Эволюция государственного строя Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:30, контрольная работа

Краткое описание

Древняя Италия, история которой на протяжении более тысячи лет, начиная с середины I тысячелетия до н.э., было связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп этнически разных народов [6, с. 320].
Активное заселение Италии началось во II тысячелетии до н. э., когда с севера вторглись италийские племена. Кроме них, здесь были поселения неиндоевропейских племен – лигуров, пеласгов, осков, иллирийцев.

Содержание

I ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ДРЕВНЕГО РИМА……..
3
1 Возникновение государства в Древнем Риме. Становление римского полиса………………………………………………………….
3
2 Ранняя государственная организация (царский период). Реформы Сервия Туллия…………………………………………………………..
4
3 Государственный строй Рима в республиканский период………..
7
4 Кризис республики и становление монархии. Государственная организация   принципата…………………………………………………
9
5 Система управления при доминате. Реформы Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи………………….
11
II КАЗУС………………………………………………………………………..
14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
15

Вложенные файлы: 1 файл

Variant_5_kr.docx

— 41.24 Кб (Скачать файл)

В период республики в Риме имело большое значение народное ополчение. Оно состояло из четырех легионов по 4 200 воинов (позднее – до шести тысяч). Конницу содержало государство за счет особого налога с богатых вдов. Воинов обучали бою в едином строю, правильной организации боя. Все это сопровождалось жестокой воинской дисциплиной.

В целом, военная организация Рима сыграла очень большую роль в его истории. Уже само создание центуриатных собраний, составлявших из вооруженных воинов, означало признание роли военной силы в возникшем государстве. Громадное расширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидетельствовало как о роли армии, так и о росте ее политического значения. Да и сама судьба республики оказалась в руках армии [4, с. 116].

 

 

4 Кризис республики и становление монархии. Государственная организация принципата

 

С конца II в. до н. э. Римская  республика вступила в исторический период общественно-политических кризисов и военных конфликтов. Борьба за землю, которую постоянно – то легальными способами, то путем восстаний  – вели беднейшие слои римской  общины, приняла крайние формы  открытого конфликта плебейских магистратур с патрицианским  Сенатом.

Итогом постоянно нараставших в своих проявлениях социальных противоречий внутри римского полиса стало размежевание на политические движения – партии оптиматов (выражавших интересы богатых и аристократически-республиканских слоев) и популяров (объединивших недовольных из новых легионеров, офицерства и люмпенизирующегося плебса).

Разнородные конфликты и  социальные противоречия, осложненные  не очень удачными для Рима внешними войнами, создали качественно новую  государственно-политическую ситуацию: государственная организация республики обнаружила свое несоответствие времени  и главенствующим общественным настроениям, и Рим стал решительно двигаться  в направлении к военной монархии эллинистического типа, с классическими  образцами которой соприкоснулся  в ходе восточных завоеваний.

Главнейшим показателем  кризиса республиканской организации  стало формирование в I в. до н. э. института  военно-политической диктатуры одного лица, которая стала в Риме почти  постоянным институтом [2, с. 241].

Исторически первым этапом новой власти была диктатура Суллы (82-79 гг. до н.э.), видного военачальника  и лидера оптиматов. При Сулле  были сокращены полномочия народных трибунов, изменены сферы деятельности некоторых магистратов; вошли в практику расправы над гражданами и конфискации их имущества без судов. Хотя политически деятельность Суллы была подчинена идее аристократического консерватизма, реально именно она сформировала новую власть.

Вторым этапом была военная  диктатура Юлия Цезаря (45-44 гг. до н. э.). Цезарь сосредоточил в одних  руках наиболее значительные магистратуры: бессрочное диктаторство, пожизненную  власть трибуна, цензорские полномочия, сохранив еще и права великого жреца-понтифика. Одновременно реально  сократились полномочия Сената, деятельность народных собраний.

После убийства Цезаря, организованного  ярыми республиканцами, старый порядок  окончательно расшатался. Необходимость  скорейшего выхода из внутренних смут стимулировала передачу всей возможной  власти одному из духовных наследников  Цезаря – Октавиану Августу. Правление  Октавиана Августа (30 г. до н. э. – 14 г. н. э.) стало завершающим этапом становления  нового строя. Формально все учреждения и магистраты старой республики сохранились, но их полномочия менялись, а главное  – важнейшие сосредоточились  в одних руках [4, с. 120].

Сложившийся в результате диктатуры и преобразований Августа  государственно-политический уклад, вариант  эллинистической монархии, получил  название принципата. Такой строй  сохранился в Римской империи  примерно до конца III в.

Государственный строй принципата представлял переходный тип –  своего рода диархию, двоевластие. Власть была юридически и фактически поделена между императором-принцепсом  и  республиканскими учреждениями – Сенатом  и народными собраниями.

Основные государственные  полномочия были в руках императора (принцепса, августа). Императору принадлежали трибунская власть, проконсульская власть над провинциями (военная, гражданская  и юрисдикция), права главного понтифика. В качестве princepsa (первого сенатора) он определял ход обсуждений в  Сенате.

Со временем во власти принцепса  сконцентрировались право войны  и мира, основания римских колоний, выдвижения кандидатов на выборы должностных  лиц.

В конце I в. к правам императора были прибавлены цензорские полномочия, он стал «постоянным цензором» (невыборным), надзирателем нравов граждан.

Особа императора была признана священной и неприкосновенной; при  Тиберии был издан специальный  закон «о величии государства», согласно которому уважение величия римского народа переносилось на принцепса.

Институты старой республики частью стали вырождаться, частью потеряли прежний статус. Народные собрания всех видов практически перестали  созываться, их полномочия перешли  к Сенату.

На место старых институтов стала формироваться система  монархического управления. Уже при  Августе начал функционировать  еженедельно заседавший Совет (consilium) из сенаторов; ко II в. число членов в  нем стабилизировалось, и решения консилиума получали силу закона от имени Сената [5, с. 337].

При Клавдии (сер. I в.) начал  формироваться чисто административный аппарат, никак не связанный с  традицией республиканских магистратур: его составляли главным образом  вольноотпущенники императора либо нанятые лица низших сословий.

Важнейшим должностным лицом  нового порядка стал префект претория (со 2 г. до н. э.), которому вручалось  командование войсками. Частные административные функции и поручения императора стали выполнять только им назначенные  кураторы, легаты (представители на местах), прокураторы (финансовые представители  вне Италии) [2, с. 243].

Полицейскую власть осуществлял  префект города (с 26 г.), продовольственным  делом ведал особый префект анноны (с 8 г.), охраной города – префект  стражи (с 6 г.). При каждом из них функционировали  исполнительные комиссии. При префекте стражи созданы были под его началом 7 когорт по 1 200 полицейских, а город  разбит на 14 административных кварталов. Вся организация новой администрации  строилась на началах строгой  персональной назначаемоести и подчиненности  снизу вверх, члены администрации  лишались каких-либо сословных привилегий и были представителями новой  военной бюрократии – опоры империи [5, с. 338].

 

 

5 Система управления при доминате. Реформы Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи 

 

В III веке н. э. в Риме устанавливается  неограниченная монархия — период домината (от «доминус» — господин) [3, с. 599].

Управление империей сосредоточивается  в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых  назначает император. Среди этих ведомств следует отметить государственный совет при императоре и ведомство финансовое. Во главе ведомства стоят назначенные императором генералы.

Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма  одежды. Для них устанавливаются  привилегии. Отсюда ведут свое начало титулы и некоторые церемонии, дипломатический  ритуал и т. д [7, с. 534].

В III веке н. э. Римская империя  была разделена в интересах управления на две части — Западную, со столицей в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе (ныне Стамбул). Империя считалась единой, но каждая ее часть имела своего главу. В 395 году было произведено окончательное разделение Римской империи на две указанные части [2, с. 259].

Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государственные перевороты времен «солдатских императоров», предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя — цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части — западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя — цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря.

Константин продолжил  экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась  более удачной и привела к  стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще  более усилило прикрепление ремесленников  к земле и профессии.

В военной области профессия  воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство  и возможность продвигаться по служебной  лестнице вплоть до высших должностей.

Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия  была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими  гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным  магистрам — двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы — на провинции, которыми управляли ректоры, провинции — на округа с окружной администрацией.

В вопросах религии Константин отмечал, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина в 337 году, — государственной религией. Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината — военной, политической и идеологической [4, с. 125-126].

Падение Западной Римской  империи — одна из проблем в историографии Поздней Античности, в основе которой лежит исследование причин ликвидации власти западно-римских императоров. Её исследование берёт своё начало с работы английского историка Эдварда Гиббона «История упадка и падения Римской империи».

Западную империю изнутри  подтачивало движение рабов и  колонов, а снаружи постоянно  беспокоили набеги варваров, что привело  к её упадку. В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего западного римского императора Ромула Августа отречься от престола. Таким образом, завершилось 12-вековое владычество Рима [2, с. 259-260].

 

 

 

 

II КАЗУС

 

Человек по имени  Аммурим купил из рук раба другого  человека овцу. Однако при покупке  не присутствовало свидетелей, и договор  не был подписан. На завтра хозяин раба человек по имени Абдуносар обратился  в суд с заявлением, что Аммурим  украл у него овцу. Какое решение  должен принять судья по делу Аммурима, руководствуясь Законами Хаммурапи?

 

Согласно § 7 из свода Законов  Хаммурапи (Если человек купил из рук  сына  человека  или  раба человека либо серебро,  либо золото, либо раба, либо рабыню,  либо вола,  либо овцу,  либо осла,  либо же что  бы  то  ни  было  без свидетелей  или  договора или  же принял на хранение,  то этот человек — вор, он должен быть убит) Аммурим будет признан судьей вором. В качестве наказания относительно Аммурима будет принята принудительная смерть.

Следует помнить, что Законы Хаммурапи во многом основываются на показаниях свидетелей. Так, согласно § 11 из свода Законов Хаммурапи (Если хозяин  пропавшей  вещи не  привел  свидетелей, знающих его пропавшую вещь,  то он — лжец, он возвел напраслину и должен быть убит) в отношении Абдуносора так же может быть применено наказание, если он не будет иметь на суде свидетелей по данному делу.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Вениосов, А.В. История государства и права древних и средних веков: Учеб. пособие  / А.В. Вениосов, В.А. Шелкопляс. – Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь,  2004. – 576 с.

2 Галанза, П.Н. Государство и право Древнего Рима / П.Н. Галанза. – М.:  Просвещение, 1963. – 329 с.

3 Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства / В.Г. Графский. – М.: НОРМА, 2010. – 816 с.

4 Древний Рим: учеб. пособие для вузов / рук. проекта А.О. Чубарьян. – М.: Астрель, 2006. – 686 с.

5 Немировский, А.И. История древнего мира: Античность: учеб. для студ. высш. учеб. заведений : В 2 ч. / А.И. Немировский. – М.: Владос, 2000. – Том 1. – 2000. – 448 с.

6 Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учеб. / М.Н. Прудников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 543 с.

7 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинниковой. – М.: НОРМА, – 2009. – Т. 1. – 816 с.

 


Информация о работе Эволюция государственного строя Древнего Рима