Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 11:04, курсовая работа
Вопросы истории науки, без изучения которых невозможно понять ее нынешнее состояние, противоречия и проблемы, перспективы дальнейшего развития, всегда привлекали внимание отечественных ученых. Особенно резко усиливается это внимание в периоды общественных кризисов и революционных потрясений. Сегодня, когда наше Отечество в очередной раз переживает коренную ломку уклада общественной жизни, эта истина находит яркое тому подтверждение.
Раскрыть взаимосвязь реформ в области исторического образования и исторической науки с расширением проблемно-тематической структуры и изменением понимания самого предмета отечественной истории. При этом исследуется новый, ранее не вводимый в оборот исследователями материал.
Диссертация подготовлена с позиций исторического материализма, который является ее методологической основой. Автор придерживается мнения, что в сумме внутренних и внешних факторов развития науки первые играют определяющую роль. Социально-экономические, политические, культурные и иные условия, сама атмосфера жизни!, формируя потребность и интерес к историческому образованию, влияют на характер и направленность научного творчества, идеологию ученых, в значительной степени обусловливая и способы «обработки» мыслительного материала («стиль мышления»), и предмет исследования, и специфику оценки (результат) изучаемых явлений. Иными словами, исторической науке и самим исследованиям чрезвычайно сложно абстрагироваться от той общественной среды, к которой они принадлежат, и тех воззрений, которые им свойственны. Общественная практика, сама являясь предметом исследования во временном срезе, «выдает» историку социальный запрос, стимулируя научный поиск и определяя круг изучаемых проблем. Примеров тому, возвращаясь к избранной автором теме, - великое множество.
В то же время историческая наука - это не собрание поучительных иллюстраций и примеров из прошлого ради оправдания сиюминутных политических интересов какой-либо социальной группы. Как система кооперативной познавательной деятельности людей (сам тип ее, в конечном счете, обусловлен соответствующей организацией общества), наука в своем развитии обладает относительной самостоятельностью, автономностью. Накапливаемая ею сумма знаний оказывает важное и все более возрастающее влияние на постановку новых задач. Увеличение знаний, дальнейшее разделение труда, усложнение внутренней структуры исторической науки лишь повышают ее автономность, выдвигая на повестку дня такие собственные ценности науки, как установленные истины, научное описание и анализ событий, их объективное понимание, а не субъективный подход к их оценке.
Научная новизна работы заключается в самой постановке проблемы. Обзор историографической ситуации показывает, что исследователями проведена работа лишь по изучению отдельных аспектов проблемы. В то же время в отечественной исторической науке до сих пор нет серьезных трудов, где бы анализировалось партийно-государственное влияние на историческое образование и на изменение проблемно-тематической структуры науки.
Источниковая база диссертации разнообразна по своему видовому составу и включает опубликованные и архивные материалы. К числу опубликованных источников относятся: постановления, приказы и другие документы партийных, государственных органов и прежде всего НКП РСФСР по вопросам исторического образования и науки, которые публиковались в печати, «Бюллетенях НКП РСФСР», нормативных сборниках и т.д.; дискуссии по вопросам постановки исторического образования в СССР в 1930-е годы, замечания на конспекты учебников, сообщения исторической комиссии, публиковавшиеся как для специалистов в журнале «Историк-марксист», так и для широкой общественности в центральных газетах - «Правде», «Известиях» и других; наконец, труды ученых тех лет. К числу последних относятся коллективные сборники, монографии, другие крупные работы, а также рецензии, доклады, обзоры и другие публикации, увидевшие свет на страницах газетной и журнальной периодики, в малотиражных сборниках.
Самостоятельной частью источниковой базы являются архивные материалы. Их значение трудно переоценить, особенно при освещении «внутренней кухни», сопровождавшей борьбу на «историческом фронте» и сопутствовавшей выработке тех судьбоносных решений, которые принимались властными органами. В подобных случаях архивные документы выступают в роли главного, зачастую единственного информатора о событиях.
Круг архивных источников, исследуемых в работе довольно широк. Прежде всего, это фонды Народного Комиссариата Просвещения, хранящиеся в Государственном Архиве Российской Федерации (далее ГАРФ). Именно в недрах НКП РСФСР готовилась реформа исторического образования в СССР в 1930-е годы. Наркомпрос РСФСР занимался и ее претворением в жизнь. Автором подробно изучены протоколы заседаний коллегии НКП, совещания замов, приказы и распоряжения, стенограммы совещаний историков при наркоме А.С.Бубнове и исторической комиссии, программы и инструктивные письма (Ф.-А 2306). Использованы и другие фонды ГАРФ, например, протоколы заседаний экспертной комиссии Всесоюзного Комитета по высшей школе (Ф.-А 8080), дискуссии об учебнике по истории для средней школы в Институте Красной Профессуры (Ф.-А 5134), которые дополняют материалы НКП РСФСР.
Используются автором и материалы, хранящиеся в Российском центре хранения и изучения документации новейшей истории (далее РЦХИДНИ). Это, прежде всего протоколы заседаний Политбюро ЦК ВКП(б) (Ф.17, оп.З), которые показывают степень влияния на изучаемые процессы этого партийного органа. Немало информации получено при обработке личных фондов. Фонд А.А.Жданова содержит стенограммы выступлений этого крупного деятеля ВКП(б), его черновые бумаги (Ф.77). Именно А.А.Жданов возглавлял жюри конкурс на составление лучшего учебника по истории СССР для школы. Фонд И.В. Сталина (Ф.558) содержит два конспекта учебника истории под редакцией А.В.Шестакова с маргиналиями самого И.В. Сталина и A.A. Жданова и позволяет судить о внимании к историческому образованию в 1930-е годы со стороны первых лиц государства.
При подготовке работы использованы и материалы Архива Российской Академии Наук (далее - Архив РАН). Фонд Института истории АН СССР (Ф.1577) и личные фонды А.В.Шестакова (Ф.638)и А.М.Панкратовой (Ф.697), позволяющие проследить взаимосвязь школьного и вузовского исторического образования с самой наукой и научно-исследовательскими интересами ученых.
Практическая значимость работы определяется возможностями использования ее материалов для создания обобщающих трудов по истории исторической науки, а также при подготовке лекционных курсов, учебников, учебных и методологических пособий по историографии.
Диссертация состоит из трех глав, каждая из которых разбита на соответствующие параграфы. Первая глава посвящена состоянию исторического образования и исторической науки в СССР на рубеже 1920-х - начал 1930-х годов, подготовке в недрах НКП РСФСР коренной перестройки исторического образования, вылившейся в появление в середине 1930-х годов ряда постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР, знаменовавших собой новый курс партийно-правительственного руководства историческим образованием и наукой в стране.
Во второй главе раскрываются изменения в системе школьного и вузовского исторического образования. Рассматривается процесс создания учебников по гражданской истории. Изменения в системе образования повлекли за собой и организационную перестройку самой исторической науки.
Третья глава анализирует влияние реформ в области исторической науки и исторического образования на развитие исследовательских работ в области отечественной истории. При этом большое внимание уделяется конструктивному началу в критике советских историков второй половины 1930-х годов, так называемой, «школы М.Н.Покровского» и фашистской историографии, которое выдвинуло перед отечественной наукой ряд задач. Исследуется новое в концепции предмета отечественной истории и в разработке проблем отечественной истории.
Такой подход к формированию структуры диссертации позволяет наиболее полно решить поставленные перед автором задачи, показать закономерности развития советской исторической науки и образования в период с конца 1920-х гг. по 1941 г.
СНОСКИ
1 См.: Очерки истории исторической науки в СССР. Т.5. М. 1985, с. 512.
2 См. напр.: Барсенков A.C. Основные этапы изучения советского общества в исторической науке // Вестник Московского университета. Серия 8. История, 1990, № 2; Соловей В.Д. Историческая наука в СССР. 20-30-е годы // Историческое значение НЭПа. М. 1990; Алексеева Г.Д. Историческая наука в России после победы Октябрьской революции // Россия в XX веке: судьбы исторической науки. М. 1996; Ее же.
Октябрьская революция и историческая наука // Историческая наука в России в XX веке. М. 1997; Афанасьев Ю.Н. Феномен советской историографии // Советская историография. М. 1996.
3 Архив РАН, ф.1577, оп.ЗО, л. 1-53.
4 См.: Материалы Всесоюзного
совещания историков.М.1962;
5 См.: Очерки истории исторической науки в СССР. Т.5.М.1985.; Историография истории СССР (Эпоха социализма). М. 1982.
6 См.: Там же,с. 104-105.
7 См.: Закс А.Б. Из истории пропаганды исторических знаний советскими историческими музеями // История и историки. М. 1980; Ульяновская В.А. Формирование научной интеллигенции в СССР. 1917-1937 годы. М. 1966.
8 См.: Чанбарисов Ш.Х. Становление советской исторической университетской системы. Уфа. 1973; Воспитанники МГУ - большевики дооктябрьского периода. М. 1977.
9 Колосков А.Г. Школьное
историческое образование в
10 Иванова JI.B. У истоков
советской исторической науки. М.
1968, с. 17; Сахаров А.М. Журналу «Вопросы
истории» - 50 лет // Вопросы истории,
1976, № б; Соколов О.Д. Оценка M.H. Покровского
как историка в советской
11 Алаторцева А.И. Журнал «Историк-марксист». 192 6-1941. М. 1979.
12 Волков JI.B. , Муравьев В.А. Историография истории СССР (середина 1930-х - конец 1950-х годов).М. 1982, с. 1.
13 См.: Попов И.П. Историческая обусловленность постановления CHK СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. и главные шаги партии и правительства по его реализации в довоенное время // Развитие исторического образования в СССР. Воронеж. 1986; Демченко П.А. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» и вопросы совершенствования школьного образования // Там же; Алленова В.А. Реформа высшего исторического образования 1934 -1940 гг. и предшествующий опыт университетской подготовки кадров историков // Там же.
14 Нечкина М.В. Вопрос о Покровском в постановлениях партии и правительства 1934-1938 гг. о преподавании истории и исторической науке (К источниковедческой стороне темы) // Исторические записки. Т. 118. М. 1990, с. 232-246.
15 Бухарин H.H. Нужна ли нам
марксистская историческая
1.II.1936 .
16 Павленко Н.И. Историческая наука в прошлом и настоящем // История СССР, 1991, № 4; Брачев B.C. С.Ф. Платонов // Отечественная история, 1993, № 1; Леонова JI.C. Историческому факультету МГУ 60 лет // Отечественная история, 19 94, № б; Корников A.A. Журнал «Красный архив» и его роль в развитии советского источниковедения // Идеи и реальность 1920-х - 1930-х годов в советской исторической науке. Иваново. 1993.
17 Шодра О.М. Преподавание истории в МГУ // Вестник МГУ. Серия 8. История, 1986, № 6; Простоволосова Л. Н., Станиславский А.Л. «Мы учим советских людей, а не древних греков» // История СССР, 1989, № 6; Мадараш O.M. Историческая наука в МГУ // Вестник МГУ, 1984, № 2; Бердута М.З., Булах В.И. Исследование отечественной истории в Харьковском университете за годы советской власти // Вестник
17
Харьковского университета. Харьков, 1991, с. 357; Михнюк В.И. Становление и развитие исторической науки в Советской Белоруссии (1919-1941) . Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. АН БССР. Институт истории. Минск. 1987; Кадеев В.И. Изучение древней истории в ХГУ за годы советской власти // Вестник Харьковского госуниверситета. Харьков, 1987,с. 302. . Митряев А.И., Голубкин Ю.А. Медиевистика в Харьковском университете за годы советской власти // Там же.
18 Алаторцева А.И. Советская историческая периодика 1917 - середина 1930-х гг. М., 1989; Ее же. Советская историческая наука на переломе 20-30-х годов // История и сталинизм. М. 1991.
19 Гинзберг Л.И., Дунаевский В.А. Письмо Сталина в редакцию журнала «Пролетарская революция» // М. 1991; Бабиченко Л.Г. Письмо Сталина в редакцию журнала «Пролетарская революция» и его последствия» // Вопросы истории КПСС, 1990, № 6; Якунин В.К. И.В. Сталин, сталинизм и историческая наука. Днепропетровск. 1991.
20 Иллерицкая H.B. Историко-партийное творчество Е.М. Ярославского // Вопросы истории КПСС, 1987, № 11.
21 Маньковская И.А., Шарапова Ю.П. Культ личности и историко-партийная наука // Вопросы истории КПСС, 1988, № 5; Коржихина Т.П. Общество старых большевиков // Вопросы истории КПСС, 1989, № 11; Ее же. На подходах к «Краткому курсу» // Советские архивы, 1990, № 4.
22 Чернобаев A.A. «Профессор с пикой» или три жизни историка М.Н. Покровского. М. 1992; Артизов А.Н. Критика М.Н. Покровского и его школы // История СССР, 1991, № 1; Его же. В угоду взглядам вождя // Кентавр, 1991, Окт.-дек.; Его же. Судьба историков школы М.Н.Покровского // Вопросы истории, 1994, № 7; Его же. Рецензия на книгу: Академическое дело 1929-1931 гг. Вып. 1. Дело по обвинению акад. С.Ф. Платонова. СПб. 1993 // Отечественные архивы, 1995, № 2; Его же. Историографические семинары М.Н. Покровского // История и историки. М. 1995; Его же. М.Н.Покровский: финал карьеры - успех или поражение?// Отечественная история, 1998, №№ 1,2.
23 См.: Опенкин Л.А. Механизм торможения в сфере общественных наук: истоки возникновения, факторы воспроизводства // История СССР, 1989, №> 4; Константинов С.В. Дореволюционная история России в идеологии ВКП(б) 3 0-х г.г. // Историческая наука в XX веке. М. 1997.
24 Советская историография. Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. М. 1996.
Список литературы диссертационного исследования
кандидат исторических наук Гришаев, Олег Викторович, 2000 год
1. Алаторцева А.И. Журнал «Историк-марксист». 1926-1941. М. 1979.
2. Ее же. Советская историческая периодика 1917-середины 1930-х гг. М. 1989.
3. Ее же. Советская историческая наука на переломе 20-30-х годов // История и сталинизм. М. 1991.
4. Алексеева Г.Д. Октябрьская революция и историческая наука (1917-1923). М. 1968.
5. Ее же. Историческая наука
в России после победы
6. Ее же. Октябрьская революция и историческая наука // Историческая наука в России в XX веке. М. 1997.
7. Артизов А.Н. В угоду взглядам вождя (Конкурс 1936 г. на учебник по истории СССР) //Кентавр, 1991, октябрь-декабрь.
8. Его же. Критика М.Н.Покровского и его школы ( К истории вопроса) // История СССР, 1991, № 1.
9. Его же. Николай Николаевич Ванаг ( 1899-1937) // Отечественная история, 1992, №6.
10. Его же. Судьба историков школы М.Н.Покровского // Вопросы истории, 1994, №7.
11. Его же. Исторические семинары М.Н.Покровского // История и историки. М. 1995.
Информация о работе Экономика СССР в годы довоенных пятилеток