Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 12:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".
— принятие Жалованной
грамоты городам, оформившей права
и привилегии «третьего
24. Традиции и новаторство в процессе формирования в России XVIII века новой социокультурной среды. Развитие просвещения, культуры и науки.
В 18 веке ускорились темпы культ. Развития, что связано с развитием экономики. Светское направление в искусстве - ведущее, пришел конец диктату церкви в определении характера русской культуры, разрозненные знания по различным отраслям стали превращаться в науку. Во 2-ой половине открыто прозвучала критика крепостн. строя. Установились постоянные контакты со странами Евр. На смену пронизанной религиозн. мировоззрен. культуре 9-17вв. приходит новая культура. Ее черты: светкость, демократизм, открытость в контактах с культ. др. стран. В искусстве 1-ой пол.18в. господствовал стиль барокко, во 2-ой-классицизм, кот. в конце века сменился сентиментализмом.1701 г.- в Москве основана Школа матем. и навигационных наук. Вслед за ней открыты Артиллерийская, Инженер., Медиц. и др. 1708 г. -ввели гражданский печатный шрифт взамен церковнослав. И переход к араб. цифрам. Образование стало еще одной привилегией господствующего класса. В середине 18 в. сложилась система замкнутых сословных школ. Выдающееся событие- в 1775г. создание Моск. Университета по проекту Ломоносова. 1725 г.- открытие Академии наук., начато составление карт, проводились геологические разыскания. Ломоносов сыграл огромную роль как организатор руской науки. Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно- полит. мысли России 1-ой четв. 18 в. В центре крестьян. вопрос. Русск. литературу обогатили своими произведениями Ломоносов, Фонвизин, Радищев, Державин, Крылов и др., кот. творили в стиле классицизма. В живописи в то время творили Лосенко, Угрюмов. Для их полотен характ – ны отвлечен. хар –р образов, условность колорита, подражание позам антич. образов. Примером классицизма в архитектуре явл – ся памятник Петру 1 Э.М. Фальконе. Расцвет сентиментализма связан с творч. Карамзина(“Бедная Лиза”).В архитект. – в парковых ансамблях., в живописи в чувствит. сюжетах. В портрете – углубление реалистического образа. Это хар – но и для скульптуры. 1756г. – в Петербурге учрежден 1 –ый в России государств. театр., положено начало балету в России. Одним из важнейших результ. развит. культуры был процесс складывания русской нации.
Просвещение На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи.Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся -в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы -общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это -наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Второй тип школ в России XVIII в.- это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей.К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах. Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурман-ские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты -Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который фор-мально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.Необходимо трезво оценивать результаты развития просвещения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а крестьянский и мастеровой люд страны в массе оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать, что идеи «Просвещения» были «девизом царизма в Европе». Однако гений народа смог проявиться не благодаря политике «просвещенного абсолютизма», а вопреки ей. Музыка 18 века.Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной. Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки. Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание. Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное значение имела деятельность Михаила Васильевича Ломоносова - первого русского ученого мирового масштаба. Росла и крепла русская литература; расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того же Ломоносова и его ближайших современников В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в творчестве знаменитого зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи А. П. Лосенко, А. П. Антропова и И. П. Аргунова.
25. Россия потерпела поражение
в Крымской войне(1853-1856г) -в 1801 году
АлександрI входит на престол
после убийства отца( последний
дворцовый переворот).
26 Отечественная война 1812г.
В самом начале 19 в Россия придерживалась нейтралитета в европейских делах. Однако агрессия Наполеона заставила Александра 1-ого выступить против него. 1805 г - коалиция против Франции: Россия, Австрия и Англия. 1806 - 2-ая коалиция: Россия, Пруссия, Англия и Швеция. Оба союза быстро терпели поражение от Франции. 1807 - Тильзитский мир России и Франции и договор об экономич. Блокаде Англии. Это не выгодно нам. 1806-1812 русско-турецкая война за усиление позиций России на Черноморском побережье. Май 1812 - Бухарестский мир, договор в пользу России. Этот договор расстрол надежды Наполеона на помощь турецкой армии. 1808-1809 - в рез-те русско-шведской войны была завоевана Финляндия и предоставлена ей автономия в составе России, Предлогом для начала войны с Францией стали нарушения России блокады Англии (контрабанда), 12 июля фр. войска переправились через Нем(Щ и вторглись в Россию. 26 авг. - Бородино, фр. войска при наступлении понесли большие потери, а русская армия отступая сохранила свой потенциал. Это моральная и политическая победа русских. 25 дек. 1812 г - Манифест царя о завершении Отечественной войны. Война нанесла существенный ущерб экономике России, оказало влияние на дальнейшее внутреннее развитие России. В сент. 1814-июие 1815 - Венский конгресс европейских государств по территориальным проблемам. Карту Европы “перекроили”, Франция должна была выплатить огромную контрибуцию. Сент. 1815 - Священный союз России, Австрии и Пруссии. Скрывались политические цели: признание законности сохранения монархической власти, борьба с революционными движениями в Европе. 1818 - присоединение к союзу Франции. Англия, не вошедшая в союз, на самом деле поддерживала его консервативную международную политику.
27. Движение декабристов
причины:Внешние факторы 1.С конца XVIII в. прогрессивная Европа - идеи просветительства. 2.События 1789 г. потрясли не только Францию, но и либеральную часть русского общества. 2.Внутренние факторы (главные)
1.Специфика просветительства в России. Русские просветители (Десницкий, Козельский, Новиков, Радищев): требования отмена крепостного права.Идеи первых просветителей легли в основу декабризма
2.«Все мы дети войны 1812 г.»(Н.Муравьев)
3.«Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Чацкий, Гоу) «Я служил Отчеству, пока оно нуждалось в моей службе, и подал в оставку, когда понял, что служу лишь для прихоти самовластья»
ИТОГ: главная причина – понимание того, что дальнейшее сохранение крепостничества и самодержавия недопустимо.
Характер движения: объективно-буржуазный. Слово не употребляется, но итог подразумевается.
Будущие декабристы: элита, образованы, молоды (самый старший – Песталь – 26 лет), богаты, организованы (офицеры или бывш. офицеры)
Первые декабристские организации
1814 г. – Священная Артель (А.Н.Муравьев)
1815 г. – Орган Русских Рыцарей (М.Орлов)
•сохранение крепостного права недопустимо
•необходимость преобразований угнетенного Отечества
1816 г. – Союз Спасения (с 1817 г. - Общество Истинных и Верных Сынов Отечества) (Песталь П.И., Муравьев А.Н., Трубецкой С.П.)
Первая политическая организация в истории России
•уничтожение крепостного права
•конституционная монархия
•обсуждался вопрос о цареубийстве (Якушкин)
Имелась программа и устав («статут»). 30 человек
Союз Благоденствия
январь 1818 г. – Союз Благоденствия (Трубецкой С.П., Песталь П.И., Якушкин И.Д., Лунин М.С.)
Во главе – Коренная Управа (руководящий орган). Действовала, советуясь с Думой (исп. власть). В каждом крупном городе – свои управы.
Программа «зеленая книга».
•Ликвидация самодержавия
•Ликвидация крепостничества
•Введение конституции
•Создание просветительских обществ
•Создание Ланкастерских школ в армии
Некоторые члены Союза отпускали на волю крестьян.
Разногласия: между умеренными и радикальными руководителями.
Радикальные – военный переворот, умеренные – мирное обсуждение.
Март 1821 г. – Союз распущен, Междуцарствие
AI знал о существовании декабристов. Вост 14дек1825
28 Основные направления деятельности государственной власти в годы правления Николая I.
Николай I.(1825-1855)+Работоспособност
-Укрепление самодержавной власти
-Централизация власти
-Бюрократизация
-Создание полицейского государства
Вынужден был учитывать недовольство крестьян, существование либеральной оппозиции, существование революционного движения,
либерально-революционные общественно-политические настроения в ЗЕ.
Укрепление самодержавия
Централизация, укрепление, расширение самодержавия.
упорядочивание законов = упорядочивание жизни в стране
Комитет 6 декабря 1826 г.
Кочубей, Васильчиков, Сперанский, Блудов
-разбор проектов реформ
-централизация власти
-СЕИВКÞ
-Управленческий аппарат
Смягчение крепостного права.
1841 г. – Закон о запрещении
продавать крестьян по
Нельзя разрывать семьи, продавать крестьян «в никуда».
1842 г. – Закон об «обязанных» крестьянах (продолжение указа о «вольных хлебопашцах»)
Помещик может дать крестьянину личную свободу и выделить ему кусок земли, который крестьянин будет обрабатывать, а затем отдавать часть
доходов помещику в счет отданного ему земельного участка.
1837-1841 г. – реформа государственных крестьян.
Инициатор – видный государственный деятель П.Д.Киселев
Цель: удовлетворение хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян.
Практика: увеличение наделов малоземельных крестьян, семенной фонд и продовольственные магазины на случай неурожая, школы, больницы.
Основные достижения времени правления Николая I:
-кодификация законов
-реформа управления государственными крестьянами
-денежная реформа Н.Ф.Канкрина.
29. Особенности культурного развития России в первой половине XIX в.
Города, культурные центры, влияние ов 1812г. консервативные тенденции в политике Александра 1 и Николая 1 сдерживали развитие культуры.В России оформилась замкнутая сословная система просвещения и образования. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных. Для гос-ных крестьян были предусмотрены приходские училища(1 год). Образцовым заведение стал Царско-сельский лицей.(Пушкин, Пущин, Дельвиг) домашнего образования. Отсутствовало женское образование. у университетов не было автономии и была высокая плата. Университеты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Наука. Началось выделение самостоятельных научных дисциплин. Важные открытия в области электротехники, механики, биологии. Создание электромоторов, первый паровой двигатель (братья Черепановы), 1-ая железная дорога.Был осуществлен ряд экспедиций. Гуманитарные науки выделились в особую отрасль. Усилилось стремление познавать Русскую историю. Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил русского литературного и разговорного языка, т.к. многие дворяне не умели не читать. не писать на русском языке.В литературе этот век называли “золотым веком”. Большое значение имела деят-ть толстых литературных журналов “Современник” и “Отечественные записки”.Существовали различные виды театров. появились романтические пьесы. балетное театральное искусство. музыка. скульптура - классицизВ первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. На рубеже XVIII—XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И.П. Мартоссоздал первый в Москве памятник - К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади.Архитектура и градостроительство. Русская архитектура 1 половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Характерная черта - создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге,Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями университета (перестроенными Д.И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О.И. Бове). Существенные преобразования затронули лишь центр старой столицы России. В целом же ее облик изменился мало, она оставалась деревянной и архаично застроенной.