Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:19, шпаргалка
Вопрос 1:Понятие История. Принципы, методы и источники исторического исследования. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Вопрос 2: Цивилизационные особенности России. Вопрос 4: Возникновение Древнерусского государства и его государственный строй. Норманская теория. Принятие христианства.
Вопрос 1:Понятие История. Принципы, методы и источники исторического исследования. Формационный и цивилизационный подходы к истории.
Исто́рия — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом. В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования: объективность, историзм, социальный подход в изучении истории, всестороннее изучение проблемы.
Принцип объективности является
одним из принципов, который обязывает
рассматривать историческую реальность
в целом, независимо от желаний, стремлений,
установок и пристрастий
Принцип историзма является одним из наиболее значимых для любой исторической дисциплины, в том числе и для истории России. Любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин (политических, идеологических) это явление возникло, каким оно было вначале, как оценивалось тогда, как затем развивалось в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как заменялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, каким оно стало сейчас, что можно сказать о перспективах его развития. Принцип историзма требует, чтобы любой человек, кто изучает историю, не впадал в роль судьи при оценке тех или иных исторических и политических событий. Принцип историзма обязывает трезво учитывать реальные силы, которыми располагали те или иные политические силы, осуществляя свои идеи, программы и лозунги в конкретные исторические периоды.
Важным принципом при
изучении истории России является принцип
социального подхода. В этой связи
небезынтересна точка зрения выдающегося
российского ученого и
Принцип всесторонности изучения
истории подразумевает не только
необходимость полноты и
Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:
– конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;
– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;
– историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;
– ретроспективный метод; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;
– историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)
– хронологический метод;
предусматривает изложение
Кроме того, в
исторических исследованиях
Источники:
"... В соответствии
с одним из них под
"... Наиболее
употребительной является
Существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный. Для начала нужно разобраться в том, чем отличаются данные подходы.
Формационный подход
был разработан К. Марксом и
Ф. Энгельсом. Смысл его
Недостатками формационного
подхода можно считать то, что
многие процессы культурной, духовной
жизни рассматриваются порой
упрощённо, мало внимание
Цивилизационный
подход основным критерием
Недостатками цивилизационного
подхода является то, что он
не позволяет взглянуть на
историю, как на целостный,
закономерный процесс;
С начала 90-х годов
наблюдалось стремление "избавиться"
от формационного подхода и
всего, что касается марксизма.
Сами по себе
эти подходы ни являются
Плохо другое. Неправильным
оказалось внедрение
История - явление
многогранное и изучать её
необходимо со всех сторон. При
изучении истории полезно
При преподавании
в школе целесообразно
Вопрос 2: Цивилизационные особенности России.
Споры об особенностях и традициях российской цивилизации, равно как и о наличии и своеобразии других типов цивилизации, ведутся не десятки, а сотни лет. Уже одно это свидетельствует о сложности и неоднозначности предлагаемых решений и подходов. И вряд ли сегодня кто-нибудь из серьезных ученых попытается дать универсальный ответ на вопрос всемирно-исторической сложности. Однако при рассмотрении практических аспектов развития России, формирования ее экономической мысли, а также переживаемых на этом пути трагедий уход от анализа особенностей российской цивилизации недопустим -это значит изменить самой науке.
Цивилизация – понятие сложное и многомерное, поэтому трудно дать ее определение. Какими способностями нужно обладать, чтобы понять и описать ее? Не случайно, что первое и достаточно емкое обоснование цивилизации было дано Н.Я. Данилевским в книге «Россия и Европа». И произошло это потому, что надо было ответить на извечный вопрос: кто мы? Над этим вопросом мучился А.С. Пушкин, его задавал Н.В. Гоголь: «Нечего греха таить – все мы очень плохо знаем Россию». Его повторил – и мы с жадностью его выслушали – Ю.В. Андропов: «Мы очень плохо знаем страну, в которой живем и трудимся».
Мы всегда хотим быть на кого-то похожи. А мы – другие, мы – другая цивилизация. Н.Я. Данилевский писал: «Цивилизация есть понятие более обширное, нежели наука, искусство, религия, политическое, гражданское, экономическое и общественное развитие, взятые в отдельности, ибо цивилизация все это в себя заключает». Каким-то чувством, – может быть, шестым -мы можем ощутить себя как цивилизацию.
Зарождение российского типа цивилизации относится к периоду Киево-Новгородской Руси. К этому времени уже были заложены основы культуры и письменности, хозяйственного и семейного быта, системы ценностных ориентации и психического склада личности. Именно тогда сложились принципиально иные, в отличие от Запада, отношения государства и общества. Государство возникло не как результат установления господства сильного над слабым, а как способ становления и развития живущих на территории народов, их защиты от внешнего врага и наведения порядка в хозяйственной жизни.
Исследования, проведенные за последние полвека в Новгороде под руководством академика В.Л. Янина, показали, что строки «Повести временных лет» полностью подтверждаются данными археологии. Вскоре Рюриковичи утвердились в Киеве, но уже в качестве княжеского рода. Они не только управляли населением этого региона, решали спорные вопросы, но и выполняли функцию защиты славянских и других народностей от постоянных набегов враждебных племен.
И каким бы трагическим
ни было дальнейшее развитие страны, вера
в силу государства и поиск
в нем высшей защиты от зла оставались
неизменными. Они питали и научную
мысль, и методы осуществления экономической
политики. Сегодня для любого человека,
более или менее знакомого
с историей России, достаточно ясно,
что создание и развитие промышленности
в стране, обеспечение
Важной особенностью развития российской экономической мысли стало воздействие на него восточного христианства, или православия. Оно восходит к самым истокам возникновения страны и сопровождает (по своим ценностям, убеждениям, этическим нормам, по характеру культуры) все этапы развития российского государства сначала в европейской его части, а затем и на евразийской территории.
На протяжении всей истории
православие хранило и
Большое влияние на специфику
формирования и развитие российской
цивилизации оказали