Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 22:12, доклад
Российская Федерация является многонациональной страной, объединяющей представителей более чем 182 этнические группы , в силу чего межнациональные и соответственно межконфессиональные отношения в ней являются вопросом первостепенной важности. С конца 80-х годов XX века во многих регионах нашей страны начались процессы национального возрождения и так называемый «парад суверенитетов». Большое значение получили вопросы возрождения языков титульных этносов.
Актуальность темы исследования -----------------------------------------------------------------------2
Объект исследования----------------------------------------------------------------------------------------3
Предмет исследования--------------------------------------------------------------------------------------3
Хронологические рамки исследования------------------------------------------------------------------3
Степень изученности проблемы--------------------------------------------------------------------------4
Цель и задачи исследования-------------------------------------------------------------------------------4
Источниковая база исследования-------------------------------------------------------------------------4
Научная новизна----------------------------------------------------------------------------------------------4
Научно-практическая значимость работы--------------------------------------------------------------4
Основное содержание работы ----------------------------------------------------------------------------5
Заключение----------------------------------------------------------------------------------------------------13
Программа------------------------------------------------------------------------------------------------------14
Вывод------------------------------------------------------------------------------------------------------------28
Список литературы--------------------------------------------------------------------------------------------29
Содержание работы
Актуальность темы исследования ------------------------------
Объект исследования------------------
Предмет исследования------------------
Хронологические рамки исследования------------------
Степень изученности проблемы----------------------
Цель и задачи исследования------------------
Источниковая база исследования------------------
Научная новизна-----------------------
Научно-практическая значимость работы------------------------
Основное содержание работы ------------------------------
Заключение--------------------
Программа---------------------
Вывод-------------------------
Список литературы--------------------
Актуальность темы исследования.
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем Конституцию Российской Федерации».
Так начинается конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародным референдумом 12декабря 1993 года
К сожалению, проблема
межнациональных и
Российская Федерация является
многонациональной страной, объединяющей
представителей более чем 182 этнические
группы , в силу чего межнациональные и
соответственно межконфессиональные
отношения в ней являются вопросом первостепенной
важности.
С конца 80-х годов XX века во многих регионах
нашей страны начались процессы национального
возрождения и так называемый «парад суверенитетов».
Большое значение получили вопросы возрождения языков титульных этносов. Эта проблема позволяет говорить как о значимом и общественном феномене нашего общества. От того, каким образом будут складываться взаимоотношения между конфессиями, в каком ракурсе (позитивном или негативном) верующие различных конфессий будут воспринимать друг друга, во многом зависит стабилизация общества.
При этом в Костромском медицинском училище (ныне колледже) имени Героя Советского союза С.А. Богомолова в 1990-е годы межнациональные и межконфессиональные отношения характеризовались отсутствием межнациональной розни, в том числе между основными этносами (русский, дагестанский, грузинский, армянский, азербайджанский, татарский, узбекский, казахский и др.), исповедующими разные религии (христианство – в основном православие, протестантизм, католицизм, ислам, иудаизм, шаманизм, ламаизм и др.).
Процессы национального
возрождения не повлекли за
собой конфликты на
Объектом исследования
являются студенты Костромского областного медицинского
колледжа им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова..
Опрошено 75 человек в возрасте от 15 до
25 лет.
Предметом исследования
являются межнациональные и межконфессиональные
отношения среди обучающихся в Костромском областном медицинском
колледже им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова.
Хронологические
рамки исследования охватывают период
2012 -2014 года.
Степень изученности
проблемы. На современном этапе теоретические
и методологические основы исследований
этносов, межнациональных и межконфессиональных
отношений разработаны в трудах учёных
социологов, историков, религиоведов.
В Костромском медицинском колледже данная
проблема исследуется впервые. Но исследования,
не научные, проводились с 1980 года. Это
были опросы, анкетирование, социометрия,
глубинные интервью и другие формы и методы
количественных и качественных социологических
исследований.
Цель и задачи исследования.
Целью исследования является: изучение
межнациональных и межконфессиональных
отношений среди коллектива студентов Костромского областного медицинского
колледжа им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова.
на современном этапе.
Для достижения цели
были предприняты попытки
– проанализировать состояние межэтнических
и межконфессиональных отношений в Костромском областном медицинском
колледже им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова.
– изучить факторы, непосредственно
влияющие на межнациональные и межконфессиональные
отношения среди студентов колледжа;
– изучить демографические и этноязыковые
процессы, которые, в свою очередь, напрямую
влияют на состояние межнациональных
и межконфессиональных отношений среди
студентов колледжа;
– определить степень влияния национальности,
религиозности на качество подготовки
специалиста в области здравоохранения
и фармации.
Источниковая база исследования включает в себя следующие документы и материалы: Конституция РФ, анкеты студентов Костромского медицинского колледжа, результаты индивидуальных бесед(глубинные интервью), монографии, научные публикации, материалы периодической печати.
Научная новизна. Данная работа является одной из первых работ, посвященных изучению межэтнических и межконфессиональных процессов в ОГОБУ СПО «Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова» в 2012 – 2014 учебных годах.
Научно-практическая значимость работы . В работе содержится ряд материалов и выводов, которые могут оказать помощь в планировании и проведении
учебно–воспитательной работы
в Костромском областном медицинском
колледже им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова.
среди студентов учебных групп. Научно-практическая
значимость настоящего исследования заключается
в возможности использования его материалов
и полученных выводов при разработке различных
научно-исследовательских, социальных
и культурных программ в целях оптимизации
межэтнических отношений и поддержания
благоприятного этнического фона в колледже.
Кроме того, комплексное изучение может
оказать помощь при разработке учебных
курсов по истории, обществознанию, религиоведению,
основам социологии и политологии, основам
права и других учебных дисциплин.
Основное содержание работы.
Конституция Российской Федерации:
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 14
1. Российская Федерация
— светское государство. Никакая
религия не может
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 17
1. В Российской Федерации
признаются и гарантируются
2. Основные права и
свободы человека неотчуждаемы
и принадлежат каждому от
3. Осуществление прав
и свобод человека и
Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует
равенство прав и свобод
Статья 26
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право
на пользование родным языком,
на свободный выбор языка
Статья 27
1. Каждый, кто законно
находится на территории
2. Каждый может свободно
выезжать за пределы
История Костромского областного медицинского колледжа им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова начинается с 1903 года. Руководителями учебного заведения были люди разных национальностей: евреи, русские, родившиеся в Дагестане и получив там же высшее образование, коренные русские люди земли Костромской. Они придерживались разных религий. Но это никогда не мешало им быть истинно «русскими» и работать на благо нашего Отечества по воспитанию кадров медицинских работников для учреждений здравоохранения. Выпускники медицинского колледжа самоотверженно работали в период революции, Гражданской войны, Новой экономической политики (НЭП), в довоенный период, в Великую Отечественную войну, в послевоенное время и сегодня. Многие наши выпускники перенесли все тяготы 20 века: расстрелы, ссылки, тюрьмы из- за проводимой в тот период политики. Однако всё выдержали. И примером тому – выпускник фельдшерского отделения Сергей Александрович Богомолов, Герой Советского Союза, чьим именем названо наше учебное заведение.
Октябрьская революция
1917 года осуществила программное
требование большевистской
Согласно проведенному опросу в 2013 – 2014
учебном году основной контингент
опрошенных составляют русские - 77,2%.это
представители православия , 12,3%-представители
восточных народов и соответственно ислам
,представители других национальностей
и религий -2%,атеисты-составляют 8,5% среди
опрошенных .
При анализе религиозной жизни региона
нельзя не упомянуть и о новых движениях,
организациях, сектах: свидетелях Иеговы,
баптистах, адвентистах и др. Их появление
в регионе началось с конца 80-х годов XX
века. Процесс их изучения усложнен тем,
что они ведут достаточно замкнутое существование,
стараясь не привлекать к себе внимания
и не вступая, в отличие от традиционных
религий, в общественную жизнь Костромы
и Костромской области. В настоящее время
нетрадиционные религии и секты, несмотря
на активную миссионерскую деятельность,
не обладают сколько-нибудь значительным
влиянием. Этому способствует активная
деятельность Русской православной церкви,
а также СМИ.
В годы существования Советского Союза
государственная политика была нацелена
на создание единой советской нации. Национальное
своеобразие отдельного народа допускалось
в той мере, в какой оно не мешало общему
направлению советской идеологии.
В советский период многие другие языки,
функционировали преимущественно в бытовой
сфере и в сфере национальной культуры.
В советское время создавались национальные
ансамбли (например, «Верасы», «Песняры»,
«Сябры», «Ялла»), на телевидении выступали
национальные певцы-солисты София Ротару,
Муслим Магамаев, Иосиф Кобзон, Полад Бюль-
Бюль оглы, Нани Брегвадзе, Роза Рымбаева
и др.). Издавалось много произведений
национальных поэтов и писателей (Муса
Джалиль, Расул Гамзатов). Однако применение
национальных языков в других сферах (в
официальной документации, в системе образования)
было ограничено, и вследствие чего знание
их стало необязательным.
Конец 1980 – начало 1990-х годов ознаменовались
кардинальной трансформацией в сфере
идеологической политики, социально-экономического
развития страны. Череда экономических
кризисов, охвативших страну, привела
к социальной напряженности, когда на
поверхность начали всплывать все недочеты
в области национальной политики и экономики
существовавшего ранее государства.
Большая часть студентов Костромского
областного медицинского колледжа им.
Героя Советского Союза С.А.Богомолова
проживает в городе Костромы и в районных
центрах Костромской области. Среди опрошенных
около 1% приехали из других субъектов
РФ.
Внутренняя миграция в регионе обусловлена
выездом сельского населения в областной
центр и поселки городского типа, в
результате чего происходит сокращение
сельского населения и увеличение городского.
Миграция населения из села в город затронула
все районы региона.
Иммиграция в Российскую Федерацию
массово происходила до 1992 года и была
напрямую связана с межнациональной напряженностью
в новых государствах – бывших республиках
СССР. Основную массу иммигрантов дали
Узбекистан, Украина, Казахстан, Молдова,
Таджикистан. В 2000–2004 годах иммиграция
становится структурно иной и может быть
охарактеризована как «трудовая миграция»
из республик Кавказа и Средней Азии. Сегодня
полноценными гражданами РФ и региона
сегодня считают себя многие представители
Армении, Азербайджана, Дагестана, Грузии,
Осетии, Украины, Белоруссии как национальное
меньшинство в РФ, но считающие себя главными
«героями» в жизни нашей страны.
Данные позволяют сделать выводы о том,
что для нашего региона существующие
масштабы миграции могут быть оценены
как значительные, причем движение населения
возрастает. Пока напряженность на межнациональной
почве между иммигрантами и коренными
жителя практически отсутствует, но может
возникнуть по мере увеличения числа первых.
В колледже коренные жители составляют
– 79,5%.
Основным языком межнационального общения
в Костромском областном медицинском
колледже им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова
согласно Уставу является русский,
при этом часть этносов плохо владеют
русским языком (около 10 %). Низкая степень
владения русским языком вызвала необходимость
ввести в Государственные образовательные
стандарты – 2002 года и новые федеральные
государственные стандарты 2011 года по
всем специальностям СПО учебную дисциплину
«Русский язык и культура речи”. Данная
проблема послужила внедрению в учебный
процесс учебной дисциплины «Религиоведение»
как предмет по выбору студентов. Это
положительно повлияло на процесс адаптации
обучающихся в медицинском колледже, их
успешному обучению общеобразовательным,
гуманитарным, социально – экономическим
и клиническим дисциплинам.