Шпаргалка по дисциплине "История отечества государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История отечества государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

ответе по ис от.docx

— 123.21 Кб (Скачать файл)

Военные суды также были коллегиальными, при каждом из них состоял аудитор, наблюдавший за законностью правосудия. Приговоры генерального кригсрехта выносились на утверждение в военную коллегию.

1. В 1697 г. был принят указ  «Об отмене в судных делах  очных ставок, о бытии вместо  оных распросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесви-детелей и о пошлинных деньгах», который нанес большой удар по состязательной форме процесса. Таким образом, с конца XVII в. в области судебного процесса доминировала розыскная форма процесса (инквизиционная).

Детальная регламентация инквизиционного процесса да¬валась в специальном Кратком изображении процессов или судебных тяжб, принятом в 1715 г.

2. Процесс делился на  три стадии (части): первая начина¬лась оповещением о начале судебного процесса и заканчива¬лась получением показаний ответчика; вторая представляла собой собственно судебное разбирательство и продолжалась до вынесения приговора; третья длилась от вынесения приго¬вора до его исполнения.

3. Первая стадия процесса  — оповещение о явке в суд  за¬интересованных лиц — делалась официально и в письменной форме. Претензии челобитчика и объяснения ответчика тре-бовали письменной формы и протоколировались.

Судебное представительство по уголовным делам не допус¬калось. При рассмотрении гражданских дел представители могли участвовать только в случае болезни стороны.

Закон устанавливал основания для отвода судей: нахожде¬ние судьи в сговоре с одной из сторон, наличие между судьей и стороной враждебных отношений или долговых обяза-тельств.

С получением показаний ответчика первая стадия закан¬чивалась.

4. Вторая стадия процесса  начиналась с анализа доказа¬тельств. Доказательства были четырех видов — собственное признание, свидетельские показания, письменные доказа-тельства, присяга.

Собственное признание являлось «царицей доказательств». Для получения признания могла применяться пытка. Закон регламентировал ее использование: пытали соразмерно зани¬маемому чину и сословию, возрасту, состоянию здоровья. Пы¬тать можно было определенное число раз. Допускалась пытка свидетелей. Показания, данные при пытке, должны были быть подтверждены другими доказательствами.

Свидетельские показания не были равноценными. Проти¬вопоставлялись показания мужчин и женщин, знатного чело¬века и незнатного, ученого и неученого, духовного лица и светского человека. Определялся круг лиц, которые не могли быть свидетелями: клятвопреступники, проклятые церковью, изгнанные из государства, судимые за воровство, убийство, разбой и др. Как правило, свидетеля мог допрашивать только судья и только в суде!

К письменным доказательствам относились различные до¬кументы: записи в городовых и судейских книгах, записи в торговых книгах, долговые обязательства, деловые письма и т. д. Обычно письменные доказательства нуждались в подкреп¬лении присягой.

Очистительная присяга применялась в крайних случаях, когда другим способом было невозможно доказать обвинение.

Принесший присягу ответчик считался оправданным, отка¬завшийся принести присягу признавался виновным.

5. После анализа доказательств  суд переходил к вынесению  приговора. Он выносился большинством  голосов, при их ра¬венстве перевешивал голос председателя. Приговор составлял¬ся в письменной форме, подписывался членами суда, предсе¬дателем и аудитором. Затем секретарь в присутствии сторон публично зачитывал приговор.

Приговоры по делам, где применялась пытка, подлежали утверждению фельдмаршалом или генералом. Последние мог¬ли изменить меру наказания.

Устанавливался апелляционный порядок пересмотра при¬говоров суда. После вынесения приговора он приводился в исполнение.

6. Принципы розыскного  процесса также вводились и  в гражданские споры. Подробная  регламентация инквизицион¬ного процесса давалась в специальном Кратком изображении процессов или судебных тяжб, принятом в 1715 г.

В 1723 г. был принят указ «О форме суда», в соответствии с которым по гражданским делам вновь стала использоваться состязательная форма судебного процесса. Вводилось устное судоговорение. Были сокращены сроки явки сторон в суд до одной недели. Уважительными причинами неявки были: бо¬лезнь, пожар, наводнение, смерть близких и др. Разрешалось судебное представительство.

21. Государственный строй Российской  империи первой половины XIX века. Политические реформы Александра I и Николая I.

В 1-ой половине 19 века Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. Кризис крепостничества, рост капиталистических отношений, усиление классовой борьбы в стране – все это заставляло царизм уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспосабливать его к новым условиям.

Центральные органы власти и управления. Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. В этот период получил дальнейшее развитие Совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Государственный совет был учрежден царским манифестом в 1810 году и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года. Членами государственного совета (по должности или по назначению царя) являлись крупные чиновники и помещики, и общее их число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек. Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, военных дел, дел гражданских и духовных, государственной экономики, дел царства Польского.

Учреждена Собственная его императорского величества канцелярия. При Николае I в ней было создано шесть отделений, права которых почти не отличались от прав министерств. Особо известно III отделение, которому был придан статус жандармов. Вся страна была разбита на жандармские округа.

Со 2-ой четверти 19 века законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. «Собственная его Величества канцелярия» постепенно приобретала особое значение, оттесняя на второй план Государственный совет.

Роль Сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Тенденция дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата усиливалась. Коллегиальная система не обеспечивала нужное царизму управление страной. В начале 19 века в России на смену коллегиям пришли министерства. Два из них были новыми и не имели предшественников – это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. В соответствии с манифестом министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности. Число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось.

С созданием министерств начал оформляться и новый орган – Комитет министров. В 1812 году Комитет министров получил законодательное оформление. Временные комитеты являлись секретными, их создание практиковалось во 2-ой четверти 19 века.

Местные органы управления в 1-ой половине 19 века почти не подвергались изменениям. В 1837-1838 гг. было упорядочено управление государственными крестьянами; в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ; в уездах – окружные управления государственных имуществ, которым подчинялись выборные волостные правления.

Судебные органы. В начале 19 века были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. С 1808 года стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д.

Армия продолжала служить классовым целям феодально-крепостнического государства – держать в повиновении и подавлять протест угнетенных масс трудящихся, выполнять важную роль в реализации внешней политики правящих кругов царской России. Армия строилась в основном на организационно-правовых началах. Усилились палочная дисциплина и муштра.

Полиция. В связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы – станы – появилась специальная полицейская должность станового пристава.

Специальные карательные органы. В России карательные функции в той или иной мере выполняли почти все звенья гос аппарата, в особенности армия, полиция и суд. В этот период для борьбы с крестьянскими волнениями и революционным движением был создан ряд особых карательных органов. В 1801 году Тайная экспедиция была упразднена, но в 1802 году создано Министерство внутренних дел, которое наряду с другими функциями возглавляло деятельность местных адм-полицеских учреждений.

Тюрьмы были одним из орудий самодержавия в борьбе с революционным движением в стране. Несмотря на довольно разветвленную сеть тюрем, какого-либо законодательства о них долго не было, что усиливало произвол тюремщиков.

Управление зависимыми народами. Территории, входившие в состав России, находились на разных ступенях соц-экономического развития. В конце 18 века царизм ликвидировал самостоятельность органов местного управления ряда окраин, которой они ранее располагали, и распространил на них губернскую реформу 1775 года. Местные феодалы были уравнены в правах с русскими дворянами.

Церковь. Основные преобразования по огосударствлению церкви были осуществлены в 1-ой половине 19 века. Организационная сторона этой политики предусматривала дальнейшее приведение коллегиального церковного аппарата в соответствие в общим уровнем централизации гос аппарата и перестройку на основе принципа единоначалия, но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника – обер-прокурора Синода.

В 1802 г. Александр I (1777–1825) своим Манифестом об образовании министерств заменил коллегиальный принцип принятия решений в органах центрального управления на принцип единоначалия а коллегии – министерствами.

Вскоре центр тяжести управления государством был перенесен Александром I с Сената на министерства. За Сенатом до 1917 г. окончательно остались лишь судебные и некоторые другие полномочия. К 20-м гг. XIX в. Сенат стал высшим имперским апелляционным судебным учреждением.

Число департаментов Сената (во главе каждого стоял свой обер-прокурор) к середине XIX в. возросло до 127. Первый департамент осуществлял надзор за правительственным аппаратом и проводил обнародование законов. Все остальные департаменты играли роль высших апелляционных судов для определенных губерний империи.

В 1810 г. учрежден Государственный совет, кот. просуществовал вплоть до 1917 г. У Государственного совета первоначально были законосовещательные функции. Делился на департаменты: департамент закона, гражданских и духовных дел, военный и финансовый. После польского восстания 1830 г. в составе Государственного совета был образован спец. департамент дел Царства Польского.

При Александре I Государственный совет занимался ел. вопросами: разработка плана финансовых преобразований с последующим представлением императору (1810); обсуждение плана преобразования Сената, предложенного М.М.Сперанским (1811) разработка проектов гражданского и уголовного уложений на основе наполеоновских кодексов (1812) вопросы создания особого совета кредитных установлений и Коммерческого банка (1816) и пр.

При Александре I Собственная Его Императорского Величества Канцелярия выполняла чисто канцелярские функции при императорском дворе.

При Николае I (с 1826 г.) Собственная Его Императорского Величества Канцелярия состояла из следующих отделений:

1-е отделение Собственной  Его Императорского Величества  Канцелярии выполняло канцелярское  обслуживание императора, осуществляло  контроль над министерствами, готовило  законопроекты, ведало назначением  и увольнением высших чиновников (с одобрения и утверждения  царя)

2-е занималось систематизацией  законодательства.

3-е отделение к исходу  царствования Николая I состояло  из 5 экспедиций: первая вела борьбу  с революционным движением, вторая  – со старообрядчеством и сектантством, третья наблюдала за иностранцами, четвертая занималась крестьянскими  волнениями, пятая ведала цензурой.

4-е (с 1828 г.) ведало благотворительными  учреждениями и женскими учебными  заведениями.

5-е (с 1836 г.) готовило проект  реформы государственных крестьян.

6-е (существовало в 1842–1845 гг.) отделение готовило проект  реформы управления Кавказом.

Во второй четверти XIX в. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при императоре и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны Она приобрела особое значение, оттеснив на второй план Гос. совет, Сенат и Комитет министров. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия была органом, связывавшим царя с правительственными учреждениями по всем важнейшим вопросам гос. управления.

Попытки систематизации российского законодательства и выработки нового Уложения, взамен устаревающего Соборного Уложения 1649 г., предпринимались еще в XVIII в., особенно активно при Петре I и Екатерине II.

При Николае I (1796–1855) центром систематизации российского законодательства стало Второе отделение Собственного Его Императорского Величества Канцелярии. Его работой руководил М.М. Сперанский, выдающийся русский правовед.

Основными результатами систематизации законодательства явились:

1. Полное собрание законов  Российской империи. В нем было  собрано все российское законодательство  от Соборного Уложения 1649 г. до  последних указов Александра I и  Манифеста Николая I. Оно было  составлено в хронологическом  порядке, акты объединялись в 40 томов, не считая 5 дополнительных томов  приложений. Были включены судебные  решения, кот. стали прецедентами или толкованием к принятым законам, а также частные решения, которые оказались «важны в историческом отношении»

2. Свод законов Российской  империи. Был окончен к 1832 г., состоял  из 15 томов, включавших только действующие  узаконения. Все статьи Свода  содержали ссылки на соответствующие  акты из Полного собрания законов  Российской империи. Для каждой  статьи составлялся комментарий, носивший значение толкования, но  не имевший силы закона.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История отечества государства и права"