Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:32, курсовая работа
Потребности борьбы со степняками и иными завоевателями издавна выковывали в славянине, русском человеке жизнестойкость и мужество, независимость и гордость. А общение со многими иноязычными племенами и народами, несмотря на его нередко драматический характер, добавило в их характер дружелюбие, отсутствие нетерпимости к обычаям чужаков, которых они охотно включали в свою среду.
1. Истоки. Древняя Русь. 1
2. Экономич. и культурное положение Руси XII—XIII вв. 2
3. XI–XII вв. Предпосылки завоевания Руси. 4
4. Первое нашествие татар. Битва на Калке. 6
5. Нашествие Батыя. 11
6. Монгольское иго. 13
7. Господство орды. 14
8. «Собирание земель». 16
9. Восстановление экономики.
Строительство державы. 19
10. Историческое значение и итоги завоевания. 23
11. Альтернативные мнения о татаро-монгольском иге. 25
12. Художественное наследие. 28
13. Список литературы. 31
В отличие от многих завоевателей, приходивших и до, и после, они не ставили целью огнем и мечом навязать свою религию или образ жизни, разрушая историческое и культурное наследие других народов. Ханы Монгольской империи покровительствовали всем религиям в равной мере, не навязывая ни одну из них. В этом они надолго опередили свое время. И, хотя верхушка правящего класса государства формировалась из монголов, национализма или национального гнета не было.
Таким образом, даже столетия спустя, в наше время усиления религиозной и национальной нетерпимости есть в чем взять пример с Чингисхана и его преемников. Надо полагать, судя по тому, что уже через пол века на Руси стала возрождаться экономика, культура, ремесла, начали отстраиваться города, вооружаться и обучаться войска, дань была такою, что позволяла это делать не в ущерб казне, но при этом дисциплинировала в расходах, внутренняя же политика нашего современного государства, к сожалению, не всегда бывает такой дальновидной.
Не надо забывать и о том, что именно в недолгий период существования единой Монгольской империи, благодаря жесткому порядку пути с Запада на Восток стали безопасными, расширились торговые и миссионерские связи, что способствовало взаимопониманию и взаимообогащению культур. А одним из последствий "монголо-татарского ига" стали централизация и консолидация русских княжеств, без чего было бы невозможно образование Московского царства и, на его основе, великого евразийского государства — Российской империи.
Вот выдержка из древнего манускрипта, из которого видим, что монгольские правители заботились о своём народе и ратовали за процветание своей империи:
§ 279. Затем Огодай-хан сообщил на одобрение брата Чаадая о нижеследующем: "Не будем обременять государство, с такими трудами созданное родителем нашим и государем Чингисханом. Возрадуем народ тихим благоденствием, при котором, как говорится, ноги покоятся на полу, а руки — на земле. Получив все готовое от государя-родителя, введем порядки, необременительные для народа. Пусть взнос в государственную продовольственную повинность — шулен — будет отныне в размере одного двухгодовалого барана со стада. Равным образом по одной овце от каждой сотни овец пусть взыскивают в налог в пользу неимущих и бедных. Затем, как можно допускать такой порядок, когда с народа же в каждом отдельном случае взимается и питьевая натуральная повинность — ундан — при сборах с него очередных нарядов людьми и лошадьми. В устранение этого необходимо повсюду от каждой тысячи выделить кобыл и установить их подои; поставить при табунах доильщыиков, выставить постоянно сменяемых распорядителей кочевьями, нунтукчинов, которые одновременно будут и унгучинами, заведующими конским молодняком. Далее, при каждом созыве сейма князей надлежит раздавать подарки. Для этой цели мы учредим охраняемые городища с магазинами, наполненными тканями, серебряными слитками, сайдаками, луками, латами и прочим оружием. Для несения охраны выделим отовсюду городничих — балагачинов и интендантских смотрителей — амучинов. В дальнейшем необходимо произвести по всему государству раздел земельно-кочевых и водных угодий. Для этого дела представлялось бы необходимым избрать от каждой тысячи осо-бых нунтуучинов — землеустроителей по отводу кочевий. Затем, в нашем гобийском районе — Цоль гачжар — ныне никто, кроме диких зверей, не обитает. Между тем там на широком просторе могли бы селиться и люди. Посему следовало бы, по надлежащем изыскании, устроить в гобийском районе колодцы, обложенные кирпичом, возложив это дело на нунтуучинов, во главе с Чанаем и Уйгуртаем.
§ 281. Огодай-хан говорил: "Взойдя на родительский великий престол, вот что совершил я после деяний государя и родителя. Я окончательно покорил Лихудский народ (Гиньское царство) — это во-первых. Во-вторых, я учредил почтовые станции для ускорения передвижения наших послов, а также и для осуществления быстрейшей доставки всего необходимого. В-третьих, я приказал устроить колодцы в безводных землях, чем доставлю народу воду и корма, и наконец, учредив должности алгинчинов и танмачинов, установил полный покой и благоденствие для всего государства. Итак, я прибавил четыре своих дела к деяниям своего родителя, государя. Но вот и погрешности мои. Будучи возведен на государев родительский великий престол и восприняв на плечи свои все государственное бремя, бываю я одолеваем темным вином. Вот первая моя вина. А вторая вина моя состоит в тех упущениях, которые проистекли от захватов по наущению беспутных женщин, девиц из улуса дяди Отчигина. Непристойно было императору впадать в беззаконные упущения и пороки. Вы спросите затем, что за вина такая извести, как я извел тайно, Дохолху. Да, это было тяжкое преступление погубить Дохолху, который всегда шел впереди всех пред очами своего государя, моего родителя-хана. Кому же теперь предварять всех, указуя путь, на глазах моих? Признаю вину свою в том, что по неразумной мести погубил человека, который пред очами хана-родителя опережал всех в ревностном исполнении Правды-Tope. Наконец, есть и еще вина. Из жадности я все боялся, как бы дикий зверь, который плодится изволением Неба и Земли, как бы этот зверь не перебежал к моим братьям. И вот, чтобы создать для него преграды, я приказывал строить глинобитные стены и выслушивал упреки от братьев. Итак я прибавил четыре дела к деяниям государя-отца и в четырех же делах погрешил".
§ 282. Написано во время пребывания Дворца в урочище Долоан-болдах Келуренского Кодее-арала, что между двумя урочищами (?) Шильгим и Цек, в седьмой месяц Хуран-сара года Мыши (1240), во время происходившего там Великого сейма — Хурил.
Художественное наследие.
И, наконец, улигеры, эпические сказания, летописи о Чингис-хане оказали немаловажное влияние на создание бурятского героического эпоса «Гэсэр». Идеал народного героя — борец за справедливость, за счастливую мирную жизнь народа. Прослеживаются явные совпадения в описаниях жизни и происходящих событий в сборнике летописей Рашида Эддина и эпосе «Гэсэр». Героическому эпосу бурят свойственны оптимизм, светлый, жизнеутверждающий пафос, героический гуманизм, с особой силой воплощенный в образе богатыря. В обрисовке героя эпоса и его подвигов фантазия народа не скупится на любые преувеличения, подчеркивающие его силу и могущество.
И в наше время, когда профессиональные рапсоды-улигершины стали редко встречающимся явлением, народ в массе своей помнит и любит свой героический эпос. В селах есть немало людей, рассказывающих длинными зимними вечерами различные фрагменты о подвигах славных богатырей.
Бурятский героический эпос не искажался в угоду идеологии господствующих сословий, а жил в устной передаче народа в первозданном виде, что помогло ему сохранить в относительной чистоте взгляды и представления древних бурят, то исконно народное мировоззрение, в котором оказалось много созвучного с нашим временем.
Как известно, монгольские, тюркские и другие народы Центральной Азии и Южной Сибири вступали между собой в определенные исторические связи, что неизбежно оказывало влияние на формирование и развитие эпоса, пополняя его сюжет и обогащая его новыми мотивами. Происходило постоянное обновление и активное перемещение возникавших в разных местах сказаний и на этой почве — взаимопроникновение сюжетов и мотивов, сказывавшееся на становлении местных эпических традиций. Развитие эпоса «Гэсэр» у каждого народа шло своими путями на всей обширной территории его бытования, отражая социально-экономический уклад, культурные традиции и особенности устной поэзии населявших ее народов. Все это определяло своеобразие сюжетов, образов и всей художественной системы каждой национальной версии. Так, герои борются не только с ханами — иноземными захватчиками, но и с демоническими силами: мангадхаями (русский брат), чудовищами.
Публикацию и изучение различных версий этого эпического произведения осуществляли многие ученые.
Обнаружение бурятских версий «Гэсэра» явилось крупным открытием советского эпосоведения. В начале XX в. был выявлен целый ряд бурятских поселений и районов, где эпический памятник, давно известный науке в письменных списках и публикациях, продолжал бытовать в устной традиции и сохранять свое место в духовной жизни народа. С тех пор «Гэсэр» попал в поле зрения специалистов и привлек внимание таких ученых, как В. В. Стасов, В. Ф. Миллер, А. Н. Веселовский, Г. Н. Потанин, Б. Я. Владимирцов, А. М. Позднеев и другие. Эпический мир улигера поражал воображение масштабностью совершающихся событий, столкновением могучих сил и природных стихий, борьбой и единоборством богоподобных героев. Эпос утверждал идеалы коллективной общинной жизни. Академик Б. Я. Владимирцов высоко оценил бурятскую версию «Гэсэра» и ставил ее в один ряд с шедеврами мировой литературы. Он назвал ее «колоссальной бурятской эпопеей, далеко превосходящей размером «Илиаду».
Ученые считают бурятский героический эпос типологически более ранним, чем тюркский эпос среднеазиатских народов. Действительно, в нем, как и в эпосе народов Центральной Азии и Южной Сибири, отражены существенные черты древних общественных отношений эпохи родового общества на этапе перехода от материнского права к отцовскому, а также ранних государственных объединений. Так, герои борются не только с ханами — иноземными захватчиками, но и с демоническими силами: мангадхаями (русский брат), чудовищами.
Исследователи отмечают, что ранние формы эпоса зародились в пору, когда предки бурят жили на огромных пространствах Восточной Сибири и занимались охотой, рыбной ловлей и скотоводством. На территории современного расселения бурят происходили тогда большие события: возвышались и приходили в упадок кочевые, полукочевые и оседлые племена. Объединения гуннов, сяньби, жужан, киданей, киргизов, уйгуров, их возвышение и борьба с соседями влияли на судьбы всех племен, в том числе и протобурятских.
Гэсэр воплощает в себе идеальные черты народного богатыря, вобрав в себя этические, эстетические и философские понятия народа. Это — герой, вставший на путь борьбы и ратных подвигов не ради личной славы и власти, а во имя осуществления благородной цели: избавить людей от бед и несчастий, дать им свободу и мирную жизнь.
Как создание народной фантазии образ Гэсэра является самым крупным художественным обобщением.
Таким образом в ряд прославленных эпических героев разных народов страны — Ильи Муромца, Давида Сасунского, Рустама, Манаса, Джангара, Нюргун-боотура и других — отныне встал во весь свой рост бурятский богатырь Гэсэр, что, конечно же, обогатит идейно-эстетическую и художественную сокровищницу нашей общей великой Родины. И это тем более отрадно, что величественное творение народа — героический эпос «Гэсэр» — ярко воплотивший в себе идеал народного богатыря, поборника правды и справедливости, давно уже перестало быть только фактом устного народного творчества и вошло неотъемлемой частью в культуру Бурятии. Идеи и образы «Гэсэра» активно участвуют в духовной жизни наших современников, на новом, профессиональном уровне питают литературу и искусство социалистического реализма. Балет «Сын земли» (либретто Н. Балдано, муз. Ж. Батуева), драма «Сердце Гэсэра» Н. Балдано, лирический цикл стихотворений Н. Дамдинова «Тропа Гэсэра», прозаические пересказы отдельных эпизодов для детей М. Степанова, графические серии А. Сахаровской, «Эпическая поэма» композитора Б. Ямпилова — таков неполный список произведений, созданных деятелями искусства и литературы Бурятии на основе «Гэсэра».
Сказания — улигеры горячо любимы народом не только потому, что в них воплощены воспоминания о невозвратимой поре «детства человеческого общества», которая, по словам К. Маркса, может «обладать для нас вечной прелестью», но и потому, что в них живёт мечта трудового народа о будущей счастливой жизни. Пожалуй, наиболее полно эти мечты представлены в образах и картинах героического эпоса. Более того, созданные в отдаленную эпоху, но выражающие в совершенной художественной форме непреходящие, благородные и высокие идеалы, произведения бурятского героического эпоса и в XX веке звучат как современные, выражая сокровенные стремления и чувства народа. Именно поэтому «они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом». Объяснение этому мы находим в словах академика Д. С. Лихачева: «Худшее не наследуется в широком смысле этого слова, оно не имеет длительных национальных традиций, оно непрочно, оно легко возникает, но еще быстрее исчезает. Лучшее же в человеке бессмертно».
...Произведения искусства воплощают в себе длительные народные традиции. Они продолжают жить и за пределами своей эпохи. В лучших своих произведениях — произведениях гуманистических, человечных в высшем смысле этого слова — искусство не знает старения. Наиболее высокие произведения искусства продолжают быть современными столетия и тысячелетия».
Лихачев Д. С. Слово о полку Игореве — героический пролог русской литературы. М.-Л., 1961.
См.: Кучкин В. А. Русь под игом: как это было? М., 1991.
Рашид-Эддин Сборник летописей. История монголов, сочинение Рашида-Эддина.
С. А. Козин Сокровенное сказание монголов. М: Товарищество научных изданий КМК. 2002.
Владимирцов Б. Я. Монгольско-ойратский героический эпос. Пб.-М., 1923
И. В. Курукин, И. В. Волкова, С. В. Леонов История отечества М: Дрофа 2003.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
д. и. н. В. И. Буганов предисловие. Библиотека «История отечества в романах, повестях, документах» М: Молодая гвардия.1988.
По изданию: Святая Русь, или Всенародная история великого Российского государства. Сост. и ред. Соловьева М: 1898.
Балдано Н. Г. Гэсэр Бур. кн. изд. 1986.