Этносоциальные процессы евразийской древности. Основные факторы единства народов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 04:16, доклад

Краткое описание

Древнейший хоз.-культурный тип – общ-ва охотников, собирателей и рыболовов, населявшие Сибирь и самый Север Восточной Европы. В рез-те возникновения оленеводства на основе древн.типа таежных охотников сложился новый хоз.-культурный тип охотников-оленеводов. Таежная и тундровая зоны образовали огромный историко-культурный регион.

Вложенные файлы: 1 файл

история шпоры.docx

— 380.06 Кб (Скачать файл)

К IX в. расширилась территория, населенная восточными славянами. Они расселились в землях финно-угров (Приладожье, Верхняя Волга), колонизировали черноземные степи до прихода в X в. песенегов. В это время восточные славяне успешно освоили торговый путь «из варяг в греки»: через Западную Двину и Волхов суда волоком перетаскивались в Днепр, доходили до Черного моря и далее вдоль берега до Византии.

 

3.Образование  древнерусского государства и  его судьба.

862г – год основания  гос-ва России.

    Возникновение  Киевской Руси большинство историков  относят к 8-9в. В этот период  происходил интенсивный процесс  объединения восточнославянских  племен в союзы на обширной  территории Сев.  и Центр. части Восточно-Европейской равнины. Становление Киевской Руси было связано как с соц.-эконом. изменениями в общ-ве, так и с внешнеполитич. факторами: завоевательными походами против  Византии, столкновениями со степными племенами кочевников, обеспечением  торговых связей  Приднепровья с Черноморскими и Каспийскими рынками.

    Однако процесс  интегрирования в европейскую  цивилизацию для Киевской Руси был затруднен.    Во-первых, европейские гос-ва возникли не на пустом месте. Они унаследовали богатый исторический опыт предшественников в гос-ом строительстве. (Греция, Римская империя, империя Карла великого и т.д.).     Во-вторых,  территория расселения восточных славян была значительно обширней  и не имела естественно-географич.  преград.     В-третьих, восточные славяне, в отличие от европейских народов, подверглись большему воздействию со стороны восточных племен-кочевников и тюрских гос.

    Единствен. сохран-мся источником, дающим летописную версию начального периода гос-ого  образования у восточ. славян, явл. «Повесть временных лет», которая сообщает о том как славяне пришли к Рюрику (норман) просить, что бы он начал правит ими. Пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а др., Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор,- в Изборске.

   Основы норманнской теории заложили приглашенные в 18в. в Россию нем. ученые Г. Миллер, И. Байер и А. Шлецер.  Основные ее положения:

- гос-сть на Русь была принесена викингами, которых в Запод. Европе называли норманнами, а на Руси-варягами;

- название «Русь»- скандинавского  происхождения;

- 1-я династия – «рюриковичи»-явл. норманнской по происхождению;

Антинорманская теория утверждает (родоночальник-М. В. ломоносов, а сторонник-Б.А.Рыбаков):

- гос-сть Киевской Руси зародилась на славянской основе;

- слово «Русь»связано с названием притока Днепр и племенем, обитавшим на его берегах;

- 1-ой  княжеской династией   была династия Кия.

Совр. исследователи отстаивают скандинавское происхождение слова «Русь», а 1-м правителем Киевской Руси считают родственник Рюрика- князя Олега, который, согласно летописным сообщениям, в 882 г. захватил Киев, объединив тем самым сев. и южные земли вост. славян.

В своем развитии Др.русское гос-во проходит несколько этапов: 1. Начало 9в-882г.-начальный период развития Др.русского гос-ва до Киева Олегом.   2. 882-912 гг. – правление Олега.   3. 912-1054 гг. –сущ-ние единого гос-ва.   4. 1054 – 1093 гг. период усобиц.  5. 1093-1132 гг. – империя Мономаха  и мстислава.

Во внешней и внутренней политике первых киевских князей отчетливо  выделяются 2 направления - Степь и Византия. В 907г Олег собрал разноплеменное войско(древляне, северяне, радимичи) и предпринял поход на Царьград.(вынудили греков заплатить огромную дань в обмен на мир, договор 912г ).

В 912г. Олег умер и на престол  вступил Игорь (912-945). Он продолжал  объединительную политику предшественника, покорив угличей и древлян. 2 неудачных похода на Царьград завершились мирным договором 945г.

После гибели Игоря в 945г., великой княгиней стала его вдова  Ольга (945-957). Она правила за сына Святослава. Наказав древлян за смерть мужа, она установила размер и место сбора дани, посетила Царьград и крестилась там в православную веру.

Сын Ольги Святослав (957-972) явл. выдающимся полководцем. Он подчинил вятичей, нанес тяжелые поражения хазарам, победил волжских булгар, совершил ряд походов на печенегов, в одном из которых был убит.

После смерти Святослава на Руси началась первая усобица, победителем  которой вышел Владимир (980-1015). В период его княжения шел интенсивный процесс  гос-ого строительства Киевской Руси. Владимир объединил практически все земли восточных славян, принял решительные меры по укреплению границ. В 981г. завоевал восточную Галицию. При Владимире под властью  древней Руси оказались литовское племя ятвягов, волжские булгары.

  При Владимире шел  интенсивный процесс становления  полит. строя киевской Руси. Главой гос. стал наследственный князь, который явл. и законодателем, и  военным предводителем, и верховным судьей  на территории всех русских земель. Велик. князь сажал своих сыновей  в др. города и земли, где они правили от его имени.

Важная роль в полит. системе древнерус. гос-ва принадлежала княжеской дружине, которая явл. не только военной силой, но и непосредственно участвовала в управлении гос-ом.           В 11в. значительно возрос международный авторитет Киевской Руси, власть великого князя. С середины 11в. князья стали самостоятельно назначать митрополита, пренебрегая мнением Византии; к великому князю стал применяться титул «царь». 

Внутренне устройство Древнерус. гос-ва, его соц.-эконом. структарадо сих пор в вызывает споры у историков. Однако, не смотря на ограниченность сведений, можнол говорить а том что в 11-12в. Киевская Русь была наделена основными атрибутами гос-ва. Важную роль в древнерусском общ-ве играла вотчина. Центром вотчины был княжеский или боярский двор. Во главе управления вотчиной стоял «огнищанин». На земле вотчины работали в разной степени зависимые крестьяне. Основную массу сельского населения составляли смерды, разорившиеся или обедневшие крестьяне – закупы. Они брали в долг и феодалов част урожая, скот, деньги и работали на него до возвращения долга.  Холопы и челядь были низшей категорией зависимого населения. Они фактически находились на положении рабов (пополнялись из числа пленников).

  Соц. структура общ-ва, состояние товарно-денежных отношений, высокий уровень развития культуры Древнерусского гос-ва опровергают господствовавший долгое вр. тезис о том, что Русь с момента зарождения значительно отставала в своем развитии  от Зап. Европы.      Однако, наряду с наличием общих тенденций с Европой, Древн. Русь имела ряд особенностей: 1.в древней Руси слабее шел процесс соц-классовой дифференциации. Крупные частные хоз-ва – вотчины были основаны на труде рабов и полусвободных и не играли ведущей роли в эконом. страны.   2. Основной ячейкой общ-го устройства была община.    3. Широкое развитие получило коллективное общинной управление.  Гос-во строилось на принципе общ-го договора  князя с народом.    4. В Древней Руси было много городов, но в отличие от Европы, где город был центром торговли, ремесла и культуры, у нас город явл. полит. центорм.      5. Всеобщее вооружение народа.

Со второй половины 11в  намечаются признаки феодальной раздробленности, а после смерти Ярослава Мудрого  в 1054 начинается период усобиц.  Однако внешняя угроза-набеги половцев- способствовала сохранению единства при правлении Владимира Монамаха (1113-1125), который правил Русью «от края до края». Единство Руси сохранялось и при его сыне Мстиславе (1125-1132). Однако после смерти  (1132) княжества вышли из повиновения Киеву  и начался новый этап истории нашего Отечества. Однако с исторической точки зрения судьбу Киев.ской Руси не стоит рассматривать как трагедию. Она стала колыбелью российской государственности и культуры, дала жизнь десяткам княжеств, которых в середине 12в. было 15, в начале 13в. – около 50, а в 16в. – 250.

 

 

4. Христианизация  Руси и ее социально-культурные  последствия.

При Владимире со всей очевидностью стала необходимость укрепления великокняжеской власти. Идеологической основой нового общества явилось христианство. Вместе с выполнением полит. функции христианство пропагандировало необходимые общ-ву и гос-ву моральные нормы, а так же способствовало развитию культуры.

В воде Владимир крестил  свою дружину.  Поначалу мы были ед. страной где не было религии. С точки зрения менталитета, образа жизни мы были ближе к исламу. Но когда он начал читать ислам и увидел запрет, что нельзя пить, он выбрал Восточное христианство.

  Христианство стало  распространяться за долго до официального крещения при Владимире. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. 1-я религиозная реформа Владимира предполагала упорядочить языческие представления Древ. Руси при помощи создания единого пантеона богов во главе с Перуном. Однако эта реформа не увенчалась успехом. Христианскими державами языческая Русь  воспринималось как варварское гос. интересы единства страны и признания Западом требовали общей мировой религии. Летопись содержит сведения о визитах в Киев масульманских, иудейских, православных,  католических проповедников. Решающую же роль сыграли прочные связи с Византией, и в 988г. Владимир  принял христианство в православном его варианте. С этого момента православие стало официальной гос-ой религией.

Крещение Руси  стало  важным и во много переломным рубежом. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни: от семейных отношений до общественных установлений. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общ-ва, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Принятие христианства начало включение Руст в европейский христианский мир. Однако то,  что христианство было принято в восточном, византийском варианте, имело значительные последствия для Руси.  Русское православие ориентировало чел. на духовное преображение, но при этом не давало стимула для соц. и общ-го прогресса.

  Принятие христианства  способствовало отторжению Новгорода  от балтийского культурного региона. Вместе с тем активнее стало проникать византийское  культурное влияние, что привело к усилению культурного размеживания Киевской Руси с западнославянскими соседями, воспринявшими христианство из Рима. Южная ориентированность Киевской Руси способствовала сближению церковных и культурных связей с Византией, а общая письменность- с Болгарией. Тесная связь с этими гос-ми была обусловлена и полит., т.к. явл. препятствием  для кочевников в причерноморских степях, откуда постоянно исходила угроза южнорусским землям.

 

5. Удельный период  в истории России и его последствия.  Новгород, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское.

Удельный (от слова удел) период установился на Руси в середине XII в. К этому времени окончательно сложилось крупное вотчинное  землевладение. В феодальных вотчинах, как и в отдельных крестьянских общинах, господствовало натуральное хозяйство, и только военная сила удерживала их в рамках единого государства. С развитием феодального землевладения у каждой земли появилась возможность отделиться и существовать как самостоятельное княжество. В вотчинах формировалось местное боярство, являвшееся главной экономической и политической силой того времени. Бояре были заинтересованы в сильной княжеской власти на местах, потому что это позволяло быстро решать разные вопросы, прежде всего держать крестьян в повиновении. Местные феодалы (бояре) все больше стремились к независимости от Киева, именно поэтому они поддерживали военную мощь своего князя. Можно сказать, что главной силой разъединения выступило боярство. А местные князья, опираясь на него, смогли установить власть каждый в своей земле. Впоследствии между боярством и князьями усилилась борьба за власть. В разных землях она носила разный характер.

      Раздроблению государства способствовала борьба за киевский “стол”. Запутанный порядок наследования был поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди на власть, - постоянным источником смут. Поиск выхода из этого положения привел князей на съезд в городе Любеч в 1097 г., где каждому из них было предложено передавать свой удел по наследству. Князья перестали воспринимать подвластные им земли как временные источники людских и материальных ресурсов и больше внимания уделяли нуждам своих вотчин. Власть получила возможность быстро реагировать на кризисные ситуации (набеги, мятежи, недород и т. п.). Роль Киева как общерусского центра уменьшилась. Изменились торговые пути, связывающие Европу с Востоком. Кроме того, усилилось давление кочевников, что привело к уходу земледельцев в более спокойные районы Руси.

В 1111г. Владимир Мономах осуществил поход на половцев и уничтожил  их.

     На некоторое время усобицы удалось остановить благодаря деятельности князя Владимира Мономаха (умирая он разделил гос-во и разделил между сыновьями, далее сын умирая делит свое гос-во и т.д.). На киевский престол он взошел, когда в 1113 г. умер великий князь Святополк. При жизни Святополк не был любим киевлянами, и его смерть подняла их на восстание. Напуганные бояре обратились с просьбой занять киевский “стол” к Владимиру Мономаху, поскольку он пользовался большой популярностью на Руси как руководитель многочисленных походов против половцев и активно выступал против усобиц. Время правления этого князя и его сына Мстислава было периодом восстановления единства Древнерусского государства. Однако единение было недолгим. Хронологически началом периода раздробленности историческая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Русь опять погрузилась в междоусобные раздоры. Они разгорелись с еще большей силой, так как реально существовали причины феодальной раздробленности: борьба князей за лучшие княжения и территории; самостоятельность бояр-вотчинников в своих землях; усиление экономического и политического могущества городов - центров княжеско-боярской власти и др.

Отсутствие внешних угроз  – 1 фактор распада.

     Складываются новые феодальные государства, к XIII в. возникают три заметных центра государственной жизни - Великий Новгород, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества.

Галицко-Волынская земля

На крайнем юго-западе Древней Руси находились Галицкая земля (в Прикарпатье) и Волынская земля (по берегам Буга). Эти земли часто называли Червонной Русью. Плодородные почвы способствовали раннему появлению здесь феодального землевладения.

Раньше всех процесс обособления  начался в Волынской земле  с центром во Владимире Волынском. Множество князей сменилось здесь, пока в 1134 г. не утвердился внук Владимира Мономаха - Изяслав. Он стал родоначальником местной княжеской династии. Позднее обособилась Галицкая земля. Междоусобная борьба разделяла Галич до 1199 г., когда владимиро-волынский князь Роман Мстиславич был провозглашен галицким князем. Так было создано единое Галицко-Волынское княжество.

Владимиро-Суздальская земля

Северо-Восточная Русь была далекой окраиной Древнерусского государства, ее окружали труднопроходимые леса. В XI—XII вв. активизируется миграция славян из Юго-Западной Руси, из новгородских земель в эти края. Столь массовое переселение связывают с половецкими набегами и ростом боярского вотчинного землевладения. Этот процесс приводил не только к увеличению числа сельских жителей, но и к появлению новых городов. 
  Первоначальной столицей этой земли был Ростов. Ярослав Мудрый основал Ярославль, тогда же в летописях впервые упоминается Суздаль. В 1108 г. Владимир Мономах основал на реке Клязьме город Владимир. Этот город был построен князем, поэтому вечевые традиции здесь не были прочными. В большой зависимости от воли князя были и бояре. Все это способствовало установлению во Владимиро-Суздальской земле сильной княжеской власти. 

Информация о работе Этносоциальные процессы евразийской древности. Основные факторы единства народов России