Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 13:07, лекция
Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы (беларусы) относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты. Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп - в Полесье живут "полещуки", в районе Пинских болот - "пинчуки", вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта - юго-западный и северо-восточный. Также здесь проживало и проживает множество представителей еврейской, татарской, украинской, польской, русской и других культур, каждая из которых имеет полную свободу самовыражения.
Нередко оберегами были женские украшения и различные предметы быта. Например, много народных поверий связано с сережками. Считалось, что они могли избавлять от головной боли. Потеря же сережек считалась дурной приметой, предвещавшей несчастье и беды.
Особое внимание уделялось рушникам — старинным оберегам дома и семьи. В древности вышитый соответствующими узорами-символами рушник был непременным атрибутом многих обрядов: на рушник вставали молодожены на свадьбе, с рушником приходили к роженице, чтобы запеленать в него новорожденного, встречали и провожали дорогих гостей, провожали в последний путь, украшали образá.
Кроме обрядового значения, рушники имели и сугубо практическое применение. Названия рушникам давались соответственно их назначению. Например, для вытирания лица и рук — утиральник, для украшения образов — покутник, для брачных церемоний — свадебный, для похорон — похоронный, для того чтобы повязать сватов — плечевой и т. п. Помимо этого рушники были своеобразным талисманом, которым начинали какое-то дело или заканчивали его. При строительстве дома рушниками застилались нижние уровни здания, хлебом-солью на рушнике освящалось начало жатвы, на рушниках опускали гроб с телом покойного; обмениваясь рушниками, скрепляли сделки и т. п. В соответствии с назначением рушники различались и по технике изготовления и вышивке. В разных регионах есть свои характерные цвета и орнаменты рушников. Так, например, различают «подольские», «полесские», «киевские», «гуцульские», «галичские» и «бу-ковинские» рушники.
Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни - оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса. Предметом народного искусства следует считать украинскую вышивку. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды), растительными. Способов вышивания и их разновидностей имелось много.
Древнейшими видами народной вышивки были заволiкання, занизування и настилування. Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Известная техника вирiзування обычно применялась с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возраст людей, их семейное и социальное положение. По цветовой гамме вышивки украинские сорочки делятся на одноцветные, двухцветные и полихромные. Первые характерны для Польши, Черниговщины и Полтавщины, двухцветные - преимущественно для Киевщины и большей части Подолья, полихромные - для Западного Подолья и Карпат. Для вышивок северной части Украины (северные районы Черниговщины и Волыни) характерен красный цвет.
Вышивка этих районов аналогична русской и белорусской.
В средней полосе Украины (юг Черниговщины, Полтавщина, Харьковщина, Киевщина, северные регионы Днепропетровщины и Херсонщины) красные цвет встречается наряду с синим, реже - с черным. В южных районах к этим цветам присоединяется желтый. В Подолье черный цвет встречается в соединении с красным. В районах, граничащих с Бессарабией и Буковиной, встречается вышивка, обогащенная бисером и металлическими украшениями, что сближает ее с молдавской и южнославянской. Закарпатские тканые изделия примыкают к белорусско-русским. На Гуцульщине получил многостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. В Украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево. Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях. Для крашения одежды и шерстяной пряжи украинцы использовали растительность - траву, кору деревьев, цветы. В описаниях Кинель-Черкасской слободы П.С.Палласом представлен уникальный способ изготовления краски из природного червеца: "С половины июня до половины июля месяца бабы и дети обыкновенно упражняются перед жатвою в собирании червеца. Они ищут сего насекомого на сухих и тощих местах, по большей части около корня земляницы, которая у них клубайка называется, также при редко растущей траве, мохна называемой. Они вырезывают сию траву ножиком и собирают в сосуде находящиеся на верхней части корня синие пузырьки, коих числом до 10 и до 12 бывает на одном растении, и в котором находится красильное насекомое. Сии пузырьки, смотря по погоде, приходят в совершенство в июне месяце, а в июле начинает уже сие насекомое вылупаться, что и черкасским бабам довольно известно. Сугубо символическими были орнаментальные мотивы, использовавшиеся в вышивке одежды. «Дерево Жизни» — очень распространенный символ в вышивках, резьбе и народных росписях. Оно олицетворяло непостижимую творческую силу. «Виноград» был символом благосостояния, счастливого брака, «барвинок» — символом любви. А любимое всеми без исключения украинцами изображение петуха означало пробуждение природы, переход от смерти к жизни.
Но самым главным оберегом украинского народа была Берегиня — женщина-мать. Ее слово, тепло и ласка лечили и возвращали силы после болезней, защищали от злых сил и давали вдохновение. Берегиня, как верили украинцы, поддерживает домашний очаг, оберегает каждую новую жизнь.
Украинская национальная одежда
Украинская национальная одежда — это, безусловно, яркое и самобытное культурное явление. В ней словно отражена живописная природа Украины, художественная одаренность и вкус нашего народа.
Самобытная украинская национальная одежда — это, прежде всего, одежда жителей Центральной Украины, поскольку в костюмах населения пограничных территорий — Полесья, Лемковщины, Бойкивщини, Гуцульщини и Буковины — заметно влияние других культур (польской, румынской или венгерской).
История украинской народной одежды тесно связана с традициями Киевской Руси. Свидетельства этого можно найти в Ипатьевской летописи или в знаменитом «Слове о полку Игореве», где упоминаются такие предметы одежды, как кожух, рубашка, свита, корзно (старинный плащ) и другие. С того времени в обиходе сохранилась и наиболее распространенная женская одежда — длинная подпоясанная сорочка. Она обычно вышивалась магическими орнаментами, большей частью геометрической формы. Самой распространенной фигурой был ромб с крючками. В зависимости от места его расположения этот символ мог означать землю, плодородие или женщину. От древнерусских же времен ведет свое начало и обычай использовать в девичьем головном уборе разноцветные шерстяные нити, утиное перо, различные душистые травы. В сельских районах Поднестровья и Приднепровья этот обычай сохранялся до начала XX века.
Особенно живописным и самобытным был женский украинский костюм. Он состоял из уже упомянутой удлиненной сорочки-вышиванки, подпоясанной пестрым поясом-кромкой, запаски или плахты — поясной одежды из двух частично сшитых отрезов клетчатой шерстяной ткани. Эта одежда дополнялась корсеткой, т. е, безрукавкой из тонкой шерстяной материи, бархата или шелка, и фартуком, украшенным снизу вышивкой. На Левобережье на рукавах, вороте, на нагрудной части и по низу рубашки вышивались льняной бледно-серой нитью, а на Правобережье — красной и черной. Дополнением к одежде служили цветные ленты и мониста, придававшие ей праздничность.
В начале XX столетия запаски и плахты были постепенно вытеснены юбками и платьями фабричного производства, но и они в разных регионах имели свои особенности. Обувались украинки в ботинки на невысоком каблуке, со шнуровкой или пуговицами, а зимой носили украшенные орнаментом кожаные сапожки преимущественно красного цвета.
Особым элементом женской
одежды был головной убор. Он свидетельствовал
о семейном положении женщины: незамужние
девушки носили венок, украшенный разными
украшениями — бронзовыми или серебряными
подвесками, монетами, лентами, цветами,
а замужние женщины — высокий очипок,
покрытый плотно закрывавшим волосы куском
тонкой белой ткани. Ходить простоволосой,
т. е. «светить» волосами, было тяжким грехом.
Считалось, что это могло вызвать неурожай,
падеж скота и другие беды.
Женская и мужская одежда
разных регионов Украины конца XIX — начала XX в.
Мужская одежда была менее яркой, но достаточно
выразительной. Костюм мужчины состоял
из длинной рубашки, широких шаровар или
узких штанов, безрукавки, похожей на современную
жилетку, и пояса с длинными кистями. Обувались
украинцы в сапоги, преимущественно черного
цвета. Среди жителей Западной Украины
имели широкое употребление постолы, или
лычаки, — мягкая обувь из целого куска
кожи без пришивной подошвы. Их обычно
носили с онучами, привязывая к ногам веревками.
Летом повседневным головным убором украинцев
были соломенные брыли. На Гуцульщине
и в Карпатах мужчины носили черные фетровые
шляпы-кресани, украшенные узорной пряжкой
или разноцветными шнуровками, за которые
вставлялось птичье перо. Зимние шапки
изготовлялись преимущественно из овчины
или из сукна с меховой опушкой. На Черниговщине
носили малахаи — меховые шапки с наушниками,
которые были похожи на современные шапки-ушанки.
Зимой и мужчины, и женщины одевались в кожухи из выдубленных овечьих шкур. Популярной верхней одеждой были также жупаны, свитки или епанчи.
Сегодня в повседневной жизни преобладает европейский стиль одежды. Но национальные традиции живы до сих пор. Свое воплощение они находят в одежде, созданной современными украинскими модельерами: легких и теплых полушубках-дубленках, высоких и удобных женских сапожках, мужских шляпах, в украшенных изысканной народной вышивкой блузах, платьях и юбках.
Украинская кухня
Украина издавна славилась своей кухней. Ее блюда были известны далеко за пределами страны. Это обусловлено прежде всего высокими вкусовыми и питательными свойствами, разнообразием используемых продуктов и способом кулинарной обработки. Ведь одних только способов приготовления борща насчитывается более 30, а в его состав входит около 20 наименований различных продуктов.
В украинской кулинарии десятки тысяч рецептов блюд, которых отличает простота приготовления и прекрасные вкусовые качества. Украинцы шутят по поводу своей кухни: "У нас просто: борщ, каша и третья кваша". Кому не известны украинские борщи, пампушки, галушки, вареники, коржи, калачи, гречаники, фаршированная рыба, шпигованное сало, жаркое, буженина. Многие блюда отличаются удачным сочетанием овощей и мяса. Особенно вкусны и полезны блюда с грибами: украинский борщ с грибными ушками, карп с грибами, яичница с грибами, грибы в сметане, вареники с картофелем и грибами, утка с домашней лапшой и грибами и другие.
Для украинской кухни характерны разнообразные способы приготовления пищи: жарение, тушение, варка, запекание, пассировка. Очень вкусные блюда, запеченные в специальных керамических горшочках: жаркое, вареники со сметаной, тушенная капуста, картофель с мясом и черносливом.
Народ Украины славится своей гостеприимностью, ибо "веселый гость - всему дому радость". В украинской хате на столе на вышитом рушнике всегда лежал хлеб, а рядом - соль.
По древнему обычаю хлеб-соль подносили дорогим гостям в знак глубокого уважения.
Современное кулинарное искусство сохранило и обогатило давние добрые традиции. И сегодня ни один семейный праздник не обходится без рулетов, кручеников, жаркого, холодца, ветчины, пирожков с капустой, творогом, мясом, грибами, домашней колбасы, голубцов, вареников.
В украинской кухне нашли свое отражение культурно-бытовые традиции всех регионов. Каждый этнографический район Украины имеет и особенности кухни.
Большое внимание в украинской кулинарии уделяется вкусовым качествам блюд, поэтому используется множество пряностей. Для приправ на Украине выращивают тмин, лук, чеснок, хрен, мяту, перец, чебрец, петрушку, пастернак. Немало блюд ароматизируют свежей зеленью укропа, петрушки.
Любимые напитки украинцев - квасы (хлебный, свекольный, яблочный, березовый, клюквенный, калиновый, малиновый, грушевый), узвары из сушеных и свежих яблок, груш, слив, вишен, медовая сита, пиво. Распространены также варенуха, пеленка, спотыкач, муселец, разнообразные настойки и наливки из фрукт и ягод.
Украинская кухня, как многоцветная мозаика, вобрала в себя рецепты блюд всех многонациональных народов, которые в свое время обитали на нашей территории, а это иранцы, татаро-монголы, народы севера и многие другие. Как ни в какой другой стране, все праздники на Украине сопровождаются богатым застольем, полным дарами щедрой украинской земли.
Традиционное жилье и быт украинцев.
Быт украинского народа развивался и изменялся на протяжении веков, вбирая в себя опыт многочисленных поколений и традиции различных исторических эпох. На возникновение различных типов жилья в значительной мере оказывали влияние и особенности природно-географических и социально-экономических условий, существовавшие в разных регионах Украины. В своей основе украинские усадьбы имели много общих восточно-славянских признаков, но вместе с тем имели и характерные отличия, придававшие им яркую национальную выразительность.
На большей части территории Украины сформировался открытый тип двора, в котором земельный участок, непосредственно прилегавший к дому и хозяйственным постройкам, оставался под открытым небом. В прошлом жилье строили из дерева (колод или бруса), которое затем обмазывали глиной. Большей частью эти дома имели одно помещение. Иногда такое сооружение почти полностью заглублялось в грунт или имело земляную подсыпку стен наподобие завалинки. Это были землянки или полуземлянки. По такой технологии строилось и временное жилье пастухов и лесорубов в Карпатах — так называемые колыбы.
Разновидностью земляного жилья
были постройки из глины или самана —
блоков, изготовленных из глиняно-соломенной
смеси. Глинобитные дома строились в тех
районах Украины, где не хватало леса.
Чаще всего даже крыша такого дома делалась
из соломы. Такой дом обмазывался раствором
белой глины или извести. Именно применение
извести в качестве наружного материала
отличало украинские хаты от русских и
белорусских домов. Широко использовали
украинцы в строительстве и другие местные
материалы — хворост, камыш, солому, камень.
Иногда здания строились из природного
камня и известняка, ракушечника, мела,
туфа. Стены домов и хозяйственных построек
из природного камня были очень массивными
— их толщина достигала 60-70 см. Их скрепляли
глиняным раствором и тоже белили снаружи.
Еще во времена Киевской Руси в украинских
селах строили жилье из самых разнообразных
местных строительных материалов. А запорожские
казаки сооружали свои зимовья из дерева,
лозы, камыша, обмазывали глиной, а потом
белили. Камень же большей частью использовали
в городском строительстве. Большой вклад
в развитие технологии строительства
на южноукраинских землях в XVIII веке внесли
колонисты — выходцы из стран Западной
Европы и Балканского полуострова. От
них пошла и технология закладки фундамента,
на котором возводились стены. До того
пол в украинских сельских хатах был земляным
или глиняным. С появлением фундамента
зажиточные крестьяне начали стелить
деревянный пол.