Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:24, шпаргалка
10. Лоос, Адольф– выдающийся австрийский и чехословацкий архитектор, представитель функционализма в архитектуре, простых, геометрических форм. Выступал против декоративизма стиля модерн, называя орнамент преступлением. Творчество Лоос выступал за рациональное начало в архитектуре; все, что не несло функциональную роль, представлялось ему излишним. Его труды повлияли на мировоззрение четверки ведущих мастеров XX века – Гропиуса, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Райта.
40.«Итальянская линия» в мировом дизайне.
У итальянского дизайна исключительная репутация во всем мире. Знаменитый итальянский стиль, идет ли речь о моде, автомобилях или мебели, поражает нас своей элегантностью, оригинальностью и совершенством. Марки многих итальянских автомобилей признаны классикой автомобильного дизайна. Всему миру известны имена модельеров Валентино, Дольче и Габбана, Версаче, Армани. Такие дизайнеры как Джованни Понтии, Алесандро Мендини, Етторе Соттсасс, Гаэтано Пеше известны далеко за пределами своей родины. Даже непосвященным знакомы названия многих итальянских компаний, производящих мебель, офисную технику, предметы для сервировки стола: Cassina, Alessi, Cappellini, Moroso, Zanotta, Olivetti.Но настоящий фурор итальянский дизайн произвел в середине 60-х, когда организаторы знаменитой миланской выставки i Saloni Milano, в попытке стимулировать наиболее передовых производителей мебели к развитию современного дизайна, приняли решение выделить под прогрессивные направления целый сектор. Количество участников этого «дизайнерского» отдела было крайне мало по сравнению с общим количеством представленных на выставке компаний. Но именно они заставили весь мир заговорить об итальянском дизайне, как о новом явлении. «Итальянским дизайнерам оказалось недостаточно вырваться из объятий прошлого. Минуя настоящее, они прыгнули сразу в будущее, создавая абсолютно новые невероятные формы» (Home Furnishing Daily, Нью-Йорк). «Итальянские дизайнеры создают не просто мебель, они смотрят глубже, проникая в самую суть и характер вещей» (Echo du Meuble, Брюссель). «Итальянцы бросают вызов всему миру. Их мебель удивляет, может быть, даже раздражает, но не оставляет равнодушным» (Meubles et decors, Париж). Пытаясь объяснить успех итальянского дизайна, журналисты называли разные причины. Главным, безусловно, было то, что производители сделали ставку на дизайнеров и дали им полную свободу. На такие невиданные формы, необычные материалы и технологии не осмеливались фабрики других стран.С этого времени Италия стала Меккой европейского дизайна. Теперь именно итальянские дизайнеры и марки начали задавать тон в мировом дизайне. Торжество этого нового явления было закреплено в 1972 году, когда в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла выставка «Италия: Новый внутренний пейзаж», выявившая лидирующее положение итальянского дизайна в мире. В 80-е годы, которые во всем мире стали десятилетием дизайна, когда дизайн начал играть ключевую роль не только в маркетинге и рекламе, но и формировании личного стиля потребителя, итальянский дизайн только подтвердил свою репутацию авангардного явления. Самым влиятельным в мировом дизайне этого периода был стиль, выработанный участниками итальянской группы «Мемфис», чьей формулой была абсолютная свобода творческого самовыражения и проектный реализм. Культовая фигура мирового дизайна Гаэтано Пеше, в своем знаменитом резиновом надувном кресле "UP 5" или "Donna", повторяющем антропоморфные формы богини плодородия, к большим материнским коленям которой шнуром прикреплен круглый пуф, демонстрирует, например, свой взгляд на женщину:
41.Возрождение высокой моды во Франции.
Что же такое «от кутюр» или «Высокая мода»? В российской и западной прессе «высокой модой» или «от кутюр» часто именуется все, что угодно: и недели моды прет-а-порте (готового платья), и коллекции самопровозглашенных "кутюрье". "Кутюрной" в рекламных целях называется любая ручная отделка, даже самая элементарная. Однако между прет-а-порте (prêt-à-porter = готовая одежда, фр.), пусть даже класса «люкс», и Высокой модой существует большая разница. И заключается она в том, что прет-а-порте - это массовая одежда, сшитая по стандартным лекалам, обычно в ограниченном количестве, для продажи в фирменных или мультибрендовых бутиках; в то время как Высокая мода предполагает ручной пошив платья/наряда по индивидуальным меркам для конкретной клиентки дома мод. Монополией на лейбл «Высокая мода» обладает лишь Франция, где существует Парижский Синдикат Высокой Моды (Chambre Cyndicale de la Couture Parisienne), входящий в Федерацию Высокой моды, прет-а-порте и создателей моды (La Fédération française de la couture, du prêt-à-porter des couturiers et des créateurs de mode). "Апелляция" или принадлежность к Дому Высокой моды защищена во Франции законом. Список Домов, имеющих данную «апелляцию», составляется специальной комиссией при Министерстве промышленности Франции. Только Дома Высокой моды, отвечающие всем требованиям, предъявляемым к ним, и базирующиеся во Франции, могут стать членами Синдиката Высокой моды. Иностранные кутюрье, даже такие именитые как Валентино, или относительно недавно вошедший в этот узкий круг Валентин Юдашкин, могут быть лишь членами-корреспондентами Синдиката. Парижский Синдикат Высокой Моды был создан в 1868 г. Сегодня президентом Синдиката Высокой моды и Федерации Высокой моды и прет-а-порте является Дидье Грюмбах. Французская Федерация Высокой моды и прет-а-порте была создана в 1973 году, она является высшим исполнительным органом всех входящих в нее палат. Также в Федерацию входит Синдикат мужской моды, объединяющий все марки, работающие в сфере мужской моды. Членами Синдиката или Профсоюзной палаты Высокой моды являются Дома Высокой моды, а также ателье, занимающиеся пошивом одежды такого же класса на заказ. Высокая мода - это уникальные, единственные в своем роде вещи, на создание которых уходит до 150 часов работы и более в зависимости от дизайна и пожеланий клиентов. Уникальность вещей "от кутюр" заключается также в использовании весьма дорогостоящего сегодня труда высококлассных ремесленников, которые изготавливают в традиционных для Франции специализированных ателье кружева, плиссировку, украшения из перьев, пуговицы, цветы, бижутерию, перчатки и шляпы по заказу домов мод. Некоторое время назад крупные французские дома Высокой моды Chanel и Christian Dior выкупили несколько таких ателье с тем, чтобы сохранить их знания и опыт, необходимые для Высокой моды и французской моды вообще. Например, знаменитое ателье вышивки Lésage. Высокая мода не раз переживала тяжелые времена. В 1970-е годы, когда Ив Сен-Лоран ввел в моду прет-а-порте, многие предсказывали конец Высокой моды. Но она выжила. В начале 1990-х, с падением цен на нефть резко сократилось число арабских клиентов, на которых по большей части и были ориентированы дома «от кутюр». Затем в 2002 году, после приобретения дома «Ив Сен-Лоран» французским миллиардером Франсуа Пино (владелец группы «Гуччи»), сам кутюрье вынужден был уйти, так как коллекции "от кутюр" практически не продавались, увеличивая долговое бремя дома. К тому же новый креативный директор линии прет-а-порте американец Том Форд, будучи, скорее, талантливым менеджером, сразу вошел в конфликт со "старыми" порядками YSL. После пресс-конференции Ива Сен-Лорана, на которой он объявил о своем уходе из Высокой моды, его близкий друг и партнер Пьер Берже заявил, что Высокая мода умерла. Это был серьезный кризис - в последующие два года от создания коллекций Высокой моды отказались еще несколько крупных парижских домов. Среди них такие "столпы" парижской Высокой моды как Torrente, Balmain, Féraud, Carven, Jean-Louis Scherrer... Givenchy и Ungaro временно приостановили показы «от кутюр». Высокую моду нужно было спасать. Последним принятым во Французский Синдикат Высокой моды членом стал Жан-Поль Готье в 1997 году. В 2002-м в него был принят молодой французский кутюрье Доминик Сиро, в 2005-м - Аделин Андре и Франк Сорбье. Членами-корреспондентами стали Валентино, Армани, Эли Сааб, Мартин Маржела. Были упрощены драконовские критерии признания марки как создающей Высокую моду: количество выходов за показ было уменьшено с 50 до 25, понижены требования к количеству сотрудников ателье. Однако начиная с 2005 года «от кутюр» переживает подъем вместе со всей индустрией роскоши. Причем именно Высокая мода демонстрирует наилучшие показатели, превышающие рост продаж люксовых компаний вроде «Луи Вуиттон». Едва живой пару лет назад дом «Живанши» возобновил показы коллекций «от кутюр» и объявил, что количество заказов в 2007 году выросло на 30%. О подобном увеличении заказов говорят и представители дома «Кристиан Лакруа» и «Жан-Поль Готье», а «Кристиан Диор» стабильно продает до 45 кутюрных платьев сразу после очередного дефиле.
Высокая мода умерла. Да здравствует Высокая мода!
Высокая мода получила новое дыхание благодаря богачам с Востока, в том числе и из России. Генеральный директор "Шанель" Брюно Павловски говорит, что клиентами «от кутюр» знаменитого парижского дома теперь являются не только представители американской или ближневосточной элит, но и европейцы, русские, индийцы и китайцы. Рассказывают о новой русской клиентке дома «Диор», 17-летней дочери русского миллионера, которая после одного показа «от кутюр» парижского дома заказала для себя сразу 7 нарядов. Богатые русские стали новыми желанными клиентами Высокой моды, радуя персоналы парижских домов своей манерой тратить деньги, схожей с привычками арабских нефтяных шейхов. Модный портал wwd.com называет новыми клиентками парижских домов Высокой моды таких россиянок как Ирина Абрамович, Елена Лихач и Александра Мельниченко. Большим успехом у клиентов «от кутюр» пользовались до недавнего времени творения итальянского модельера Валентино - роскошные вечерние наряды и платья из эксклюзивных тканей и дорогого кружева. В январе 2008 г. он представил свою последнюю коллекцию Высокой моды в Париже. Продолжит ли новое руководство дома «Валентино» создание подобных коллекций и насколько успешными они окажутся, покажет время.
42.Традиции и новаторские технологии в японском дизайне.
Дизайн начал стремительно развиваться в Японии после второй мировой войны. XX в. создал множество новых вещей, которым надо было найти адекватную внешнюю форму. И оказалось, что принципы традиционного японского искусства – свободная композиция, асимметрия, целесообразность – соответствуют новым требованиям наилучшим образом.
Художественная культура Японии развивалась в течение многих веков. Японский народ создал многоликий и необычный мир художественных образов и форм, в котором воплотилась история его жизни, бытовой уклад, верования и суждения о прекрасном. Одной из наиболее характерных особенностей японской культуры стала широкая ассоциативность, легшая в основу ее образной системы. Поэтичность мышления японцев проявилась в многозначности содержания созданных ими художественных предметов, отражающих представления о природе и мироздании.
Известно, что историческую судьбу каждого народа в значительной мере определяют географическое положение, природные и климатические условия. Островное положение Японии привело к относительной изолированности японского этноса и сохранению вплоть до современности его однородности.
Развитие дизайна в послевоенной Японии происходило на фоне общего стремительного роста промышленного производства, в результате которого Япония превратилась в страну высокоразвитой индустрии. Япония сумела в удивительно короткий срок преодолеть отставание в области дизайна от передовых в этом отношении стран и обеспечить конкурентоспособность своих изделий на мировом рынке. Достижения японских дизайнеров получают сегодня самое широкое международное признание. Все чаще делаются попытки дать анализ причин этого явления, охарактеризовать его специфику, очертить исторический путь и выявить культурные корни. Успехи японского дизайна часто объясняют многовековыми традициями художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которых всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм, сдержанность и чистота форм. Японскому жилищу издавна присущи такие характерные для современных архитектуры и дизайна качества, как модульность и вариантность. В основу его планировки и проектирования внутреннего убранства положены стандартные размеры циновки.
Передвижные и раздвижные стенки и перегородки позволяют варьировать площадь помещений, изменять в зависимости от погоды, времени дня и года освещенность и приток наружного воздух. Художественное начало пронизывает весь быт японцев. Гармоничное визуальное единство предметной среды, сохранявшееся вплоть до начала индустриализации страны, сформировалось в условиях феодального строя и длительного периода изоляции Японии от всех контактов с внешним миром, конец которому положила революция Мэйдзи (1868 г.). Все исследователи, занимающиеся историей японского дизайна, прослеживают его истоки в дизайне европейском, однако они существенно расходятся в датировке начала самого процесса. Так, И.Утимура считает, что европейские идеи художественного конструирования, в частности идеи Морриса, а затем деятелей Веркбунда и Баухауза, начали прорастать на японской почве с возникновением в Японии студий художников-абстркционистов (1930 г.) и созданием японского художественно-промышленного общества (1936 г.). Один из старейших дизайнеров Японии К.Акаси относит зарождение дизайнерского движения в стране к 1901 г., когда в Токийском высшем политехническом училище было открыто отделение промышленного проектирования. Профессор С. Койкэ утверждает, что японское правительство сформулировало свою политику в области дизайна в 1877-1880 гг. Х. Цуруока считает дизайн результатом послевоенных заимствований из американской промышленности и относит его возникновение приблизительно к 1955 г.
В Японии, как и во многих других странах, термин «дизайн» вошел в широкое употребление лишь после второй мировой войны, хотя аналогичные понятия существовали и раньше. Например, «дзуан» - чертеж, набросок, проект, или «исе» - замысел, проект, рисунок, а также «кие» - хитрость, придумка). В послевоенный период понимание сферы дизайна чрезвычайно расширилось и приобрело ряд качественно новых черт.Предтечей японского дизайна считают К.Нотоми, художника и коммерческого эксперта, официально изучавшего художественную промышленность европейских стран конца XIX в. и стремившегося перенести ее опыт на японскую почву. Японцы большое внимание уделяют природе и часто транслируют ее характерные черты на создаваемые предметы. Несмотря на кажущуюся сдержанность, семантика каждого предмета выражает массу смыслов, которые отличают ту стихию, которой посвящен предмет. В послевоенный период Япония стала очень быстро развиваться и, в результате, очень быстро превратилась в высокоразвитую страну с огромным количеством средств для воплощения практически любых идей. Благодаря пытливому уму, повышенной заинтересованности в применении новых технологий и стремление к гармонии обусловило появление большого количества необычайно красивых предметов. Считается, что развитие дизайнерского движения в Японии началось после открытия в 1901 году в Токийском высшем политехническом училище отделения промышленного проектирования. В 1936 году было впервые создано японское художественно-промышленное общество. Затем, в 1952 году, 25 специалистов в области дизайна основали «Japan Industrial Designers' Association», которая до сих пор остается единственной профессиональной организацией промышленных дизайнеров в Японии. Отметим, что сегодня наиболее известными японскими промышленными дизайнерами являются Наото Фукасава (Naoto Fukasawa) и Макио Хасуике (Makio Hasuike). Первый открыл свое дизайн бюро в 2002 году и получил более 50 наград в области дизайна в Японии, США и Европе. Второй -- открыл свою компанию в 1968 году и был удостоен награды "Compasso d'Oro". Некоторые продукты, разработанные Хасуике, на данный момент являются частью постоянных коллекций Музея современного искусства в Нью-Йорке, Миланской триеннале и Музея индустрии в Эссене. Повышенный функционализм, осознанное применение каждой детали и минимальное использование материалов стали залогом успеха японского дизайна в как в 20-ом, так и 21-ом веке. Напомним, что 20 августа 2009 года откроется выставка «Wa: The Spirit of Harmony and Japanese Design Today» в «Red Dot Design Museum». В рамках экспозиции будут представлены как объекты, признанных классикой дизайна, так и новейшие образцы предметного мира, созданных современными японскими дизайнерами. Причем, представленные объекты будут настолько разнообразны, что посетители смогут увидеть, например, классическую бутылку «Kikkoman», дизайн которой разработал Кендзи Экуан (Kenji Ekuan) в 1961 году до сотового телефона от Наото Фукасава (Naoto Fukasawa), созданного в 2003 году.