Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 09:41, шпаргалка
1 Вопрос. ДРЕВНЕЙШЕЕ И ДРЕВНЕЕ НАСЕЛЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ.
2 Вопрос. Расселение славян на территории Беларуси. Этнические общности раннего средневековья: дреговичи, радимичи, кривичи.
..
Вопрос 47-49 Социально-экономическое развитие Беларуси 80-90
Важным признаком белорусской народности периода её формирования было государственно-территориальное единство расселения восточнославянского населения. Этническая территория Беларуси охватила восточнославянские земли, на которых жили потомки кривичей (Витебщина и Смоленщина), исторической Литвы (Виленщина), дреговичей (центральная Беларусь, Полесье и Берестейщина), радимичей (Могилевщина, Гомельщина, западная Брянщина). В XIV–XV вв. почти вся территория будущей белорусской народности находилось в границах Великого княжества Литовского и составляла примерно 260 кв. км.
Основу новой этнической общности составило восточнославянское население. Но в ее формировании принимали участие также и другие этнические группы: западнославянские (поляки), балтские (пруссы, ятвяги, жемойты), тюрские (татары). Они послужили дополнительным компонентом этой общности. Кроме того, в то время на землях Беларуси проживали также небольшие группы цыган, французов, немцев.
На этнической территории
белорусов произошли
Развитию древнебелорусского языка способствовало и то, что он в кон. XIV–XVII вв. являлся государственным языком Великого княжества Литовского. На нем разговаривали литовские князья, писались грамоты и привилеи, летописи, художественные и мемуарные произведения.
Таким образом, во вт. пол. XIII–XVI вв. продолжался процесс формирования белорусской народности.
Вопрос 8. Люблинская уния и образование РП. Государственный строй РП.
ВКЛ во второй половине 18в. оказалась в очень тяжелом положении. Началась Ливонская война. И войско Ивана Грозного захватили ряд городов Беларуси. Со стороны Польши велась активная католическая пропаганда. Польские магнаты терроризировали наше население приграничный земель, делали набеги, грабили. При этом поляки оказывались безнаказанными, так как польское правительство поддерживало своих, заявляя, набеги прекратятся как только земли будут присоединены к Польше. Жигимонт 2 Август (ВКЛ) стоял на стороне поляков. В этой ситуации поляки обещали, что как только ВКЛ будет присоединено к Польше вся наша православная знать получит те же пава, что и католики. Население ВКЛ не хотело ликвидации самостоятельности государства. Наши феодалы вели переговоры с Польшей только про более тесный союз государств, но при условии равноправия. 1563 г. – виленский сейм утвердил специальные инструкции для переговоров с поляками, в которой делегатам поручалось охранять интересы ВКЛ. По этой инструкции допускалось существование единого правителя и созыв совместных сеймов для решения общих дел. Но при этом в каждом государстве должны быть самостоятельный органы власти, отдельные вооруженные силы, казна и законодательство. Идею унии с Польшей на условиях равноправия поддержало большинство княжества. Они видели возможность укрепить свое положение внутри своей страны и получить помощь от России.
Расхождения были только в условиях унии. В декабре 1568 г. Жигимонт Август издает грамоту, в кот. клянется охранять права и интересы ВКЛ, и не принуждать представителей ВКЛ к унии. Уговоры а также надежда получить помощь в войне скланяли представителей княжества приехать в Люблин на переговоры (так как дела на Ливонской войне были очень тяжелые).
10 января 1569 г. начались заседания люблинского сейма. С первых часов сейма поляки заявили , что желают полной ликвидации княжества и подготовили документ, с требованием подписать его без всякого обсуждения. Представители ВКЛ не сдавались, особенно сопротивлялись М. Радзивил, Я. Хадкевич и Я. Волович. Наши делегаты не подчинились решению сейма. И первого марта они покинули Люблин, а в след на ними уехали все делегаты представляющие наше государство. Чтобы привести к послушанию наших делегатов, Жигимонт Август пошел на предательство интересов ВКЛ: 5го марта был издан незаконный акт об отлучении польской земли от ВКЛ. 26 мая к Польше подключается Подолье и Клевщина. Эти акты были незаконными так как в соответствии со статутом ВКЛ от 1566 года Великий князь не имел право уменьшать территорию гос-ва без согласия рады и сейма. После потери значительной территории ВКЛ не могло дольше самостоятельно вести войну и вынуждено было подписать унию на условиях продиктованных поляками. 1 июля 1569 г. было утверждено решение люблинского сейма Привилей-договор. Согласно условиям унии:
Эта уния превратила династическую унию между Польшей и ВКЛ в государственную. Для ВКЛ после унии ничего не изменилось. ВКЛ не перестало существовать, сохранило свою территорию (но без Украины), ВКл имело свою административную систему, органы власти, гос. язык. В концепцию нового гос-ва РП входили вопросы совместной международной политики и совместной обороны. Объединение ВКЛ и Польши повлияло на ход ливонской войны. В 1582 г. между Россией и РП был заключен мирный договор сроком на 10 лет.
РП представляло собой конфедерационное многонациональное государство. Высшими органами гос-ва были короли и сейм.
Король: свободно выбирался сеймом. Права, обязанности короля определялись общим гос. законом – генриховскими артикулами. Каждый заново избираемый король обязан был их подписывать.
Генриховские артикулы:
Сеймы: - обычные которые созывались королем
В компетенцию сейма входили следующие вопросы:
Экстренные сеймы собирались для избирания короля:
Таким образом король в РП не обладал ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью. В сейме РП состояло 3 сословия: король, сенатор, посольская изба.
В сенат входили все епископы, архиепископы и воеводы, а также некоторые другие служебные чины Польши и ВКЛ (150 сенаторов). Посольская изба состояло из избираемых представителей шляхты от повета. Собирались сеймы один раз в полгода в Варшаве, а с 1673 года – каждый третий сейм проходил в Гродно. Для принятия решения на сейме требовалось его единогласное одобрение. Каждый депутат сейма имел право запретить любое решение сейма (обладал правом свободного вета). Либерум вета – было вызвано ослаблением центральной власти и позволяло даже одному делегату сорвать сейм. Дело доходило до того, что из 55 сеймов, кот. созывались с 1652 года по 1764 год 42 сейма были сорваны правом вета. Для контроля за поступлением и расходованием денежных средств ВКЛ по решению сейма создавался отдельный от Польши финансовый трибунал, который состоял из представителей ВКЛ.
В ВКЛ в
этот период также
Вопрос 9. БРЕСТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ 1596 г. ИДЕИ РЕФОРМАЦИИ. УНИАТСТВО В БЕЛАРУСИ
Униатство – движение в христианстве, основанное на объединении с католичеством других христианских направлений на условиях главенства Папы Римского и принятия католических догматов при сохранении особенностей своей культуры.
Наиболее известной попыткой объединения является Брестская церковная уния, которая была заключена в 1596 г. Причины к принятию церковной унии были следующие: желание иерархии местной православной церкви во главе с Киевским митрополитом быть независимой от Константинопольского патриарха, нежелание подчиняться Московскому патриарху. Московский патриарх стоял уже во главе самостоятельной православной церкви и назывался патриархом Московским и всея Руси, имея намерения подчинить православную церковь Беларуси и Украины. Помимо этих причин, церковная уния была способом противостоять стремлению русского царя занять земли Украины и Беларуси. В случае принятия унии неприкосновенность церкви и её имущества гарантировал сам король. Православные иерархи рассчитывали получить места в сенате Речи Посполитой наравне с католиками, преодолеть кризис православной церкви.
Инициаторами церковной унии были верхи православной церкви Речи Посполитой, к которым присоединился митрополит Михаил Рогоза. Они приняли проект унии с Римом. В результате 6–10 октября 1596 г. в Бресте состоялся церковный собор для окончательного утверждения церковной унии. А 9 октября 1596 г. в церкви святого Николая была провозглашена Брестская церковная уния. Новая церковь начала называться униатской, или грекокатолической.
Брестская уния была проведена на основе взаимных уступок: признавалось главенство папы римского, в церковных догматах – исхождение Святого духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (католический догмат). В то же время сохранялись все православные обряды, богослужение велось на церковнославянском языке (позднее – на белорусском), сохранялись права брака для белого духовенства, как и в православной церкви.
Но тем не менее, заключенная в Бресте уния привела не к религиозному единству, а к конфронтации между её сторонниками и противниками. На стороне унии стояло большинство церковного руководства Великого княжества Литовского и власти Речи Посполитой. Её противниками в основном были казаки, часть духовенства и горожан. Наиболее известным результатом конфликта явилось убийство в 1632 г. в Витебске Полоцкого архиепископа Иосафата Кунцевича.
Однако больших религиозных конфликтов в связи с введением унии в Беларуси не было. Простой человек не видел особой разницы между старым и новым положением, он приходил в ту же церковь, видел того же священника, в церкви сохранились те же обряды и календарь. Поэтому униатство распространялось, и в конце ХVIII в. к нему относилось около 80 % населения Беларуси. В основном это были крестьяне.
Униатство оказало большое влияние на развитие белорусской культуры. В нем были синтезированы восточные и западные элементы, создавался свой оригинальный тип религиозного и культурного мировосприятия. Согласно с условиями унии были сохранены православные обряды, но также широко вводились католические элементы: органная музыка, скульптуры, лавки. В униатском видении были переработаны элементы как византийской, так и западноевропейской живописи. Местные зодчие при строительстве униатских храмов разработали на основе оригинальной интерпретации европейского барокко свой стиль – виленское или униатское барокко. Униатская церковь была в то время единственной, которая использовала старобелорусский язык.
После присоединения территории Беларуси к Российской империи, в результате трех разделов Речи Посполитой, российское правительство стало на путь ликвидации унии и перевода униатов в православие. Делалось это по политическим мотивам. В результате, около 3 млн униатов перешли в православие. А в 1839 г. на Полоцком униатском соборе было принято решение о ликвидации унии и присоединении униатов к православным.
В XVI в. в Западной Европе начинается широкое движение против католической церкви, которое вошло в историю под названием Реформации. Инициатором движения была буржуазия, которая выступала против феодализма и его опоры – католической церкви. Главной целью движения была реформа мировоззрения общества, создание благоприятных моральных и правовых условий для деятельности и быта буржуазии.
Значительные изменения в общественно-политической и духовной жизни, расширение культурных, международных и политических контактов, хозяйственный подъем, рост городов, обострение внутриполитических и социальных противоречий подготовили почву для Реформации на белорусских землях. В сер. XVI в. на территории ВКЛ начали распространяться идеи западноевропейского протестантизма, итальянского антитринитаризма и московско-новгородской ереси. Реформация в Беларуси не была простым отголоском запада, а выступала как национальное историческое явление. Возникновение и развитие такого движения в Великом княжестве Литовском было возможным на устойчивой национальной основе.
Основными реформационными течениями в Великом княжестве Литовском были кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм. Наибольшее распространение в Беларуси получил кальвинизм, доктрина которого импонировала шляхте.