Формы политического взаимодействия "Центр-региона" в условиях современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: изучение форм политического взаимодействия «Центра- региона» в условиях современной России.


Задача: Рассмотреть политическое и экономическое взаимодействие в современной РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Российская Федерация и её политическое деление……………………….5

1.1 Федеральный закон от 29 июля 2000 года………………………………..5

1.2 Политическая жизнь современной России……………………………...11

2. Экономический механизм региона и экономические отношения «центр-регион»………………………………………………………………….13

2.1. Планирование бюджета регионов РФ…………………………………..15

2.2 Отношения “центр – регионы” в современной Росcии: пределы централизации………………………………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………...23

Список литературы………………………………………………………….....24

Приложение……………………………………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая МОЯ.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

    Проведение  данной реформы нельзя рассматривать  как попытку нарушения административно-территориального устройства России, поскольку статус и целостность субъектов Федерации сохраняются. Но не вызывает сомнений то, что данная мера направлена на укрепление вертикали исполнительной власти в Российской Федерации, что соответствует ст.77, 78 Конституции РФ. Это признал сам глава государства в своем Послании Федеральному Собранию России, где говорится о том, что суть данного решения не в укрупнении регионов, а в укрупнении структур президентской вертикали в пределах территорий, не в ослаблении региональной власти, а в создании условий для упрочения федерализма.

     Вторым  шагом главы государства в  этом направлении явилось внесение в Государственную Думу пакета законопроектов, изменяющих порядок формирования Совета Федерации, введение порядка отстранения от должности руководителей регионов и роспуска законодательных органов субъектов России, принимающих акты, идущие вразрез с федеральными законами, и наделяющих главу региона правом отстранения от должности нижестоящих глав местного управления и самоуправления. И такие законы уже приняты. "Это сегодня не только правильно, но и просто необходимо для восстановления в стране работающей властной вертикали", - заявил В.В. Путин.

    Очередным шагом в укреплении вертикали  власти явилось создание окружных подразделений органов МВД в образованных федеральных округах. В соответствии с Указом Президента РФ от 31 июля 2000 года "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" руководители окружных подразделений МВД России и их заместители назначаются главой государства по представлению министра внутренних дел. Данное полномочие Президента не вытекает из главы 4 Конституции РФ, поскольку назначение руководителей органов МВД входит в компетенцию министра внутренних дел России с согласия соответствующих субъектов Федерации, следовательно, сомнительна конституционность этого положения.

    Следующим этапом явилось принятие главой государства  дополнительных мер по обеспечению  единства правового пространства. В  соответствии с Указом Президента РФ от 10 августа 2000 года в России создан федеральный банк нормативно-правовых актов субъектов России - федеральный регистр НПА субъектов РФ, ведение которого отнесено к Министерству юстиции России. При этом руководителям субъектов Российской Федерации предписано в семидневный срок направлять копии нормативных правовых актов субъекта Федерации в Минюст для включения данных актов в федеральный регистр и проведения юридической экспертизы.

Подписание  главой России Указа "О Государственном  Совете Российской Федерации" завершило первый этап реформы властной вертикали. При этом роль Государственного Совета РФ неизбежно будет подниматься, несмотря на то, что по действующему Положению Государственный Совет выполняет одну функцию - совещательную, и все его решения носят рекомендательный характер. Государственный Совет будет превращаться в более властный орган и, возможно, заменит верхнюю палату российского парламента.

Действующая Конституция не ограничивает Президента РФ в назначении своих полномочных  представителей. Если ранее институт полномочных представителей был учрежден почти в каждом регионе, и главе государства приходилось контактировать более чем с 80 полномочными представителями, то теперь вся территория России условно разделена на восемь федеральных округов. Таким образом, Президенту предоставляется возможность более эффективно осуществлять взаимодействие с регионами через своих представителей в группе регионов.

Вместе  с тем нельзя не заметить, что  введение института полномочного представителя  Президента РФ в федеральном округе отдалит регионы от Центра, поскольку вводится промежуточное звено. Лидеры регионов во многом лишаются возможности прямого выхода на главу государства, взаимодействие между ними будет в большей мере опосредованным, в то время как решение ряда ключевых

вопросов требует прямого (непосредственного) взаимодействия глав регионов с Президентом РФ. Поэтому ограничение возможности прямого контактирования (путем введения промежуточного звена между субъектами и Центром) вряд ли можно признать правильным. С другой стороны, вполне очевидно, что эффективность работы главы государства должна повыситься.

Основные  задачи полномочного представителя  Президента РФ в федеральном округе РФ определены в главе 2 Положения. Это  организация в соответствующем  федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики страны; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; представление главе государства регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также социальном, политическом, экономическом положении в нем. Однако полномочный представитель не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти, объединений, организаций, издавать решения, обязательные для исполнения. В главе 3 определяются функции полномочного представителя, которые в основном носят представительский характер.Несмотря на огромный объем функций полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе (глава 3 Положения о полномочном представителе Президента РФ в регионе РФ), на практике он обладает лишь двумя реальными механизмами контроля за деятельностью территориальных органов исполнительной власти: он участвует в работе региональных коллегий органов исполнительной власти и согласовывает кандидатуры для назначения на должность руководителя территориальных органов исполнительной власти, а также согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти представления о награждении государственными наградами, объявлении почетных званий и организует контроль за исполнением федеральных законов и иного федерального законодательства. Контрольные функции полномочного представителя Президента в федеральном округе (контроль за соответствием нормативных актов субъектов Федерации федеральному законодательству) также недостаточно регламентированы в законодательстве РФ и во многом пересекаются с функциями иных органов государственной власти (например, организация контроля за исполнением федерального законодательства отнесена к функциям правоохранительных органов). Поэтому функции полномочного представителя должны получить более четкую правовую регламентацию на более высоком юридическом уровне - в федеральном законе.

Еще одной  важной проблемой взаимоотношений  Президента РФ и органов государственной  власти субъектов РФ является трактовка  ч.4 ст.78 Конституции РФ, где указано, что Президент РФ и Правительство  РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ.

Тем не менее четко прописанная в  Федеральном законе от 29 июля 2000 года процедура отстранения главы  субъекта Федерации от должности, вводящая в данный механизм и судебную власть, позволяет согласиться с необходимостью такой меры, направленной на усиление вертикали исполнительной власти в России, а следовательно, и централизации, которая в разумных пределах нужна для укрепления современных федеративных отношений в Российском государстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Политическая жизнь современной России 

Политические  процессы, происходящие в современной  России, в общем можно охарактеризовать как переходный период от посттоталитарного политического режима к демократическому. С этим и связаны все те противоречия, трудности и перспективы, которые проявляются в нашей стране в последнее десятилетие. 
 

Современная Россия живет по Конституции, принятой в результате всенародного референдума 1993 года. Согласно этому Основному Закону, Россия является федеративным, правовым, демократическим государством в форме президентской республики. В Конституции 1993 года был впервые закреплен принцип разделения властей. Законодательная власть представлена следующей системой органов, имеющих и реализующих право на принятие законов: Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата); а также законодательных собраний субъектов РФ. Исполнительную власть представляют Правительство РФ и органы исполнительной власти на местах. Судебная система состоит из трех уровней: Конституционные суды РФ и республик, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ, арбитражные суды. 

Во взаимодействии ветвей власти в современной России произошел конституционный перекос в сторону чрезмерного раздувания полномочий исполнительной (и особенно президентской власти). Т.к. парламент отстранен от формирования правительства, он фактически не отвечает за принимаемые решения и законы. Все это приводит к противостоянию исполнительной и законодательной властей, причем последняя больше занята внутрифракционными и партийными конфронтациями. В достаточной степени не определены права и полномочия федерального центра и 83 субъекта федерации. Указанные процессы действуют в сторону дестабилизации и дезинтеграции российской политической системы, что ставит под угрозу сам факт существования РФ как целостного государства. 

Политическая  демократия в России носит во многом формальный и поверхностный характер именно потому, что фактически не изменились потестарные функции государства. При условии неразвитости структур гражданского общества, государство само не справилось с задачами всесторонней реформации общества. Средний класс - социальная основа демократии - в результате целого ряда просчетов в социально-политической области практически не сложился, а более половины всего населения, еще недавно вполне успешного, скатилось на маргинальное дно. Политический режим все более приобретал черты корпоративной и коррумпированной сращенности политической и финансово-олигархической элит. В результате построения такой "демократии для немногих" налицо фактическое недоверие (до 90%) всем ветвям и органам власти подавляющей части российского общества. 

Пожалуй, единственное, что можно занести  в актив России последних десяти лет - это достижение плюрализма политического  сознания, который, однако, носит пока характер политической гласности, но не гарантированной свободы слова (особенно в регионах). 

Центры  политической власти в современной  России все более смещаются

в регионы. На то есть целый ряд причин: слабость и усиливающийся паралич федерального центра, неравномерность развития различных  регионов, амбиции региональных лидеров  и элит. В этом случае вполне закономерная хозяйственная самостоятельность регионов может обернуться углубляющимся сепаратизмом. 

Политический  процесс в России в этих условиях развивается крайне противоречиво; здесь можно обнаружить черты разных типов политических режимов и культур: демократического, авторитарного, тоталитарного. При незрелости гражданского общества он несет в себе черты неструктурированности и латентности. Не только в обществе, но и в политических элитах почти отсутствуют навыки и начала демократической политической культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экономический механизм региона и экономические отношения «центр-регион». 

Рассматривая  этот вопрос мы постоянно будем обращаться как бы к недавней истории, как было организовано управление и функционирование региональной экономики в недавнем прошлом, в дореформенной России, что происходит сейчас и что нужно для эффективного функционирования системы.  
 

К государственной федеральной собственности в регионе относятся 4 группы объектов: 

-составляющие  основу национального богатства; 

- необходимые  для обеспечения функционирования  федеральных органов власти и  управления и решения общероссийских  задач (казна, вооруж.силы, учебные заведения, наука, геология, картография, метеослужэбы, санэпидслужбы, госзапасы). 

-оборонного  производства. 

- отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства (т-э к, транспорт, дороги, связь, теле- радио) 

Их объединяет то, что они работают на реализацию целей общегосударственного уровня. 

Роль  госпредприятий существенно различается  в различных регионах страны (в  северных и восточных целесообразно  усилить роль госсектора). 

Собственность субъектов - тоже государственная, но находится в управлении субъектов и на их содержании. 

Муниципальная собственность - тоже государственная, но находящаяся в оперативном  управлении местной администрации. Пром. предприятия местного значения, объекты производственной и социальной инфраструктуры региона, непосредственно связанные с обслуживанием населения. 
 

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (бюджетный Кодекс РФ, ст.6 -понятия и термины) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Планирование бюджета регионов РФ. 
 

Региональный бюджет - становится основным источником финансирования развития социальной сферы и инфраструктурного обустройства региона. Доходная часть находится в прямой зависимости от эффективности хоз. деятельности в регионе. 

(В качестве  ремарки - в мировой практике  затраты на социальное развитие  жилищное стр-во, ком. Инфраструктуру, покрываются в следующих формах: оплата услуг и благ непосредственно  потребителями; оплата благ и услуг за счет средств местных муниципальных бюджетов; оплата благ и услуг за счет средств национальных государственных целевых фондов и программ; оплата благ и услуг фирмами для своих работников; оплата благ и услуг из страховых фондов.) 

Информация о работе Формы политического взаимодействия "Центр-региона" в условиях современной России