Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:19, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1:Понятие История. Принципы, методы и источники исторического исследования. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Вопрос 2: Цивилизационные особенности России. Вопрос 4: Возникновение Древнерусского государства и его государственный строй. Норманская теория. Принятие христианства.

Вложенные файлы: 1 файл

История Билеты.docx

— 410.14 Кб (Скачать файл)

реформы19в. Наступила эпоха  великих реформ. Реформа 61, земская  и судебная реформы 64, новое гос-ое положение 70, всеобщая воинская повинность 74, реформы по народному образованию, по цензуре, по финансам. Освобождение крестьян существенно изменило все основы русского гос-ого и общественного развития. Было дано новое положение о губерниях и уездных земских учреждениях. В новых земствах за дворянами было сохранено преобладание, но были привлечены и другие жители уезда. Судебная реформа: вместо сословных судов был учрежден суд бессословный. Не хватала гос бюджета и правительство брало кредиты.были предприняты финансовые реформы. Для увеличения гос бюджета были приняты ряд мер: спиртное, табак и соль облагались налогом, иностранный капитал, а главное, строительство железных дорог.

Основные направления  и результаты внешней политики Российских императоров первой половины 19 в.

После войны 1812 г. Россия была крупным и сильным в военном  отношении государством, способным  эффективно решать свои внешнеполитические задачи. Основные направления внешней  политики России сохранялись с конца 18 века. Россия пыталась решить “восточный вопрос”, т.е. вопрос о том, кто будет  господствовать на черном море и в  проливах в Босфор и Дарданеллы. В 1826-28 гг. была война с Персией, в  результате которой к России отошли Эриванская и Нахичеванская земли. Война с Турцией (1828-29 гг.) привела  к тому, что к России отошло черноморское побережье. Дальнейшее продвижение  России на юге привело к войне  на Кавказе (1817-64 гг.). В результате народы Кавказа присоединились к России. 1853-56 гг. проходила Крымская война  между Россией и Турцией. Главными театрами войны были Крым и Кавказ. Англия и Франция выступила на стороне Турции. В ноябре 1853 г. русский  флот, во главе с Ушаковым разгромил  турецкий флот у Синопа. В октябре 1854 г. началась оборона Севастополя, длившаяся 11 месяцев. В Севастополе  прославились адмиралы: Корнилов, Нахимов, Истомин, военный инженер Тотлебен. На Кавказе русские войска захватили турецкие крепости. В результате силы союзников в Крыму истощились. А военные успехи русских на Кавказе заставили начать переговоры. В марте 1867 г. подписан Парижский мирный договор, по которому Россия лишалась военного флота в черном море и крепостей на его побережье. Во второй четверти 19 в. Россия развивала отношения с Китаем, с Североамериканскими штатами, с странами латинской Америки. Провал во внешней политике, прежде всего на юге, связан с техническим отставанием России, с сохранением феодальных порядков.

Россию времени правления  Николая I (1825— 1855) нередко называют «фасадной империей»: внешний блеск  скрывал острые и болезненные  проблемы, стоящие перед страной. Их осознанию, поиску корней, выработке  решений была подчинена идейная, духовная жизнь русского общества в  эти годы. Нет ничего удивительного  в том, что спектр предложенных тогда  решений оказался чрезвычайно широким. Произошло оформление направлений  общественной мысли, которые сохранят свое влияние на протяжении всего XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами  западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).

         Консервативно-монархическое направление  нашло выражение в знаменитой  формуле министра народного просвещения  С. С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Россия, согласно этой  теории, — это самобытная страна, основами бытия которой являются  самодержавие, единственная форма  правления, которую поддерживает  русский народ; православие, исконное  воплощение его духовности и  надежная опора единовластия  монарха; народность, неразрывно  связующая самодержца и общество. В монархии сосредоточены интересы  страны и народа, вот почему  необходимы не отказ от самодержавного  принципа управления, а его всемерное  укрепление, не преобразования, а  сохранение существующего порядка,  не оглядка на Европу, а борьба  с «крамолой». Независимая общественная  мысль развивалась в оппозиции  к официальной теории, под жестким  давлением власти, всеми силами  внедрявшей в общественное сознание  «триаду Уварова». Трагическая судьба  П. Я. Чаадаева, в «Первом философическом  письме» (журнал «Телескоп», 1836) высказавшем  горькие, обидные и многими  крупными писателями (А. С. Пушкиным  в их числе) отвергнутые мысли  об одиночестве России, «ничего  не давшей миру, ничему не научившей  его», в этом смысле показательна.

         Формой существования либеральных  и революционных идей в 30—40-е  гг. стали немногочисленные кружки. Именно в них определилась  идеология основных течений русского  либерализма тех лет — западничества  и славянофильства. И западники,  и славянофилы отрицали революционные  способы переустройства страны, возлагая главные надежды на  силу общественного мнения и  готовность власти к преобразованиям.  В центре споров между ними  оказался вопрос об историческом  пути России, о ее прошлом и  будущем.

 

 Западники (Т. Н.  Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) утверждали, что Россия развивается в том же направлении и по тем же законам, что и европейские страны. Она лишь отстает от них, и задача состоит в том, чтобы преодолеть это отставание: отменить крепостное право, ввести конституционные формы правления (Россия должна стать либо конституционной монархией, либо республикой) , провести судебную и военную реформы. Идеал для западников — Петр I, решительно двинувший страну на европейский путь, попытавшийся преодолеть ее вековое отставание.

 

         Славянофилы (А. С. Хомяков,  Ю. Ф. Самарин, С. Т. и К.  С. Аксаковы, И. В. и П. В.  Киреевские), напротив, к личности  и деятельности Петра I относились  весьма критически. Он нарушил  исконную самобытность России. В  отличие от Европы допетровская  Русь, по их мнению, не знала  социальной розни и классовой  борьбы. Община обеспечивала гармонию  и согласие в обществе, нормой  жизни которого было превосходство  интересов целого (коллектива, государства)  над частными интересами отдельной  личности. Духовной основой социальной  гармонии являлось православие.  Что касается государства, то  оно служило интересам общества, не нарушая его независимости  в решении важных для него  вопросов. Петр I, насильственно сломав  сложившийся порядок, самодержавие  превратил в деспотизм, утвердил  крепостничество со всеми его  дикостями, подчинил общество  всесильной и алчной бюрократии. Сла-вянофилы считали необходимым отменить крепостничество, восстановить утраченную связь народа и самодержавной власти, возродить Земские соборы, поддержать крестьянскую общину, освободить ее от опеки помещиков и чиновников. Революционное направление общественной мысли в 20—30-е гг. развивалось под влиянием идей декабристов (кружки братьев Крицких, Н. П. Сунгурова и др.). В 40-е гг. характер революционной мысли изменился. Все большую популярность приобретали социалистические учения. В Россию проникали учения европейских социалистов-утопистов А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Особенно значительной популярностью пользовались идеи Фурье (кружок М. В. Петра-шевского, разгромленный правительством в 1849 г.; среди его членов были Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.). Глубокое влияние этих учений испытал и А. И. Герцен, увлекавшийся также теориями западников. Соединяя представления о том, что Россия должна идти по европейскому пути, с критическим отношением к капиталистическим порядкам, Герцен пришел к выводу, что именно России предстоит проложить путь к справедливому общественному строю — к социализму. В начале 50-х гг., находясь в эмиграции, он разработал теорию «русского», или «общинного», социализма. Герцен полагал, что Россия обладает преимуществом перед европейскими странами — крестьянской общиной, которая легко и органично воспримет идеи социализма. В общине с ее совместным землепользованием, традициями самоуправления и взаимопомощи он видел «ячейку социализма». Отмена крепостного права, наделение крестьян землей, считал Герцен, приведут Россию к социализму.

!!!! После расправы над  декабристами вся общественная  жизнь России была поставлена  под строжайший надзор со стороны  государства, который осуществлялся  силами 3-го отделения, ее разветвленной  агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада  общественного движения.

Продолжить дело декабристов  пытались немногочисленные кружки. В 1827 г. в Московском университете братьями П., В. и М.Критскими был организован тайный кружок, целями которого были уничтожение царской семьи и конституционные преобразования в России.

В 1831 г. царской охранкой был раскрыт и разгромлен кружек Н.П.Сунгурова, участники которого готовили вооруженное восстание в Москве. В 1832 г. в Московском университете действовало «Литературное общество 11 нумера», участником которого был В.Г.Белинский. В 1834 г. раскрыт кружок А.И.Герцена.

В 30-40 гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.

Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей  теории министр просвещения С.С.Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П.Погодин, С.П.Шевырев.

Либерально-оппозиционное  движение было представлено общественными  течениями западников и славянофилов.

Центральная идея в концепции  славянофилов - убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию  в стране сложилась гармония между  различными слоями общества. Славянофилы  призывали вернуться к допетровской патриархальности и истиной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра I.

Славянофилы оставили многочисленные труды по философии и истории (И.В. и П.В.Кириевские, И.С. и К.С.Аксаковы, Д.А.Валуев), в богословии (А.С.Хомяков), в социологии, экономике и политике (Ю.Ф.Самарин). Свои идеи они публиковали в журналах «Московитянин» и «Русская правда».

Западничество возникло в 30-40 гг. 19 в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея - концепция общности исторического  развития Европы и России. Либеральные  западники выступали за конституционную  монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н.Грановский, П.Н.Кудрявцев, Е.Ф.Корш, П.В.Анненков, В.П.Боткин). Реформаторскую деятельность Петра I они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.

Огромную популярность в  начале 40-х годов приобрел литературный кружок М.В.Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, А.Н.Плещеев, А.Н.Майков, П.А.Федотов, М.И.Глинка, П.П.Семенов, А.Г.Рубинштейн, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой).

С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А.Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян.

Отцом «теории русского социализма»  был А.И.Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм.

В 1852 г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской  заграничной прессе.

Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г.Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.!!!!

Билет 18:Предпосылки великих реформ 60-70 годов 19 века. Отмена крепостного права и ее значение.

Вопрос об отмене крепостного  права ставился в российском обществе уже в середине XVIII в. Власть признавала необходимым приступить к разработке соответствующих проектов по крайней  мере с начала XIX в. (деятельность Негласного комитета в начале правления Александра I, секретные комиссии по крестьянскому  вопросу при Николае I). Но в качестве неотложной, требовавшей немедленного решения задачи ликвидация крепостничества  была поставлена в знаменитой речи Александра II перед московским дворянством  в 1856 г. Почему? Неэффективность крепостнической  экономики для многих мыслящих людей, в том числе и тех, кто занимал  высокие должности в государственном  аппарате, была очевидной давно. Поражение  в Крымской войне (1853—1856) показало уже  всему обществу, что блестящий  фасад империи скрывает военно-техническое  отставание, хозяйственный застой, ветхость системы. Россия оказалась  перед реальной угрозой утраты статуса  великой державы, жизнь властно  требовала решительных шагов  по обновлению страны. Задача состояла в том, чтобы твердо встать на путь модернизации — отказа от крепостничества, развития промышленности, создания основ  индустриального общества.

В 1856—1859 гг. в губернских комитетах на местах и в Секретном (с 1858 г. — Главном) комитете в Петербурге, а также на страницах журналов и газет обсуждались предложения  о содержании предстоящей реформы. В 1859 г. были учреждены Редакционные комиссии для выработки окончательного текста документа. Приходилось преодолевать серьезные противоречия между помещиками черноземных и нечерноземных  областей, консерваторами и либералами, столицей и губерниями, интересами землевладельцев и чаяниями крестьян. В конечном счете был подготовлен  компромиссный документ, в котором  приоритетное отражение нашли все-таки требования помещиков. Утвержденные Государственным  советом «Положения» легли на стол императора и были им подписаны 19 февраля 1861 г. Манифест об отмене крепостного права власти обнародовали двумя неделями позже — 5 марта в условиях повышенных мер безопасности.

Крепостное право отменялось, крестьяне получали личную свободу  и гражданские права. Они освобождались  с землей, но за выкуп и на определенных условиях. Размер крестьянского надела не мог превышать установленной  нормы. Если крестьянин до реформы имел в пользовании надел больший, чем тот, что ему полагался, излишки  земли «отрезались» в пользу помещика («отрезки»). За землю нужно было выплатить определенную сумму помещику. Выкупная стоимость земли исчислялась  следующим образом. За основу был  взят размер оброка, который крепостной крестьянин платил помещику. Выкуп  должен был равняться такой сумме, которая, будучи положенной в банк, давала бы в виде процентов с нее  стоимость прежнего оброка («капитализация из 6% годовых»). До проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнять  в пользу помещика все прежние  повинности («временнообязанное состояние»). Столь крупных денег у крестьян не было. Государство становилось поэтому своеобразным посредником: оно выплачивало 75—80% выкупной суммы помещику. Остальное вносил крестьянин. Затраты государства крестьянин должен был восполнить, в течение 49 лет внося в казну сумму ссуды с процентами.

Реформа 1861г. получила название «великой», Александр II— почетное звание «царя-освободителя». Значение реформы  чрезвычайно велико. Освобождение миллионов  крепостных, втягивание крестьянского  и помещичьего хозяйства в  рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности — все это прямые следствия  реформы. Но, ликвидируя крепостное право, власть более всего думала об интересах  дворянства (в нем она видела основу стабильности и порядка). Сохранив помещичье  землевладение, переложив на крестьян расходы по его содержанию, увековечив общину, реформа создала полукрепостническую, неэффективную, трагически отсталую аграрную экономику.

!!! Крепостное право к  середине 19 в. стало тормозом для  дальнейшего развития страны. Подневольный  труд был крайне не эффективен. Решившись отменить крепостное  право, Александр II для подготовки  реформы создал «Секретный комитет:  по крестьянскому вопросу». В  1859 – 61 гг. разрабатывали свои  проекты отмены крепостного права. 19 февраля 61 г. Александр II подписал  манифест об отмене крепостного  права. Бывшие крепостные получили  личную свободу и большинство  общих гражданских прав. При этом  крестьяне оставались не полноправным  сословием: они платили подушную  подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям  и были прикреплены к месту  жительства. Место помещика сменило  крестьянское самоуправление. Сохранялось  общинное землевладение. Крестьяне,  к реформе получили надел, должны  были платить за него выкуп. 20% выкупной стоимости земли платил  сам крестьянин, а 80% - государство.  До полного выкупа крестьяне  считались «временно обязанными»  и должны были по прежнему  нести барщину и выплачивать  оброк помещику. Отмена крепостного  права способствовала развития  капитализма в России и укреплению  авторитета правительства  и  царя. В 64 г. проводилась земская  реформа. Земство – это органы  местного самоуправления, которые  ведали медициной, почтами, школами,  благоустройством дорог. Введение  выборности, самоуправление, независимости  от администрации и свесословности было большим прогрессом. В 70 г. были образованы городские органы самоуправления с хозяйственной компетенцией. Избиралась городская дума, которая сформировала городскую управу. Руководил думой и управой городской глава. В 64 г. проведена судебная реформа. Суд стал бессословным, состязательным (появился адвокат), гласным. Решение о виновности подсудимого выносили присяжные заседатели. Почти 10 лет проводились реформы в армии. Рекрутскую повинность заменили всеобщей воинской повинностью (1874 г.). Служить были обязаны все мужчины с 20 лет и в зависимости от образованности служили от 6 месяцев до 8 лет. Солдатская служба превратилась в исполнение общегражданского долга. В области финансов учреждались государственный банк и государственный контроль в качестве независимой инстанции. Реформы 1860-70 гг. изменили облик России, открыли путь развития капитализма в экономике, был создан шаг к равенству всех сословий, к становлению гражданского общества и правового государства.!!!

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"