СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3
I. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ:
СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА……………….6
II. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ………………………………………9
III. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН РОССИИ……11
ВЫВОД………………………………………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….…14
ВВЕДЕНИЕ
Цивилизованное общество строится
на основе передовых культуры и науки.
Новые научные решения, духовные поиски
нужны во всех сферах жизни - производственной,
экономической, социальной, нравственной.
Известно, что духовные поиски всегда
были прерогативой интеллигенции -
хранительницы общечеловеческих и национальных
духовных ценностей. Труд интеллигенции
важен и социально значим, поскольку способствует
творческому решению практических проблем
в той или иной области. Чем активнее ее
участие в общественных событиях, тем
быстрее и организованней совершается
переход к цивилизованным формам социального
бытия. Самоотверженным деяниям лучших
представителей мировой культуры человечество
обязано замечательными эпохальными открытиями
в науке и технике, освобождением от многих
болезней, шедеврами литературы и искусства.
В истории России интеллигенция
всегда занимала и ныне занимает положение
неформального лидера. Ее деятельность
ощутимо сказывается во всех сферах жизни.
Она с опережением выражает взгляды и
настроения широких слоев населения, выводит
сознание человека из драматического
состояния раздвоенности, смятения, неуверенности
в жизни. Своей широкой подвижнической
работой создает духовное, здоровое морально-нравственное
состояние общества.
В России
понятие "интеллигенция" в качестве
термина стало употребляться
более чем 100 лет назад, в 60-е гг.
XIX в. и впоследствии из русского
языка перешло в языки других
народов.
Неоднозначное положение интеллигенции
в социальной структуре общества, противоречивые
взаимоотношения и с властью, и с народом
привели к тому, что некоторые ученые России
в начале XX в. рассматривали интеллигенцию
как новый эксплуататорский класс. Характерным
в этом отношении является следующая точка
зрения: "Интеллигенция, понимаемая
как класс умственных работников, есть
новая, растущая общественная сила, эксплуататорская
по своей природе, хищническая по своим
стремлениям, искусно и методически борющаяся
за свое социальное возвышение и подготавливающая
тем самым в грядущем свое самодержавное
классовое господство. Источниками дохода
интеллигенции является умственный труд,
или реализация знаний, накопленных и
приобретенных ранее. Это дает ей возможность
привилегированного существования и дальнейшей
эксплуатации".
Прообраз первых русских интеллигентов,
по мнению Б.Н. Милюкова - автора "Очерков
по истории русской культуры", появился
при Петре I. Он впервые собрал кружок самоучек-интеллигентов,
призванных помогать ему при насаждении
новой государственности. Петр I привлек
голландцев, датчан, шведов, немцев, сделав
их своими, русскими. Они восприняли и
впитали в себя русскую культуру, развивали
и обогащали ее.
После реформы
Петра стране пришлось пройти
длительный путь, чтобы создать
свою национальную, удивительно
яркую интеллигенцию, породившую
выдающееся явление мировой культуры
- русскую культуру, а в ней
имена Пушкина, Лобачевского, Достоевского,
Чайковского и многих других.
Николай Бердяев первым русским
интеллигентом называл Радищева,
автора "Путешествия из Петербурга
в Москву".
Процесс формирования
интеллигенции значительно ускорился
в 40-е гг. XIX в. Самодержавие не
могло уже предотвратить процесс
демократизации образования. Среди
учащейся молодежи все более увеличивалось
число разночинцев - выходцев из разных
сословий (духовенства, купечества, мещанства,
чиновничества), в основном занимающихся
умственным трудом, которые пополняли
слой интеллигенции.
Социокультурная миссия интеллигенции
необычайно сложна и разнообразна. Она
охватывает различные сферы культуры
- от нравственной и художественной до
политической. Это - образование и просвещение,
художественное творчество и идейная
борьба. Следует выделить несколько основных
функций интеллигенции.
Функция 1. Интеллигенция выполняет
специальную функцию прямого субъекта
духовного производства.
Как и другие
компоненты социальной жизнедеятельности
- хозяйство, политика, социальные отношения
- культура охватывает или затрагивает
так или иначе все общество, все группы
и всех индивидов. Поэтому уже на ранних
этапах истории выделяются "специалисты"
- шаманы, гадатели, предсказатели, жрецы,
вожди, которые могли "накапливать мудрость"
и сосредоточивать в себе недоступные
остальным членам коллектива духовную
силу, опыт, знания.
Функция 2. Хранение и трансляция,
упорядочивание и распространение культурных
ресурсов, удержание норм и ценностей,
исторической памяти.
Без обеспечения
такой функции невозможно ни
сохранение общества, ни его адаптация
к изменяющимся условиям. Именно
она ложится на плечи самой
многочисленной группы интеллигенции
- учителей, библиотечных и музейных
работников, редакторов, реставраторов,
работников системы просвещения,
программистов и т.д. Их роль
в общем процессе культурной
жизни может быть обыденной
и почти безымянной, но именно
благодаря их постоянной работе
общество обеспечивается культурой.
Функция
3. Творческий процесс
выработки новых идей, образов, моделей
действий, политических и социальных программ.
Отличительная
особенность носителей этого
типа функций - высокая степень
индивидуализации, так как инновации
(нововведения) большей частью являются
результатом творческих усилий
отдельных личностей или малых
групп коллективов. Поэтому за
инновацией обычно закрепляется
собственно имя автора или
группы.
Функция 4. Анализ и отбор посредством
критики наиболее важных и достойных достижений
духовной жизни.
Между творческой
элитой и обществом существует
неизбежный разрыв, дистанция, преодоление
которой необходимо для признания
нового открытия, акта духовного
творчества. Для того чтобы результаты
инновации были переданы для
общего пользования, они должны
быть санкционированы, одобрены
и интерпретированы другой группой,
осуществляющей критику, то есть
необходим тщательный анализ
и отбор наиболее важного и
достойного. Эту функцию выполняет
интеллигенция посредством критики.
В России, несмотря
на сравнительно небольшую численность
интеллигенции, она была авторитетным
и влиятельным демократическим
социальным слоем, генерируя роль
создателя, подвижника и проповедника
культуры. Именно она сумела поднять
нравственную культуру страны
к высотам общечеловеческого
духа. Отсюда вполне закономерно
рассмотрение ее как главного
носителя духовности.
Интеллигенция - русское явление. Писатель
и поэт Д. Мережковский, оценивая явление
российской интеллигенции, писал: "Я
не берусь решить, что такое русская интеллигенция...
я только знаю, что это, в самом деле, нечто
единственное в современной европейской
культуре». Интеллигенция
- порождение русского народа, российской
цивилизации. Это понятие чисто русское,
непереводимое на другие языки и не имеющее
аналогов.
- Можно со всей ответственностью утверждать, что сегодня интеллигенция - важная созидательная сила, способная преобразовать общество и влиять на состояние умов.
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: СУЩНОСТЬ
И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА
Понятие интеллигенции. Интеллигенция
- сложное, многогранное и противоречивое
явление российского народа и его культуры.
Дискуссия о сущности этой социальной
группы общества идет с момента ее возникновения.
Слово "интеллигенция",
впервые обретшее современное
значение именно в русском
языке, своим происхождением связано
с латинским существительным
intelligentia - понимание, разумение, способность
разъяснить идеи и предметы; ум, разум.
Примечательно, что в средние века это
понятие имело теологический характер.
Оно рассматривалось как Ум Божий, как
высший надмировой Разум, в самом себе
творящий многообразие мира и отличающий
в этом многообразии самое ценное, приводящее
его к самому себе. В таком смысле это понятие
употребляется и Гегелем в "Философии
права" - "Дух есть... интеллигенция".
В России
понятие "интеллигенция" в качестве
термина стало употребляться
более чем 100 лет назад, в 60-е гг.
XIX в. и впоследствии из русского
языка перешло в языки других
народов. Авторство этого термина
приписывается русскому писателю
П.Д. Боборыкину. В вышедшем в 1870 г.
романе "Солидные добродетели"
русский беллетрист ввел понятие
"интеллигенция" в широкий обиход
и так определил его содержание:
"Под интеллигенцией надо разуметь
высший образованный слой общества
как в настоящую минуту, так и ранее, на
всем протяжении XIX в. и даже в последней
трети XVIII в.". Главный герой этого романа
считает, что для русской интеллигенции
единственный нравственно оправданный
путь - это путь в народ, к социальным низам.
Д.С. Мережковский,
русский писатель и религиозный
философ, развивая эту мысль, писал,
что "сила русской интеллигенции
... не в уме, а в сердце и
совести. Сердце и совесть ее
почти всегда на правом пути;
ум часто блуждает. Благодаря
этим ярко выраженным социально-этическим
чертам российская интеллигенция
стала примечательным феноменом
как в отечественной, так и в мировой истории.
В. Даль в своем "Толковом словаре"
так определял понятие "интеллигенция":
"Интеллигенция, в значении собирательном,
разумная, образованная, умственно развитая
часть жителей". Такую точку зрения
к определению интеллигенции развивал
и В.И. Ленин. Он рассматривал интеллигенцию,
исходя из особенностей ее деятельности.
Поскольку своеобразие этой деятельности
проистекало из ее "интеллектуализма",
интеллигенция интерпретировалась им
как совокупность людей, занимающихся
умственным трудом.
Неоднозначное
положение интеллигенции в социальной
структуре общества, противоречивые
взаимоотношения и с властью,
и с народом привели к тому,
что некоторые ученые России
в начале XX в. рассматривали интеллигенцию
как новый эксплуататорский класс. Характерным
в этом отношении является следующая точка
зрения: "Интеллигенция, понимаемая
как класс умственных работников, есть
новая, растущая общественная сила, эксплуататорская
по своей природе, хищническая по своим
стремлениям, искусно и методически борющаяся
за свое социальное возвышение и подготавливающая
тем самым в грядущем свое самодержавное
классовое господство. Источниками дохода
интеллигенции является умственный труд,
или реализация знаний, накопленных и
приобретенных ранее. Это дает ей возможность
привилегированного существования и дальнейшей
эксплуатации".
В российской
обществоведческой литературе интеллигенцию
долгое время называли социальной
прослойкой. Сегодня это устаревшее
представление. Современное понимание
интеллигенции может быть сконцентрировано
в следующем определении.
Интеллигенция это:
крупная социально-культурная
общность, социальный массив людей с активной
общественной позицией, профессионально
занимающихся творческим умственным трудом;
общественная группа,
мощный дифференцированный социальный
контингент людей, получивших современное
научное образование, обладающих системой
знаний, что позволяет им творить в мире
знаний в наиболее сложных формах культуры
- науке, искусстве, образовании, религии;
заниматься развитием и распространением
культуры.
Появление интеллигенции. История интеллигенции показывает,
что первозданный смысл понятия "интеллигенция"
означает, прежде всего, общественное
назначение человека, порожденного самим
обществом и для развития и самопознания
общества.
Как особый
социальный слой интеллигенция
начала формироваться в России
еще в феодальную эпоху преимущественно
из среды дворянства и духовенства.
Для ее формирования потребовались
долгие годы.
Прообраз первых
русских интеллигентов, по мнению
Б.Н. Милюкова - автора "Очерков по
истории русской культуры", появился
при Петре I. Он впервые собрал
кружок самоучек-интеллигентов, призванных
помогать ему при насаждении
новой государственности. Петр I привлек
голландцев, датчан, шведов, немцев, сделав
их своими, русскими. Они восприняли
и впитали в себя русскую
культуру, развивали и обогащали
ее.
После реформы
Петра стране пришлось пройти
длительный путь, чтобы создать
свою национальную, удивительно
яркую интеллигенцию, породившую
выдающееся явление мировой культуры
- русскую культуру, а в ней
имена Пушкина, Лобачевского, Достоевского,
Чайковского и многих других.
Николай Бердяев первым русским
интеллигентом называл Радищева,
автора "Путешествия из Петербурга
в Москву".
Процесс формирования
интеллигенции значительно ускорился
в 40-е гг. XIX в. Самодержавие не
могло уже предотвратить процесс
демократизации образования. Среди
учащейся молодежи все более
увеличивалось число разночинцев
- выходцев из разных сословий
(духовенства, купечества, мещанства, чиновничества),
в основном занимающихся умственным
трудом, которые пополняли слой
интеллигенции.
В пореформенную
эпоху, когда завершается формирование
этого нового общественного слоя,
разночинский элемент в его
составе становится преобладающим.
Это обстоятельство имело чрезвычайно
важное значение в демократической направленности
деятельности русской интеллигенции,
ее активной социальной и гражданской
позиции.
Русский XIX в. был
поставлен мировым общественным
мнением рядом с европейским
Возрождением. Лучших представителей
интеллигенции в России отличали
морально-этические притязания, благородные
и высоконравственные черты: сострадательность
и человечность, честность, обостренное
нравственное видение мира, развитость
ума, способность критически и
самостоятельно мыслить и оценивать
социальную жизнь; вера в социальное
чудо, жертвенность, проникнутая человеческими
муками, связанная с глубочайшей
ответственностью за судьбу народа.