Шпаргалка по истории Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:25, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории Беларуси .

Вложенные файлы: 1 файл

История Беларуси билеты.docx

— 320.00 Кб (Скачать файл)

2. У современных историков  существуют разные версии относительно  происхождения названия «Белая  Русь». Одни связывают название  со стороной света: белый цвет  означал восток. Другие — с  тем, что население Беларуси носило  белые полотняные одежды, имело  светлые волосы, белый цвет кожи. Третьи — с религиозной ситуацией: белая — значит православная, «чистая» в отличие от язычества («поганства»). Четвертые — с внешнеполитическими  обстоятельствами: часть территории  Беларуси, которая не была захвачена  ни крестоносцами, ни ордынцами, оставалась вольной, свободной. Так, один из исторических источников  под 1282 г. называет Полоцк крепостью  Белой Руси. Более вероятно мнение  о том, что название «Белая  Русь» означало своеобразное  «привилегированное» положение  некоторых восточных земель Беларуси (Полоцкой и Витебской) в составе  ВКЛ.

2. Восстание 1863—1864 гг. в Беларуси. Взгляды и деятельность Кастуся  Калиновского

1. Вызревание восстания 1863—1864 гг. в Польше, Литве и Беларуси  было связано в первую очередь  со стремлением белорусской шляхты  возродить Речь Посполитую в  границах 1772 г. Часть крупных помещиков  надеялась достигнуть цели мирным  путем без участия крестьянства. Сторонников такой тактики действий  называли «белыми». Наиболее решительно  настроенная часть шляхты связывала  осуществление своих целей с  подготовкой и проведением вооруженного  восстания против самодержавия  при поддержке крестьян. Сторонников  такой тактики действий называли  «красными».

Руководителем «красного» течения шляхетских революционеров в Беларуси был Константин Викентий Калиновский, позже, в белорусской советской науке, получивший имя Кастусь. Родился он на Гроднеищине в семье безземельного шляхтича. К революционной деятельности приобщился во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета. Вернувшись после учебы на Родину, он стал председателем Литовского провинциального комитета (ЛПК) в Вильно — центре «красных» в Литве и Беларуси, который возглавил подготовку вооруженного восстаний против царских властей, начавшегося в Польше в 1863 г. раньше времени и неожиданно для революционеров Литвы и Беларуси.

2. Свои взгляды К. Калиновский  высказал в нелегальной революционно-демократической  газете «Мужыцкая прауда», которую  вместе со своими соратниками  издавал в 1862— 1863 гг. В ней Калиновский  пропагандировал идею народной  крестьянской революции и сформулировал  идею демократического народного  государства: «...не народ для правительства, а правительство для народа». Призывы в газете он подписывал  псевдонимом «Яська — гаспадар  з-пад Вильни».

Однако отсутствие единого плана боевых действий, недостаток сил и оружия, объявление военного положения в белорусско-литовских губерниях и проведение карательной операции против повстанцев под руководством виленского генерал-губернатора М. Муравьева, разногласия между участниками восстания привели к поражению. Осенью 1863 г. вооруженное восстание в Беларуси было подавлено.

Арестованный К. Калиновский, находясь в тюрьме, написал и передал на волю три письма, известные под названием «Письма из-под виселицы» («Письма з-пад шыбеницы»). Из них следовало, что К. Калиновский не признавал московское или польское правительство своим для белорусов. Он призывал белорусский народ воевать «за свое человеческое и народное право, за свою веру, за свою родную землю». В последние минуты жизни, стоя под виселицей, К. Калиновский после объявления ему смертного приговора, в котором его назвали «дворянином», произнес: «У нас нет дворян — все равны!»

3. Среди участников восстания  был уроженец Беларуси Зыгмунт  Минейко, приговоренный сначала  к расстрелу, позже замененного  на 12 лет каторги в Сибири. В  будущем он получил звание  почетного гражданина Греции. Во  время археологических раскопок  Минейко обнаружил древний город, где находилось святилище Зевса. Как выдающийся инженер участвовал  в строительстве спортивных объектов  в Афинах к первым Олимпийским  играм 1896 г. Как военный специалист  принимал участие в Балканской войне 1912—1913 гг., за что удостоился высшей воинской награды Греции — Золотого креста заслуги.

Сосланный в Сибирь за участие в восстании 18-легний уроженец Витебщины Иван Черский составил первую геологическую карту побережья озера Байкал. Черский был помилован после 22-летней ссылки, получил за свои исследования три золотые медали Русского географического общества, его именем назван горный хребет в Забайкалье.

БИЛЕТ № 15 к экзамену по истории Беларуси

1. Культура Беларуси  в XIV — первой половине XVI в.

1. Выдающимися примерами  книжного дела являются евангелия  — описания «земной» жизни  Иисуса Христа. Известны рукописные  Лавришевское и Друцкое евангелия XIV в., Жировичское евангелие XV в., содержащие  миниатюры (небольшие рисунки). Более 600 миниатюр было в Радзивилловской  летописи, переписанной в конце XV в. В том же столетии были  созданы «Летописец великих князей  литовских» и «Белорусско-литовскаялетопись». Появилась литература, в которой  прославлялись определенные личности, например «Похвала Витовту».

Обложки рукописных книг делали из досок, обтягивали кожей и украшали рисунками, металлическими пластинками, драгоценными камнями. К обложке обычно приделывали пряжки, чтобы книгу удобно было застегивать.

2. Борьба с внешней угрозой  активизировала оборонное строительство. Самым древним и крупным являлся  Новогрудский замок, возведение  которого происходило поэтапно  начиная с X—XI вв. В первой половине XIV в. строятся замки в Лиде  и Крево. Выдающимся памятником  оборонной архитектуры стал Гродненский  замок. В замковом строительстве  преобладал романский стиль, что  придавало сооружениям массивность  и суровый вид.

В культовом строительстве ярким примером готического стиля является оборонный храм — Троицкий костел в д. Ишкольдь (Барановичский район), возведенный в 1472 г. В д. Сынковичи (Зельвенский район) в конце XV — начале XVI в. была возведена церковь-крепость, выполнявшая также роль замка.

3. Примерами живописи XIV —  начала XVI в. являются фрески и  иконы. Православные и католические  соборы, княжеские дворцы и храмы  были украшены фресками — это  роспись водяными красками по  свежей штукатурке. Белорусские  живописцы создали в это время  множество икон, в т. ч. одну из  самых известных сегодня —  икону «Матерь Божья Умиление»  из Малориты, относящуюся к XIV —  началу XVI в.

Стены и столбы костела в Ишкольди когда-то были украшены фигурами святых и орнаментом. Деревянные скульптуры святых, разрисованные красками, изображающие, например, Деву Марию с младенцем на руках, были обязательны для католических храмов.

К XIV—XV вв. относится зарождение в Беларуси портретного искусства. Так, в замковой церкви в Витебске находился портрет Ульяны, на котором она была изображена вместе со своим мужем великим князем Ольгердом.

4. Новые явления в культуре  в первой половине XVI в. были связаны  с распространением Ренессанса  — западноевропейской культуры XIV—XV вв. Это было время подъема  светской науки и искусства, становления  национального языка, литературы  и самосознания у европейских  народов. В основе Ренессанса  лежат идеи гуманизма — системы  мировоззрения, согласно которой  человек является высшей ценностью.

В изобразительном искусстве активно развивается портретный жанр. В живописи создаются образы представителей знаменитых магнатских родов. К числу так называемых сарматских (рыцарских) портретов принадлежит портрет Юрия Радзивилла в рыцарских доспехах, которого за высокий рост и физическую силу прозвали «литовским Геркулесом». Название сарматского портрета возникло оттого, что шляхта вела свое происхождение якобы от древних сарматов, когда- то населявших наши земли.

Важное место в литературе ВКЛ занимает выходец из белорусской земли, представитель латиноязычной поэзии Николай Гусовский. Находясь в Риме, по заказу папы римского он создал на латинском языке настоящий «гимн Отечеству» — свою знаменитую поэму «Песнь о зубре», где описал сцены охоты на зубров в Беловежской пуще, а также воспел время правления великого князя литовского Витовта. Поэма была издана в 1523 г. в Кракове.

К первой половине XV в. относится трактат Михалона Литвина «О нравах татар, литвинов и московитов», изданный на латинском языке. В нем приводятся подробные сведения о жизни упомянутых в его названии народов, а также критикуется пьянство, взяточничество, лень, мотовство, что говорит о гуманистическом характере трактата.

2. Условия и  особенности отмены крепостного  права в Беларуси

1. Причины отмены крепостного  права заключались в том, что  существование феодально-крепостнических  отношений обуславливало отсталость  страны. Феодально-крепостнические  пережитки проявлялись в отсутствии  у крестьян собственности на  землю и вообще в отсутствии  у них личной свободы. Постепенно  созревала мысль провести реформу  сельского хозяйства «сверху», не  ожидая, пока аграрный вопрос  будет решен «снизу» путем  крестьянского бунта.

Условия освобождения помещичьих крестьян от крепостной зависимости были определены в Манифесте, подписанном Александром II 19 февраля 1861 г. Крестьяне получили личную свободу и определенные гражданские права, которые коренным образом изменили их положение.

Однако, получив личную свободу, бывшие помещичьи крестьяне не получили земли. Земля оставалась собственностью помещиков. В Витебской и Могилевской губерниях, где существовало общинное землепользование, устанавливались высший (от 4 до 5,5 десятины) и низший (от 1 до 2 десятин) размеры крестьянских наделов. А в Виленской, Гродненской и Минской губерниях, где существовало по-дворное землепользование, крестьяне могли выкупить свой дореформенный надел.

Крестьяне должны были выкупать землю по установленной правительством и значительно завышенной цене. Правила выкупной операции (выплаты крестьянами денег за земельные наделы) были следующими. Государство за-кладывало за крестьян 4/5 выкупной суммы, чтобы они могли рассчитаться с помещиками. Возвращать этот долг крестьянам нужно было на протяжении 49 лет с большими процентами. Размер выкупа значительно превышал реальную стоимость земли. Общая сумма, которую крестьяне вынуждены были заплатить за землю, в 3 раза превышала ее рыночную стоимость.

До полного выкупа земли крестьяне считались временно обязанными и должны были за пользование наделом земли, как и раньше, отрабатывать барщину или платить помещику чинш (денежный оброк). Поземельные отношения временно обязанных крестьян и помещиков оформлялись в документах, получивших название уставных грамот. Их составляли представители местных помещиков.

2. В результате осуществления  крестьянской реформы помещики  в Беларуси сохранили в своей  собственности более половины  всех земель (примерно в 2 раза  больше, чем в других губерниях  европейской части России). К помещикам  отошли самые лучшие участки  земли, что привело к чересполосице, при которой помещичьи и крестьянские  наделы (полоски) земли чередовались  в зависимости от плодородия  почвы. Крестьянские наделы в  Беларуси составили только 1/3 всей  земли.

Реформа обусловила достаточно медленное развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве по гак называемому «прусскому» пути, связанному с сохранением помещичьей собственности на землю. Условия рефор-мы вызвали глубокое разочарование бывших помещичьих крестьян, и они сорвали двухлетний (после провозглашения реформы) срок подписания уставных грамот. Крестьянам было обидно выкупать землю, которой они пользовались на протяжении десятилетий и которую считали своей.

Крестьянская реформа стала своеобразной чертой между феодализмом и капитализмом. Однако она имела половинчатый характер, так как объявление крепостных крестьян лично свободными сочеталось с сохранением в собственности помещиков более половины всех земель Беларуси. Вместе с тем освобождение миллионов помещичьих крестьян от крепостной зависимости создало необходимый для развития капиталистического производства рынок рабочей силы.

3. Особенности отмены крепостного  права в Беларуси были связаны  с предотвращением участия недовольных  условиями наделения землей крестьян  в восстании 1863—1864 гг. Согласно специальным  царским указам в Виленской, Гродненской  и Минской губерниях с 1 мая 1863 г., а в Витебской и Могилевской  губерниях с 1 января 1864 г. прекращалось  временнообязанное положение крестьян. Они, независимо от согласия помещиков, срочно переводились на обязательный  выкуп земельных наделов. Размер  таких выкупных платежей был  снижен на 20 %. Это повлияло на  участие крестьянства в восстании  — среди повстанцев насчитывалось  только 18 % крестьян. Такие условия  получения земли существенно  смягчали и условия освобождения  крестьян в Литве и Беларуси  по сравнению с другими регионами  Российской империи.

 

 

БИЛЕТ № 16 к экзамену по истории Беларуси

1. Франциск Скорина — восточнославянский  и белорусский гуманист, просветитель, первопечатник. Взгляды и издательская  деятельность

1. Среди представителей  европейского Возрождения достойное  место занимает восточнославянский  и белорусский гуманист, первопечатник  и просветитель, ученый и писатель, уроженец древнего Полоцка Франциск  Скорина (около 1490 — около 1551 гг.). Образование  он получал, как предполагают  историки, в Полоцке и Вильно, затем, в 16 лет, окончил Краковский  университет.

Ф. Скорина дважды стал доктором наук. Сначала в Краковском университете в Польше он получил степень бакалавра — первую ученую степень в средневековых европейских университетах. Затем, в 1512 г., успешно сдал экстерном (без обучения) экзамен на звание доктора медицины в Падуанском университете в Италии. Его портрет, созданный в середине XX в., находится в мемориальном зале среди 40 портретов знаменитых европейских ученых, вышедших из стен Падуанского университета. Ф. Скорина имел также степень доктора свободных наук, которые изучались в западноевропейских университетах.

2. Книгоиздательская деятельность  Ф. Скорины сочетала опыт европейского  книгоиздания и традиции белорусского  искусства. 6 августа 1517 г. Ф. Скорина  первым среди восточных славян  издал в чешском городе Праге  печатную книгу «Псалтырь». Он  перевел Библию на церковнославянский  язык, приближенный к белорусской  письменности и понятный простым  людям, и издал ее в 23 книгах. В  своих предисловиях и послесловиях, содержащихся в Библии, он изложил  собственные взгляды на науку  и мироздание. Ф. Скорина трижды  напечатал в изданных им книгах  свой портрет (это единственный  случай за всю историю издания  Библии в Восточной Европе). На  титульном листе Библии изображена, как считают исследователи, своеобразная  печать (герб) Скорины как доктора  медицины — изображение Солнца  и серпа Луны с человеческими  лицами, которые символизируют получение  и передачу знаний, физическое  и духовное возрождение человека.

Книгоиздательскую деятельность Ф. Скорина продолжил на территории ВКЛ. В организованной им в столице ВКЛ Вильно типографии в 1522 и 1525 гг. он издал еще две книги: «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».

Издательская деятельность Ф. Скорины является прижизненным подвигом, потому что не все, в т. ч. церковь, понимали его просветительскую работу. Изданная Ф. Скориной Библия нарушала правила, существовавшие при перепи-сывании и переводе церковных книг, содержала тексты от самого издателя и даже гравюры с его изображением. Главным же преступлением церковь считала самостоятельный перевод Библии, за что Скорину могли и жестоко наказать.

3. Взгляды Ф. Скорины свидетельствуют  о нем как о гуманисте, просветителе, патриоте. Гуманизм Ф. Скорины представлял  собой систему взглядов, которые  наивысшей ценностью провозглашали  самого человека и его права  на свободное развитие, считали  его не «рабом божьим», а творцом. Все предисловия и послесловия  в Библии Ф. Скорины, где он  раскрывает глубокий смысл библейских  преданий, проникнуты заботой о  разумном устройстве общества, воспитании  человека, воцарении достойной жизни  на Земле.

Гуманист Ф. Скорина оставил нам свой нравственный завет в следующих строках: «Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным всем, чего сам не хощеши от иных имети... Сей закон прироженый ест в серци единого кажного человека». В текстах Библии просветитель Ф. Скорина предстает человеком, содействующим распространению письменности, знаний. Об этом свидетельствуют такие строки: «Всякому человеку нужно читать, ибо чтение — зеркало нашей жизни, лекарство для души». Ф. Скорина — основоположник нового понимания патриотизма как любви и уважения к своей Отчизне. С патриотических позиций воспринимаются следующие его слова: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, зиаюгь ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, — тако ж и люди, игде зродилися и ускормлепы суть по Бозе, к тому месту великую ласку имають».

2. Столыпинские реформы и их  осуществление в Беларуси

1. Причины и цели проведения  аграрной реформы в начале XX в. заключались в том, что и после  отмены крепостного права в  Беларуси сохранялись такие феодальные  пережитки, как помещичье землевладение, малоземелье крестьян, чересполосица. Реформа предопределила медленный  «прусский» путь развития капитализма  в сельском хозяйстве. В первые  послереформенные десятилетия в  Витебской и Могилевской губерниях  сохранялась отработочная система  хозяйствования, при которой малоземельные  крестьяне были вынуждены отрабатывать  барщину, как и ранее. А вот  в Виленской, Гродненской и Минской  губерниях часть помещиков сумела  перейти к капиталистической  системе хозяйствования, заключавшейся  в найме помещиками в свои  хозяйства постоянных или временных  работников, которые обрабатывали  землю инвентарем владельца.

Экономическая цель реформы заключалась в развитии капитализма в сельском хозяйстве. Однако царское правительство не пошло на ликвидацию помещичьего землевладения, чтобы не лишиться своей опоры среди помещиков. А чтобы создать условия для крестьянского предпринимательства, правительство решило обогатить одних за счет других, для чего предусматривалось распустить крестьянскую общину и облегчить перераспределение земельных наделов бедняков в собственность зажиточных сельчан. Здесь был и капиталистический расчет, связанный с расколом деревни на бедное и зажиточное крестьянство, а также с возможностью использования сельской буржуазии (зажиточного крестьянства) в качестве опоры царского правительства.

2. Осуществление аграрной  реформы началось с 1906 г. по инициативе  премьер-министра России (гродненского  губернатора в 1902—1903 гг.) Петра Аркадьевича  Столыпина. Ее первоначальным этапом  стало разрушение крестьянской  общины и закрепление общинных  земельных наделов в личную  собственность крестьян, обрабатывавших  ее. Крестьяне могли закрепить  землю в собственность в отрубе  за счет выделения участка  в пределах деревни. Если крестьянин  переселялся из деревни на  участок земли за ее пределами, то этот участок называли хутором, а крестьянина — хуторянином. К созданию хуторского хозяйства  стремились зажиточные крестьяне, которых назвали кулаками. Они  стали одним из источников  формирования сельской буржуазии.

Выход крестьян из общины активно проходил в Могилевской и Витебской губерниях, где в условиях существования общинного землепользования крестьяне стремились освободиться от зависимости общины. В Виленской, Гродненской и Минской губерниях в условиях подворного землевладения крестьянская община не существовала, что способствовало закреплению хуторского хозяйствования еще до проведения Столыпинской аграрной реформы.

Острейший вопрос с малоземельем крестьян Столыпин предложил решить путем организации добровольного переселения значительной их части за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, где было много необработанной плодородной земли. Для этого выделялись безвозвратные денежные займы - обеспечивались специальные поезда, готовились пункты приема переселенцев. Однако около 10 % крестьян вернулось назад в связи с недостаточной помощью со стороны правительства и тяжелыми условиями жизни.

3. Особенностью Столыпинской  реформы в Беларуси стало введение  в 1911 г. земств — выборных органов  местного самоуправления — в  Витебской, Могилевской и Минской  губерниях. В результате проведения  аграрной реформы появился новый  слой землевладельцев — сельская  буржуазия, для которой Столыпин  потребовал расширения земельных  прав. Чтобы обеспечить преимущества  представителей от «русского  населения», земства на территории  Беларуси по предложению Столыпина  вводились только в восточных  губерниях. Помещикам «польского  происхождения», преобладавшим в  западных губерниях (Гродненской, Виленской  и Ковенской), царское правительство  после восстания 1863 — 1864 гг. не доверяло, поэтому земства там не вводились.

Во время выборов в земства предусматривалось разделение избирателей на курии. «Русской» курии обеспечивались преимущества, чтобы увеличить роль зажиточного православного крестьянства в местном самоуправлении и тем самым ослабить позиции крупных землевладельцев «польского происхождения».

Информация о работе Шпаргалка по истории Беларуси