Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:05, реферат
Заниматься тайной исчезнувших древних библиотек я начал после того, как столкнулся с многочисленными фактами загадочного исчезновения информации из во множестве читаемых мною книг древних авторов.
В принципе, чтение книг древних авторов напоминает какой-то фантастический детектив. Ожидая на следующей странице описания раскрытия какой-то описываемой автором очередной тайны или загадки, вдруг с разочарованием обнаруживаешь, что повествование прервалось и автор сообщает уже о других событиях, мало связанных с предыдущей информацией.
Вначале это раздражало и казалось случайностью. Но при попытках обнаружить следы этой информации в других источниках, обнаруживалось то же самое, как будто кто-то преднамеренно убирал эти сведения из всех источников.
Именно поэтому рукопись Диего де Ланда и была обнаружена в Королевской библиотеке.
Логично и то, что позже, несмотря на надлежащий уход и охрану, рукопись повторно бесследно исчезла, а сохранившаяся копия семнадцатого века, оказалась весьма неполной, с перепутанным порядком глав, а потому малопонятной для современных исследователей.
Во-вторых, становятся понятными распоряжения папской администрации во время завоевания Нового Света и сразу после конкисты, назначать на должность священослужителей в индейские поселения, только грамотных лиц, знающих местные языки и обычаи.
Об этом же свидетельствует и вся биография Диего де Ланда.
Являясь членом ордена францисканцев в Толедо, он в 1549 году отправился в Новый Свет, на Юкатан, где исполнял должность епископа Мериды. Отличился особой патологической жестокостью при обращении индейцев в «добрых католиков».
Первым учредил на Юкатане инквизицию, широко применял по отношению к индейцам жесточайшие пытки и сожжение на кострах.
Поэтому даже в безумно-жестокое время конкисты, он был обвинен своими соратниками в чрезмерной жестокости по отношению к индейцам, после чего в 1564 году, был вынужден выехать в Испанию, чтобы оправдаться в своих зверствах.
Здесь, в 1566 году он закончил свой десятилетний труд «Сообщения о делах в Юкатане», благодаря которому был оправдан, освобожден от ответственности и в 1573 году вернулся на Юкатан, где и умер в 1579 году.
Надо сказать, что только благодаря сохранившейся, пусть и весьма несовершенной копии его книги, ученые смогли расшифровать хотя бы то немногое, что им удалось сделать с ее помощью.
На основании вышеизложенной информации я могу сделать единственный вывод.
Монополия на тайну.
Самой главной причиной уничтожения исторических книг, явилось стремление религиозных вероучений монополизировать права на знания, которые могли бы пролить свет на естественно - научные причины возникновения мировых религий на Земле, т.е. их целью было сохранить тайну глобальных космических катаклизмов, которые и легли в основу всех религиозных культов.
Строго говоря, о сохранении сокровенных тайн древней истории правители заботились и задолго до возникновения христианства.
Вот косвенное свидетельство об этом Плутарха, взятое из его «Жизнеописания Александра Македонского»:«Александр, по-видимому, не только усвоил учения о нравственности и государстве, но приобщился и к тайным, более глубоким учениям, которые философы называли «устными» и «скрытыми» и не предавали их широкой огласке.
Находясь уже в Азии, Александр узнал, что Аристотель некоторые из этих учений обнародовал в книгах, и написал ему откровенное письмо в защиту философии, текст которого гласит:
«Александр Аристотелю желает благополучия!
Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания.
Чем же мы будем отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием?
Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высших предметах. Будь здоров». Успокаивая уязвленное самолюбие Александра, Аристотель оправдывается, утверждая, что эти учения хотя и обнародованы, но вместе с тем как бы и не обнародованы.»
(см. Плутарх, «Избранные жизнеописания», М. Изд. «Правда» 1987 т.2, стр. 367-368)
Поэтому снова и снова мы будем находить свидетельства того, что бесценные рукописи бесследно не исчезли, и не сгорели, ибо утверждение, что «рукописи не горят» - это аксиома, подтвержденная эмпирическим путем многими учеными.
И я убежден, что многие, считающиеся безвозвратно утерянными древние манускрипты, до сих пор тщательным образом сохраняются в тайных архивах различных религиозных и масонских центров.
В связи с этим мне бы хотелось коснуться и тайны библиотеки Иоанна Грозного, которую многочисленные российские ученые и энтузиасты безуспешно ищут на протяжении половины тысячелетия.
При этом следует отметить один любопытный момент.
Все факты и события, связанные с этой библиотекой, всегда описываются как почти состоявшаяся сенсация. Поэтому имеется необходимость рассказать о ней более спокойно и подробно.
Александрийская библиотека
© И.И. Вегеря, 2007
Идея
библиотеки.
Основание
Александрийской Библиотеки.
Роль Деметрия Фалерского в создании Библиотеки.
Устройство Библиотеки.
Формирование книжного фонда.
Библиотека и библиотекари.
Расцвет и гибель Александрийской Библиотеки.
Александрийская Библиотека – пожалуй, самая известная из древних, но не самая древняя из известных нам библиотек. Идея библиотеки – это идея сохранения и передачи знаний от прошлых к грядущим поколениям, идея преемственности и посвящения. Совершенно не случайным поэтому представляется существование библиотек в наиболее развитых культурах древности. Известны библиотеки египетских фараонов, царей Ассирии и Вавилона. Некоторые функции библиотек выполняли собрания священных и культовых текстов при древних храмах или религиозно-философских общинах, подобных братству Пифагора.
В античное время имелись
также и достаточно обширные частные
собрания книг. Например, библиотека Еврипида,
которую тот, по словам Аристофана,
использовал при написании
Первым в их числе, конечно, следует назвать самого Александра, который воплощая в жизнь теорию философского деяния своего учителя, раздвинул границы эллинистического мира настолько, что непосредственная передача знания от учителя к ученику сделалась во многих случаях попросту невозможной[1] - создав тем самым предпосылки основания библиотеки, в которой были бы собраны книги всего эллинистического мира. Кроме того, Александр и сам имел небольшую походную библиотеку, главной книгой которой являлась «Илиада» Гомера[2] – наиболее известного и загадочного греческого автора, изучением творчества которого занимались все первые библиотекари Александрийской Библиотеки. Не следует забывать и том, что Александром был основан и сам город, на плане которого он начертал пять первых букв алфавита, которые означали: «Александрос Василеве Генос Диос Эктисе»[3] - «Александр-царь, порождение Зевса, основал...»[4], - знаменуя то, что город будет весьма прославлен в том числе и словесными науками.
К косвенным ученикам Аристотеля следует отнести и основателя династии египетских царей Птолемея Лага, который, будучи другом детства Александра Македонского, а затем одним из его полководцев и телохранителей, конечно, разделял основные идеи Александра и Аристотеля.
Последователем Аристотеля являлся и непосредственный основатель и первый руководитель Александрийской Библиотеки ученик Феофраста Деметрий Фалерский. Пожалуй, то же самое можно сказать и о Стратоне, который совместно с Деметрием Фалерским являлся одним из основателейАлександрийского Музейона. А его воспитанник Птолемей Филадельф после восшествия на египетский престол, прилагал огромные усилия для продолжения дела своего отца, не только выделял значительные материальные средства, но и проявляя личную заботу о развитии и процветании Музейона и Библиотеки.
Создание Александрийской
Библиотеки самым тесным образом
связано с Александрийским
Музейоном, основанном около 295 г. до н.э.
по инициативе двух афинских философов Деметрия
Фалерского[5] иСтратона-физика
Самое первое упоминание о Библиотеке мы находим в знаменитом «Письме к Филократу»[6], автор которого, приближенный Птолемея II Филадельфа, сообщает в связи с событиями перевода священных книг иудеев на греческий следующее: «Димитрий Фалирей, заведующий царской библиотекой, получил крупные суммы на то, чтобы собрать, по возможности, все книги мира. Скупая и снимая копии, он, по мере сил, довел до конца желание царя. Однажды в нашем присутствии он был спрошен, сколько у него тысяч книг, и ответил: «свыше двухсот тысяч, царь, а в непродолжительном времени я позабочусь об остальных, чтобы довести до пятисот тысяч. Но мне сообщают, что и законы иудеев заслуживают того, чтобы их переписать и иметь в твоей библиотеке». (Письмо Аристея, 9 – 10).
Если согласиться с тем, что александрийский Перевод Семидесяти был осуществлен в 285 г. до н.э. в период совместного правления Птолемея I Сотера и его сына Птолемея II Филадельфа[7], мы можем говорить о том, что первоначальный фонд библиотеки в размере 200000 книг был собран Деметрием Фалерским в первые десять лет функционирования Библиотеки. Тем самым мы получаем достаточно точную количественную характеристику роли Деметрия Фалерского в создании Александрийской библиотеки.
Впрочем, роль Деметрия Фалерского отнюдь не сводилась к распоряжению денежными средствами библиотеки и формированию ее книжного фонда. Прежде всего следовало убедить царя Птолемея IСотера в необходимости существования небывалой по масштабам Библиотеки. По-видимому, это задача являлась более сложной, нежели может представляться спустя более чем два тысячелетия во времена существования широко развитой сети библиотек самого разного размера и статуса: от личной до национальной. Дополнительные сложности, конечно, были сопряжены с тем, что новое дело требовало достаточно крупных денежных средств, которые были нужны молодой монархии для содержания армии и флота, проведения активной внешней и внутренней политики, развития торговли, масштабного строительства в Александрии и других районах страны и пр. и пр. При этом Деметрий Фалерский, безусловно, умело пользовался своим положением ближайшего царского советника и автора законодательства птолемеевской столицы Александрии. Используя собственный авторитет, он обосновывал необходимость открытия библиотеки тем, что «какова в битве сила стали, такова в государстве сила слова»[8], что для успешного управления многонациональным государством царю недостаточно ввести культ нового синкретического божества, каковым являлся культ Сераписа, но также требуется глубокое знание традиций, истории, законодательства и верований народов, населяющих государство. В других случаях, умышленно принижая собственное значение как ближайшего друга и советника, Деметрий Фалерский говорил, что «в книгах написано то, чего друзья не решаются говорить царям в лицо»[9].
Вне всякого сомнения, для скорейшего открытия Библиотеки Деметрий использовал и свой статус воспитателя одного из наследников царского престола[10], убеждая Птолемея Сотера в том, что научение мудрости посредством чтения лучших книг, будет способствовать также преемственности власти, процветанию страны и правящей династии. По-видимому, это был достаточно серьезный аргумент для царя, который, будучи другом детства Александра Великого, конечно, имел перед собою весьма убедительный пример благотворного воздействия книг из собрания Аристотеля на величайшего из царей своего времени. Да и опыт Деметрия Фалерского и Стратона Физика, выступавших в качестве учителей наследников престола, был, вероятно, оценен как достаточно успешный – поскольку в дальнейшем обязанности наставника наследника престола и руководителя Библиотеки нередко исполняло одно и то же лицо[11].
Фигура Деметрия Фалерского являлась ключевой не только в вопросе инициации открытия Александрийской библиотеки, но и в разработке планов устройства, а также важнейших принципов ее функционирования. Вне всякий сомнений, прообразом Александрийского Музейона и Библиотеки послужило устройство афинского Ликея. Но и здесь чрезвычайно важным представляется богатейший личный опыт Деметрия Фалерского, который, пройдя путь от рядового ученика до ближайшего друга руководителя Ликея Феофраста, мог оценить все преимущества и недостатки библиотеки Ликея, основой которого служило книжное собрание Аристотеля.