Информационно-коммуникационный комплекс России: региональные аспекты функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация, как страна с огромными природными и человеческими ресурсами, претендущая на лидерство в мировой экономике, не может не развивать ИКК, поскольку в современном мире информация и связь играют основополагающую роль не только в жизни людей, но и в экономике развитого государства в частности. Но поскольку в ИКК действует множество фирм и компаний различного масштаба и уровня и особенностью деятельности большинства из них является необходимость расходования значительных средств на научно-исследовательские работы, для них характерна более высокая степень неопределенности и рисковости при выполнении инвестиционных и инновационных проектов по сравнению с остальными отраслями отечественной экономики. Это вынуждает фирмы с инновационным типом деятельности (которой так не хватает современной российской экономике) с особой тщательностью подходить к выстраиванию своих рыночных стратегий, что требует особенного анализа и исследования не только сложившихся тенденций в мировом и российском ИКК, но и выделения перспективных технологий, формирующих новые рынки.

Содержание

Вступление………………………………………………………………………………………………...3
1.Сущность и значимость информационно-коммуникационного комплекса в развитии экономики России……………………………………………………………………………………………………...5
2.Характеристика структуры информационно-коммуникационного комплекса РФ……………….10
3. Особенности регионального размещения информационно-коммуникационного комплекса России…………………………………………………………………………………………………….18
4.Инновационный фактор в функционировании информационно-коммуникационного комплекса Российской Федерации………………………………………………………………………………….23
5. Перспективы развития информационно-коммуникационного комплекса РФ в условиях НТП………………………………………………………………………………………………………29
Выводы………………………………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Акат.doc

— 1.91 Мб (Скачать файл)

 

 

2.Характеристика структуры  информационно-коммуникационного комплекса России.

В структуру ИКК России входит множество компонентов. Сам комплекс включает в себя рынок услуг связи и передачи данных (телефонная связь, телеграфная, спутниковая связь, а также телевидение и радиовещание), рынок программного обеспечения и ИТ-услуг, радиоэлектронный комплекс, рынок страхования и рынок аудита и консалтинга на инфокоммуникационном рынке. (см. рис.1)

По уровню доступа к информационным технологиям Россия находится в верхней трети рейтинга (на 48-м месте из 159 стран), и это лучший результат среди стран СНГ. При этом темпы роста превосходят западные. Интенсивное внедрение современных информационных технологий в экономику, государственное управление, а также в разнообразные общественные процессы является важнейшей составляющей ускоренного развития России, структурных преобразований в экономике и реформы государственного управления. Это отражается в растущем внутреннем спросе на информационные технологии. К примеру, всего за три года, в период с 2000 по 2003 годы, рынок информационных технологий в России вырос почти вдвое – более чем до 6 млрд. долларов США и достиг к концу 2004 г. уровня 7,5 млрд. долларов США. [1, с. 12]

Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста, абсолютные объемы отрасли ИТ в России остаются скромными. Рынок ИТ составляет всего 1,4 процента от ВВП России. Для сравнения, в США объем рынка ИТ превышает 500 млрд. долларов, что составляет более 5 процентов от ВВП. При этом на российском рынке сохраняется сильный крен в сторону импортного аппаратно-технологического обеспечения, в то время как рынок услуг ИТ (в основном отечественных) составляет лишь 30 процентов от общего объема, а рынок программных продуктов – 14 процентов. [1, с.13] К тому же растет и рынок страхования в России: к примеру, отношение собранной страховой премии к ВВП в 3 квартале 2012 года составило 1,2% против 1,1% в 3 квартале 2011 года. Заметно выросла доля расходов населения на страхование в его общих расходах на конечное потребление – до 1,4% против 1,2% в 3 квартале 2011 года.

Рис.2. Структура информационно-коммуникационного комплекса России.

[10, с. 234]

 
 По положению основных игроков российский рынок сотовой связи в целом не отличается от мировых рынков: он представлен 3 основными федеральными игроками (МТС, Вымпелком (Билайн), МегаФон), где лидирующий оператор занимает рыночную долю по количеству абонентов от 30% до 45%. Лидером российского рынка традиционно остаётся МТС – на середину 2010 его доля в отрасли составляла 30,7%; далее следует – «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») с долей рынка в 22,9%; на третьем месте «МегаФон» с 22,8%. [9, с.27]

Особенностью рынка сотовой связи является высокий уровень конкуренции. Высказывается предположение, что в борьбе за потребителя, стремясь максимально снизить тарифы, сотовые компании могут стать конкурентами компаний другого сегмента рынка связи – компаний, обеспечивающих основную проводную связь. Таким образом, компании сотовой связи повышают свои конкурентные преимущества не за счёт понижения тарифов, а за счёт ориентации на определенные узкие сегменты потребителей и работы с ними.

Таблица 1. Крупнейшие операторы сотовой связи по данным J`son & Partners

Оператор

Всего абонентов (состояние на 31.09.2012)

1

МТС

68 911 104

2

Билайн

50 969 225

3

Мегафон

48 833 318

4

Tele2

17 900 000

5

Utel

5 757 080

6

CMAPTC

3 500 603

7

БайкалВестКом

2 780 698

8

НСС

2 770 000

9

ЕТК

3 400 000

10

Мотив (Екатеринбург-2000)

2 000 000

11

Новая Телефонная Компания

1 326 497


 

Следует заметить, что компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) не только занимает большую часть рынка на территории Российской Федерации, а также является активным игроком на рынке поглощений с начала 2000-х годов, все эти годы вкладывая значительные средства в скупку региональных компаний сотовой связи России и других стран. В частности, «Мобильными ТелеСистемами» были приобретены такие российские мобильные операторы как «Кубань GSM» и «Донтелеком» (2002 год), «ТАИФ-ТЕЛКОМ» и «Сибчелендж» (2003 год), «Примтелефон» (2004 год), «Горизонт-РТ», «РеКом», «Телесот-Алания», «Сибинтертелеком» (2005 год), «Дагтелеком» (2006 год), «Башсел» (2007 год). [19]

Украина была вторым после Белоруссии государством СНГ, куда МТС направила свои инвестиции. Выход на ёмкий украинский рынок был осуществлён в конце 2002 года, когда россияне объявили о приобретении 57,7 % компании «Украинская мобильная связь» (торговая марка UMC) за $194,2 млн. [20] На момент сделки компания, основанная в 1992 году, обслуживала около полутора миллионов абонентов; сделка была закрыта в начале 2003 года.

Помимо Украины, МТС вела достаточно активную экспансию, концентрируясь на рынках Армении, Киргизии, Белоруссии, Туркменистана и Узбекистана.

На территории Российской Федерации действует обширная сеть телевизионных каналов, которая является основным средством массовой информации. Главные информационно-развлекательные каналы: Первый канал, Россия-1, НТВ, РЕН ТВ, ТВ Центр, Мир, Пятый канал, Россия-2, Звезда; развлекательные каналы: СТС, ТНТ, Перец, Домашний, ТВ3, 2x2, Муз-ТВ, MTV Россия, Канал Disney; новостные каналы: Россия-24, МИР 24, РБК-ТВ, Евроновости и др. В Российской Федерации телевизионные каналы могут находится как в государственных, так и в частных руках. Например, государственные компании это:

Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК, каналы Россия-1, Россия-2 и др.), ОАО «Первый канал» (Первый Канал, Карусель, Телекафе и др.), Газпром-Медиа Холдинг (НТВ, ТНТ, Comedy TV и др.).

Частные телевизионные компании: Национальная Медиа Группа (Пятый Канал, Рен ТВ), РосБизнесКонсалтинг (РБК-ТВ), Ред Медиа (365 дней ТВ, Авто Плюс и др.)

С точки зрения развития телевизионного рынка в России важнейшим аспектом, характерным только для этого рынка среди всех других СМИ, является четкое разделение телевизионного пространства на национальную и региональную части, которые формировались параллельно, но значительно отличаются во взаимодействии с внешней и внутренней средой.

Графическое распределение по уровню развития региональных ТВ рынков можно наглядно представить в виде карты позиционирования на рисунке 3. По горизонтальной оси – результаты по первой классификации (характеристика рекламного рынка), по вертикальной – показатели вещательной составляющей.

В результате сравнения полученных групп между собой видна неоднородность развития рынка в области взаимодействия с обоими секторами клиентов. Этот дисбаланс обусловлен как кризисной экономической ситуацией в стране, так и спецификой исторического развития отрасли. Для каждой из полученных групп автором представлены меры, позволяющие игрокам рынка усилить свои позиции в выявленных проблемных областях.

Рис. 3. Распределение ТВ рынков на пересечении двух классификаций (по состоянию на 2011 г.) [6, с. 67]

Таким образом, при построении классификации самых крупных региональных теле-рынков были выявлены диспропорции в ряде городов между рекламной и телевещательной составляющей. Определение приоритетной маркетинговой стратегии телекомпании позволяет очертить комлекс маркетинговых инструментов, эффективность которых, однако, на каждом рынке различна из-за исторической изолированности развития локального ТВ.

Также необходимо отметить региональные особенности формирования ТВ-рынка, а также факторы, влияющие на результативность маркетинга той или иной телевизионной региональной компании. Для современной российской региональной телекомпании на телевизионном рынке определен состав маркетингового инструментария, состоящий из 6Р (product, place, promotion, price, people, partnership), который позволяет определить руководству стратегию выхода на рынок и извлечения максимальной прибыли. Из данных 6Р на телезрителей могут быть направлены только 3 из них: product, place, promotion. Ценообразование на рекламные услуги, процесс взаимодействия с бизнес-клиентами и персонал телекомпании не влияют на предпочтения телеаудитории. С точки зрения бизнес-сферы показатели объединяют 5Р: product, price, promotion, people, partnership. Если на рынке В2С основным результатом является увеличение объема аудитории, то на рынке В2В – объем денежных средств, поступивших от рекламодателей. Оценку последнему из инструментов – партнерство – в клиентоориентированной компании должен давать именно клиент. В случае с рынком ТВ – рекламодатель. Это единственный инструмент, для оценки результативности которого необходимо произвести исследования в среде клиентов.[6, c.71] Выделяется несколько факторов, требующих изучения, для региональной телекомпании (табл.2).

 

Таблица 2. Факторы, влияющие на эффективность связей «телекомпания-рекламодатель» [30, c. 71]

Факторы, влияющие на личностные отношения

Факторы, влияющие на эффективность кампании

1

Профессионализм сотрудников

Выделение и сопоставление целевой аудитории рекламодателя и телеканала

2

Доброжелательность сотрудников

Составление стратегии размещения

3

Доступность менеджеров

Составление прекампейна*

4

Ориентированность на клиента

Оперативность корректировки кампании в ходе ее проведения

5

Актуальность предоставляемой клиенту информации

Составление посткампейна, отражаю-щего результаты размещения на канале

6

Мобильность, постоянная on-line доступность ключевых сотрудников

Открытость и прозрачность информации о ходе прохождения кампании


Прекампейн - предварительная оценка эффективности рекламной кампании клиента на основе моделирования прогнозных рейтингов, составляемая до размещения в эфире. 

 

Телекомпании необходимо оценить эти факторы на предмет значимости факторов для рекламодателей и их присущности данному телеканалу. Чем больше будет разница между этими показателями, тем более важным и актуальным становится этот элемент во взаимосвязях с клиентами. Таким образом, совокупность данных факторов могут позволить маркетологам региональной телекомпании определить эффективность того или иного мероприятия. [6, c.73]

Значительное место на международном рынке также занимают российские разработчики программного обеспечения, такие как ЗАО «Лаборатория Касперского» (входит в пятерку ведущих мировых разработчиков программного обеспечения для защиты информации от интернет-угроз), ООО «Яндекс» (по популярности сайт yandex.ru занимает 20-е место в мире и 1-е место в России) и др.

Также нельзя не сказать об уже сформированном рынке социальных сетей, среди которых главными в России являются разработчики социальной сети «В Контакте» (vk.com – 20-ый по популярности сайт на планете) и «Одноклассники» (посещаемость сайта – 40 млн. посетителей в сутки).  [21,22]

В настоящее время в сфере ведения Департамента радиоэлектронной промышленности, включенной в состав информационно-коммуникационного комплекса, находится 372 предприятия, включенных в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В отрасли функционируют четыре крупные интегрированные структуры, построенные по принципу холдинговых компаний и объединяющих 118 предприятий. [12, с. 109]

Российская Федерация обеспечена достаточным уровнем развития IT-технологий и IT-сервиса, однако главными поставщиками IT-устройств и программного обеспечения на мировой рынок остаются страны Западной Европы, США, Япония, Китай, поскольку в России нет достаточного уровня квалифицированных кадров, нужного уровня IT-образования для студентов и школьников, и налаженного комплекса производства качественных устройств. К примеру, США принадлежит 70% мирового рынка программного обеспечения для ЭВМ, Японии – 12,6%, когда на Россию приходится всего лишь 3,8%. [8, c. 89].

Также в России производится огромное количество качественной электротехники, но не производятся компьютеры, телефоны, смартфоны и т.д.  60% телефонов, поставляемых на мировой рынок, производятся в Китае, из них американскими компаниями - 46%, тогда как даже в самой России количество телефонов собственного производства составляет менее 1%. [23,29]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Россия оснащена высоким уровнем обеспечения населения IT-услугами, но для увеличения потенциала развития стране необходимо развивать производство высокотехнологичных устройств, чтобы уменьшить долю импорта на российский рынок, начать обеспечивать население российскими продуктами, выводить на новый уровень организацию бизнеса, внедрять в современный бизнес интернет-технологии и информационные системы. Помимо этого, необходимо ориентировать население на использование высоких технологий во всех сферах жизнедеятельности, начать обеспечивать кадры не только в западной части страны, но и на всей территории России.

Информация о работе Информационно-коммуникационный комплекс России: региональные аспекты функционирования