Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 00:51, реферат
Мусульманское право представляет собой сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран. К таким странам можно отнести Иран, Ирак, Иорданию, Кувейт, Сомали, Танзанию, Кению, Албанию, Косово, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и др.
3) Концепция соблюдения принципа даман
В число основных целей шариата входят защита жизни человека, его достоинства, семьи и собственности. Таким образом, исламское государство обязано всеми возможными средствами стремиться реализовать эти цели. Исламское право не признает англосаксонской концепции доброго намерения или устремления в качестве основы обязательства возместить ущерб, нанесенный потерпевшему. В соответствии с исламским законом любой ущерб, причиненный любому человеку, со стороны которого не было допущено никаких ошибок или неправомерных действий, и если этот ущерб не явился результатом воли Аллаха, должен быть возмещен либо человеком, причинившим этот ущерб, либо, если установить личность такого человека не представляется возможным, – государством. Даже в случае ошибочного решения суда государство обязано выплатить потерпевшему компенсацию за этот ущерб. Многие юридические постулаты в исламе основываются на этой концепции и соблюдении принципа даман (гарантия, обеспечение, ответственность).
Женщина в Исламе
Женщина
в исламе — исследование о положении
женщины в мусульманском
Шариат (исламское право) предусматривает значительные различия ролей мужчины и женщины в области прав и обязанностей. Различия выражаются в вопросах брака, развода, юридического статуса, одежды и образования.
В Исламе женщина обязана носить хиджаб. Сказано в Коране: "Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете".
Что касается финансовых вопросов, то Ислам разрешает женщинам работать, при соблюдении определенных условий, например женщина не может оставаться наедине с мужчинами. Её работа не должна мешать более важным вещам, например заботе о детях. Предпочтительно, чтобы в женских учебных заведениях, спортивных центрах работали женщины, нежели мужчины.
Некоторые исламские школы не дают женщине права занять должность судьи. Другие (ханафитский мазхаб) говорят о запрете только на уголовный суд и разрешают вести гражданские дела. Это связывают с желанием оградить женщину от бремени рассмотрения жестоких, кровавых криминальных дел.
На современном этапе в некоторых мусульманских странах, например Египте и Марокко остаются дискриминации в области образования и работы. Структура занятости в мусульманском мире различна: 16 % пакистанских женщин экономически активны. В Индонезии этот показатель 52 %.
Примечательно то, что заработанные женщиной средства являются её личной собственностью, которой она может распоряжаться по своему усмотрению, в то время как мужчина обязан тратить заработанное на всю семью.
Следует отметить, что женщины-мусульманки участвовали и в политике. Так например некоторые мусульманки становились во главе исламских государств. Так, Малика Асма и Малика Арва из шиитской династии Сулайхидов непрерывно правили Йеменом с 1087 по 1138 год, а период женского султаната в Османской империи длился без малого 130 лет.
Уже в новейшее время женщины избирались на президентские и премьерские посты Индонезии (Мегавати Сукарнопутри), Пакистана (Беназир Бхутто), Турции (Тансу Чиллер) и Бангладеш (Халеда Зиа, Шейх Хасина). Тем не менее, некоторые наиболее консервативные богословы продолжают выступать против вмешательства женщин в политику.
Заключение
В данной работе освещены наиболее характерные черты мусульманского права, на которых строится правовая система многих стран мусульманского мира. Следует иметь в виду, что в современных условиях правовые доктрины государств, проповедующих ислам, рассматривают единую систему шариата не как изолированную, раз и навсегда данную концепцию, а как развивающуюся субстанцию, тесно связанную с другими общностями, в том числе и в правовой сфере. Изложенные материалы и суждения не бесспорны и требуют дополнительных глубоких исследований. Особенностью механизма действия мусульманского права является то что оно выступало, главным образом в виде казуальных норм, индивидуально-правовых решений. Это во многом объясняет характер мусульманского права как системы противоречивых норм. Одновременно такой характер мусульманского права предопределил исключительно важную роль судьи в осуществлении его положений. Практика показывает, что в целом в идеологической борьбе мусульманское право выступает главным образом оружием в руках консервативных и даже прямо реакционных сил. Однако не исчерпан до конца и его положительный потенциал, демократические возможности.
1
* Шахт Й. Энциклопедии ислама. М., 1959. С.39.
2
* Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959. С.33.
3
* Хантингтон С.Столкновение цивилизаций. М.,2003.С.8.
4
* Артемов В.Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журнал Российского права. М., 2007. №3. С.118.
5
* Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999. С.110.
6
* Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Изд. «Наука». Главная редакция восточной литературы. 1986.С.5.
7
* Юнусов Э.А. Права и обязанности человека в мусульманском праве. М., 2006. С.45.
8 * Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959. С.94.
9 * Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959. С.94.
10
* Давид Р., Жоффре- Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. С.325.
10
* Слепакова А.В. Правоотношения собственности супругов. Монография. М.: МГУ им. Ломоносова. Изд. «Статут» 2005. С.110.
11
Манна Аммар Абдуль Карим. Преступление и наказание по мусульманскому праву.Учеб. пособие. М.: РУДН, 2007. С.91
12
* Давид Р., Жоффре- Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. С.325.