Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:19, шпаргалка
Вопрос 1:Понятие История. Принципы, методы и источники исторического исследования. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Вопрос 2: Цивилизационные особенности России. Вопрос 4: Возникновение Древнерусского государства и его государственный строй. Норманская теория. Принятие христианства.
"Просвещенный абсолютизм" Екатерины II
Политика "Посвещенного абсолютизма" отображалась в проведении реформ на основе новых разумных начал посвещенным монархом. Эти реформы не затрагивали основ феодально-крепостнической системы, а были способом приспособления самодержавия, изменявшимся общественно-политическим условиям, чтобы не допустить революции.
Манифестом ПА
стал наказ Екатерины II 1767 года
(?). Он должен был стать основой
для создания нового свода
закона (уложением). В наказе была
высказана идея о создании
правового самодержавного
Уложенная комиссия
была открыта в 1767 году в
Уложенном соборе, вошли в нее
депутаты от дворян, города и
государственных крестьян. Для разработки
вопросов создавались
Экономическая
политика: издается ряд указов, наносивших
дар по монополиям в
Сфера жизни и образования: в соавторстве с Белицким - педагогическая система.
Цель: не только
подготовка профессиональных
Правление Екатерины
II принято считать "Золотым"
веком русского дворянства. В
1785 году она подписала жалованную
грамоту, в которой сведены
в едино и закреплены
Внешняя политика: Внешняя политика Екатерины II была достаточно успешной. Благодаря успехам императрицы в этой области Россия приобрела небывалый авторитет в Европе.
Сразу же после восшествия на престол Екатерина расторгла военный союз с Пруссией, заключенный Петром III. При Екатерине сформировался новый внешнеполитический курс России, который заключался в том, чтобы действовать в соответствии с собственными интересами,не находясь в постоянной зависимости от других государств.
Екатерине пришлось решать три проблемы, оставшиеся ей в наследство:
Возврат белорусских и украинских земель, остававшихся в составе Польши;
Обеспечение безопасности южных окраин России и выход к Черному морю;
Упрочение России на берегах Балтийского моря.
С Курляндией и Польшей дела были улажены дипломатическим путем, без войны. Решение же черноморской проблемы потребовало серьезных военных усилий. Интересы России и Турции сталкивались не только в Причерноморье, но и в православной Молдавии и на Северном Кавказе и в Закавказье, где наметилась пророссийская ориентация правящих кругов Грузии и Армении.
В конце 1768 г. Турция объявила
войну России. Военные действия развернулись
на трех фронтах: в Крыму, на Дунае
и в Закавказье, куда русские войска
вошли по просьбе Грузии. Война
с Турцией закончилась
Пока шла русско-турецкая
война, Австрия и Пруссия, без
участия России, начали дележ Польши.
В этих условиях Россия, которой
была выгодна единая, но зависящая
от России Польша, вынуждена была включиться
в переговоры о разделе этой страны.
В результате соглашения между тремя
государствами Польша перестала
существовать как независимое государство,
после трех разделов (1772, 1793, 1795 гг.) вся
ее территория была поделена между
Австро-Венгрией, Пруссией и Россией.
Итоги: Правление Екатерины явилось
новым шагом в развитии абсолютизма, «золотым
веком» дворянства, сословные права и
привилегии которого настолько расширились,
что оно превратилось в паразитирующее
сословие. Это было время дальнейшего
развития и укрепления крепостного права,
доведенного до такой степени, что положение
крестьян на практике, в действительной
жизни, ничем не отличалось от положения
рабов. Одним из следствий данного обстоятельства
является крестьянское восстание под
руководством Емельяна Пугачева. В тоже
время в газах всего мира Екатерина слыла
просвещенной монархиней. Она пер переписывалась
с Вольтером, приглашала в Петербург Дидро,
интересовалась изданием энциклопедии.
Читала сочинения Монтескье, Плутарха,
Бейля, Корнеля, Барра и других просветителей
и философов.
Значительны успехи внешней политики Императрицы:
- русский флот прошел
через океан и Средиземное
море, возвестил грекам свободу
и разбил турецкий флот в
Чесменском заливе. Султан уступил
русским Новую Сербию, Азов, Таганрог,
позволил русским морякам
- одержана победа в устье Днепра, отнят Очаков, покорена Грузия, взяты Хотин, Бендеры, Измаил;
- в результате Ясского мира в 1792 году Днестр был определен границею и за Россиею упрочено владение Кавказом;
- в результате раздела Речи Посполитой были присоединены к России западная Украина, Белоруссия, Литовские земли.
Также при Екатерине основана Российская Академия и общественные банки в Петербурге и Сибири. Были открыты фабрики стальных изделий, кожевенные заводы, многие мануфактуры. Императрица ввела прививание оспы и сама первая ему подверглась. В Петербурге были учреждены училища военного и морского ведомства. Снаряжены морские экспедиции в Тихий и Ледовитый океаны, к берегам Азии и Америки.
Билет 14: Россия в борьбе с традиционализмом. Правление Александра 1.
Традиционали́зм — мировоззрение или социально-философское направление, которое выраженную в традиции практическую мудрость ставит выше разума[1]; или контрреволюционные[2] консервативно-реакционные идеи, представляющие собой идеологически оформленную защитную реакцию на отклонение культуры и социума от некоей идеализированной социокультурной модели, представляющей собою общий устойчивый порядок[3]. Понятия традиционализма и консерватизма крайне близки, однако консерватизм не отрицает эволюционное развитие общества[4].
Предпосылки и трудности реформ. Принимая в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. власть над огромной державой, новый царь ясно понимал, что она нуждается в преобразованиях. Два ключевых вопроса, которые России предстояло решать в XIX в., были поставлены в повестку дня уже в начале столетия, — о крепостном праве и о самодержавии. Молодой А. С. Пушкин («увижу ль, о друзья! народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя, и над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря?»), в сущности, шел по стопам молодого Александра: «Есть только абсолютная власть, которая творит все без разбора... Хлебопашец унижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены». Крепостничество и самодержавие («барство дикое» и «деспотизм») казались императору, воспитанному на идеях Просвещения, опасным и вредным анахронизмом. Он говорил о конституции, даровании свободы крестьянам, просвещении народа и — при всей неискренности, свойственной его натуре, — скорее всего, говорил искренно.
Но был ли Александр I готов
к осуществлению этих планов? Готово
ли было общество? Большинство историков
на эти вопросы отвечают отрицательно.
Личные качества царя — осторожность,
усиливавшийся с годами мистицизм,
склонность к актерству, равнодушие
к судьбам сподвижников — плохо
соответствовали требованиям, которые
история предъявляет к монарху-
В преобразованиях царствования Александра I выделяют несколько этапов.
1801—1803гг. Этот этап связан
с деятельностью Негласного
— указ о «вольных хлебопашцах» (1803) разрешил помещикам отпускать на волю крестьян с землей и за выкуп (этим указом смогли воспользоваться не более 0,5% крепостных);
— в 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь (позднее двенадцать) министерств. Министров назначал царь, вводился принцип единоначалия, призванный повысить эффективность центральных органов управления;
— указом 1803 г. вводилась единая система учреждений образования: одноклассные сельские училища, трехклассные уездные училища, шестиклассные губернские гимназии, университеты. Устав 1804 г. давал университетам широкую автономию, запрещал властям и полиции вмешиваться в дела университетов;
— в 1804 г. был принят самый либеральный в истории России цензурный устав.
С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, в 1805—1807 гг. внимание царя занимали главным образом внешнеполитические проблемы (войны с Наполеоном).
1809—1812 гг. Этот этап связан
с деятельностью Сперанского,
занявшего должность статс-
— осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
— создать систему
— функции высшей судебной инстанции передать Сенату;
— уточнить функции и порядок деятельности министерств, усилить их ответственность как высших органов исполнительной власти;
— учредить Государственный совет — совещательный орган при императоре, связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи;
— у императора оставалась вся полнота исполнительной власти, он обладал исключительным правом законодательной инициативы, мог распускать Государственную думу, назначал членов Государственного совета;
— разделить все население России на три сословия — дворянство, «среднее состояние» (купцы, горожане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые). Все сословия обретали гражданские права, а первые два — политические права (в частности, избирательное право).
Вопрос об отмене крепостного
права не рассматривался, реформу
предполагалось завершить к 1811г. Из
предложенных Сперанским мер осуществлена
была одна — в 1810 г. создан Государственный
совет. Сам Сперанский в начале 1812
г. был сослан в Нижний Новгород.
Сопротивление дворянства и чиновничества
проектам «выскочки-поповича» было
действительно ожесточенным. Сыграла
роль и «Записка о древней и
новой России», поданная историком
Н. М. Карамзиным сестре императора Екатерине
Павловне: «Всякая новость в
1818—1820 гг. Это были последние
попытки обсуждения
— в 1818 г. царь поручил Н.
Н. Новосильцеву разработать конституцию
для введения ее в России. К 1820 г.
была готова Уставная грамота Российской
империи. Согласно этому проекту, Россия
становилась федерацией, вводились
гражданские права и свободы
и ограниченное народное представительство.
Учреждалась конституционная
— в 1818 г. Александру I был подан подготовленный по его поручению проект отмены крепостного права. Его разработал ближайший сподвижник последнего десятилетия его царствования А. А. Аракчеев.
Оба проекта остались секретными, к их реализации Александр I даже не приступил. •_ В 1820— 1821 гг. восторжествовал реакционный курс, обычно называемый аракчеевщиной. С планами реформ было покончено. Помещикам подтвердили право ссылать крестьян в Сибирь. Расширялись военные поселения, созданные в 1815—1819гг. Поселяне должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Муштра на плацу дополнялась мелочным надзором начальников, следивших за пахотой и севом. Военные поселения стали своеобразным символом последнего периода царствования Александра I, все более замыкавшегося в себе, отдалившегося от повседневных забот, «подернутого каким-то нравственным туманом». 19 ноября 1825 г. царь умер.
25 декабря члены Северного
тайного общества привели