Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 04:16, доклад
Древнейший хоз.-культурный тип – общ-ва охотников, собирателей и рыболовов, населявшие Сибирь и самый Север Восточной Европы. В рез-те возникновения оленеводства на основе древн.типа таежных охотников сложился новый хоз.-культурный тип охотников-оленеводов. Таежная и тундровая зоны образовали огромный историко-культурный регион.
Преодоление феодальной раздробленности является одной из исторических закономерностей, однако в нашей стране этот процесс имел свои особенности:
9. внутренняя и внешняя политика Ивана IV.
Большие изменения в полит. и социально-экономическом устройстве произошли в годы правления Ивана IV (1533-1584). Осуществляется активная внешняя политика, проводится ряд реформ, среди которых следует выделить создание центральных органов гос. управления – Приказов, принятие нового Судебника 1550г. взамен устаревшего Судебника 1497г., военную, экономические преобразования, церковную реформу, преобразование местного самоуправления.
Избранная рада- совет близких к Ивану IV людей(Курлятов, Курбский, митрополит Макарий). Проводила реформы.
Военная реформа:
1)введение Уложения о службе(единый порядок подчинения главнокомандующему, единый порядок военной службы с поместья и вотчины)
2)создание постоянного стрелецкого войска.
Правовая реформа:
Судебник 1550г.:
-усиление контроля за судебной деят. наместников волостей
-затруднение перехода крестьян от одного владельца к другому
-ликвидация привилегий монастырям
-запрещение превращения в холопов детей боярских
Церковная:
-укрепление дисциплины
-упорядочивал церковную жизнь
-унифицировал обряды русской православной церкви
Стоглавый собор 1551г. по инициативе царя и митрополита созван Собор русской церкви. Стоглавый т.к. решения сформулированы в 100главах
Налоговая реформа:
-проведено описание земель
-введена единица поземного налога – Большая соха.
Изменилась и система центральных органов власти. В 1549г. впервые был созван Земский собор, который выбирался из представителей бояр, дворянства и духовенства. Обычно соборы созывались в связи с эк. трудностями, войнами для принятия ответственных полит. решений, когда правительство нуждалось в поддержке широких слоев населения. Это обстоятельство позволяет судить о сословно-представительной монархии – форме феодального гос-ва, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства. Сословно представительными органами понимаются высшие законодательные органы, постоянно действующие или периодически собирающиеся на основе выборов от всего населения или его отдельных групп. В России земские соборы созывались преимущественно правительством, играли совещательную роль, и их решения не являлись обязательными для исполнения правительством. Поэтому о сословно-представительной монархии в нашей стране можно говорить только условно. Т.к. соборная деятельность была малоэффективной, земские соборы прекращают свое существование в XVII в. (последний раз земский собор был созван царем Алексеем Михайловичем в 1653г. для обсуждения вопроса о присоединении Украины к России).
С XVI в. до начала XXв. в России существовало самодержавие-монархическая форма правления, осуществлявшаяся единолично царем и царем с привилегированной верхушкой об-ва. Окончательное становление самодержавия и завершение централизации страны многие исследователи связывают с опричниной Ивана IV. Форсированная опричниной централизация сильно опережала возможности об-ва и вела к окончательному утверждению подданства в холопской форме, что породило впоследствии неограниченную монархию Петра 1 и сталинизм.
Значительное влияние на процесс формирования российской государственности оказал механизм функционирования сословного строя. Сословия- крупные социальные слои феодального об-ва, положение которых закреплено законом, а права и обязанности носят наследственный характер.
В период образования централизованного гос-ва существовали особые предпосылки законодательного закрепления сословной организации об-ва, главной из которой являлась необходимость скорейшей мобилизации экономических и людских ресурсов в условиях огромной территории, хоз. разобщенности регионов, низкого уровня развития товарно-денежных отношений, рассредоточенности населения, постоянной борьбы с внешней опасностью.
В России острота социальной конфронтации длительное время снималась за счет оттока населения на окраины, где группировались оппозиционные центру силы, возникали очаги смут и антиправительственных выступлений.
Правящие круги России видели одну из важнейших задач в сдерживании оттока населения на окраины. Решение проблемы было найдено в создании особой служилой системы, при которой каждый слой об-ва имел право на существование лишь постольку, поскольку нес определенный круг повинностей – «службу» или «тягло». Создание служилой системы, которая обеспечивала бы полит. и эконом. стабильность, начал Иван III, а продолжил Василий III. В начале XVIв. Окончательно оформились сословия российского об-ва: дворянство, купечество, крестьянство, посадские люди.
Опорой трона и гос. власти становится дворянство, несшее при великом князе военную, административную, дипломатическую службу и получавшее за это жалование деньгами или поместьями. В отличии от бояр, владевших вотчинами, передаваемыми по наследству, дворяне имели поместья, которые по наследству не передавались, то есть земля и живущие на ней крестьяне предоставлялись служилым людям – помещикам- при условии несения ими воинской или какой-либо другой службы.
Так сформировалась поместная система, благодаря которой гос-во могло располагать значительными военными силами без затрат на их содержание. Помещик должен был выходить на службу сам и приводить опред. кол-во своих людей со снаряжением.
Основной стороной процесса консолидации правящего сословия и усиления его эк. могущества стало закрепощение крестьян. Отправной его точкой считается Судебник 1497г., установивший единый срок перехода крестьян от феодала к феодалу – 7 дней до осеннего Юрьева дня и 7 дней после. Богатые землевладельцы, переманивая крестьян к себе, выплачивали за них «пожилое» их бывшим владельцам. Судебник 1550г. увеличивал плату за пожилое и ввел плату за провоз. В дальнейшем вводятся «заповедные»(с 1581г.), «урочные»(с 1597г.), а затем переход запрещался вообще . уложение 1649г. сделало сыск беглых крестьян бессрочным, что означало завершение юридического оформления крепостного права. Законодательство XVIII в. разрешало помещикам вне очереди сдавать крестьян в рекруты, отправлять в Сибирь, на каторгу, а крестьянам было запрещено даже жаловаться на своих владельцев.
Т.о., процесс образования централизованного гос-ва, имевший в России свои особенности, сопровождался борьбой за нац. независимость, становлением самодержавия, закрепощением крестьян и привел к возникновению служилой системы. Возрастание регламентации всех сторон общ. жизни существенно увеличило роль гос-ва и его аппарата.
Внешняя политика:
Основные направления и задачи:
1.западное направление. Борьба за выход к Балтийскому морю, расширение владений России в Прибалтике. Ливонская война 1558-1583гг.
2.восточное направление. Цель: ликвидация остатков Золотой Орды, расширение границ гос-ва на востоке. Борьба с казанским и астраханским ханствами, начало освоения Сибири.
3.южное направление. Защита страны от набегов крымского ханства.
Итоги:
1)тяжелое поражение в
Ливонской войне, разорение
2)на востоке. Ликвидированы остатки Золотой орды, территории гос-ва расширились до рек Оби и Иртыша.
3)южное направление самое неудачное для России.
Опричнина – условия, на которых царь соглашался вернуться к правлению: возникновение особого царского удела, состоящего из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением. Остальные земли гос-ва - земщина.
Опричнина была по сути способом ведения борьбы с боярами и князьями. Она означала право неограниченной самодержавной власти государя на вверенных ему землях .
10. «Смутное время» в России в начале XVII века. Борьба против польско-шведской интервенции
11.Деятельность Петра Великого и Рождение Российской империи.
1682 – 1725 гг. – годы правления
Петра Великого. Он был случайным
царем, т.к. был старший брат
Иван. В 1682г. обвенчали на
Конец 17в. – первая четверть 18в. ознаменовались крупномасштабными реформами сына Алексея Михайловича Петра1, направленными на радикальную модернизацию страны.
Однако реформы Петра носили масштабный характер и коренным образом изменили все сферы жизни общества и функционирование гос-ого аппарата. Новыми чертами в административной системе управления стали унификация, централизация, дифференциация функций и милитаризация.
В начальный период царствования Петр изучал опыт Европы и положение России. Большую роль в этом отношении сыграли визиты в немецкую слободу, дружба с генералом Гордоном, ученым и инженером Брюсом и т.д. Приоритетное направление своей политики Петр видел в налаживании культурных и торговых связей, получение представлений представлений о европейском образе жизни, завоевании выхода к морю. Ништадский мирный договор 1721г. – итог Северной войны, начавшейся еще в 1700г., закрепил за Россией Балтийское побережье и создал выход к морю, возможность экономического и культурного обмена со странами Зап. Европы. Петр ставил своей целью создание справедливого и рационально-управляемого гос-ва.
В области эконом. решающее значение имела гос-ая индустриализация, мобилизация больших масс зависимого населения на казенные работы. Гос-во стало активно вмешиваться в регулирование торговли: были введены монополия на продажу отдельных видов товаров, протекционистские таможенные тарифы.
В области соц. политики Петр
продолжает общую тенденцию: дальнейшее
развитие и распространение получает
крепостное право, вводится новая система
учета населения и налогообложения.
Продолжая политику своего отца, направленную
на подтверждение абсолютизма, Петр реформировал
всю политическую систему России. В
1711г. было создано новое высшее учреждение
– Сенат. В
1708 – 1710гг проводится реформа административно-
Большое значение в закреплении реформирования гражданской, военной и судебной администрации имела «Табель о рангах»(1722) – закон о порядке гос. службы, который систематизировал и унифицировал административную службу на принципах иерархического деления согласно служебной годности.
Реформы Петра 1 коренным образом
изменили облик страны, привели к
созданию в 1721г. империи и утверждению
абсолютизма. Абсолютизм(абсолютная
монархия) – форма феодального гос,
при которой монарху принадлежит неограниченная
законодательная, исполнительная,
контрольная и судебная верховная власть;
гос-во достигает наивысшей степени централизации;
создаются независимые от феодального
землевладения разветвленная бюрократия,
армия, полиция, зависимая от монарха церковь.
Однако главная цель Петра – создание
справедливого и рационально управляемого
гос-ва – достигнута не была. Россия
приобрела черты полицейского гос-ва по
образцу заподноевропейских абсолютистских
монархий, где отсутствовали механизмы
соц. контроля.
В 1698г- знаменитая поездка за границу(1,5г). Посещает Голландию, Англию, Францию, где работает столяром, строителем и др. корабельными ремеслами. Начинается «Петровская реформа». В 1700г – умирает патриарх, он обманывает церковь. Не выбрав патриарха церковью управляет гос-во, т.е. она подчинена Петру. В 1700г.- сев. война. Начинается неудачно. После неудачного похода на Нарву Петр создает указ о постоянной армии. Для создания пушек снимает колокола. В 1700г – вводит Григорианский календарь. Вводит денежную систему и упрощает ее. В 1703г. – на берегу Невы строит флот. Создает табель о рангах: 1 ранг – самый высший; 14 ранг – самый низший(чиновники). Вне зависимости от сословия люди могли стать дворянами. Решает создать орган, который будет тайно искать коррупционеров «Фиаско», но вскоре этот орган стал брать взятки и он создает – прокуратуру, для наблюдением за «Фиаско». В 1718 – был казнен Алексей, сын Петра, наследник престола. В этом же году изменяет закон о престолонаследии, он сам передает престол. В 1721г – заканчивается Сев. война. Сенат объявляет Россию Империей, а Петра – императором и присваивает ему титул Великий и Отец Отечества. В январе 1725 г. умирает Петр, не оставив наследника.
12.Крестьянский вопрос в истории России и основные пути его решения.
13. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
Абсолютизм – форма феодального гос-ва, при которой монарху принадлежит неограниченная законодательная, исполнительная, контрольная и судебная верховная власть (абсолютная власть).
В период правления Екатерины 2 (1762-1796) отчетливо прослеживается тенденция к просвещенному абсолютизму, являющаяся ответом на быстрое развитие Западной Европы и ломку традиционного консенсуса (договоренность, согласие) власти и общ-ва внутри страны. Теоретической основой политики просвещенного абсолютизма стала: доктрина естественного права (чел. должен быть равен др. чел. Вольтер); формула общественного договора (задача руководителя править в интересах общ-ва. Если руководитель правит не в интересах общ-ва, то народ имеет право свергнуть его. Революционная теория. Вольтер). Екатерина 2 сочувствовала идеям Просвещения, была знакома со взглядами Вольтера, Монтескье, Дидро. Она стремилась достичь социального консенсуса – «общего блага» - с помощью законов.
Для просвещенного абсолютизма законодательная деятельность, кодификация законов явл. важнейшим инструментом регулирования соц. отношений. В 1767г. создается Уложенная комиссия, задуманная как собрание представителей высших сословий. Формально это был орган, созданный для разработки и кодификации законов. Сословия, кроме крепостных, имели право составлять наказы этой комиссии. Однако дворянство проявило нежелание уступать свои привилегии и активно выступило против идей Просвещения. Это заставило Екатерину повести наступление на права других сословий, в первую очередь крестьян. В конечном итоге позиция влиятельных общ-ых кругов, крестьянские выступления заставили ее объявить идеи Просвещения абсолютно неприемлемыми и даже опасными для России.