Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 13:32, курсовая работа
На планете Земля существует множество религий. Одна из них – христианство – появилась в I веке н. э. В 1054 году христианство уже разделилось на католическое (с центром в Риме) и православное (с центром в Константинополе). После заключения в 1438 году Флорентийской унии, по которой византийская православная церковь входила в подчинение католической, центр православия перенёсся в Москву, не признавшую унии, – так появился миф о Москве, как о «третьем Риме».
1. Введение. Суть проблемы и анализ использованной литературы
2. Хронология и события
2.1 О том, как сын крестьянина стал патриархом
2.2 О взаимоотношениях патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем
2.3 Церковная реформа патриарха Никона.
Возникновение раскола в Русской Церкви и в русском обществе
2.4 Распадение раскола на толки
2.5 Распадение раскола на толки
3.Заключение. Вопрос о главенстве в государстве. Значение никоновской реформы и последствия раскола
4. Список использованной литературы
РЕФЕРАТ
по
истории Отечества
Тема:
«Церковная
реформа патриарха
Никона»
Подготовил:
План
реферата:
3. Заключение. Вопрос о главенстве в государстве. Значение никоновской реформы и последствия раскола
4. Список
использованной литературы
На планете Земля существует множество религий. Одна из них – христианство – появилась в I веке н. э. В 1054 году христианство уже разделилось на католическое (с центром в Риме) и православное (с центром в Константинополе). После заключения в 1438 году Флорентийской унии, по которой византийская православная церковь входила в подчинение католической, центр православия перенёсся в Москву, не признавшую унии, – так появился миф о Москве, как о «третьем Риме».
В середине XVII века, в связи с церковной реформой патриарха Никона, русское православие разделилось на два течения: «староверов» и «никонианцев». Это разделение вызвало впоследствии ещё более мелкое дробление, особенно среди староверов – вплоть до сект.
Причина такого «распада» христианства банальна: разногласия между людьми, несущими эту веру, по каким-то отдельным её моментам, не касающимся её сущности, разногласия, лишь прикрывающие стремление этих людей к власти.
С точки зрения истории России, наибольший интерес представляет первый этап, с которого и началось дробление Русской Православной Церкви, то есть времена, связанные с именем патриарха Никона. А так как в России до 1917 года дела церковные были определённым образом связаны с делами государственными, то в этот период можно будет увидеть и некоторые особенности существования тогдашней государственной власти, а также социокультурные предпосылки и последствия раскола русского православия.
Тема «Церковных реформ патриарха Никона» получила свое освещение в трудах «китов» исторической науки: В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, С. Ф. Платонова. В их работах, представляющих собой курсы русской истории, имеется большой объем материала по данной теме. Среди работ Ключевского стоит отметить книгу «Исторические портреты», где в художественно-документальной форме представлены различные исторические деятели, – она позволила отметить и роль личности в конкретном историческом событии.
Раскрыть
проблематику рассматриваемого вопроса
помогла «Российская
цивилизация» И. Н. Ионова – проблемная
книга по русской истории. Принимая во
внимание то, что тема работы – специфическая,
затрагивающая одну из ключевых сторон
жизни человека – религию, источником
для данного реферата стала «История
христианской Православной
Церкви» протоиерея Петра Смирнова.
Это достаточно подробная история Церкви,
в которой удалось найти такие факты, как
конкретные разногласия между староверами
и никонианцами и дальнейшее дробление
раскола. В «Хрестоматии
по истории СССР с древнейших
времён до конца XVIII
века» Епифановых имеются фрагменты
«Жития протопопа Аввакума», которые
позволили судить о жестокости наказаний
в отношении противников реформы патриарха
Никона. Проследить за дальнейшей судьбой
патриарха помогла «История
России XVI-XVIII веков» Л. А. Кацвы и А. Л.
Юрганова.
2. Хронология и события
2.1. О том, как сын крестьянина стал патриархом1
Никон, в миру Никита Минов, родился в 1605 году в селе Вельдеманово (ныне Нижегородская область), в семье крестьянина. Рано лишившись матери, он вытерпел много горя от злой мачехи. Впрочем, ему удалось выучиться грамоте, и отроком он очень увлекался чтением.
В 1617 году, двенадцати лет от роду, Никита ушёл из семьи в Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге, имевший в то время большую библиотеку. От природы очень способный, Никита успел приобрести в монастыре много знаний, так и не приняв монашеского сана, – отец убедил его вернуться домой.
После смерти отца Никита женился. Хорошо умеющий читать и понимать церковные книги, он сначала нашёл себе место причётника, а потом, посвятившись, и священника одной из сельских церквей.
Никита-священник вскоре получил такую славу, что был приглашён в Москву, где впоследствии имел свой приход в течение десяти лет. Потеряв троих детей, он убедил жену постричься в монахини, а сам удалился в Анзёрский скит на Белом море (близ Соловецкого монастыря), где постригся, получив монашеское имя Никон. В 1642 году он перешёл в Кожеозёрскую пустынь (близ реки Онеги), где уже в следующем году стал игуменом.
В
1645 году Никону пришлось быть в Москве
по делам своей обители и лично
явиться к царю Алексею Михайловичу.
Царь, человек религиозный, был поражён
«величественной наружностью
В 1652 году, после смерти патриарха Иосифа, царь Алексей Михайлович пожелал избрания в патриархи Никона. Никон, вызванный по этому поводу в Москву, долго отказывался от патриаршества, зная зависть и вражду к себе бояр, как к царскому любимцу. Но после того как царь со слезами просил его стать патриархом, и Никон, спросив: «Будут ли его почитать как архипастыря и отца и дадут ли ему устроить Церковь?»3 – получил утвердительный ответ и принял патриаршество (25 июля 1652 года).
Итак, выходец из крестьян стал патриархом. Следует заметить, что стремительный взлёт Никона по церковной иерархической лестнице от причётника до патриарха стал следствием не столько его взаимоотношений с царём, сколько следствием личных качеств патриарха, из коих следует отметить образованность, прямоту, силу воли и истинное стремление «обустроить Церковь». С приходом Никона в истории Русской Церкви начинается новый, переломный период.
2.2. О взаимоотношениях патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем
Как уже было сказано выше, история взаимоотношений Никона и царя Алексея Михайловича началась ещё в 1645 году, когда Никон, будучи игуменом Кожеоозёрской пустыни, был в Москве по делам обители.
Впоследствии,
в бытность Никона архимандритом
Ново-Спасского монастыря и
Никон имел большое влияние на царя Алексея Михайловича, как когда-то Филарет – на своего сына-царя Михаила Фёдоровича. Как и во времена Филарета, без патриарха не решалось ни одно государственное дело. Никон всё больше начинал ощущать свою значимость. Царь же по-прежнему доверял ему. В 1653 году он даровал Никону титул «великого государя», титул, прямо указывающий на двоевластие: власть патриарха приравнивалась к царской.
В 1654 году царь, уехав на войну с Речью Посполитой, полностью оставил государство на Никона. Но военные походы способствовали возмужанию царя, он приобрёл некоторую «самостоятельность ума и характера»4. Поэтому, по возвращении, он стал вести себя более независимо по отношению к Никону, стал обращать внимание на поведение патриарха, всё более увлекавшегося властью.
С
течением времени отношения между патриархом
и царём охладевали вследствие того, что
царь становился более самостоятельным,
а патриарх – более охочим до власти. Между
двумя когда-то дружными людьми встал
вопрос власти.
2.3. Церковная
реформа патриарха
Никона. Возникновение
раскола в Русской
Церкви и в русском
обществе
Ещё до принятия патриаршества Никон обращал внимание на ошибки, допущенные в богослужебных книгах.
В 1654 году, через два года после вступления на патриарший престол, Никон созвал русских архипастырей на собор, и они признали необходимость исправления богослужебных книг и обрядов, что было закреплено соответствующим соборным актом.
Между
тем с Востока вернулся монах
Арсений Суханов, посланный туда
ещё ранее для собирания
Несомненно, властный патриарх оказывал влияние на исправление церковных книг, исходя и из своих собственных взглядов на богослужение. Также следует отметить, что делу исправления церковных книг при Никоне была свойственна и некоторая торопливость, вызванная, вероятно, желанием патриарха быстрее утвердиться в своей правоте. Но, несмотря на всё это, работы по исправлению богослужебных книг при патриархе Никоне были проведены очень тщательно и основательно.
Когда необходимые книги были исправлены, для их рассмотрения и утверждения Никон в 1656 году созвал новый собор, на котором вместе с русскими архипастырями присутствовали и два восточных патриарха, как «носители истинной православной веры». Собор одобрил исправленные книги и постановил вводить их во всех церквях, а прежние книги отбирать и сжигать. Таким образом, Никону удалось заручиться поддержкой Греческой (Византийской) Церкви, считавшейся «Матерью Церкви Русской»5. С этого момента, собственно говоря, и начался раскол русской православной церкви.
«Новшества» не были приняты во многих местах. Русских людей пугает любая новизна – так пугало их и столь решительное введение в обиход новых церковных порядков.
Поначалу отторжение «никоновских» книг было чисто психологическим и оттого мало выраженным. Но некоторые люди с богословским образованием сразу же не приняли исправленных книг из соображений так называемой «церковной идеологии»: в тех греческих церковных книгах, по которым велись исправления, они увидели отражение союза православной и католической церкви – Флорентийской унии.
Среди
таких людей сразу выдвинулись
те, кто до Никона исправлял церковные
книги, а при нём, как уже говорилось,
оказались не у дел. Они-то и пошли
просвещать народ: мол, Никон дурное
дело-то затеял – связался с греками,
попавшими под «пагубное
«Раскольники»,
или, как они себя сами называли «староверы»
(«старообрядцы») в большинстве своём
были невежественными, но не менее упорными
в том, что считали себя единственными
носителями «истинной веры», которая
отличалась от «никонианской» следующим:
№ | Старорусская Церковь | Официальная Русская Православная Церковь |
1 | Богослужение совершать только по старым (преимущественно иосифовским) книгам. | Богослужение совершать только по исправленным («никоновским») книгам. |
2 | Креститься и благословлять только двумя пальцами (указательным и средним), сложенными вместе. | Креститься и благословлять только тремя пальцами (большим, указательным и средним), сложенными в щепотку. |
3 | Крест почитать только вомьмиконечный. | Крест почитать только четырёхконечный. |
4 | С крестным ходом вокруг храма идти с востока на запад. | С крестным ходом вокруг храма идти с запада на восток. |
5 | Имя Спасителя писать: «Исус». | Имя Спасителя писать: «Иисус». |
6 | «Аллилуйя» петь дважды. | «Аллилуйя» петь трижды. |
7 | Иконам поклоняться только старым или списанным со старых. | Иконам поклоняться только списанным с древних греческих оригиналов. |
8 | Служить литургию на семи просфорах. | Служить литургию на пяти просфорах. |
9 | В восьмом члене Символа Веры следует читать: «И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго». | Нет информации. |