Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:48, реферат
Можно сказать, что за последние двадцать лет Япония превратилась в своего рода Мекку дизайна. Трудно назвать крупного европейского или американского дизайнера, который не посетил бы эту страну для изучения ее дизайна, отличающегося исключительно высоким эстетическим уровнем и органичным соединением национальных традиций с мировыми достижениями. Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которой всегда поражала зарубежных ценителей.
1. Введение
2.1. История дизайна. Японский дизайн
2.2. Этапы развития японского дизайна
3.1 Феномен японского дизайна
4. Заключение
Содержание.
1. Введение
2.1. История дизайна. Японский дизайн
2.2. Этапы развития японского дизайна
3.1 Феномен японского дизайна
4. Заключение
Можно сказать, что за последние двадцать лет Япония превратилась в своего рода Мекку дизайна. Трудно назвать крупного европейского или американского дизайнера, который не посетил бы эту страну для изучения ее дизайна, отличающегося исключительно высоким эстетическим уровнем и органичным соединением национальных традиций с мировыми достижениями. Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которой всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм и чистота форм. Понятно, что в островной вулканической стране с жесткой экономией земли все творческие силы человека вкладывались в разумную организацию жизнедеятельности. В условиях даже ремесленного производства японская архитектура при всей своей высокой эстетичности была типовой, модульной, предельно функциональной и конструктивной. Посуда всегда была комбинированной и складируемой. Японский иероглиф, отвечающий нашему понятию «мебель», в более точном смысле означает «орудие (инструмент), сопровождающее человека всю жизнь».
2.1. История дизайна. Японский дизайн.
Японская школа
формообразования одна из немногих в
мире обладает своеобразной узнаваемой
эстетикой и органичным соединением
национальной традиции с мировыми достижениями.
В процессе развития японский дизайн
как вид проектно-
ХIХ век в Европе ознаменовался новым витком в развитии промышленности-индустриальным массовым производством изделий. В передовых европейских странах в условиях жесткой конкуренции производители приглашают на производство художников и архитекторов с целью повышения привлекательности своих товаров для потребителя. Возникла новая профессия-проектировщик индустриальных изделий и, как следствие, новый вид художественной деятельности-дизайн. Под «дизайном» прежде всего, понималась проектно-художественная деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами. Своеобразной «площадкой» для демонстрации достижений индустриальной промышленности стали Всемирные выставки 1851–1900 годов. Появились первые теоретические работы, где рассматривалась проблема связи искусства с жизнью в условиях научно-технического прогресса. Авангардные течения и новый стиль в искусстве-«ар-нуво», подготовили методологическую и эстетическую базу для нового вида художественной деятельности-дизайна.
2.2. Этапы развития японского дизайна
В середине XIX века
изоляционистская политика японского
государства полностью
Среди первых, в 1874 году, открывается Керамический завод Эдогава в Токио, на котором проводились эксперименты с изготовлением гипсовых форм для отливки керамической посуды в европейском стиле для западного рынка, например, чашек с ручками и кофейных сервизов на местном материале с сохранением национального колорита и эстетики. Приглашенные на работу художники и ремесленники создавали оригинальные проекты для реализации на производстве. Это стало первым опытом проектно-дизайнерской деятельности и создания качественной серийной продукции, выпускаемой промышленностью и предназначенной для внешнего рынка. Первые учебные заведения-технические школы по подготовке художественных кадров, появились вблизи центров регионального производства промышленной продукции, в которых студенты учились дизайну и мастерству на новой промышленной технике. Первой открылась в 1887 году школа в Канадзаве. Опыты художественно-проектной деятельности были успешны и впоследствии из них вырастает одно из уникальных течений в японском дизайне -«национальное». Главной задачей этого направления был и остается поиск новых современных форм и совершенствование технологий в производстве предметов традиционной культуры для насыщения внутреннего рынка и повышения конкурентоспособности на внешнем.
Таким образом, дизайн,
как проектная деятельность, в
Японии зародился и получил
В 1901 году в Токийском
высшем политехническом училище
открывается отделение
Важную роль в развитии дизайна сыграл Институт промышленного искусства при Министерстве торговли промышленности, созданный в 1932 году как агентство по внедрению новых технологий и изделий в массовое производство. В основу теоретической базы института легли взгляды Бруно Таута, известного архитектора, члена немецкого «Веркбунда». В 1933 году он впервые посетил Японию и подверг критике попытки слепого копирования японскими дизайнерами европейских образцов, предложил новый путь примирения эстетики традиционных ремесел с современной технологией массового производства. В течение последующих 40 лет институт становиться центром передовой дизайнерской мысли в Японии ежегодно проводятся выставки, с 1932 года издается журнал «Художественно-промышленные новости» (Kogei Nyusu), в качестве консультантов приглашаются известные западные дизайнеры. Отдельно стоит отметить, что в стенах института складывается второе течение в японском дизайне- «интернациональное» (или западное), которое берет ориентир на самые современные стилистические течения в европейском, а впоследствии и американском дизайне. В Японии начал распространяться дизайн, который в Европе и Америке еще считался элитарным. Дизайнеры этого направления ставили своей задачей поиск современных форм изделий новых для Японии отраслей промышленности, способных конкурировать с европейскими товарами на международном рынке и ориентированных на вкус западного потребителя. Зачастую это приводило к полному копированию западных образцов с незначительной стилизацией формы, но обязательно с улучшением функциональных и технических характеристик-миниатюризации изделия, использования дополнительных функций, мобильности, повышения качества и надежности. «Интернациональный» дизайн-это направление характерное для японских корпораций, история, которых, начинается в начале XX века.
С середины 20-х
годов в Японии благодаря государственной
поддержке число небольших
Прогрессивное развитие
японского дизайна остановилось
с началом милитаризации
2 сентября 1945г. японское правительство подписало Акт о безоговорочной капитуляции. Вскоре было сформировано новое правительство, хотя фактически политическая власть принадлежала представителям правительства США. Оккупация Японии продолжалась до 1951 года и закончилась подписанием мирного договора в американском городе Сан-Франциско. На все последующие десятилетия, Соединенные штаты определяют экономическую и политическую стратегию развития страны и в немалой степени американский образ жизни, американский дизайн стал определяющим в японской школе формообразования. Только к середине 50-х годов японские дизайнеры сумели преодолеть «детскую болезнь» копирования чужих образцов и выйти на новый уровень осмысления задач дизайнерской деятельности.
1898–1945 годы в
истории японского дизайна
В этот период, как впрочем, и на всем протяжении истории вопросы развития дизайна-как стимула развития экономики решались на государственном уровне. Правительственные меры стимулировали быстрое освоение передового западного опыта и внедрения на производстве. Государственная поддержка позволила Японии относительно быстро развить у себя в стране систему подготовки дизайнерских кадров.
Главной, с нашей точки зрения, особенностью дизайна как проектно-художественной деятельности в Японии стало то, что он родился в недрах ремесленной культуры, не потеряв генетической связи с традициями. В то время как на Западе теоретики дизайна, такие как У. Моррис выступали за возврат к ремесленным корням как решению проблемы связи искусства с жизнью в условиях научно-технического прогресса. Кроме того, традиция японского отношения к миру вещей была идейно близка художественным движениям, господствовавшим в Европе на рубеже XIX–XX веков. С одной стороны она привлекала в страну передовых художников, дизайнеров и архитекторов, с другой способствовала быстрому освоению японскими художниками и ремесленниками мирового опыта проектной деятельности.
Главная специфическая
черта японского мышления-это традиционность
в сочетании с активным стремлением к
познанию нового, но не прямое цитировании,
а творческое осмысление и переработка.
Возможно, в силу японского менталитета
стилевые течения в зарождающемся японском
дизайне не сменяли друг друга, отвергая
весь предыдущий опыт, а существовали
параллельно, представляя собой скорее
направления в едином потоке, а не периоды.
То есть, по своему характеру-это
скорее был не революционный, а эволюционный
путь развития дизайна.
3.1 Феномен японского дизайна
Художественная культура издавна пронизывает весь быт японцев. Достаточно вспомнить о знаменитой японской церемонии угощения чаем, в которой изящество выработанного веками рисунка движений как бы сливается с красотой утвари, об исключительном искусстве составления букетов - «икебана», об эстетическом и функциональном совершенстве столярных и других инструментов японского ремесла. Эти традиции, безусловно, не могли не влиять на формирование современного японского дизайна. Однако их возраст измеряется веками, а дизайн в Японии насчитывает не более 60 лет. Основным стимулом его развития, как представляется, были особые экономические условия, сложившиеся в Японии в послевоенный период.За несколько десятилетий японский дизайн вышел на первое место в мире. Его развитие столь же стремительно, как и общий процесс послевоенной индустриализации Японии. Много говорят о Японии как о «загадке XX века». Первая немногочисленная группа дизайнеров появилась в стране в начале 1950-х гг. Когда в 1952 г. они создали японскую ассоциацию дизайнеров, в нее вошли лишь 25 специалистов, в большинстве своем занимавшихся проектированием мебели и интерьеров.
Промышленный подъем начала 1960-х гг. вызвал усиление конкурентной борьбы между японскими промышленными фирмами. В заботе о повышении привлекательности своей продукции они вынуждены были прибегнуть к услугам дизайнеров. Эта профессия вскоре стала остродефицитной, и число дизайнеров начало быстро расти. Следствием этого оказалась недостаточная профессиональная подготовка многих из них, односторонняя ориентация на решение чисто художественных или коммерческих задач. По словам видного японского дизайнера Сори Янаги, в этот период в промышленность нередко шли художники, которые «писали великолепной красоты картины с изображением будущих изделий», не дав себе труда предварительно посоветоваться с инженерами.
Развитие дизайна в Японии протекало в сложном процессе взаимодействия и столкновения всевозможных творческих концепций, экономических, организационных и стилистических форм - как переносимых из Европы и Америки, так и своих, возникающих на базе веками выношенных культурных обычаев, эстетических идей и художественных форм.
Японское правительство всячески поощряет развитие дизайна в стране. За два послевоенных десятилетия Япония приобрела более полутора тысяч лицензий и патентов, немалая часть которых принадлежит сфере дизайна. За эти патенты и лицензии в целом было выплачено 400 миллионов долларов; они окупились прибылью в 4-8 миллиардов долларов. С начала 1950-х гг. Японская ассоциация содействия развитию экспортной торговли Джэтро регулярно посылала японских дизайнеров на учебу в высшие художественно-конструкторские учебные заведения в США и ФРГ (Чикаго, Лос-Анджелес, Ульм). Многие дизайнеры регулярно стажировались в США, Италии, Франции, Англии, скандинавских странах, знакомясь с последними достижениями дизайна.
Информация о работе Традиции и новаторские технологии в японском дизайне