Информационно-коммуникационный комплекс России: региональные аспекты функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация, как страна с огромными природными и человеческими ресурсами, претендущая на лидерство в мировой экономике, не может не развивать ИКК, поскольку в современном мире информация и связь играют основополагающую роль не только в жизни людей, но и в экономике развитого государства в частности. Но поскольку в ИКК действует множество фирм и компаний различного масштаба и уровня и особенностью деятельности большинства из них является необходимость расходования значительных средств на научно-исследовательские работы, для них характерна более высокая степень неопределенности и рисковости при выполнении инвестиционных и инновационных проектов по сравнению с остальными отраслями отечественной экономики. Это вынуждает фирмы с инновационным типом деятельности (которой так не хватает современной российской экономике) с особой тщательностью подходить к выстраиванию своих рыночных стратегий, что требует особенного анализа и исследования не только сложившихся тенденций в мировом и российском ИКК, но и выделения перспективных технологий, формирующих новые рынки.

Содержание

Вступление………………………………………………………………………………………………...3
1.Сущность и значимость информационно-коммуникационного комплекса в развитии экономики России……………………………………………………………………………………………………...5
2.Характеристика структуры информационно-коммуникационного комплекса РФ……………….10
3. Особенности регионального размещения информационно-коммуникационного комплекса России…………………………………………………………………………………………………….18
4.Инновационный фактор в функционировании информационно-коммуникационного комплекса Российской Федерации………………………………………………………………………………….23
5. Перспективы развития информационно-коммуникационного комплекса РФ в условиях НТП………………………………………………………………………………………………………29
Выводы………………………………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Акат.doc

— 1.91 Мб (Скачать файл)

Главенствующую роль в инновациях, помимо государственных и внешних инвестиций, играют технопарки и технополисы Российской Федерации, ведь именно они вносят главный вклад в развитие отечественной науки и бизнеса. Федеральным законом Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ было установлено создание инновационного центра «Сколково», первого в постсоветское время масштабного наукограда на территории России. За два года успешной работы были получены определенные результаты:

- За 2012 году Фонд одобрил выдачу грантов компаниям-разработчикам на общую сумму 3 млрд рублей

- Резиденты «Сколково» за 11 месяцев создали 131 объект интеллектуальной собственности при плане в 100 объектов.

- Число резидентов проекта к концу 2012 года составило 750 резидентов, при плане 500 компаний на 2012 год.

- В 2012 году компании-резиденты заработали на продаже созданной в «Сколково» интеллектуальной продукции 400 млн рублей, по прогнозу на следущий год эта цифра должна превысить 1 млрд рублей.

Был выполнен ряд проектов, в настоящее время внедряющихся в экономику страны:

- Создание опытного образца маневрового тепловоза с асинхронным интеллектуальным гибридным приводом «SinaraHybrid» (ТЭМ-9Н). Cумма гранта 35 млн руб. план продаж 8,4 млрд руб.

- Создание первого в мире интерактивного безэкранного(воздушного) дисплея Displair. На данный момент разработана бета-версия. Начало продаж — конец 2012 года

- Создание видеорасширения для систем распознавания речи RealSpeaker. Начало продаж годовых лицензий для физических лиц с марта 2013. Бета-версия программы доступна для скачивания на сайте разработчиков

- Резидент фонда компания Rock Flow Dynamics, разработала продукт для сложно построенных нефтегазовых месторождений. Пакет программ для гидродинамического моделирования пласта вызвал интерес и был куплен американским нефтегазовым гигантом Pioneer Natural Resources. [4, c.21]

На примере одного лишь инновационного центра можно увидеть, каких результатов добились российские производители, ученые, бизнесмены всего за два года. Ожидается резкий скачок инвестиций в данный наукоград, что приведет к еще большим результатам.

 

Степень распространения знаний является одним из основных факторов, определяющих возможность возникновения модели открытых инноваций Количество выданных патентов является одним из важнейших индикаторов инновационной активности экономики той или иной страны. Отчетливо прослеживается тенденция увеличения количества выданных патентов, то есть с каждым годом патентуется все большее количество инноваций. Данный факт говорит об усилении активности экономических агентов в сфере создания и внедрения инноваций, что означает увеличение общего объема знаний в экономике. Однако если сравнить количество патентов, выданных в 2008 году в Российской Федерации и в Соединенных Штатах Америки, а это 42138 и 157772 патента соответственно (патентов, выданных в США, на 374% больше), можно говорить о серьезном отставании России в сфере инноваций. [8, c. 46-49]

Рис. 6. Динамика выдачи патентов в Российской Федерации в 1999-2008 (штук). [8, с. 47]

 

 К тому же, в последние  годы в России намечается увеличение доли бюджета, направленной на развитие, разработку и внедрение инноваций. К примеру, в 2007 году затраты небольших компаний численностью сотрудников до 1000 человек на инновации составили 23,8% от всех затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, что практически соответствует аналогичному показателю в США (24%). Данный факт говорит о том, что в России имеет место общемировая тенденция по усилению роли небольших предприятий в сфере инноваций. Такая тенденция является одним из основополагающих факторов,  влияющих на возможность перехода к модели открытых инноваций, так как этот показатель косвенно информирует о степени монополизации знаний. Если небольшие компании делают крупные инвестиции в инновации и активно проводят исследования, то крупным компаниям становится все труднее конкурировать с начинающими фирмами и университетами за то, чтобы привлечь самых лучших, самых талантливых исследователей в свои научные лаборатории, а также за то, чтобы первыми производить внедрение инноваций. Однако для полноты картины необходимо учесть еще несколько тенденций в  изменении основных индикаторов инновационной активности. Так, одним из важнейших индикаторов активности экономических агентов в сфере инноваций является удельный вес организаций, осуществляющих исследования и разработки, в общем числе организаций, осуществляющих технологические инновации. В Российской Федерации для предприятий, относящихся к добывающим, обрабатывающим производствам, к производству и распределению электроэнергии, газа и воды, этот показатель достигает значения в 33,5% по состоянию на 2007 год, при этом в 1995 году этот показатель был равным 57,9%; для организаций, относящихся к предприятиям связи, предприятиям, чья деятельность связана с использованием вычислительной техники и информационных технологий – 15,1% (2007 год) и 16,7% (1998 год) [Прил. Б]. Эти данные говорят о тенденции к снижению доли предприятий, производящих исследования и разработки.

Еще одним фактором в продвижении инновационного подхода к развитию ИКК РФ является уровень развития рынка труда (уровень мобильности населения как косвенный показатель мобильности работников). Чем более мобильно население, тем быстрее знания, носителем которых оно является, могут перемещаться, тем чаще они могут быть использованы для создания инноваций. В Российской Федерации уровень мобильности населения в 2008 году составил 1,3%, а, к примеру, в США этот показатель равен 7,8%, что ровно в 6 раз больше, чем в России. Таким образом, население России является недостаточно мобильным, что затрудняет переход к модели открытых инноваций, так как знания распространяются недостаточно быстро. [4, c.54]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Перспективы развития информационно-коммуникационного комплекса РФ в условиях НТП

Бурный рост спроса на программные продукты во всем мире, связанный, в первую очередь, с развитием и распространением Интернета и систем электронной торговли и бизнеса, а также с внедрением новых поколений вычислительной техники, приведет к тому, что промышленно развитые страны физически не смогут обеспечить подготовку необходимого количества специалистов соответствующего профиля в нужный срок. Поэтому можно ожидать дальнейшее распространение практики оффшорного программирования в третьих странах. Наиболее прочные позиции здесь занимает Индия, Россия же может попытаться принять участие в освоении этого рынка.

Создание в России экспортной отрасли программного обеспечения сопряжено с решением целого ряда сложных экономических и административных проблем, а успех будет зависеть от активности и последовательности политики правительства в течение ближайших 5—10 лет. На начальном этапе это предполагает лидирующую роль правительства, которое должно найти средства и методы убеждения российских и зарубежных бизнесменов в своем намерении проводить серьезную долговременную политику в области развития ИТ.

Что касается рынка радиоэлектроники и производства IT-устройств, то здесь анализ состояния российских разработок и серийного производства электронной компонентной базы (ЭКБ), проведенный в 2005–2010 годах, показал, что отечественная электронная промышленность до последнего времени находилась в глубоком структурно-технологическом кризисе (рис.6). В аналогичном состоянии находились и тесно взаимосвязанные с ней предприятия радиопромышленности и промышленности средств связи. Основные причины такого положения – резкое падение спроса и соответственно объемов производства радиоэлектронной продукции, моральное и физическое старение технологического оборудования и основных фондов, нарушение сложившихся кооперационных связей, засилье иностранных комплектующих и зарубежной продукции. [7, c. 34]

 

Рис. 7. Современное состояние и этапы развития отечественной радиоэлектронной промышленности, а также прогноз на ближайшее будущее. [7, с. 35]

 

Развитие беспроводной связи в мире идет по пути применения новых технологий для увеличения пропускной способности, повышения качества связи, предоставления мультисервисных услуг, в частности таких, как доступ в Интернет, передача видеоинформации, различного вида данных с высоким скоростями и т. д. – то есть по пути создания беспроводных сетей широкополосного доступа. Сейчас на активной фазе жизненного цикла находятся сети поклонений 2,5/3G (рис.8). При этом сети поколений 2,5G уже давно введены в эксплуатацию и приближаются к концу своего жизненного цикла. В этой связи начинать новые разработки в области компонентной базы и базовых конструкций оборудования сотовой связи 2,5/3G экономически нецелесообразно. Вместе с тем, рынок мобильных телефонов этих поколений составляет более 90% от числа всех продаваемых сегодня сотовых телефонов, и их лидирующая позиция на рынке сохранится еще 5–10 лет. Учитывая это, а также доступность типовых модулей GSM/UMTS на рынке, в том числе российском (например, Wavecom или Siemens), возможно организовать в краткосрочной перспективе серийное производство отечественных сотовых телефонов поколений 2,5/3G на основе одного из типовых модулей. Особо следует подчеркнуть возможность интеграции в состав сотового телефона спутникового навигационного приемника ГЛОНАСС/GPS и организацию на основе этих телефонов новых сетевых информационно-навигационных сервисов, недоступных или не представленных в существующих сотовых сетях. При этом возможность получения таких сервисов может стать одним из главных конкурентных преимуществ данного телефона. Этот сегмент рынка обладает значительным объемом и весьма перспективен. Государство заинтересовано в появлении отечественного производителя средств мобильной связи и сделает все необходимое для создания соответствующих преференций нашим радиоэлектронным предприятиям. По нашей оценке, на этом сегменте рынка могут активно работать более 20 предприятий. [7, с. 46-49]

Рис. 8. Перспективы производства отечественных средств мобильной связи. [7, c.47]

 

В марте 2013 г.  правительство России утвердило прогноз долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2030 г., разработанный  Минэкономразвития по указу президента Владимира Путина, и затрагивающий, в том числе, и ИТ-рынок.

Власти спрогнозировали темпы развития и объем ИТ-рынка до указанного срока с учетом нескольких возможных сценариев развития российской экономики. В частности, Минэкономразвития выделило три основных сценария: консервативный (характеризуется умеренными долгосрочными темпами развития на основании активной модернизации ТЭК при относительном отставании в гражданских и высоких технологиях), инновационный (опирается на развитие транспортной инфраструктуры и высокотехнологичных производств наряду с модернизацией ТЭК) и целевой (форсированный) сценарий (характеризуется повышенной формой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого сектора и значительным притоком иностранного капитала).

При консервативном сценарии экономического развития к 2030 г. объем российского ИТ-рынка увеличится в 2,7 раза по отношению к показателю 2011 г. и достигнет 4102,6 млрд руб., а при инновационном сценарии – вырастет в 3,7 раза до 5640,4 млрд руб. [23]

 

Таблица 4. Основные показатели прогноза развития IT. [23]

 

В документе также приведены значения по отдельным сегментам ИТ-рынка на основе данных технологических платформ, в которых есть отличия от показателей, приведенных в отчете правительства РФ. В частности, техплатформы оценили объем российского рынка ПО за 2011 г. в 208,5 млрд руб. и прогнозируют его рост к 2020 г. до 858 млрд руб. [23]

 

 

 

Таблица 5. Прогнозные значения ИКК по данным технологических платформ. [8, с. 79]

Информационно-коммуникационные технологии

Сегмент рынка

2012 г. (млрд. руб)

Прогноз (целевой год)

Суперкомпьютеры

2,2

4,2 (2020 г)

Программное обеспечение

208,5

858 (2020 г)

Облачные технологии

0,02

21 (2020 г.)


 

Что касается рынка IT в России на ближайшие годы, то прогнозы экспертов неутешительны. Объемы рынка в сфере IT неукоснительно растут, однако темпы роста в последние годы существенно снижались, что может привести к замедлению иностранных инвестиций в данную сферу. [Прил Г,Д]. Однако ситуацию спасают государственные инвестиции и вмешательство правительства в дела IT-комплекса. Затраты на ИТ в России в 2011 году превысили $32,1 млрд. Основной объем рынка пришелся на домашних пользователей. Благодаря росту доходов населения, замедлению темпов инфляции, а также большей ценовой доступности многих ИТ-продуктов, домашние пользователи увеличили свои расходы на ПК, мобильные устройства и приложения, а также на ПО информационной безопасности. Однако, несмотря на замедление в темпах роста, отмечается, что российская экономика является одной из наиболее быстро растущих в регионе ЕМЕА. В 2011 году темпы роста расходов на ИТ в ряде отраслей превышали 20%. Высокие цены на сырье вместе с намерением правительства проводить модернизацию экономики страны служат главными гарантами инвестиций в ИТ в обозримом будущем.

По данным Минкомсвязи, в 2011 г. рынок ИТ увеличился на 14,6% и составил 649 млрд руб. В соответствии с информацией, предоставленной Минэкономразвития, рынок ИТ составил также 649 млрд руб., но увеличился на 6,6% по отношению к 2010 г. [23]

 

Выводы

Суммируя вышепредложенную информацию можно утвеждать, что информационно-коммуникационный комплекс России, кроме того, что является одной из наиболее перспективных и быстрорастущих сегментов в хозяйственном комплексе страны, еще и становится своего рода «флагманом» российской экономики, который ведет ее к новому экономическому укладу и выводит ее на инновационный путь развития. Данная концепция с успехом внедряется благодаря разумной экономической политике российского правительства, развивающемуся внутреннему рынку, растущему экспорту российской продукции, огромному человеческому потенциалу и увеличению прямых государственных и иностранных инвестиций.

  Качественное административное управление – основа стабильного и целенаправленного развития информационно-коммуникационного комплекса, которое обеспечивается руководствами крупных компаний, а также национальными ассоциациями, связанными с IT-технологиями. К тому же, правильную политику ведет правительство Российской Федерации, увеличивая финансирование технополисов и технопарков, и обеспечивая компаниям благоприятный финансовый и налоговый климат для разработки и внедрения инноваций, коммерциализации успешно выполненных проектов.

Однако, несмотря на рост данного сегмента российской экономики, нельзя не отметить недостаток качественной радиоэлектронной продукции, нехватку крупных компаний, занимающихся производством собственных устройств (мобильных, телекоммуникационных и др.) хотя бы для обеспечения внутреннего рынка и для удовлетворения нужд собственного потребителя. Несмотря на это, у российских предпринимателей сформировался собственная стратегия для выхода на внутренний, а в перспективе и на международный рынок, но для этого необходимо скооперировать усилия, развивать кластерную политику в сфере ИКК, а также привлекать иностранных инвесторов. Очевидно, что все предпосылки для создания сильного производства у России имеются.

Перспективы информационно-коммуникационного комплекса России заключаються в продолжении внедрения инновационной политики, как, впрочем, и в других сегментах отечественной экономики, то есть всестороннее использование собственного человеческого и природного потенциала. Максимально взвешенное  регулирование структуры и динамики развития отрасли, привлечение «умов» к развитию ИТ, стимулирование общества к стремлению внедрять инновации в бизнес и в повседневную жизнь, а также ориентирование на выход на международный рынок в ближайшем будущем.  

Информация о работе Информационно-коммуникационный комплекс России: региональные аспекты функционирования