Мимические невербальные компоненты коммуникации в деловом контексте
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 19:01, курсовая работа
Краткое описание
Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между участниками коммуникации посредством общей системы символов[10, с. 26].Выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. На долю общения посредством вербальной коммуникации приходится всего лишь 35% передаваемой информации. Остальные 65% составляют невербальные сообщения, то есть происходящие без использования слов.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОММУНИКАЦИИ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИМИЧЕСКИХ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ 6 1.1. СУЩНОСТЬ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 6 1.2. СТРУКТУРА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 8 1.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИМИЧЕСКИХ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ 10 ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 14 ГЛАВА 2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 15 2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 15 2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА. 18 ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 21 ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МИМИЧЕСКИХ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В СТАТУСНО-МАРКИРОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ. 22 ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3: 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Учреждение образования «Минский
государственный лингвистический университет»
Факультет межкультурных коммуникаций
Кафедра межкультурных коммуникаций
Белоус Дарья Владимировна
Мимические
невербальные компоненты коммуникации
в деловом контексте
Курсовая работа
Руководитель:
Васильева Елена Леонидовна,
доцент кафедры речеведения
и теории коммуникаций
кандидат филологических наук
Минск, 2014
Учреждение высшего образования
«Минский государственный лингвистический
университет»
Кафедра речеведения и теории
коммуникации
Утверждаю
Заведующая кафедрой
__________ Т.В. Поплавская
___________
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ
РАБОТУ
Студенту Белоус Дарье
Владимировне
1.Тема курсовой работы
Мимические невербальные компоненты
коммуникации в деловом контексте
2.Перечень подлежащих
разработке вопросов:
а) анализ невербальных компонентов
коммуникации;
б) систематизация представлений
о деловом контексте;
в) установление мимических
невербальных компонентов в деловом общении;
г) выявление особенностей употребления
мимических невербальных компонентов
в зависимости от статуса коммуниканта
.
3. Примерный календарный
график выполнения курсовой работы:
01.09.2013 – 01.11.2013 – согласование
темы курсовой работы; разработка задания
на курсовую работу, составление графика
консультаций с руководителем; составление
плана курсовой работы;
01.11.2013 – 01.01.2014 – завершение
изучения теоретической литературы по
теме курсовой работы; завершение сбора
и обработки эмпирического материала
для выполнения курсовой работы;
01.01.2014 – 01.03.2014 – дополнение
и корректировка теоретических
разделов курсовой работы, подготовка
текста третьей главы;
01.03.2014 – 01.04.2014 – доработка
текста курсовой работы, формулирование
выводов и обобщений по результатам исследования;
01.04.2014 – 15.05.2014 – завершение
технического оформления курсовой
работы; предоставление завершенного
текста курсовой работы руководителю;
получение отзыва руководителя и устранение
отмеченных недостатков.
4. Срок сдачи законченной
курсовой работы ___1.06.2014
Руководитель _______________
_Васильева Е.Л____
(подпись)
(ф.и.о.)
Подпись студента ___________________
Дата выдачи задания: ______________________
Оглавление
Введение
Коммуникация - в широком смысле
- обмен информацией между участниками
коммуникации посредством общей системы
символов[10, с. 26].Выделяют вербальную и
невербальную коммуникацию. На долю общения
посредством вербальной коммуникации
приходится всего лишь 35% передаваемой
информации. Остальные 65% составляют невербальные
сообщения, то есть происходящие без использования
слов.
Невербальное общение также
имеет место в деловой разговорной практике.
Эффективность делового взаимодействия
определяются не только тем, как понятны
слова собеседника, но и умением правильно
интерпретировать визуальную информацию,
т.е. мимику партнераили жесты. Именно
поэтому невербальная коммуникация является
значимой составляющей делового общения.
Цель данной курсовой работы:
выявить особенности употребления мимических
невербальных компонентов в деловой разговорной
практике.
Задачи курсовой работы:
анализ невербальных компонентов
коммуникации;
систематизация представлений
о деловом контексте;
установление мимических невербальных
компонентов в деловом общении;
выявление особенностей употребления
мимических невербальных компонентов
в зависимости от статуса коммуниканта
Объектом курсовой работы является
мимические невербальные компоненты в
процесс делового общения, а предметом
–сам процесс невербальной коммуникации.
Для проведения анализа мной
были использованы видеоматериалы с Интернет-
ресурса http://www.youtube.com/:
Видеоматериалы проведения
собеседования:
https://www.youtube.com/watch?v=pfDRjN32hoc
https://www.youtube.com/watch?v=4xHJHWOi0r8
https://www.youtube.com/watch?v=-ge7HtXjkC4
https://www.youtube.com/watch?v=trP1wKAT4yM
https://www.youtube.com/watch?v=onvrVZVkdUo
https://www.youtube.com/watch?v=xurJMyfocu0
https://www.youtube.com/watch?v=g3A-jZLVGBk
https://www.youtube.com/watch?v=Z0LiClRtqlE
https://www.youtube.com/watch?v=2wNLcuCRYAw
https://www.youtube.com/watch?v=o0Mp_0LADWk
Видеоматериалы проведения
деловых переговоров:
https://www.youtube.com/watch?v=RUWqfWwUPko
https://www.youtube.com/watch?v=QFcfw3ROZIY
https://www.youtube.com/watch?v=x4OeRvMVY2g
Видеоматериалы проведения
деловых бесед:
https://www.youtube.com/watch?v=TeYrfFumV8k
https://www.youtube.com/watch?v=v5X75-xSdI4
https://www.youtube.com/watch?v=0qsLkqncz-0
https://www.youtube.com/watch?v=nfP5N9Yc72A
https://www.youtube.com/watch?v=oPhKhTI0Lss
Глава 1. анализ невербальных компонентов
коммуникации.Использование мимических
невербальных компонентов в деловом общении
Сущность невербальной
коммуникации
Коммуникация - это взаимный
обмен информацией, предполагающий ориентацию
обоих участников на ответную открытость
партнера[6, с. 45]. Данный обмен информацией
проходит на двух уровнях: вербальном
и невербальном. Вербальная коммуникация
– это передача информации с помощью слов.
Она использует в качестве знаковой системы
человеческую речь. Речь является самым
универсальным средством коммуникации,
поскольку при передаче информации при
помощи речи менее всего теряется смысл
сообщения, при условии, что сохраняется
высокая степень общности понимания ситуации
всеми участниками коммуникативного процесса.
При помощи речи осуществляется кодирование
и декодирование информации: коммуникатор
в процессе говорения кодирует, а реципиент
в процессе слушания декодирует эту информацию[6,
с. 46].
В отличие от вербальной коммуникации,
невербальная коммуникация осуществляются
посредством языка телодвижений и параметров
речи. Невербальное общение - это "язык
жестов", включающий такие формы самовыражения,
которые не опираются на слова и другие
речевые символы. По данным известного
австралийского исследователя Алана Пиза,
передача информации происходит за счет
вербальных средств (только слов) на 10
%, звуковых средств (включая тон голоса,
интонации звука) - на 35 %, за счет невербальных
средств - 55 %[6, с. 59]. Таким образом, в процессе
коммуникативного акта большая часть
информации интерпретируется нами через
невербальные средства общения.
Невербальная коммуникация
не так сильно структурирована, как вербальная.
Не существуют общепринятых правил компоновки
жестов, мимики, интонации, при помощи
которых мы в состоянии однозначно передать
свои чувства. Такая передача зависит
от очень многих факторов и часто происходит
неосознанно.
Между вербальными и невербальными
средствами общения существует своеобразное
разделение функций: по словесному каналу
передаётся чистая информация, а по невербальному
- отношение к партнеру по общению [13, с.
87].
Ядро невербального поведения
составляют самые разнообразные движения
(жесты, экспрессия лица, взгляд, позы,
интонационно-ритмические характеристики
голоса, прикосновения), которые связаны
с изменяющимися психическими состояниями
человека, его отношениями к партнеру,
с ситуацией взаимодействия [13, с. 92].
В процессе невербальной коммуникации
люди получают различного рода информацию.
Во-первых, это информация о личности коммуникатора.
Она включает: сведения отемпераменте
человека, его эмоциональном состоянии
в данной ситуации, его самооценке, его
личностных свойствах и качествах, его
коммуникативной компетентности (то, как
он вступает в межличностный контакт,
поддерживает его и выходит из него), его
социальном статусе, его принадлежности
к определенной группе или субкультуре.
Во-вторых, это информация об отношении
участников коммуникации друг к другу.
Она включает сведения о: желаемом уровне
общения (социальная и эмоциональная близость
или отдаленность), характере отношений,
динамике взаимоотношений (стремление
поддерживать общение, прекратить его,
"выяснить отношения" и т.д.). В-третьих,
это информация об отношении участников
коммуникации к самой ситуации, позволяющая
им регулировать взаимодействие. Она включает
сведения о включенности в данную ситуацию
(комфортность, спокойствие, интерес) или
стремлении выйти из нее (нервозность,
нетерпение и т.д.) [6, с.80].
Структура
невербальной коммуникации
Важнейшей особенностью невербальной
коммуникации является то, что она осуществляется
с помощью всех органов чувств: зрения,
слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый
из которых образует свой канал коммуникации.
На основе слуха возникает акустический
канал невербальной коммуникации, по нему
поступает паравербальная информация.
Смысл коммуникации зависит от проявления
уровня ритма, интонации и тембра голоса,
которые используются для непосредственной
передачи высказывания [5, с. 279].
На основе зрения складывается
оптический канал, по которому поступает
информация о мимике и телодвижениях (кинестетике)
человека. Главными элементами кинесики
являются мимика, позы, жесты и взгляды,
имеющие физиологическое или социокультурное
происхождение. Применяемые жесты должны
пониматься однозначно, поскольку при
неправильном толковании жестов могут
возникнуть недопонимания [5, с. 125].
Проксемика – вид невербальной
коммуникации, основанный на использовании
пространственных отношений. Данный вид
коммуникации подразумевает непосредственное
влияние расстояний и территорий на проявление
межличностных отношений между людьми.
В результате проведения некоторых исследований
были выявлены четыре зоны невербальной
коммуникации пространственного типа:
интимную, личную, социальную и публичную
[5, с. 214].
На основе осязания работает
тактильный канал. Было установлено, что
при общении все люди используют разнообразные
типы прикосновений к тем собеседникам,
которые находятся в непосредственной
близости. Различные виды прикосновений
носят разный характер и имеют различную,
отличную от прочих эффективность и значимость.
Тактильное поведение условно может делиться
на следующие типы: профессиональные,
ритуальные, дружеские и любовные. Каждый
тип прикосновения необходим человеку
для ослабления или усиления процесса
коммуникативной связи [5, с. 159].
Хронемика - это использование
времени в невербальном коммуникационном
процессе. Для общения время является
не менее важным фактором, чем слова, жесты,
позы и дистанции. Восприятие и использование
времени является частью невербального
общения и весьма существенно отличается
в разных культурах [5, с. 237].
Сенсорика– является одним
из видов невербальной коммуникации, в
основе которого лежит чувственное восприятие
всеми культурами. Отношение к партнеру
складывается на ощущении органов чувств:
запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых
и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника
и тепла, исходящего от него[5, с. 187].
Не вызывает сомнений, что с
помощью слов мы получаем самую разнообразную
информацию, в том числе и ту, которая свидетельствует
о культуре собеседника. В то же время
информацию о том, какой это человек, что
он собой представляет, мы получаем через
мимику, жесты, интонации. С помощью мимики,
жестов, поз выражаются душевная энергия
человека, движения, симптомы (например,
побледнение илипокраснение лица). Тот,
кто хочет правильно понимать своих партнеров
по общению, должен, прежде всего, изучить
различные средства выражения и уметь
их корректно и адекватно интерпретировать
[4, с. 159].
1.3. Использование мимических
невербальных компонентов в деловом общении
Мимика представляет собой
все изменения выражения лица человека,
которые можно наблюдать в процессе общения.
Она является важнейшим элементом невербальной
коммуникации. Лицо партнера по общению
приковывает наше внимание, поскольку
выражение лица позволяет получать обратную
связь о том, понимает нас партнер или
нет. Именно мимика позволяет выразить
все универсальные эмоции: печаль, счастье,
отвращение, гнев удивление, страх и презрение.
Считается, что в выражении лица участвуют
55 компонентов, сочетание которых способно
передать до 20000 смыслов [8, с. 58]. И хотя
каждое выражение является конфигурацией
всего лица, основную информативную нагрузку
несут брови и губы.
В деловой коммуникации мимика
используется для:
усиления речевого высказывания;
воздействия на собеседника;
формирования впечатления о
себе и своей позиции в разговоре;
маскировки собственного психического
состояния и отношения к происходящему[10, с. 150].
Мимика динамична и, как правило,
отражает:
отношение говорящего к произносимым
словам: их значимость для говорящего,
веру в то, что он говорит, как сам понимает
то, что говорит, как понимает слушающего
и др.;
психические состояния говорящего:
радость, удовлетворение, внимательность,
скуку, досаду, усталость, удивление, волнение,
напряжение, гнев, растерянность и пр.;
отношение к собеседнику: безразличие,
уважение, сочувствие, доброжелательность,
пренебрежение, разочарование и др.;
отношение к самому себе и своим
действиям: внимательность, волевую собранность,
решимость, непреклонность, неуверенность
в себе, растерянность, самодовольство,
подготовку к какому-то действию и
прочее[6, с. 117].
По мимике говорящего партнеры
по общению, особенно в деловых контактах,
обычно пытаются «читать лицо», понять
не только текст, но и подтекст, угадать
за словами скрытый, действительный их
смысл. Ведь в деловом общении участвуют
обычно малознакомые люди, которые недостаточно
знают друг друга. Деловое общение направлено
на достижение определенного результата.
Достижению этого результата способствует
умение интерпретировать мимические сигналы
партнера.
Во время проведения деловых
переговоров или бесед мы главным образом
обращаем внимание на глаза собеседника.
Они занимают центральное положение, а
также через зрительный анализатор проходит
87% всей информации (9% проходит через слуховой
анализатор, 4% - информация, поступающая
в мозг через остальные органы чувств)
[11, с. 231].