Мимические невербальные компоненты коммуникации в деловом контексте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между участниками коммуникации посредством общей системы символов[10, с. 26].Выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. На долю общения посредством вербальной коммуникации приходится всего лишь 35% передаваемой информации. Остальные 65% составляют невербальные сообщения, то есть происходящие без использования слов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОММУНИКАЦИИ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИМИЧЕСКИХ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ 6
1.1. СУЩНОСТЬ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 6
1.2. СТРУКТУРА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 8
1.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИМИЧЕСКИХ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ 10
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 14
ГЛАВА 2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 15
2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 15
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА. 18
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 21
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МИМИЧЕСКИХ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В СТАТУСНО-МАРКИРОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ. 22
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3: 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 75.25 Кб (Скачать файл)

Таким образом, после просмотра всех видеоматериалов проведения переговоров можно установить, что наиболее частотными мимическими компонентами являются поджатие губ(20 случаев), поднятие бровей(20), облизывание губ(19).

Отдельно следует отметить видео проведения переговоров в стрессовой ситуации. В случае, когда одна из сторон настроена отрицательно по отношению к другой стороне. Для примера мной было взято видео проведения переговоров в неизвестной компании. В переговорах участвовало 5 человек(2 человека с одной стороны и 3 человека с другой стороны). Представители одной из сторон вели себя некорректно, выходя за рамки деловой этики. Примером этого может служить обращение к противоположной стороне на «ТЫ», перебивание партнеров, чрезмерная жестикуляция.

Мимическое поведение характеризуется использованием следующих мимических компонентов:

  • Сведение бровей – 17 раз (когда говорящий предоставляет данные, когда один из партнеров смотрит на другого в ожидании ответа)
  • Расширение ноздрей – 15 раз (когда один из партнеров смотрит на другого в ожидании ответа,  )
  • Сужение глаз – 13 раз (когда один из партнеров слушает статистику, содержащую данные)
  • Округление глаз – 14 раз (когда один из партнеров перебивает другого)

Коммуникация в видео осуществлялась в основном между представителем одной стороны и двумя представителям другой стороны.

В стрессовой ситуации проведения переговоров с агрессивно настроенными партнерами наиболее часто используются расширение ноздрей(14 раз),  сведение бровей к переносице(17 раз) и расширение ноздрей(15 раз).

В заключительно части я хотела бы проанализировать использование мимических компонентов во время проведения деловых бесед. В качестве примера для деловых бесед я взяла видеоматериалы проведения заседаний и собраний в компаниях. Общее количество просмотренного материала составило 186 минут. Во время просмотра видеоматериалов было установлено 128 случаев использования мимических компонентов.

По результатам видеозаписей можно установить, что деловые беседы проходят в несколько этапов. На каждом этапе деловой беседы у участников проявлялись определенные мимические компоненты.

 Начало беседы: вступление в контакт (сужение бровей – 17 раз), постановка проблемы и передача информации (облизывание губ – 20 раз, ), аргументирование (сведение бровей к переносице – 14 раз), опровержение доводов собеседника (поднятие бровей – 11 раз), принятие решения (сведение бровей к переносице – 13 раз), фиксация договоренности (расширение ноздрей – 9 раз), выход из контакта (легкая полуулыбка, поднятие уголков губ – 12 раз).

В ситуации проведения совещания в компаниях, главным фактором определяющим стиль и характер общения является статусное положение участников коммуникации. Во всех просмотренных видео проводящий совещание человек является главой компании. Он использует следующие мимические компоненты:

    • Поднятие бровей вверх – 20 раз (во время перечисления задач для обсуждения)
    • Полуулыбка, поднятие уголков губ – 14 раз (когда один из работников компании, докладывающий информацию, смотрит на проводящего собеседование)
    • Сужение глаз – 11 раз (когда слушает вопрос от участника совещания)

В целом, нужно отметить, что мимическое состояние проводящего совещание меняется на разных этапах его проведения. Во время рассказа, постановки задач и вопросов, проводящий собеседование использует мимические компоненты большее количество раз, чем во время прослушивания информации (во время рассказа – 28 случаев использования, во время прослушивания информации – 14 случаев использования).

Данная тенденция относится и к участникам совещания. В начале совещания, когда следует этап постановки задач, было замечено 28 случаев использования мимических компонентов. В ходе совещания было установлено 13 случаев использования мимических компонентов.

В процессе проведения совещаний, их участники использовали следующие мимические компоненты:

    • Сведение бровей к переносице – 15 раз (мужчины – 8, женщины - 7)
    • Облизывание губ – 11 раз (мужчины – 4, женщины – 7)
    • Поджатие губ – 23 раза (мужчины – 11, женщины – 12)
    • Затяжное моргание – 13 раз (мужчины – 5, женщины - 7)

Как и в предыдущих формах делового общения, в проведении деловых бесед прослеживалась тенденция разного количества использования мимических компонентов у представителей разных полов. Таким образом, можно сделать вывод о том ,что мимическое поведение женщин более развито, чем мимическое поведение мужчин.

 

 

Выводы к Главе 3:

Всего в исследовании было проанализировано 18 видеозаписей на английском (10) и русском языке(8), общая длительность которых составила 334 минуты 65 секунд. Видеоматериалы содержали такие формы делового общения как собеседование при приеме на работу, деловые переговоры и деловые беседы. В результате анализа видеоматериалов было установлено 543 случая использования мимических невербальных компонентов. 305 мимических компонентов наблюдалось в видео проведении собеседования при приеме на работу, 110 мимических компонентов в видео проведении деловых переговоров и 128 мимических компонентов в видео проведения деловых бесед.

В проведении собеседования при приеме на работу было установлено использование 158 случаев мимических компонентов у претендентов на должность и 147 случаев использования мимических компонентов у проводящих собеседование. Коммуникация осуществлялась в условиях статусного неравенства.

В проведении деловых переговоров было выявлено 6 мимических компонентов в 110 случаях, коммуникация в данных случаях проходила в условиях равного статуса партнеров.

Во время проведения деловых бесед главой заседаний и проводящим совещание было использовано 3 мимических компонента в 45случаях. Участники деловых бесед использовали 4 мимических компонента в 83 случаях.

Также следует отметить, что в процессе анализа была выявлена следующая тенденция: мужчины в среднем используют меньше мимических компонентов, чем женщины. Это касается всех анализируемых форм делового общения.

Заключение

 

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Оно содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, соперниками и конкурентами.

Во время делового общения помимо вербальных средств, используются  невербальные средства. В работе был сделан акцент на использовании мимических компонентов в процессе делового общения. На их проявление оказывают влияние физиологические и психические особенности. Каждый человек в процессе делового общения ведет себя по-разному, однако у всех участников выделяется набор общих мимических компонентов.

Таким образом, проанализировав примеры проведения собеседования, деловых бесед и переговоров можно сделать вывод о том, что в данных видах делового общения большое значение играет использование и интерпретация мимических компонентов. По результатам просмотренных видеоматериалов можно выделить мимические компоненты, используемые всеми участниками коммуникации. К таким компонентам относятся Сведение бровей к переносице, поднятие бровей, сужение глаз, расширение ноздрей, поднятие уголков губ, облизывание и поджатие губ.

Как отмечалось в главе 2 коммуникация в деловом контексте происходит под влиянием фактора статуса ее участников. В видеоматериалах были проанализированы случаи коммуникации в условиях равного статуса коммуникантов (проведение переговоров) и в условиях неравного статуса коммуникантов(проведение собеседований и проведение совещаний в компаниях).

Вышеперечисленные результаты подтверждают данные о важности невербальной стороны коммуникации в установлении доверительного контакта в процессе делового общения. Данные подчеркивают важность мимических компонентов в  деловой разговорной практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Аминов, И.И. Психология делового общения/ И.И. Аминов. – М : Омега-Л, 2006. – 304 с.
  2. Бороздина,Г.В.Имидж делового человека / Г.В. Бороздина //Психология делового общения : учеб.пособие /Г.В. Бороздина. – М: «Деловая книга», 1998. – Гл. 7. – С. 57-60.
  3. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 295 с.
  4. Бабосов, Е.М.  Общая социология / Е.М. Бабосов. – 2-е изд. – Минск. : ТетраСистемс, 2004. – 640 с.
  5. Бутовская, М.Л. Язык тела: природа и культура / М.Л. Бутовская. – М. : Научный мир, 2004.  – 440 с
  6. Василик, М.А. Основы теории коммуникации :учеб.пособие/ М.А. Василик : под ред. проф. М.А. Василика. – М.:Гардарики, 2003. – 615 с.
  7. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов. – М.: «Наука»,1980. – 238 с. 
  8. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения / Ю.М. Жуков. – М. : Знание, 1988. – 157с.
  9. Карасик, В.И. Язык социального статуса / В.И. Карасик. – М.: Ин-т языкознания РАН;Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992. – 330 с.
  10. Кнапп, М.Л., Невербальные коммуникации / М.Л. Кнапп – М.: «Наука», 1978. – 308 с.
  11. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учеб.пособие для студентов вузов /А.С. Ковальчук. –  3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004. - 256 с.
  12. Кукушин, В.С. Психология делового общения: Учеб.пособие / В.С. Кукушин. - М.: Ростов н/Д: ИКЦ “МарТ”, 2003. - 368 с.
  13. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: «Смысл», 1997. – 239 с.
  14. Морозов, В. П. Искусство и наука общения / В.П. Морозов.   – М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. – 189 с.
  15. Поваляева, М.А. Невербальные средства общения / М.А. Поваляева, О.А. Рутер ; под. ред. М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

 

 


Информация о работе Мимические невербальные компоненты коммуникации в деловом контексте