Характерные черты мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 00:51, реферат

Краткое описание

Мусульманское право представляет собой сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран. К таким странам можно отнести Иран, Ирак, Иорданию, Кувейт, Сомали, Танзанию, Кению, Албанию, Косово, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Седьмым источником мусульманского права является урф. Урф - один из источников мусульманского права, представляет собой обычное право, составленное из традиций и обычаев.

Доктрина  считается основным источником мусульманского права и ей стоит уделить особое внимание. Особое значение доктрины для развития мусульманского права объясняется не только наличием множества пробелов, но и противоречивостью Корана и сунны. Большинство содержащихся в них норм имеет божественное происхождение, а значит считаются — вечными и неизменными. Поэтому они не могут быть просто отброшены и заменены нормативно-правовыми актами государства. В этих условиях мусульманские правоведы опираясь на основополагающие источники трактуют их и формируют решение, подлежащее применению в сложившейся ситуации.

Если  в VII—VIII вв. источниками мусульманского права действительно выступали  Коран и сунна, а также иджма и «высказывания сподвижников», то, начиная с IX—X вв., эта роль постепенно перешла к доктрине. По существу прекращение иджтихада означало канонизацию выводов основных школ мусульманского права, сложившихся к середине XI в.

Доктринальная разработка мусульманского права, затрудняя его систематизацию, вместе с тем придавала ему известную гибкость и возможность развиваться. Современную мусульманско-правовую доктрину как источник права следует рассматривать в нескольких аспектах. В ряде стран (Саудовская Аравия, Оман, некоторые княжества Персидского залива) она продолжает играть роль формального источника права, в других (Египет, Турция, Марокко) — допускается субсидиарное использование мусульманского права при наличии пробелов в государственных нормативных правовых актах.

Муджтахиды  создали фикх, совершенствуя феномен  ибадата. Фикх – мусульманское правоведение, совокупность правовых доктрин. Некоторые исследователи используют термины «фикх» и «шариат» как синонимы для обозначения мусульманского права. Согласно другому взгляду, шариат — мусульманское право в широком смысле, источник фикха, фикх же составляет нормативно-правовую часть шариата, рассматривает, в основном, вопросы норм поведения мусульман в обществе, а также обязанностей верующего перед Аллахом.

До  первой половины 8-го века н.э. система  общественных, в том числе юридических, норм мусульманского государства состояла преимущественно из норм, имевших  доисламское происхождение и  продолжавших действовать. Новая религия  поначалу была безразлична к правовым вопросам, и правовая система халифата восприняла те или иные элементы римско-византийского, сасанидского, талмудического, восточнохристианского права, отдельные местные обычаи завоёванных арабами территорий, многие из которых были позднее исламизированы и включены в фикх. На основе фикха решаются вопросы соблюдения мусульманских ритуалов, морали и социального поведения. В ряде ситуаций Корана оказывается недостаточно для того, чтобы определить порядок проведения той или иной процедуры, например, ритуала омовения до обязательной ежедневной молитвы. Другой пример: Коран предписывает держать пост во время священного месяца Рамадан, но не поясняет, как именно. Чаще всего ответы на такие вопросы можно найти в хадисах пророка Мухаммеда.Но бывает, что и Сунна не может внести полной ясности в разрешение вопросов, которые возникают у верующих. Тогда факихи ( богословы-законоведы, овладевшие фикхом) прибегают к другим, вспомогательным источникам права. Речь идёт о суждениях по аналогии (кийас) и сложившихся мнениях исламских авторитетов (иджма). В совокупности эти четыре источника мусульманского права и составляют фикх. При этом, каждый из них обладает определённым уровнем приоритетности: сначала суждение делается на основе Корана, если это невозможно, то применяется Сунна, далее иджма и, в последнюю очередь, кийас.

 

Структура мусульманского права

 

1)нормы  личного статуса ( по сути брачно-семейного  права)

Личное и  семейное  право,  которые  содержали  нормы  ритуального  и  религиозного поведения, всегда считались наиболее важными в шариате. В сознании мусульман очень  тесная  связь  существует  между частями права,  образующими  "личный статус",  и  религией;  именно  этому  вопросу  посвящено  наибольшее  число предписаний Корана.

2) нормы  мусульманского гражданского права

законы  о сделках и регулировании  взаимоотношений, также занимает в  исламском праве важное место. Оно  представляет значительную отрасль, охватывающую огромную сферу правовых вопросов, и занимается договорами, вопросами  собственности, владения, передачи собственности и т.д. В эту сферу общественных отношений входят не только гражданское право, но и то, что называют торговым и финансовым правом;

3) нормы  уголовного права

Оно охватывает концепцию преступления и наказания в исламском праве  и особо подчеркивает роль нравственного начала, так необходимого, когда дело идет о преступлениях и наказаниях за них. При этом преступления делятся на две категории:

1)  те преступления, наказание за  которые предусмотрено шариатом;

 

2)  преступления, наказание за которые шариат не оговаривает.

 

Основной  целью этого раздела шариата  является обеспечение защиты жизни  человека, его чести, достоинства, интеллектуальной свободы и собственности;

4)мусульманское  властное право

 

Наблюдая  за практикой политической деятельности нашего пророка Мухаммада (Мир ему), над тем, как он осуществлял свою власть, находил для нее формы, позволяющие вводить в жизнь новое, не порывая полностью с традициями общества и тем, что не противоречило духу и целям шариата, община Мухаммада (Мир ему) последовала этому пониманию власти в Исламе. Согласно ему, после смерти пророка (Мир ему), воля Аллаха проявляет себя через исламскую общину, которая поручает осуществление этой воли из числа ученных «улямаа», а также выбранных или делегированных лучших своих представителей политической элиты.

Интересным  является тот факт, что, к примеру, согласно знаменитому трактату мусульманского ученого Ибн Халдуна (1332-1406) «Мукаддима» (Введение) для любого общества в силу природы человека необходима «принудительная» или сильная власть, чтобы противостоять «врожденному» стремлению людей к агрессии и самоистреблению.

 

5)сияр  – мусульманское международное  право. 5

Международное право является неотъемлемой частью национального права, так как  источники международного права такие же, как и у национального мусульманского права.

Международное право ислама также являлось достижением мусульманских правоведов, разрабатывавших его как независимую юридическую дисциплину. Первые работы по международному праву ислама были написаны во втором столетии Хиджры, т.е. в VIII веке нашей эры

 

 

Характерные черты мусульманского права

 

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на религии Исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Ислам— монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение». В арабском языке слово «ислам» образовано от глагола, который означает «быть благополучным», «спасаться», «сохраняться», «быть свободным». В шариатской терминологии Ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев Ислама называют мусульманами. Главная священная книга Ислама — Коран.

Мусульманское право  отличается консерватизмом, т.е. сохранение морального порядка и естественно-правовых устоев, любой политической системы, независимо от ее характера, содержания и целей правления, сложившегося порядка вещей, а также часто резкое неприятие прогрессивных изменений. Мусульманское право привержено ко всему устаревшему, отжившему, косному, враждебно и противодейственно всему новому. Для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным и правовым системам и нормам. Отсюда вытекает другой признак, присущий мусульманскому праву – противоречивость. Ведь каждая новая эпоха мусульманского права должна считаться со старыми нормами. Эти устаревшие нормы нельзя отменять. Прямая отмена пережиточных норм, пусть даже не соответствующих новым общественным потребностям, не допускалась. 6

Стоит отметить, что в мусульманском праве  приоритет отдается обязанностям. Категория  долга является главной ценностью Ислама. Он основан  на  идее обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которые он  может иметь. У мусульман есть особые обязанности. Столпы ислама сводятся к пяти постулатам.

Первым постулатом является «шахада» 7 - соблюдение строжайшего единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие единобожия и посланническую миссию пророка Мухаммеда заключено в символе веры ислама: «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Посланник Аллаха». В этой формулировке сосредоточена основная идея, из которой следуют все остальные теоретические и практические положения ислама. Веры в единого и единственного Господа и подтверждения пророческой миссии последнего Божьего Посланника Мухаммеда достаточно для принятия ислама.

Второй постулат - совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаз). Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела. В разных мазхабах эти нормы отличаются незначительно. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы (дуа).

Третьим постулатом является закят — материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Закят взимают в строго определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят — это разновидность поклонения Аллаху посредством расходования имущества.

Четвертый постулат - саум (тюрк. ураза) — соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.

И пятым постулатом является хадж — совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его.

Вышеперечисленные пять столпов составляют фундамент, на котором построена жизнь мусульман. Эти столпы являются фардом для мусульман, т.е. эти предписания и запреты обязаны соблюдать все совершеннолетние дееспособные мусульмане. Предписания и запреты называются «Таклиф», а обязанных их исполнять называют «Мукаллаф». Предписания и запреты, исполняемые мукаллафами, имеют различную степень важности. Градация по степени важности предписаний и запретов называется «Аф’ааль-уль-Мукаллафин».

«Аф’ааль-уль-Мукаллафин»  состоит из восьми разделов:

1)Фард - этообязательные, строго предписанные обязанности. За исполнение человека ожидает награда, за неисполнение — наказание.

2)Ваджиб –  это обязанности, очень близкие к строго предписанным. Примерами ваджиба могут служить намаз «Витр» и «Праздничный намаз».

3)Сунна – это  желательные действия. За исполнение — награда, за неисполнение же не предусмотрено наказание.

4)Мустахаб – это действия, которые совершаются лишь изредка. К примеру, раздача милостыни (кроме закята) или дополнительный пост. За неисполнение мустахаба нет наказания.

5)Мубах – это  нейтральные действия, за исполнение которых согласно предписаниям шариата нет как саваба (благости Аллаха), так за неисполнение нет и греха. Это такие действия как садиться, вставать, есть, пить.

6)Макрух танзихи  – это нежелательные действия, «уменьшающие благость Аллаха». По степени дозволенности занимает пограничное положение между халялем и харамом. Хотя за исполнение нет наказания, за неисполнение человека ожидает награда.

7)Муфсид  – это действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие. Такие действия как смех при намазе, приём пищи во время поста.

8)Харам  – это строго запрещённые действия. К примеру: убийство невинного человека, воровство,приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям или мужу. Согласно шариату, совершающих харам («недозволенное») ожидает строгое наказание и в этой жизни, и в жизни вечной (мучения в аду). Избегающие харама получат «благость Всевышнего Аллаха». Те, кто отрицают харам, с точки зрения шариата, автоматически переходят в разряд неверных.

Совершеннолетие, согласно шариату, у подростков наступает  в момент, когда «они начинают отличать добро ото зла», на практике это  трактуется правосудием по-разному: в разное время, в зависимости от конституции организма. Мальчики достигают совершеннолетия в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет, а девочки — от девяти до пятнадцати лет при появлении и формировании вторичных половых признаков. Если до пятнадцатилетнего возраста у мальчика или девочки не появятся первые признаки действий мужских и женских гормонов, то, по мнению некоторых шариатских специалистов, с пятнадцати лет они считаются совершеннолетними вне зависимости от каких-либо признаков, но другие не согласны и считают, что мальчик или девочка считаются совершеннолетними только после полового созревания.

Стоит отметить, что мусульманское право  имеет «суперказуальный» и сугубо практический характер8, так как большая часть норм носит представляет собой конкретные толкования, содержащие правила поведения в отдельных частных случаях. К тому же многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В результате достаточно свободного толкования в последующем они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Мусульманское право имеет неопределенный характер, ведь мусульманские юристы избегают юридических абстракций, обобщений, определений. 9

Мусульманскому  праву присущи такие черты как партикуляризм или правовая «раздробленность», неопределенность и противоречивость содержания при запутанности нормативных источников. Даже на уровне одной школы-толка сосуществуют самые различные и даже взаимоисключающие правила для регулирования одних и тех же общественных отношений. Фактический плюрализм школ дополнялся неопределенностью самих толков и наглядно проявлялся в невозможности заранее предсказать выбор среди множества противоречивых норм. Отыскать нужное правило стоило труда даже наиболее авторитетным мусульманским судьям и муфтиям. Это можно объяснить тем, что развитие мусульманского права не шло по пути формулирования общих абстрактных правил поведения, последовательной замены одних норм другими во времени или же придания общеобязательной силы конкретным решениям на основе судебного прецедента. Мусульманское право представляет собой совокупность решений крупнейших правоведов по конкретным делам. Со временем оно превратилось в собрание огромного множества норм, возникших в различных исторических условиях. Все выводы одной школы, содержащиеся в канонизированных трудах юристов, признаются в равной степени действительными, хотя и могут противоречить друг другу. Все положения толка были обязательны для судей и муфтий, задача которых заключалась в выборе нужной нормы, исходя из "условий, места и времени". Важно при этом подчеркнуть, что, несмотря на обязанность судей следовать в своих решениях определенному толку, мусульманско-правовая доктрина никогда не признавала принципа судебного прецедента, т.е. решение судьи или муфтия не становилось обязательной нормой не только для других судей и муфтиев, но и не связывало при рассмотрение иных дел в дальнейшем само лицо, вынесшее такое решение. Поэтому даже официально санкционированные государством выводы определенной правовой школы не устанавливали системы формально определенных, единообразных норм. Таким образом, судьям был дан широкий простор для судейского выбора. Не случайно вплоть до настоящего времени мусульманским судьям в большинстве случаев предписывается применять не просто определенный толк, а его "наиболее предпочтительные выводы". Таким образом, фактический плюрализм школ дополняется неопределенностью самих толков и наглядно проявляется в невозможности заранее предсказать выбор среди множества противоречивых норм. Разобраться в многочисленных источниках той или иной школы и отыскать нужное правило стоило труда даже наиболее выдающимся мусульманским судьям и муфтиям. Из-за наличия ханифитского, шафиитского, ханбалитского и маликитского толков вплоть до 10-11 вв. назначались четыре судьи. Впоследствии появляется запрет на свободный выбор нормы, которые создавали четыре школы. Разрешалось пользоваться лишь ханифитскими нормами.

Информация о работе Характерные черты мусульманского права