Традиции и новаторские технологии в японском дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:48, реферат

Краткое описание

Можно сказать, что за последние двадцать лет Япония превратилась в своего рода Мекку дизайна. Трудно назвать крупного европейского или американского дизайнера, который не посетил бы эту страну для изучения ее дизайна, отличающегося исключительно высоким эстетическим уровнем и органичным соединением национальных традиций с мировыми достижениями. Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которой всегда поражала зарубежных ценителей.

Содержание

1. Введение
2.1. История дизайна. Японский дизайн
2.2. Этапы развития японского дизайна
3.1 Феномен японского дизайна
4. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание РАСП С 3 ПО 8.docx

— 45.44 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

1. Введение

2.1. История дизайна.  Японский дизайн

2.2. Этапы развития японского дизайна

3.1 Феномен японского дизайна

4. Заключение

 

 

  1. Введение.

 

 Можно сказать, что за последние двадцать лет Япония превратилась в своего рода Мекку дизайна. Трудно назвать крупного европейского или американского дизайнера, который не посетил бы эту страну для изучения ее дизайна, отличающегося исключительно высоким эстетическим уровнем и органичным соединением национальных традиций с мировыми достижениями. Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которой всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм и чистота форм. Понятно, что в островной вулканической стране с жесткой экономией земли все творческие силы человека вкладывались в разумную организацию жизнедеятельности. В условиях даже ремесленного производства японская архитектура при всей своей высокой эстетичности была типовой, модульной, предельно функциональной и конструктивной. Посуда всегда была комбинированной и складируемой. Японский иероглиф, отвечающий нашему понятию «мебель», в более точном смысле означает «орудие (инструмент), сопровождающее человека всю жизнь».

 

 

2.1. История дизайна.  Японский дизайн.

 

Японская школа  формообразования одна из немногих в  мире обладает своеобразной узнаваемой эстетикой и органичным соединением  национальной традиции с мировыми достижениями. В процессе развития японский дизайн как вид проектно-художественной деятельности во многом повторил те же этапы становления, что и ведущие  дизайн-нации, поэтому, с нашей точки зрения, описывать историю его формирования необходимо в общемировом контексте. В этом случае сравнительно-сопоставительный анализ наиболее значимых событий в дизайне и тенденций мирового масштаба с поворотными для японского дизайна фактами и явлениями позволит выявить особенности и специфику формирования японской школы формообразования на первом этапе его развития. Данный метод позволит получить наиболее полную картину становления японского дизайна в довоенный период и первые послевоенные годы.

ХIХ век в  Европе ознаменовался новым витком в развитии промышленности-индустриальным массовым производством изделий. В передовых европейских странах в условиях жесткой конкуренции производители приглашают на производство художников и архитекторов с целью повышения привлекательности своих товаров для потребителя. Возникла новая профессия-проектировщик индустриальных изделий и, как следствие, новый вид художественной деятельности-дизайн. Под «дизайном» прежде всего, понималась проектно-художественная деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами. Своеобразной «площадкой» для демонстрации достижений индустриальной промышленности стали Всемирные выставки 1851–1900 годов. Появились первые теоретические работы, где рассматривалась проблема связи искусства с жизнью в условиях научно-технического прогресса. Авангардные течения и новый стиль в искусстве-«ар-нуво», подготовили методологическую и эстетическую базу для нового вида художественной деятельности-дизайна.

 

2.2. Этапы развития  японского дизайна

В середине XIX века изоляционистская политика японского  государства полностью исчерпала  себя, и Япония вступила в период так называемой «Реставрации Мэйдзи» (1867–1868)-период кардинальных реформ во всех сферах деятельности. Открываются границы, налаживаются торгово-экономические связи с ведущими европейскими странами и США. Первая официальная делегация для ознакомления с достижениями промышленности отправилась в 1871 в США, затем и в Европу. Осознав собственную отсталость, государство берет курс на модернизацию экономики и индустриализацию промышленности. Необходимо отметить, что в этот период в Японии при слабой развитости промышленности был относительно высокий уровень ремесленного производства. Поэтому, когда впервые японские товары на официальном уровне участвовали на Всемирной выставке в 1973 году в г. Вене (Австрия), наибольшим спросом пользовались изделия ремесленников и художников. Для увеличения объемов экспорта пользующихся спросом национальных товаров государство начинает оказывать поддержку ремесленному производству.

Среди первых, в 1874 году, открывается Керамический завод Эдогава в Токио, на котором проводились эксперименты с изготовлением гипсовых форм для отливки керамической посуды в европейском стиле для западного рынка, например, чашек с ручками и кофейных сервизов на местном материале с сохранением национального колорита и эстетики. Приглашенные на работу художники и ремесленники создавали оригинальные проекты для реализации на производстве. Это стало первым опытом проектно-дизайнерской деятельности и создания качественной серийной продукции, выпускаемой промышленностью и предназначенной для внешнего рынка. Первые учебные заведения-технические школы по подготовке художественных кадров, появились вблизи центров регионального производства промышленной продукции, в которых студенты учились дизайну и мастерству на новой промышленной технике. Первой открылась в 1887 году школа в Канадзаве. Опыты художественно-проектной деятельности были успешны и впоследствии из них вырастает одно из уникальных течений в японском дизайне -«национальное». Главной задачей этого направления был и остается поиск новых современных форм и совершенствование технологий в производстве предметов традиционной культуры для насыщения внутреннего рынка и повышения конкурентоспособности на внешнем.

Таким образом, дизайн, как проектная деятельность, в  Японии зародился и получил первоначальное развитие в рамках традиционной ремесленной  культуры с использованием передовой  западной техники и технологий. Тесная связь с традициями представляется важной особенностью, так как, в отличие  от европейского, японский дизайн на первом этапе формирования, не познал разрыва  между эстетикой предмета выполненного промышленным способом и ремесленным  изделием. Этому также поспособствовало присущее японскому мировоззрению отношение к миру вещей, не разделявшее предметы на чисто утилитарные и произведения искусства. Одни и те же эстетические принципы были характерны как для аристократического искусства, так и для различных видов прикладного творчества. Практичность, утилитарная красота предметов, символизм, скупость в выразительных средствах, простота композиции, лаконичность и природность форм-все эти каноны красоты вещей воплощены в эстетике представления синтетической японской религии — синто-буддизме. Данные принципы во многом совпали с воззрениями западных теоретиков дизайна и позволили достаточно быстро японским художникам и ремесленникам освоить западную практику предметного формообразования.

В 1901 году в Токийском  высшем политехническом училище  открывается отделение промышленного проектирования . Именно в его стенах в 20–30 е годы, активно изучаются идеи и методы европейских дизайнерских школ: наследие Рёскина и Морриса, педагогические идеи Иттена, Мохой-Надя. Проводником теоретических идей Баухауза и русского конструктивизма в Японии стал частный Институт новой архитектуры промышленного искусства, открытый Реншичиро Кавакита в начале 30-х годов.

Важную роль в  развитии дизайна сыграл Институт промышленного  искусства при Министерстве торговли промышленности, созданный в 1932 году как агентство по внедрению новых  технологий и изделий в массовое производство. В основу теоретической  базы института легли взгляды  Бруно Таута, известного архитектора, члена немецкого «Веркбунда». В 1933 году он впервые посетил Японию и подверг критике попытки слепого копирования японскими дизайнерами европейских образцов, предложил новый путь примирения эстетики традиционных ремесел с современной технологией массового производства. В течение последующих 40 лет институт становиться центром передовой дизайнерской мысли в Японии ежегодно проводятся выставки, с 1932 года издается журнал «Художественно-промышленные новости» (Kogei Nyusu), в качестве консультантов приглашаются известные западные дизайнеры. Отдельно стоит отметить, что в стенах института складывается второе течение в японском дизайне- «интернациональное» (или западное), которое берет ориентир на самые современные стилистические течения в европейском, а впоследствии и американском дизайне. В Японии начал распространяться дизайн, который в Европе и Америке еще считался элитарным. Дизайнеры этого направления ставили своей задачей поиск современных форм изделий новых для Японии отраслей промышленности, способных конкурировать с европейскими товарами на международном рынке и ориентированных на вкус западного потребителя. Зачастую это приводило к полному копированию западных образцов с незначительной стилизацией формы, но обязательно с улучшением функциональных и технических характеристик-миниатюризации изделия, использования дополнительных функций, мобильности, повышения качества и надежности. «Интернациональный» дизайн-это направление характерное для японских корпораций, история, которых, начинается в начале XX века.

С середины 20-х  годов в Японии благодаря государственной  поддержке число небольших частнокапиталистических  предприятий возрастает. В основном, это были новые для Японии отрасли промышленности-транспорт, автомобилестроение, производство бытовых электроприборов и радиоприемников. Именно на них государство возлагало задачу насыщения внутреннего рынка современными бытовыми приборами и средствами передвижения. Главная проблема, которую они должны были решить-это адаптация достижения западных технологий в производстве товаров для японских потребителей, с учетом эргономических факторов (транспорт и средства передвижения) и специфики традиционного жилья (бытовые электроприборы). Именно в это время намечается одна из главных особенностей японской государственной политики в области промышленных технологий-протекционизм на внутреннем рынке и активное приобретение на западе патентов на изобретения. История гигантов современной японской промышленности, таких как: Toshiba (1875), Sharp (1912), NISSAN (1914) начинается именно с инженеров- изобретателей, сумевших творчески переосмыслить, усовершенствовать достижения западной научно-технической революции. . Первый пассажирский автомобиль, произведенный в Японии с учетом эргономических особенностей был собран в 1907 году Масухиро Хасимото (основателем автомобильной компании в 1934 году получившей название NISSAN). В серийное производство автомобиль был запущен в 1917 году. В 1925 году группой инженеров небольшой компании Sharp был собран и испытан первый радиоприемник, а к 1931 году конвейер завода в Осаке производил 1 экземпляр каждые 56 секунд. Приемник был компактнее своих западных аналогов. До начала второй мировой войны японскими производителями выпускались практически все виды электрических бытовых приборов, радиоприемники, все виды транспорта, автомобили и мопеды. Основная тенденция довоенного и послевоенного периода в японском предметном дизайне-это копирование. Мотивы американского дизайна нередко буквально воспроизводились в формах бытовой радиотехники или транспортных средств.

Прогрессивное развитие японского дизайна остановилось с началом милитаризации экономики  и перехода промышленности в середины 30-х годов XX века на военные рельсы. Первые выпускники художественно-промышленных школ наряду с инженерами работают над совершенствованием вооружения, военной техники и самолетов. В 1939 году Япония вступила во вторую мировую  войну.

2 сентября 1945г. японское правительство подписало Акт о безоговорочной капитуляции. Вскоре было сформировано новое правительство, хотя фактически политическая власть принадлежала представителям правительства США. Оккупация Японии продолжалась до 1951 года и закончилась подписанием мирного договора в американском городе Сан-Франциско. На все последующие десятилетия, Соединенные штаты определяют экономическую и политическую стратегию развития страны и в немалой степени американский образ жизни, американский дизайн стал определяющим в японской школе формообразования. Только к середине 50-х годов японские дизайнеры сумели преодолеть «детскую болезнь» копирования чужих образцов и выйти на новый уровень осмысления задач дизайнерской деятельности.

1898–1945 годы в  истории японского дизайна можно  охарактеризовать как начальный  период его становления. Сравнительный  анализ показал, что появление  дизайна как вида художественно-проектной  деятельности в Японии имеет  свои особенности.

В этот период, как  впрочем, и на всем протяжении истории вопросы развития дизайна-как стимула развития экономики решались на государственном уровне. Правительственные меры стимулировали быстрое освоение передового западного опыта и внедрения на производстве. Государственная поддержка позволила Японии относительно быстро развить у себя в стране систему подготовки дизайнерских кадров.

Главной, с нашей  точки зрения, особенностью дизайна  как проектно-художественной деятельности в Японии стало то, что он родился  в недрах ремесленной культуры, не потеряв генетической связи с  традициями. В то время как на Западе теоретики дизайна, такие  как У. Моррис выступали за возврат  к ремесленным корням как решению  проблемы связи искусства с жизнью в условиях научно-технического прогресса. Кроме того, традиция японского отношения  к миру вещей была идейно близка художественным движениям, господствовавшим в Европе на рубеже XIX–XX веков. С  одной стороны она привлекала в страну передовых художников, дизайнеров и архитекторов, с другой способствовала быстрому освоению японскими художниками  и ремесленниками мирового опыта  проектной деятельности.

Главная специфическая черта японского мышления-это традиционность в сочетании с активным стремлением к познанию нового, но не прямое цитировании, а творческое осмысление и переработка. Возможно, в силу японского менталитета стилевые течения в зарождающемся японском дизайне не сменяли друг друга, отвергая весь предыдущий опыт, а существовали параллельно, представляя собой скорее направления в едином потоке, а не периоды. То есть, по своему характеру-это скорее был не революционный, а эволюционный путь развития дизайна. 
   3.1 Феномен японского дизайна

 

Художественная  культура издавна пронизывает весь быт японцев. Достаточно вспомнить о знаменитой японской церемонии угощения чаем, в которой изящество выработанного веками рисунка движений как бы сливается с красотой утвари, об исключительном искусстве составления букетов - «икебана», об эстетическом и функциональном совершенстве столярных и других инструментов японского ремесла. Эти традиции, безусловно, не могли не влиять на формирование современного японского дизайна. Однако их возраст измеряется веками, а дизайн в Японии насчитывает не более 60 лет. Основным стимулом его развития, как представляется, были особые экономические условия, сложившиеся в Японии в послевоенный период.За несколько десятилетий японский дизайн вышел на первое место в мире. Его развитие столь же стремительно, как и общий процесс послевоенной индустриализации Японии. Много говорят о Японии как о «загадке XX века». Первая немногочисленная группа дизайнеров появилась в стране в начале 1950-х гг. Когда в 1952 г. они создали японскую ассоциацию дизайнеров, в нее вошли лишь 25 специалистов, в большинстве своем занимавшихся проектированием мебели и интерьеров.

Промышленный  подъем начала 1960-х гг. вызвал усиление конкурентной борьбы между японскими промышленными фирмами. В заботе о повышении привлекательности своей продукции они вынуждены были прибегнуть к услугам дизайнеров. Эта профессия вскоре стала остродефицитной, и число дизайнеров начало быстро расти. Следствием этого оказалась недостаточная профессиональная подготовка многих из них, односторонняя ориентация на решение чисто художественных или коммерческих задач. По словам видного японского дизайнера Сори Янаги, в этот период в промышленность нередко шли художники, которые «писали великолепной красоты картины с изображением будущих изделий», не дав себе труда предварительно посоветоваться с инженерами.

Развитие дизайна  в Японии протекало в сложном  процессе взаимодействия и столкновения всевозможных творческих концепций, экономических, организационных и стилистических форм - как переносимых из Европы и Америки, так и своих, возникающих на базе веками выношенных культурных обычаев, эстетических идей и художественных форм.

Японское правительство  всячески поощряет развитие дизайна  в стране. За два послевоенных десятилетия Япония приобрела более полутора тысяч лицензий и патентов, немалая часть которых принадлежит сфере дизайна. За эти патенты и лицензии в целом было выплачено 400 миллионов долларов; они окупились прибылью в 4-8 миллиардов долларов. С начала 1950-х гг. Японская ассоциация содействия развитию экспортной торговли Джэтро регулярно посылала японских дизайнеров на учебу в высшие художественно-конструкторские учебные заведения в США и ФРГ (Чикаго, Лос-Анджелес, Ульм). Многие дизайнеры регулярно стажировались в США, Италии, Франции, Англии, скандинавских странах, знакомясь с последними достижениями дизайна.

Информация о работе Традиции и новаторские технологии в японском дизайне