царя должен был открыться памятник Александру II по случаю недавно исполнившегося юбилея Великой реформы. Пребывание премьер-министра в Киеве началось с оскорблений – ему явно давали понять, что он здесь лишний и его не ждали. Столыпину не нашлось места в автомобилях, в которых следовали царь и его свита. Ему не дали даже казенного экипажа. Председателю Совета министров пришлось искать извозчика… Рассказывают, что ненавидевший его Распутин, увидев Столыпина, завопил: «Смерть за ним!... Смерть за ним едет!.. За Петром… за ним…». Не отсюда ли родилась легенда, что охранка «гениальным полицейским нюхом» предвосхитила «тайное желание двора и камарильи избавиться от Столыпина»? И двор, и камарилья не единожды избавлялись от неугодных им лиц куда более простым путем – отправляя их в отставку, что, по-видимому, грозило и Столыпину в самом недалеком будущем.

Политическая  смерть Столыпина наступила гораздо  раньше, чем провокатор Д.Г. Богров смертельно ранил его 1 сентября 1911 года в Киевском оперном театре. Да, Столыпин был  «приказчиком» царя и помещиков, но он при всех своих отнюдь не исключительных качествах все же видел гораздо дальше и глубже их. Трагедия Столыпина состояла в том, что они не захотели иметь «приказчика», превосходящего их по личным качествам.

Петр Аркадьевич был похоронен в Киево-Печерской  лавре. Его памятник, воздвигнутый в  Киеве на общественные пожертвования, был снесен в марте 1917 г. П.А. Столыпин состоял почетным мировым судьею Гродненского и Ковенского уездов и  Инсарского уезда Пензенской губернии, именитым гражданином г. Полоцка  и посада Дубок Саратовской губернии, почетным членом Московского совета детских приютов, Императорского Московского  Археологического института, Холмского  Свято-Богородицкого Братства, Императорского Петербургского яхт-клуба, Тамбовской губернской архивной комиссии, Российского  общества Красного Креста, почетным гражданином  г. Киева. В 1908 г. Пожалован в статс-секретари. П.А. Столыпин имел ордена Белого Орла, Анны 1-степени, Владимира 3-й степени, а также иностранные ордена: бухарский Искандер Салис, шведский – Серафиме, норвежский – Святого Олафа 1-й степени, итальянский – Святых Маврикия и Лазаря 1-й степени, английский – Виктории 1-й степени, сербский – Белого Орла 1-й степени, Прусской Короны за заслуги и другие.

 

2. СТОЛЫПИНСКИЕ  РЕФОРМЫ

 

В понятии Столыпина  Великая Россия – это миллионы сильных личностей, а не сильная община миллионов. Великая Россия, верная своим традициям и своему национальному духу, чуждая любым проявлениям национализма. Сбалансированность политики Столыпина по отношению к личности, независимо от того – был ли это дворянин, крестьянин, рабочий или предприниматель, делал его самым нравственным реформатором в истории России. Он не отбирал землю у богатых, отдавая ее бедным, он ставил своей задачей обеспечить необходимыми средствами бедных, научить их пользоваться тем имуществом, которое государство помогало им приобрести, создавая мощный средний класс сильных личностей, на которых строилось великое государство. Результат реформ был ошеломляющий. Реализация столыпинских реформ позволила России в канун первой мировой войны выйти по темпам экономического роста на пятое место в мире, создать благоприятный инвестиционный и налоговый климат для промышленности и предпринимательства, повысить социальный статус для значительной части россиян, укрепить обороноспособность страны, упрочить ее позиции мирного сосуществования на международной арене. Результативность реформ обуславливалась, в первую очередь, активным использованием регулирующих рычагов формирующегося правового государства и пробуждением активности среднего класса. Государственная деятельность П.А. Столыпина носила всеобъемлющий характер и вся была проникнута стремлением во блага укрепления России. Столыпин разрабатывал и осуществлял целый комплекс направлений преобразований общегосударственного характера: земельная реформа, права и свободы граждан, формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти, реформирование силовых структур и судопроизводства, местное управление и самоуправление, экономика, финансы, инфраструктура, социальная политика, образование, наука, культура, военная реформа, противодействие террору.

 

2.1. Аграрная реформа

 

Аграрный кризис начала XX в. И крестьянские выступления накануне и в годы первой российской революции со всей определенностью заявили о неотложности решения аграрного вопроса. Вместе с тем согласия среди различных политических сил в способах достижения этой цели не было, более того, их взгляды часто оказывались диаметрально противоположными. П.А. Столыпин видел решение этого вопроса в превращении крестьянина в собственника своего земельного надела. Кроме того, человека необходимо было наделить имущественными правами, дабы гражданские и политические права не оставались пустой буковой.

Столыпин поддержал  позицию, обозначенную в XIX в. Валуевым, Барятинским, а в начале XX в. Витте о предоставлении права крестьянам на выход из общины. Он был убежден в том, что «нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землей. Искусственное в том отношении оскопление нашего крестьянства, уничтожение в нем врожденного чувства собственности ведет ко многому дурному, главное, к бедности. А бедность, по мне, худшее из рабств. Смешно говорить этим людям о свободе и свободах».1

Для реализации реформы правительством был инициирован  целый комплекс мер. Указом 9 ноября 1906 г., принятым в чрезвычайном порядке, было положено начало выходу крестьян из общины. Как закон он стал действовать, пройдя через обсуждение в III Государственной  думе, только с 14 июня 1910 г. Столыпин не был сторонником насильственной ломки общины. Он никогда не требовал всеобщей унификации форм землепользования и землевладения.

Выход крестьян из общины подразумевался в два этапа: сначала чересполосное укрепление наделов, а затем выход на отруба и хутора. Была снята семейная форма  собственности на землю, надел стал не коллективной собственностью семьи, а собственностью землевладельца. Отменялись выкупные платежи за землю, крестьяне  освобождались от принудительного  севооборота в целях недопущения  излишней концентрации земли в одних  руках и спекуляции землей. Были также запрещены продажа земли  не крестьянам и скупка в пределах одного уезда более 6 душевых наделов, определенных по реформе 1861 г. По разным губерниям этот надел колебался  от 12 до 18 десятин. С июля 1912 г. Была .разрешена выдача ссуд под залог для приобретения крестьянами земли, введены различные формы кредита – агрокультурного, ипотечного, землеустроительного, мелиоративного.

Указом 9 ноября 1906 г. Крестьянин получил право укреплять в собственность свой надел, который прежде он не мог ни продать, ни заложить, ни сдать в аренду. Теперь, будучи полноценным владельцем своего земельного участка, он мог брать ссуды в Крестьянском банке, отвечая за выполнение взятых обязательств своим имуществом. Крестьянский банк выполнял и другую важную функцию. Он покупал земли поместного дворянства и на выгодных условиях перепродавал их успешному крестьянству. Таким естественным, мирным образом происходило перераспределение земельного фонда

Не все задуманное идеально реализовывалось на практике. Добровольность выхода крестьян из общины повсеместно не соблюдалась. Поскольку  принудительный выдел земли из общины мог быть осуществлен по требованию хотя бы одного крестьянина во время  общего передела, а срок от передела до передела равнялся 12 годам, в 1909 г. Министерством  внутренних дел был издан циркуляр, в котором дозволялись принудительные выделы земли. Таким образом, осуществление  экономических реформ поддерживалось административными мерами. Карьера  губернаторов и земских начальников  на местах во многом зависела от выполнения Указа 9 ноября 1906 г., что толкало  их на многочисленные злоупотребления.

В стране элементарно  не хватало землемеров, способных  справиться с требуемым объемом  работы. По подсчетам историка В.С. Дякина, в 1906 г. В штате Министерства земледелия было 200 «межевых чинов», в 1907 г. Число их было утроено, а к 1914 г. Достигло численности в 6 тысяч. Но для такой огромной страны, как Россия, этого было явно недостаточно.

Не хватало  и денег, выделенных на реализацию реформы. Так, по явно заниженным подсчетам Государственного контроля, минимальная стоимость  обустройства одного хозяйства на хуторе составляла от 250 до 500 рублей. Министерство земледелия на всю европейскую часть  России выделило ссуд на общую сумму  в 32,9 миллиона рублей, в то время  как в стране, по данным переписи, в 1905 г. Насчитывалось около 12 миллионов крестьянских семей.

Для осуществления  реформы было характерно насаждение хуторской системы землевладения, хотя природные, географические условия, социально-психологическая готовность крестьян к новым формам хозяйствования не всегда этому благоприятствовали. И все-таки к 1915 г. Более 25 процентов домохозяев объявили о выходе из общины. Чаще всего это были беднота, крестьяне, работавшие в городе, и в меньшей степени крестьяне, желавшие вести независимое хозяйство. Покупателями земли часто оказывались зажиточные крестьяне, не вышедшие из общины, а также сами общины, возвращавшие земли в мирское пользование. Отруба прижились в основном в Заволжье, на Северном Кавказе, в губерниях Северного Причерноморья, хутора – в западных губерниях.

Будучи крупным  землевладельцем (Столыпин имел около 8 тысяч десятин), он категорически  выступал против насильственного отчуждения помещичьих земель, полагая, что это  приведет к резкому падению агрокультуры и культурного уровня деревни  в целом.

Не лишена смысла критика Столыпиным в Государственной  думе проекта о национализации земли. Он отмечал, что земля, отчужденная  у одних и предоставленная  другим, «получила бы скоро те же свойства, как и вода, и воздух. Ею бы стали пользоваться, но улучшать ее, прилагать к ней свой труд с тем, чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу, - этого никто не стал бы делать. Вообще стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена», национализация земли «поведет к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей, к такому изменению всех социальных, правовых и гражданских отношений, какого еще не видела история»1. Не поддерживал он и идею об арендных отношениях в земледелии, считая, что временное владение землей будет вести к ее быстрому истощению.

Также одним  из способов наделения землей правительство  выбрало путь переселенческой политики в Сибирь. Правительство выделяло переселенцам льготные кредиты, финансировало  их переезд и даже на первых порах  безвозмездно передавала в их собственность  государственные, удельные и кабинетские  земли. Наказом от 10 марта 1906 г. Всем желающим без ограничений было предоставлено право на переселение. Правительство выделило средства на прокладку дорог, благоустройство на новом месте, медицинское обслуживание, общественные нужды. Пожалуй, это направление аграрной политики стало наиболее эффективным. За 1907- 1914 гг. в Сибирь переселилось 2,44 миллиона крестьян, или 395 тысяч семей. 70% из них закрепились там. Население Сибири за годы колонизации выросло на 153 процента. Если до реформы в Сибири проходило сокращение посевных площадей, то после реформы те были расширены почти вдвое. По темпам развития животноводства Сибирь обгоняла европейскую часть России. Масло и сыр, изготовленные в Томской и Тобольской губерниях, стали широко известны не только в России, но и в Европе.

В то же время  далеко не все из переселенцев сумели прижиться на новом месте; от 5 до 12 процентов крестьян вынуждены  были вернуться в родные места. Сказывались  недостаточная финансовая поддержка  государства, отсутствие дорог, отдаленность районов, плохая адаптация к новым  климатическим условиям, неурядицы  во взаимоотношениях с местным населением. В целом активная переселенческая  политика помогла несколько снять  остроту аграрного вопроса в  центре России, в какой-то мере оправдывая высказывание Столыпина «Дальше едешь – тише будешь!».

Оценивая аграрные реформы Столыпина, следует признать их целесообразными, с экономической  точки зрения – необходимыми. С 1909-го по 1914 г. Россия производила зерна больше, чем основные ее конкуренты – США, Канада и Аргентина – вместе взятые. Конечно, надо иметь в виду, что во все эти годы были хорошие, а в 1909 и 1913 гг. рекордные урожаи, но столь разительные перемены положения дел в сельском хозяйстве напрямую связаны с проведенными реформами. Начался бурный рост вначале кредитных, а затем и производственных, сбытовых и потребительских кооперативов, оказывалась разносторонняя агрокультурная помощь, расходы на которую выросли почти в четыре раза: организовывались курсы по изучению, демонстрации и внедрению новых эффективных форм хозяйствования. Потребление сельскохозяйственных машин на десятину посева увеличилось в три раза. Государством были произведены масштабные ирригационные работы в Сибири, в Средней Азии, на Кавказе. Иными словами, в сфере сельского хозяйства произошли «тектонические» сдвиги, которые затронули большинство населения России.

Информация о работе Тайна убийства реформатора