Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:58, реферат
1. Предмет и метод ИОГП
отечественного государства и права
История отечественного государства и права (ИОГП)является составной частью исторической и юридическойнаук.В отличие от общей истории, которая изучает всю совокупность фактов и процессов, происходящих в определенном государстве на всем пути его развития, и теориигосударства и права, предметом которой является исследование основных типов и форм государства и права безучета особенностей какого-либо конкретного государства,областью исследования ИОГП являются основные правовые и государственные институты отдельно взятого госу-
дарства в их историческом развитии.Предметом ИОГП является изучение в хронологическом порядке возникновения и развития государстваи права, эволюции общественного и государственногостроя на различных исторических этапах.
ИОГП изучает юридические факты и явления и закономерности их исторического развития.
В ИОГП выделяются два блока исследования:
1) история государства, которая изучает устройст-во государства, государственные органы и механизмыуправления от их возникновения до состояния на сегодняшний день;
2) история права, которая изучает процесс созданияправовых систем, отдельные правовые акты, кодификации, возникновение и эволюцию различных отраслей права (гражданского, уголовного, процессуального и т. д.).Однозначного и единообразного деления ИОГП на периоды не существует. Периодизация зависит от восприятия исследователя той исторической эпохи, в которой онпроживает.
№28 Госуд. строй в первой половине 19в.
Импиратор- армия, церковь, управ., суд., исп. власть.
1801г.- Совет при Высшем дворе-Неприменный совет-Гос. совет, имп. 40-80чел.назнач. чиновники, помещеки, министры. Сост. из депортаментов законов, воен.,гр. и дух, царстава Польского. Постепенно Гос. сровет на вторй план оттесняет
Собственнаяи Его величества Канцелярия. .1- Котроль за министерствами, 2.-кодиф. зак., 3.-реперессии, 4.-благотварительность, 5.-реф. упр. гос. крест.,6.- реф. управ. Кавказом.1802г.- Учереждение министерств- воен сух, морских сил, МИД, финансов,
коммерции, юстиции, МВД- правопорядок, гсо. пром. и строит. и просвещения-идеология, универ., библ., школы, РАН- новые орг.. Мин. и тов. мин., сов. при
мин., джепортаменты и канцелярии.
Комитет министров- решение общих вопросов.
Временные комитеты-
для решения конкретных вопросов.Профессиональные
карательные орг. и тюрьмы.Сенат- потерял
свои полномочия, верховная апелляционная
камисия.Синод- укрепление единоначалия
обер-прока. и приоритета светской власти
на дух..м..
29
Систематизация
Стремительный
рост числа законодательных актов привёл
к путанице и не согласованному применению
законов, что требовало систематизации
и приведения нормативное соответствие
существующего законодательства. Было
предпринято несколько попыток, проводившихся
Уложенными комиссиями, но успешной и
результативной оказалась работа 2 отделения
собственной его императорского величества
канцелярии в период правления Николая
1. Ведущая роль в организации проведении
систематизации отводится Сперанскому,
под руководством которого были созданы
проекты гр, уг и торг уложения, но они
были отклонены, как основанные на франц
революционном зак-ве. В 1826г работа возобновилась
и велась по 3 направлениям:1) создание
полного собрания законов РИ 2) создание
свода дейст законов РИ 3)создание нового
уложения. В 1830г было подготовлено ПолноеСобраниеЗаконов
(1), в 1831 было опубликовано. Акты в нём располагались
в хронолог порядке, включало 40 томов законов
и 6 томов приложений. СводаДействующихЗаконов
(2) был опубликован в 1832 введён в действие
в 1835. В него были включены лишь действующие
акты, располагающиеся по отраслям права.
Создание нового уложения не было, тк царь
был против нововведения в законодательстве.
Как часть уложения в 1845 было издано уложение
о наказаниях уг и исправит. Гр. право:
1)имущество движимое и недвижимое 2)законное
и незаконное владение. Обяз право: обязательство
из договоров и из причинения вреда. Составление,
исполнения, и прекращение договоров регулировал
СДЗ (2). Договор мог заключаться: письменно,
устно, вводилось нотариальное удостоверения.
Средство обеспечения договор: задаток.
Неустойка, поручительство, залог и заклад.
Семейное право продолжало традиции церковного
брака. Имущество супругов, родителей
и детей было раздельным. В наследственном
праве расширяется свобода завещания.
По закону наследовало мужская линия.
№30 Уложение о наказаниях уг. и испр. 1845г.
Уложение подразелялось на главы, некотор. на отделения, разделы и статьи-2224ст.. Вначале шли нормы Общей части. Претс. понемается как само
противозак. деянее и как неисполнене того, что зак. предписано. Формы вины,стадии совершения прест., виды соучаст., обст. смягч. или отягч. вину, срок
давности, уг. тов. с 7 лет. Незнание зак. не осовбождало от ответственности.Прест. против веры, гос., против порядка управления, должностные
преступления,
проив зак. о састояних, прест. против
жизни, здоровья, честичастных лиц, имущества.
Наказание- два разряда- уг. и исправительные.
Каждыйр. подразделялся на несколько родов
и степеней, лестница накозаний. Уг.-лишение
всех прав и состояний в сочет или со смертной
казнью, ссылкой накаторгу, Сибирь, Кавказ,
битьё плетьми, клейменее, прекращение
супруж. исемейных отношений. Исправительные-
ссылка, испр. арестанские роты, крепость,тюрьма,
смерительные и работные дома, арест, выговор,
денежные взыскания,розги. Устрошение,
возмешение, изоляция. Главные, дополнительные-права,покаяние,
конфиск., опека, надзор полиц, заперт.
деятельностью, заменяющие-всё это общие.
Особенные- со службы, понижение в должности,
замечание,Исключительные-
Преступление и проступок. Устранение вменения- малолетство, принужденнее,безумие, сумашествие, необходимая оборона. Суб. стона прест.- умышленные,неосторожность, случайность. Обьект. стороны прест., умысел, преготовление,покушение.. Степень вины- соучастие, укпрывательство, пособничество.
Словный, классовый
характер накозаний.
31 Временно обязанные крестьяне по реформе Петра1
Вся земля
в имении признавалось собственностью
помещика, в том числе и та, которая находилась
в пользовании кр. за пользование своими
наделами, лично свободные кр должны были
отбывать барщину или платить оброк. Закон
признавал такое состояние временным,
поэтому лично-свободные кр, несущие повинности
в пользу помещика назывались временно
обязанными. Чтобы стать собственником
земли, они должны были выкупить свой надел
у помещика. Выкуп = годовой сумме оброка,
увеличенной в среднем в 17 раз. Гос-во уплачивало
помещику 80% суммы. 20% платил кр. в течение
49 лет кр должны были выплатить эту сумму
с % (6 %). До выкупа земли кр считались временно
обязанными по отношению к помещику, несли
старые повинности (отменены лишь 1881г).
собственником земли была община, выйти
из которой кр не мог, до уплаты выкупа.
Была введена круговая порука: платежи
– налоги, поступали от всего об-ва, за
отсутствующих должны были платить все
члены общины.
25. Земская и городская реформы60-70-х гг. XIX в.
Проведение крестьянской реформы вызвало измене-ния и в системе местного управления.
Законодательной базой реформ стали: «Положениео губернских и земских учреждениях» 1864 г. и * Горо-дов ое положение» 1870 г.В компетенцию новых органов местного управлениявходило руководство всеми хозяйственными делами наподведомственной территории.Распорядительными органами земств, которые соз-давались на уровне губерний и уездов, являлись земскиесобрания, а исполнительными - земские управы.Данные органы являлись выборными, избирались сро-ком на 3 года.Выборы представителей (гласных) уездных земскихсобраний проходили по трем избирательным куриям:1) уездных землевладельцев (для участия требо-вался высокий имущественный ценз, входили, в основ-ном, дворяне);
2) городских обществ (участник должен был иметькупеческое свидетельство или предприятие, имелся иму-щественный ценз);
3) сельской курии (имущественного ценза не было,выборы проходили по сложной системе: крестьяне на во-лостном сходе избирали выборщиков на собрание, на ко-тором избирались земские гласные).Уездные земские собрания выбирали гласных губерн-ского уровня.
Председатель уездной управы утверждался на долж-ность губернатором, а председатель губернской управы -министром внутренних дел.
Земства имели
ограниченные полномочия, зависелиот
правительственных органов. Недостатком
реформыбыло отсутствие высшего координирующего
органа и низ-шего звена системы - волостного
земства. Однако ре-форма носила буржуазный
характер, внесла значитель-ный вклад
в развитие местного хозяйства и социальнойинфраструктуры.
Дума и
управа избирались на 4 года, каждые 2 года
по-ловина управы переизбиралась.Городской
голова имел право приостанавливать реше-ние
управы.Разногласия между думой и управой
решал губерна-тор.Городские органы управления
зависели от государст-венной власти,
но помогали развитию городов.фесте 17
октября», полностью поддерживали его
положе-ния. Выступали за конституционную
монархию с народ-ным представительством
на основе всеобщего избира-тельного права.Российская
социал-демократическая рабочаяпартия
(РСДРП) образовалась в 1898 г., на II съездев
1903 г. произошел раскол партии на большевиков
(В.И.Ленин; они считали основной революционной
политиче-ской силой пролетариат, который
должен опираться накрестьянство) и меньшевиков
(Л.О. Мартов; они отводиливедущую роль
в революции буржуазии). ПрограммаРСДРП
предусматривала свержение самодержавия,
ус-тановление демократической республики,
введение 8-ча-сового рабочего дня, отмену
выкупных платежей для кре-стьян, отделение
церкви от государства.Партия социалистов-революционеров
(эсеры)
33. Основные принципы судоустройства и судопроизводства по реформе 1864г.
Прежнее судопроизводство
хар-ось инквизиционной формой процесса,
теорией формальных док-в, множественностью
органов, обладающих суд полномочиями,
закрытостью суд процесса, сословностью.
Правовую основу реформы составили: учреждения
суд установлений, устав уг судопроизводства,
устав гр судопр, устав о наказаниях, налагаемых
мировыми судьями. Реформа провозгласила
след принципы: 1)независимость суда 2)
все сословность суда 3) устность и властность
суд процесса 4) = всех перед судом 5)несменяемость
судей и следователей 6) рассмотрение дел
сч участием присяжных заседателей 7) выборность
судей и присяжных заседателей 8)установление
прокурорского надзора 9) введение института
присяжных поверенных.10) право на защиту
и участи адвокатов 11) призумция невиновности
12) соотношение тяжести преступления и
наказания.
34. Общие суды 1864 г.
Прежнее судопроизводство характеризовалось инквизиционной формой процесса, теорией формальных дока-зательств, множественностью органов, обладающих су-дебными полномочиями, закрытостью судебного процес-са, сословностью.Правовую основу реформы составили следующиеакты: Учреждение судебных установлений, Уставуголовного судопроизводства, Устав гражданскогосудопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемыхмировыми судьями.Реформа провозгласила следующие принципы:
независимость суда;всесословность суда;
устность
и гласность судебного
равенство всех
перед судом;несменяемость
менты Сената
по гражданским и уголовным делам);
35. Контрреформы
С сер 70 гг 19
вв вновь возр крест движение. 1 марта
1881 года народ был убит импер а2. Царск
прав-во прешло к реакц политике. Контрреф
1880-1890гг- это изменен внутрен полит, пересм
ряда сущ полож, устан в ходе бурж реф 60-70гг.
Контрреф начин с прин в 1881 году полож
о мерах к сохранен госуд порядка и общественного
спокойствия. Данный документ предусматривал
введ в отд местности или во всей стране
при посяг против гос строя или безоп отд
лиц сост усилен или чрезвыч охраны. Пр
этом вся полнота власти перед генерал-губернатору,
расшир права полиц и жандармерии, огран
права граждан,римен кар-репрес меры против
нарушит. В 1889 году было прин полож
о земск участ нач, кот отмен принц отделен
суда от администрации. Согл полож в уездах
вместо мир судей ввод институт земск
участков насч, на них возлаг полиц суд
и админ ф-ии: осущ контроля над сельск
и волост орг самоуправления, рук полиц,
надз за деят-ть волост судов и др.Кандид
должны соот ряду требов: им в/о. Стаж раб,
высок имущ ценз, зван потом дворян. Назн
осущ гкубернатором и подлеж утвержд мвд.
Полож несло серьезн удар по сист мир судов,
их числен стала сокращ, и к 1913 г они исч
совсем. В 1890 было пересм полож о губ и
уезд земск учрежд. Согл новому полож сохран
куриальн сист выборов. Однако в первой
курии вместо ценз принц формиров был
устан сослов принц: в неё вход только
потом и личн дворяне. Одноврем с этисм
во втор гор курии имущ ценз был значит
повышен. По отнош к крест курии усил контроль
админ – губ сам назнач гласн от числа
крест-выборщиков. Т.о, влиян двор в земск
орг значит усилилось. Был усилен контроль
за земствами, осущ губ и губ присут по
зем делам. Губ и мин внутр дел имели право
приост или измен любое реш орг земск
самоуправл. В 1892 году было прин нов город
полож: увел имущ ценз, что прив к отстран
в выб в го думу мелк и средн части бурж.
Избир права имели только те гражд, кот
влад недвижим, а так же влад торг-пром
предпр, имевш гельд свидет, т.о увелич
предст дворян и кр бурж. Усилив контроль
за деят-тью орг гор самоуправл: реш гор
дум подл утв губ правл. Для мал город устан
упрощ управл: сход домохоз города избир
собран уполном, а оно выбир гор старосту.
С нар реакции стала разв сист админ репрессии,
тел нак хотя и были отмернены, но на прк
прод примен по реш комит мин-ов. В 1871 год
расш права жандарм в обл дозн и след. Дозн
осущ корп жандарм. С 1872 г наиб важн дела
стали расс особ присут сената с участ
сослов представит.
37. Госуд дума и Гос совет.
Царь реорг
гос совет, над полном, кот не было раньше.
Гос сов стал выступ в кач-ве как бы второй
палаты по отношен к госуд думе. Его сост
был более реакц. Полов назн царем, др вбирались.
Выб были ирг так, что бы дем элим и труд
попасть туда не могли. Выб предст имущ
классов, духов, члены двор об-в. Зак из
гос думы полступ в гос сов, кот при жел
мог их отклонить. Мног законопроект так
и не пол одобр гос совета. Н-р поп прин
указ об отмене смертн казни. Если обе
палаты были согл с законопр, то окончат
реш прин царю – мг не утвердить. Фактич
пол так, что зак деят-ть полн контрол царем.
После созд гос думы предст либ бурж востор
заявл, что в рос нак появ парлам, что нач
эпоха парламентаризма. Но это было напрвасно.
Нек внешн призн парлам у думы имелись.
Она могла напр запросы прав-ву-реорг сов
мин-в- и его отд членам. Мин могли не отвечать.
Ник от-ти перед гос думой у прав-ва не
было. Мин назн и увол царем, перед дум
не отчит от нее не завис. Хотя сам реорг
ов мин была связ имено с созд думы. Со
стор гос думы дел поп выр недов пр-ву,
но на актпр-во не среагир.
38. Государство и право России в годы Первой мировой войны
Россия, преследуя внешнеполитические (новые тер-
ритории, сфера влияния, международный рынок) и внутриполитические (отвлечение внимания народа, поддер-жание имиджа государства-защитника) цели, вступилав Первую мировую войну летом 1914 г. в союзе с Англиейи Францией (Антанта).Участие России в войне потребовало приспособлениегосударственного аппарата к военным условиям.
На основании Положения о полевом управлении войскв военное время, для руководства военными действиямивводится Ставка Верховного Главнокомандующего.Ставка была ответственна только перед императором,при ней действовал Штаб, возглавлявшийся начальни-ком.В задачи Главного штаба при Военном министер-стве входило проведение мобилизации.В качестве новых форм управления промышленно-стью и капиталами были созданы военно-промышлен-ные комитеты, в задачи которых входило распределе-ние военных заказов, установление внутренней и внеш-ней ценовой политики.В качестве чрезвычайных органов для координации
работы по отдельным направлениям были созданы Осо-бые совещания. Они решали задачи по обороне госу-дарства, обеспечению топливом путей сообщения, госу-дарственных предприятий, работающих для целей госу-дарственной обороны, осуществляли надзор за предпри-ятиями и контроль за госзаказами.
Информация о работе Шпаргалка по истории отечественного государства