Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 12:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Вложенные файлы: 1 файл

mamochke.doc

— 912.50 Кб (Скачать файл)

 — принятие Жалованной  грамоты городам, оформившей права  и привилегии «третьего сословия»  — горожан. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской Думы      — принятие в 1775г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов         — реформы 1782—1786гг. в области школьного образования         Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773—1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещенного абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II». И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах. Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены основы гражданского общества в России.

 

 

24. Традиции и новаторство в процессе формирования в России XVIII века новой социокультурной среды. Развитие просвещения, культуры и науки.

В 18 веке ускорились темпы культ. Развития, что связано с развитием экономики. Светское направление в искусстве - ведущее, пришел конец диктату церкви в определении характера русской культуры, разрозненные знания по различным отраслям стали превращаться в науку. Во 2-ой половине открыто прозвучала критика крепостн. строя. Установились постоянные контакты со странами Евр. На смену пронизанной религиозн. мировоззрен. культуре 9-17вв. приходит новая культура. Ее черты: светкость, демократизм, открытость в контактах с культ. др. стран. В искусстве 1-ой пол.18в. господствовал стиль барокко, во 2-ой-классицизм, кот. в конце века сменился сентиментализмом.1701 г.- в Москве основана Школа матем. и навигационных наук. Вслед за ней открыты Артиллерийская, Инженер., Медиц. и др. 1708 г. -ввели гражданский печатный шрифт взамен церковнослав. И переход к араб. цифрам. Образование стало еще одной привилегией господствующего класса. В середине 18 в. сложилась система замкнутых сословных школ. Выдающееся событие- в 1775г. создание Моск. Университета по проекту Ломоносова. 1725 г.- открытие Академии наук., начато составление карт, проводились геологические разыскания. Ломоносов сыграл огромную роль как организатор руской науки. Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно- полит. мысли России 1-ой четв. 18 в. В центре крестьян. вопрос. Русск. литературу обогатили своими произведениями Ломоносов, Фонвизин, Радищев, Державин, Крылов и др., кот. творили в стиле классицизма. В живописи в то время творили Лосенко, Угрюмов. Для их полотен характ – ны отвлечен. хар –р образов, условность колорита, подражание позам антич. образов. Примером классицизма в архитектуре явл – ся памятник Петру 1 Э.М. Фальконе. Расцвет сентиментализма связан с творч. Карамзина(“Бедная Лиза”).В архитект. – в парковых ансамблях., в живописи в чувствит. сюжетах. В портрете – углубление реалистического образа. Это хар – но и для скульптуры. 1756г. – в Петербурге учрежден 1 –ый в России государств. театр., положено начало балету в России. Одним из важнейших результ. развит. культуры был процесс складывания русской нации.

Просвещение На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи.Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся -в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы -общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это -наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Второй тип школ в России XVIII в.- это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей.К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах. Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурман-ские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты -Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который фор-мально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.Необходимо трезво оценивать результаты развития просвещения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а крестьянский и мастеровой люд страны в массе оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать, что идеи «Просвещения» были «девизом царизма в Европе». Однако гений народа смог проявиться не благодаря политике «просвещенного абсолютизма», а вопреки ей. Музыка 18 века.Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной. Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки. Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание. Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное значение имела деятельность Михаила Васильевича Ломоносова - первого русского ученого мирового масштаба. Росла и крепла русская литература; расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того же Ломоносова и его ближайших современников В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в творчестве знаменитого зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи А. П. Лосенко, А. П. Антропова и И. П. Аргунова.

 

25. Россия потерпела поражение  в Крымской войне(1853-1856г) -в 1801 году  АлександрI входит на престол  после убийства отца( последний  дворцовый переворот).Налаживается  товарообмен между селом и  городом. Начинается промышленный переворот. АлександрI(реформы) -1801г запрещается раздача имений в частную собственность; -запрещается ссылка крепостных крестьян в Сибирь; -1808 запрещены аукционы по продаже крепостных; -1812 крепостным дали право торговать любыми товарами; -запрещено применение пыток. -разрешили выезд за границу, частные типографии. -в 1802 году разрешена торговля через порт Одессу(техника) -1801год купцам ,мещанам и государственным крестьянам разрешено покупать землю -1803 г. Указ о вольных хлебопашцах(помещик за выкуп мог отпускать крепостного) 8 сентября1802 года учреждены министерства (военное, морское) Министерства пришли на смену коллегии. Программа реформ Сперанского( В России должна появиться конституционная монархия) В 1805 году был выпущен»Октябрьский манифест»,но Дума не появилась .в 1810 Открылся Государственный Совет, просуществовавший до 1906. -с 1810-1811 создаются новые министерства .-складывается система народного образования. Александр стремиться к созданию либерального образа страны. -1801год добровольное присоединение грузи к России. -1813- Северный Азербайджан и Иран отходят к России «Гюлистанский мир» -1806 война Турок и России. 1811г-Кутузов разбил Турок на левом берегу дуная, благодаря этому границы отодвинуты от Питера. 1805 Аустерлицкое поражение русского оружия 1805 при Фриндланде погибло 24 тыс.русских.Россия вынуждена заключить Гильзицкий мирный договор. -Наполеон вынудил ограничить торговлю с Англией. Январь 1812 года начало концентрации великой армии Наполеона(600тыс человек

 

26 Отечественная война 1812г.

В самом начале 19 в Россия придерживалась нейтралитета в европейских делах. Однако агрессия Наполеона заставила Александра 1-ого выступить против него. 1805 г - коалиция против Франции: Россия, Австрия и Англия. 1806 - 2-ая коалиция: Россия, Пруссия, Англия и Швеция. Оба союза быстро терпели поражение от Франции. 1807 - Тильзитский мир России и Франции и договор об экономич. Блокаде Англии. Это не выгодно нам. 1806-1812 русско-турецкая война за усиление позиций России на Черноморском побережье. Май 1812 - Бухарестский мир, договор в пользу России. Этот договор расстрол надежды Наполеона на помощь турецкой армии. 1808-1809 - в рез-те русско-шведской войны была завоевана Финляндия и предоставлена ей автономия в составе России, Предлогом для начала войны с Францией стали нарушения России блокады Англии (контрабанда), 12 июля фр. войска переправились через Нем(Щ и вторглись в Россию. 26 авг. - Бородино, фр. войска при наступлении понесли большие потери, а русская армия отступая сохранила свой потенциал. Это моральная и политическая победа русских. 25 дек. 1812 г - Манифест царя о завершении Отечественной войны. Война нанесла существенный ущерб экономике России, оказало влияние на дальнейшее внутреннее развитие России. В сент. 1814-июие 1815 - Венский конгресс европейских государств по территориальным проблемам. Карту Европы “перекроили”, Франция должна была выплатить огромную контрибуцию. Сент. 1815 - Священный союз России, Австрии и Пруссии. Скрывались политические цели: признание законности сохранения монархической власти, борьба с революционными движениями в Европе. 1818 - присоединение к союзу Франции. Англия, не вошедшая в союз, на самом деле поддерживала его консервативную международную политику.

 

27. Движение декабристов

причины:Внешние факторы 1.С конца XVIII в. прогрессивная Европа - идеи просветительства. 2.События 1789 г. потрясли не только Францию, но и либеральную часть русского общества. 2.Внутренние факторы (главные)

1.Специфика просветительства в России. Русские просветители (Десницкий, Козельский, Новиков, Радищев): требования отмена крепостного права.Идеи первых просветителей легли в основу декабризма

2.«Все мы дети войны 1812 г.»(Н.Муравьев)

3.«Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Чацкий, Гоу) «Я служил Отчеству, пока оно нуждалось в моей службе, и подал в оставку, когда понял, что служу лишь для прихоти самовластья»

ИТОГ: главная причина – понимание того, что дальнейшее сохранение крепостничества и самодержавия недопустимо.

Характер движения: объективно-буржуазный. Слово не употребляется, но итог подразумевается.

Будущие декабристы: элита, образованы, молоды (самый старший – Песталь – 26 лет), богаты, организованы (офицеры или бывш. офицеры)

Первые декабристские организации

1814 г. – Священная Артель (А.Н.Муравьев)

1815 г. – Орган Русских  Рыцарей (М.Орлов)

•сохранение крепостного права недопустимо

•необходимость преобразований угнетенного Отечества

1816  г. – Союз Спасения (с 1817 г. - Общество Истинных и Верных  Сынов Отечества) (Песталь П.И., Муравьев  А.Н., Трубецкой С.П.)

Первая политическая организация в истории России

•уничтожение крепостного права

•конституционная монархия

•обсуждался вопрос о цареубийстве (Якушкин)

Имелась программа и устав («статут»). 30 человек

Союз Благоденствия

январь 1818 г. – Союз Благоденствия (Трубецкой С.П., Песталь П.И., Якушкин И.Д., Лунин М.С.)

Во главе – Коренная Управа (руководящий орган). Действовала, советуясь с Думой (исп. власть). В каждом крупном городе – свои управы.

Программа  «зеленая книга».

•Ликвидация самодержавия

•Ликвидация крепостничества

•Введение конституции

•Создание просветительских обществ

•Создание Ланкастерских школ в армии

Некоторые члены Союза отпускали на волю крестьян.

Разногласия: между умеренными и радикальными руководителями.

Радикальные – военный переворот, умеренные – мирное обсуждение.

Март 1821 г. – Союз распущен, Междуцарствие

AI знал о существовании  декабристов. Вост 14дек1825

 

 

28 Основные направления деятельности государственной власти в годы правления Николая I.

Николай I.(1825-1855)+Работоспособность Порядочность Скромность в быту - ограниченный монарх деспот тиран Не был готов к управлению страной. Главная цель царствования – борьба с революционными настроениями.Консервативный реакционный курс на протяжении всего царствования.

-Укрепление самодержавной власти

-Централизация власти

-Бюрократизация

-Создание полицейского государства

Вынужден был учитывать недовольство крестьян, существование либеральной оппозиции,  существование революционного движения,

либерально-революционные общественно-политические настроения в ЗЕ.

Укрепление самодержавия

Централизация, укрепление, расширение самодержавия.

упорядочивание законов = упорядочивание жизни в стране

Комитет 6 декабря 1826 г.

Кочубей, Васильчиков, Сперанский, Блудов

-разбор проектов реформ

-централизация власти

-СЕИВКÞ

-Управленческий аппарат

Смягчение крепостного права.

1841 г. – Закон о запрещении  продавать крестьян по одиночке  и без земли

Нельзя разрывать семьи, продавать крестьян «в никуда».

1842 г. – Закон об «обязанных»  крестьянах (продолжение указа о «вольных хлебопашцах»)

Помещик может дать крестьянину личную свободу и выделить ему кусок земли, который крестьянин будет обрабатывать, а затем отдавать часть

доходов помещику в счет отданного ему земельного участка.

1837-1841 г. – реформа государственных крестьян.

Инициатор – видный государственный деятель П.Д.Киселев

Цель: удовлетворение хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян.

Практика: увеличение наделов малоземельных крестьян, семенной фонд и продовольственные магазины на случай неурожая, школы, больницы.

Основные достижения времени правления Николая I:

-кодификация законов

-реформа управления государственными крестьянами

-денежная реформа Н.Ф.Канкрина.

 

 

29. Особенности культурного развития России в первой половине  XIX в.

Города, культурные центры, влияние ов 1812г. консервативные тенденции в политике Александра 1 и Николая 1 сдерживали развитие культуры.В России оформилась замкнутая сословная система просвещения и образования. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных. Для гос-ных крестьян были предусмотрены приходские училища(1 год). Образцовым заведение стал Царско-сельский лицей.(Пушкин, Пущин, Дельвиг) домашнего образования. Отсутствовало женское образование. у университетов не было автономии и была высокая плата. Университеты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Наука. Началось выделение самостоятельных научных дисциплин. Важные открытия в области электротехники, механики, биологии. Создание электромоторов, первый паровой двигатель (братья Черепановы), 1-ая железная дорога.Был осуществлен ряд экспедиций. Гуманитарные науки выделились в особую отрасль. Усилилось стремление познавать Русскую историю. Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил русского литературного и разговорного языка, т.к. многие дворяне не умели не читать. не писать на русском языке.В литературе этот век называли “золотым веком”. Большое значение имела деят-ть толстых литературных журналов “Современник” и “Отечественные записки”.Существовали различные виды театров. появились романтические пьесы. балетное театральное искусство. музыка. скульптура - классицизВ первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. На рубеже XVIII—XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И.П. Мартоссоздал первый в Москве памятник - К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади.Архитектура и градостроительство. Русская архитектура 1 половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Характерная черта - создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге,Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями университета (перестроенными Д.И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О.И. Бове). Существенные преобразования затронули лишь центр старой столицы России. В целом же ее облик изменился мало, она оставалась деревянной и архаично застроенной.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"