Серебро доставлялось
с разных сторон: из Богемии,
из-за Урала, с Кавказа и
из Византии. Золото получали
в результате торговли или
войны от византийцев и половцев.
Золото и серебро использовали
для чеканки монет, изготовления
печатей и всевозможных сосудов:
блюд, чаш и кубков. Естественно,
только князья и зажиточные
люди могли позволить себе
иметь их. Церковь, тем не менее,
была постоянным покупателем
золотых и серебряных изделий.
Кроме чаш и других церковных
сосудов, духовенство заказывало
золотые и серебряные кресты,
оклады для икон и Евангелий,
используемых во время церковной
службы. У некоторых соборных
церквей были золоченые купола,
а иногда золотыми и серебряными
пластинами покрывали определенные
части внутренних стен и перегородок.
Хотя запасы металлов,
кроме железа, в Киевской Руси
были скудными, искусство металлургии
достигло высокого уровня. В Киеве
в 12 веке кузни занимали специальную
часть города, и городские ворота
в этом районе назывались Кузнецкими.
В Новгороде в начале 13 века
жили искусные литейщики, гвоздильщики
и мастера, изготовлявшие щиты.
1.5 Строительство и ремёсла
Суровость русского
климата создавала необходимость
строить дома, которые могли бы
защитить человека во время
зимних холодов, что было особенно
важно на севере Руси. Поскольку
прекрасный лес был в достатке во всей
лесной зоне, дома там строили из дерева.
В степной зоне деревянные каркасы стен
заполняли глиной и штукатурили.
С накоплением богатства
высшими классами и ростом
княжеской власти строились все
более сложные по конструкции
особняки, в большинстве своем
из дерева. Однако «у княжеского
дворца в Киеве уже в 945 году
была каменная часть»5. Роскошные
дворцы Суздальских князей в
конце 12 века были уже полностью
построены из камня.
В то время как
плотницкое искусство родилось
на русской почве и развивалось
в соответствии с местными
потребностями и традициями, искусство
каменной кладки было завезено
из Византии. Постепенно появились
и местные мастера, и в конце
12 века город Владимир в Суздальском
княжестве превратился в важнейший
центр русского строительного
ремесла.
Искусство ткачества
было известно восточным славянам,
а до них древним славянам,
с незапамятных времен. Для производства
пряжи использовали лен и коноплю.
На Руси с ростом населения,
развитием ремесел и торговли
потребность в текстильной продукции
быстро возрастала. Из льняного
и пенькового полотна делали
мужскую и женскую одежду. Рост
благосостояния высших классов
привел к определенному повышению
качества жизни и вкусу к
роскоши. Появилась необходимость
в тонком белье. Новые потребности
частично удовлетворялись импортными
товарами, но также стимулировали
совершенствование технологий отечественных
ремесел.
Кроме изготовления
одежды, льняная и пеньковая пряжа
были необходимы для технических
нужд. Огромный запас веревок
требовался для изготовления
охотничьих и рыболовных сетей.
Из холстины и парусины делали
военные палатки. Большое количество
морской одежды и канатов шло
на оснастку кораблей ежегодных
торговых караванов, курсировавших
между Киевом и Византией, и
новгородских судов, ходивших
в Балтийском море.
Скорняжное дело было
высоко развито, так как меховая
верхняя одежда являлась предметом
первой необходимости, особенно
на севере Руси, в связи с
суровостью климата. Кроме того,
меха носили как украшение.
Нет никакого сомнения в том,
что на Руси в тот период
были высококвалифицированные скорняки,
однако, существует очень мало
данных относительно технологии
скорняжного дела.
Гончарное дело было
известно русским славянам так
же давно, как и прядение. Они
делали горшки и кувшины самых
разных видов, некоторые из
них искусно украшали.
2. Период монгольского
владычества
2.1 Система налогов
Кочевники смогли лишь
подчинить себе русские земли,
а не включать их в состав
своей империи. В завоеванных
ими землях монголы спешили
определить платежеспособность
населения, проводя его перепись.
Первую перепись в Западной
Руси провели еще в 1245г., последнюю
в Восточной Руси в 1274-1275гг.6
После этого монголы больше
не прибегали к всеобщей переписи,
используя данные предыдущих
переписей в качестве основы
для налогообложения.
Существовало две основных
разновидности налогов:
1) прямые налоги с населения
сельских районов;
2) городские налоги.
Основной прямой налог
назывался данью. В основе его
была десятина. Первоначально, монголы
требовали десятую часть со
всего. В их первом приказании
1237г. люди и лошади были упомянуты
особо. Скот и продукты сельского
хозяйства также подлежали десятине.
После восстания в Новгороде
в 1259г. был введен сверхналог
(туска) как карательная мера.
Но после этого случая взимание
этого налога больше не повторялось,
и основой дани продолжала
оставаться десятина. Со временем
количество десятины было упорядочено,
и дань выплачивалась в серебре,
а не натуральным продуктом.
В Новгороде в 14 и 15 веках,
сбор налога, соответствовавшего
дани, назывался «чёрным cбором».
Первоначально его платили шкурами
чёрных куниц. Такие платежи
назывались «чёрными», в отличие
от платежей «белым» серебром.
Однако во времена правления
Василия Второго «чёрный сбор»
определялся в серебряных гривнах.
Помимо дани существовал
ряд других прямых налогов.
Поплужное (на севере Руси –
посоха) было налогом на вспаханную
землю. Яси являлся особым налогом
на содержание конно-почтовых
станций. Еще один налог, упоминающийся
в ханских ярлыках, - война (военный,
или солдатский налог). Его собирали
в те годы, когда не вербовали
рекрутов. И еще один налог
в ярлыках называется пошлиной.
Некоторые историки толкуют его
в терминах системы налогообложения
Золотой Орды как калан. В
самом прямом смысле калан
является налогом на землю;
но это слово употреблялось
и в более широком значении
с дополнительным смысловым оттенком
«подчинение», «порабощение». В Западной
Руси в монгольский и послемонгольский
период существовала категория царских
рабов, которые назывались каланными.
Тогда, если «пошлину» соотнести с «налогом»,
можно истолковать ее как, «денежную плату
вместо обязанности работать в качестве
каланного»7. Вдобавок к постоянным налогам
ханы сохраняли за собой право требовать
дополнительный налог. Известный как запрос,
он упоминается в ярлыках, а иногда и в
летописях.
Основной налог с
городов назывался тамга. На
монгольском языке термин «тамга»
обозначает «эмблему», особенно
– эмблему клана. В качестве
эмблемы администрации, тамга
представляла собой печать, в
особенности клеймо на поступающих
в налог вещах. Тамга являлась
основным сбором в количестве
примерно 0,4% от капитала. Платился
этот налог золотом или, по
крайней мере, подсчитывалась в
золоте. Наиболее богатые купцы
облагались индивидуально; купцы
среднего достатка объединялись
в ассоциации, которые служили
единицами налогообложения. Со
временем тамга приняла форму
налога на оборот товаров и
собиралась как таможенная пошлина.
Взимался также и местный налог
на товары – мыт.
Уже в конце 13 века
некоторые русские князья и
все русские князья в начале
14 века имели привилегию и обязанность
– собирать дань и другие
налоги. В связи с этим баскаки
были отозваны, а мелкие сборщики
налогов теперь назначались самими
русскими князьями. Общая сумма,
которую каждый великий князь
должен был выплатить хану, называлась
«выходом». Хотя свидетельства
о размерах ордынской дани
несистематичны, относятся к разным
периодам и разным княжествам,
тем не менее, они дают общее
представление о средствах, безвозвратно
перетекавших из русских земель
в Золотую Орду. Так, в конце
14 века платежи с Московского
княжества и присоединенных к
нему княжеств: Дмитровского, Галицкого
(Галич Костромской), великого княжества
Владимирского, составляли 5000 рублей
в год. С одного Московского
княжества собирали 1000 рублей выхода.
В начале 15 века с территории
Нижегородского княжества собиралось
полторы тысячи рублей дани. Неизвестны
размеры выхода с Рязанского,
Тверского, Ростовского, Ярославского,
Белозерского, Юрьевского, Суздальского,
Смоленского княжеств. Общая сумма
ордынской дани с русских земель
составляла не менее 15000 рублей
в год8.
От налогов ханы
освободили только духовенство
— они понимали, что священники
имеют немалое влияние. Ханы
давали иерархам русской церкви
ярлыки (грамоты) на льготы в
податях и повинностях. Церковные
земли охранялись ханскими чиновниками,
однако во время набегов они
также нередко подвергались разорению
Впрочем, размеры ордынского
«выхода» несколько колебались,
не всегда он и выплачивался.
Московский великий князь Дмитрий
Иванович не платил дани со
своих владений в 1361-1371 гг. и
в 1374-1380 гг9. Его сын, Василий,
пользуясь раздорами в Орде, не
отправлял туда выхода в 1396-1409
г., Иван III в 1479 г10. отказался платить
дань хану Большой Орды Ахмату,
чем вызвал его безуспешный
поход на русские земли в
1480 году. Временные перерывы в
уплате дани вовсе не означали
отмену податей с населения.
Собранные средства оставались
у князей. Княжеские договорные грамоты
и завещательные распоряжения второй
половины 14 в. и 15 в. содержат указания
на условия распределения между князьями
ордынской дани.
2.2 Влияние нашествия на
сельское хозяйство
Большой ущерб нанесли
монголо-татары крестьянскому хозяйству.
В войне погибали жилища и
хозяйственные постройки. Рабочий
скот захватывался и угонялся
в Орду. Ордынские грабители часто
выгребали из амбаров весь
урожай. Русские крестьяне - пленные
были важной статьей "экспорта"
из Золотой Орды на Восток.
Разорение, голод, постоянная
угроза рабства - то, что принесли
завоеватели русской деревне.
Ущерб, нанесенный народному хозяйству
Руси монголо-татарскими завоевателями,
не ограничивался опустошительными
грабежами во время набегов.
После установления ига огромные
ценности уходили из страны
в виде дани и запросов.
Однако по сравнению
с промышленностью и ремёслами
сельское хозяйство было в
меньшей степени затронуто монгольским
нашествием. В тех частях Южной
Руси, которые находились под
непосредственным контролем монголов,
они сами поощряли возделывание
зерновых (просо, пшеница) для
нужд своей армии и администрации.
Также уничтожение
сельского хозяйства было не
выгодно монголам по той причине,
что сельское население, не
отличаясь особенными профессиональными
качествами, составляло большинство
и, как следствие, выплачивало
основную долю собираемых с
Руси налогов. То же самое
можно сказать и об охотничьем
и рыболовном промыслах.
Относительно малый
ущерб сельскому хозяйству и
его дальнейший рост на фоне
разрухи в ремесленном производстве
привел к росту его значения
и превращению в главную отрасль
экономики, что в дальнейшем
стало одной из ее отличительных
черт.
Но важным является
не только непосредственное влияние
монголов. Исторически Южная Русь
была более заселена и на
протяжении веков подвержена
набегам кочевников, опустошавших
ее, подрывавших рост производственных
сил населения и, в конце
концов, оттеснивших ее от берегов
Черного моря. Не меньше разоряли
землю и сами князья, ходившие
за полоном и нанимавшие половцев
для собственных целей. К тому
же захват Константинополя крестоносцами
в 1204 году и сокращение лесных
промыслов означало для Южной
Руси большие экономические проблемы.
Все это, при наличии свободных
пространств на севере, еще до
монгольского нашествия приводило
к оттоку населения с юга.
Монгольское же нашествие выступило
в качестве последнего удара
и вполне закономерен тот факт,
что именно на севере, казавшимся
наиболее безопасным, население искало
спасение от набегов. Естественно, что
монгольское нашествие по своему масштабу
намного превосходило как набеги кочевников,
так и княжеские усобицы, что не могло
не повлиять на интенсивность и массовость
переселения.
После этого «старинные
области Киевской Руси превращаются
в пустыню со скудным остатком
прежнего населения»11. Конечно, большая
часть населения была уничтожена
либо уведена в плен, но факта
бегства населения на север
отрицать нельзя. Именно этот
факт, повлекший за собой быстрый
рост населения на ранее малообжитых
территориях, по мнению некоторых
историков, и явился причиной
расчистки все больших и больших
площадей лесов под пашню и
увеличения производства и роли
сельского хозяйства в центральной
и восточной частях страны.
В 14 в. сельское хозяйство
на Руси развивалось несколько
медленнее, чем ремесло. Однако
подсека по-прежнему вытеснялась
полевой пашней, повсеместно распространилось
трехполье, активно осваивались
целинные земли и строились
новые деревни. Увеличилось также
количество домашних животных, а
значит, и внесение органических
удобрений на поля.
2.3 Развитие русской торговли
в 13-15 вв.
Контроль над торговыми
путями был важным аспектом
монгольской политики, а международная
торговля являлась одной из
основ монгольской империи. Золотоордынские
ханы, и особенно Менгу Тимур,
много делали для развития
торговли и с Новгородом, и
с итальянскими колониями в
Крыму и на Азове. Региональные
монгольские правители тоже покровительствовали
торговле. В целом, монгольское
господство благоприятствовало
развитию русской торговли, но
так было не весь период.