Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:20, реферат
Коммуникация – явление универсальное, поэтому её проблемами занимаются многие науки – социально-гуманитарные, естественно-научные и технические. В последнее десятилетие в нашей стране стала обретать статус академической науки теория коммуникации, но пока у исследователей нет единого мнения относительно предмета и объекта новой науки.
Введение 3
Вопросы с 1-30 4
Заключение 40
Список литературы 41
Декодирование сообщения – это перевод его на язык получателя. Декодирование определяется личным восприятием получателя, его способностью распознавать и интерпретировать коды, использованные для передачи идеи. Поэтому декодирование носит в определенной степени субъективный характер.
Получатель (адресат) – лицо или группа лиц, принимающих сообщение. Принимающий сообщение, вне зависимости от его реакции, – неотъемлемый элемент коммуникации, без него коммуникации нет. Реакция получателя определяет результативность коммуникации. Успех или результат коммуникации может быть различным. Сообщение может создать или изменить отношение публики к предмету коммуникации. Обратная связь, позволяющая оценить результативность сообщения, часто игнорируется практиками ПР.
Предполагается, что результат коммуникации должен быть адекватен ее целям тот результат обычно выражается следующим образом: изменением в знаниях получателя информации; изменением в представлениях, установках, убеждениях получателя информации; изменением поведения получателя информации.
http://kurs.ido.tpu.ru/
8. коммуникативный процесс
Коммуникация – это механизм, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений. Процесс коммуникации служит основой формирования групповых норм, т. е. тех средств, посредством которых осуществляется социальный контроль, распределяются социальные роли, достигается координация усилий, ожидания приобретают конкретные черты и происходят общественные процессы. Коммуникация также понимается как совместное пользование информацией, которую люди получают в результате общения.
Научить осуществлять коммуникацию сложно. От обучаемого требуется способность понимать и реагировать на суть сообщения, стремления людей групп, организаций и обществ. Способность понимать человеческие взаимоотношения имеет крайне важное значение. Человек, находясь в обществе, как правило, склонен к приобретению взглядов, точек зрения и привычек тех людей, с которыми заинтересован в общении. Коммуникативные процессы выполняют в социокультурной среде ключевую роль, так как именно в ходе коммуникативных процессов создаются разделяемые индивидами представления, символы, мнения, которые могут воплощаться в образцах поведения, ценностях, нормах. Коммуникативные процессы – это среда для передачи культурного опыта в знаках, поведении, ритуалах и т. д. Различаются межличностные и межгрупповые коммуникативные процессы. На одном полюсе находится взаимодействие двух и более индивидов, полностью детерминированное их межличностными связями и индивидуальными характеристиками и полностью независимое от групп и культурных категорий, к которым они принадлежат. Другому полюсу соответствует взаимодействие между двумя или более индивидами (или группами индивидов), полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам и категориям и независимое от межиндивидуальных личностных связей. Коммуникативный процесс неизбежно порождает коммуникативную ситуацию, поскольку коммуникации влияют на социальное окружение и сами испытывают его влияние. Коммуникативный процесс создает не только понимание отношений между адресантом и адресатом, но и требует большого социального контекста, в рамках которого совершаются коммуникации. Одним из важных факторов социального контекста, влияющим на коммуникации, является коммуникативная ситуация. Коммуникативная ситуация – это совокупность обстоятельств, положение и обстановка, в которых совершается коммуникативный процесс. Коммуникативные ситуации подразделяют на индивидуальные и массовые. Массовые коммуникативные ситуации реализуются в процессе влияния социальной группы на характер поведения и поступки индивида. Социальное окружение индивида имеет крайне важное значение, так как его мнение и поведение в рамках группы влияет на восприятие им коммуникационного процесса. Принятые нормы и условности общественной жизни самым непосредственным образом влияют на характер коммуникации. Практика показывает, что даже в случае, когда информация поступает непосредственно к рядовым членам группы, они обращаются к лидерам группы за разъяснением. Можно, очевидно, говорить о роли лидеров как своеобразного «фильтра» в ходе коммуникационного процесса. Принятие решений чаще происходит под влиянием мнения других людей, чем под воздействием, например, средств массовой информации. Личность, пользующаяся авторитетом, – очень важный источник воздействия. При этом необходимо учитывать, что большему влиянию люди поддаются со стороны представителей своей социально-экономической страты, тех, с кем они непосредственно общаются. В небольших группах, где устанавливаются очень прочные межличностные связи, наблюдается весьма высокий уровень общности взглядов и мнений, крайне редко отмечается выделение каких – либо особых мнений, тем более действий, идущих вразрез с поведением большинства. Вместе с тем лидеры группы более подвержены влиянию со стороны внешних источников воздействия.
9. проблема обратной связи в коммуникативном процессе
Обратная связь - это отклик на услышанную информацию. Сообщение отсылается обратно отправителю, оно показывает, как информация воспринята, понята ли она, согласен ли адресат с ней.
Обратная связь нужна для того, чтобы оценить, в какой степени сообщение было понято. Она может служить значительному росту эффективности процесса коммуникации.
В межличностных коммуникациях обратная связь очевидна.
Форма обратной связи может быть вербальной и невербальной, то есть это могут быть не только слова, но и жесты, взгляды, мимика.
Обратная связь может
быть неэффективной в двух случаях:
если она оказывается
Трудности с получением обратной связи могут возникать и тогда, когда выбрана прямая форма обратной связи. Например, если она содержит негативную информацию и даёт общую оценку. Именно такая обратная связь вызывает ссоры в повседневном общении.
Как показывают исследования, негативная обратная связь усиливает защитные механизмы человека, под воздействием своих тревог он не может адекватно воспринимать информацию. Негативная обратная связь часто порождает ответную негативную «ты-концепцию» по отношению к коммуникатору обратной связи («Сам такой»).
На эффективность обратной связи оказывается влияние её неотсроченность. Если она высказывается непосредственно после коммуникации, то является более полезной. Отсроченная информация может со временем искажаться.
10. барьеры в процессе коммуникации
Люди реагируют не на сообщение, которое произошло, а на то как воспринимается происходящее событие (первое впечатление, эффект проекции, эффект порядка-больше доверие к той которая первая).
Семантические барьеры- вербальная форма общения. Невербальные барьеры- визуальный, акустический, тактильный. Барьеры возникающие при плохом слушании. Отсутствие точности плохого запоминания. Некачественная обратная связь, логические барьеры – непримиримость (уровень операций, мыслительной деятельности людей). Стилистический барьер-при несоответствии речи коммуникации и ситуации общения или стили речи и актуальность психологического состояния реципиента. Социальные барьеры, психологические барьеры (настроение), технологический барьер.
Микробарьеры – связаны с внешней средой. (разнообразие носителей, доступ к источнику информации). Причины: особенности интеллекта, религиозные различия, в отличие аудитории, тех. Средства(СМИ).
11. социологические доминанты в процессе коммуникации.
Положение о том, что коммуникация,
как и язык, социально обусловлена,
стало аксиомой. Самым сильным доводом
при этом является не особая теоретическая
аргументация, а признание социальной
природы коммуникации как онтологически
обусловленной данности - коммуникация
рождается и функционирует в обществе,
развивается и видоизменяется вместе
с ним. Ни одна новая социальная реалия
или сдвиг в социальной оценке взаимоотношений
людей не ускользает от фиксации в живом
языке, который в своей основной, коммуникативной
функции является связующим звеном между
индивидами как членами общества. Если
общество распадается или насильственно
уничтожается, то в первую очередь прерывается
процесс коммуникации на данном языке,
который затем исчезает навсегда вместе
с последними представителями отдельных
социальных групп этого общества. Так
ушли в небытие языки многих индейских
племен. И только те языки, которые имели
развитую письменность, остановившись
в своем развитии и перейдя в категорию
мертвых языков, могли еще долго сохраняться
в состоянии своеобразного анабиоза. Латынь
вплоть до XYIII в. служила средством научного
общения в Европе и сохранилась до сих
пор в католической церкви в специальной
культовой функции. Один из древнеиндийских
языков - санскрит, помимо культовой функции,
выполняет и собственно коммуникативную
функцию в среде брахманов. Совершенно
уникальна судьба древнееврейского языка,
История свидетельствует о том, что отношения
между языком и коммуникацией складываются
по-разному: либо они гармонично соотносятся
как сущность и явление, либо исчезают
вместе бесследно, либо коммуникация как
естественный процесс общения сокращается
и сводится к актуализации специализированных,
культовых функций языка, который сохранился
или в письменной форме, или в форме обрядовых
песнопений. Результаты эмпирических
исследований коммуникации подтверждают
тезис о социальной обусловленности языка
и коммуникации - зафиксированы и систематизированы
различные признаки в речи представителей
разных социальных групп. В социолингвистике
установлены типовые взаимосвязи языка
и общества - социальная дифференциация,
интеграция и интерференция языков, определены
виды социальной вариативности языка
- стратификационная и ситуативная. В психолингвистике
выявлены факторы, обусловливающие социальные
нормы речевой деятельности. Социологическая
доминанта - это социально обусловленная
и доминирующая характеристика коммуникации,
которая нормативно закреплена в речевом
этикете и имеет статус категории. Выделение
социальных доминант коммуникации позволит
создать базу для сравнительного изучения
коммуникативных систем в синхронии и
диахронии и выявить механизм взаимодействия
социологических и психологических факторов,
доминирующая роль которых в естественной
коммуникации сильно варьируется. Все
многообразие социологических доминант
можно представить в четырех группах -
стратификационной, ситуативной, оценочной
и функциональной. http://stud24.ru/sociology/
12. психологические доминанты в процессе коммуникации
Доминанта является важным
принципом работы мозга. Это понятие ввел
А. Ухтомский. Доминанта (то есть преобладание)
– это акцентирование на самой важной
реакции данного момента и одновременное
торможение остальных реакций. Как и привычки,
доминанта является проявлением инстинкта
самосохранения. Например, если человек
очень хочет есть, ни о чем, кроме еды, он
думать не сможет. Но если в это время произойдет
какое-либо важное событие, неважно, радостное
или печальное, но вызывающее более сильные
эмоции, мысли о еде отступят на второй
план. Важно отметить, что доминантный
очаг возбуждения имеет тенденцию подавлять
остальные очаги. То есть чем больше человек
хочет есть, тем ярче у него будет выражаться
реакция на произошедшее событие. У людей
доминант- это потребности не только физиологические,
которые совпадают с потребностями животных,
но и эстетические, познавательные, нравственные.
Любая из этих потребностей может стать
доминантой. Их наличие само по себе не
является противоестественным, однако
когда человек подчиняет свою волю достижению
той или иной потребности, существует
риск зацикливания. Например, если человек
все силы тратит на то, чтобы стать самым
богатым, он становится трудоголиком,
сводит на нет общение с другими людьми,
забывает друзей и семью. Опасны прежде
всего те доминанты, которые не имеют логического
завершения. Невозможно заработать всех
денег, стать самым успешным, богатым,
красивым. Действие доминанты прекращается
лишь когда она удовлетворяется. Если
доминанту нельзя прекратить естественным
путем, человек живет только одной целью,
в результате чего развиваются неврозы
и психические расстройства. Еще одной
важной особенностью доминант является
то, что человек видит мир через них, а
не объективно. Одержимый доминантой
предъявляет к самому себе и окружающему
миру невыполнимые требования, которые
впоследствии грозят неврозами. Три таких
требования привел психотерапевт А. Эллис.
Я должен быть лучше всех, делать все лучше
всех, быть самым богатым, самым успешным,
самым красивым. Аскетом может стать далеко
не каждый, только единицы способны быть
счастливыми, отказавшись от благ цивилизации.
Интересно, что многочисленные заболевания,
и не только психические, возникают лишь
в мирное время. В период войн число невротиков
падает до нуля, а вот в послевоенные годы,
когда голод уже позади, болезни вспыхивают
с удвоенной силой. http://www.rsd.in.ua/topic/8-%
13. язык как средство коммуникации
Язык определяет сущность языкового сознания человека, составляющего основу языковой личности определенного этноса. Объединение всех специфических элементов этнического, языкового и культурного сознания и коммуникативной деятельности языковых личностей конкретного этноса составляет коммуникативное пространство отдельных языковых личностей, включенных в общее коммуникативное пространство этноса и наполненных доступными для понимания смыслами. В то же время каждый из участников межкультурной коммуникации, являясь языковой личностью, наполненной общедоступными смыслами своего этнического коммуникативного пространства, имеет определенные убеждения, которые составляют для него своего рода основания для оценки высказываний и действий партнера по межкультурной коммуникации. Говоря о достижении понимания в межкультурной межличностной коммуникации при посредничестве языка межэтнического общения, следует подчеркнуть, что эффективность коммуникации и понимание партнера во многом зависит от готовности участников коммуникации идентифицировать себя в образе мира, представленном используемым языком. Эта готовность заключается в открытости к приобретению и использованию нового опыта, транслируемого языком межэтнического взаимодействия. Эффективная реализация процесса межкультурной коммуникации и достижение взаимопонимания зависят от наличия или отсутствия затруднений и «барьеров», создающих сложности при декодировании сообщений. Язык, выступая в качестве основного средства освоения иноязычного коммуникативного пространства и осуществления межкультурной коммуникации, не только выступает в роли кода и делает коммуникацию возможной и понятной, но и способен ограничить ее, если код не известен. К факторам, влияющим на современное состояние языка и культуры, мы относим, прежде всего, СМИ, Интернет, процессы глобализации и многие другие. Однако для трансляции социальных значений, культурных и духовных ценностей необходимо, чтобы мысли и чувства стали доступными и понятными другим людям, коими они становятся лишь потому, что материализуются в форме языка, письменности, предметов искусства, поведенческих актов, символах, которые в процессе общения отражаются в сознании других людей в той или иной степени адекватности.
http://www.icp-ua.com/ru/node/
14. теоретические модели влияния СМИ на массовое сознание
СМИ сегодня – это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь – аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением – наиболее велика. Аспекты влияния СМИ многочисленны, представим лишь наиболее распространенные мнения, выделив как положительные, так и отрицательные факторы влияния СМИ на личность представителя молодежи. Положительное влияние СМИ
К техническому инструментарию
СМИ относятся пресса, телевидение,
радио, а в последнее время
Интернет и реклама. В последние
десятилетия средства коммуникации
претерпевают существенные изменения
вследствие распространения спутниковой
связи, кабельного радио и телевидения,
электронных текстовых
Отрицательное влияние СМИ.
Одним из отрицательных воздействий является – пропаганда. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ "подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Но метод дезинформации является откровенно "грубым” и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями. Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, ориентация на идеальные образцы, у молодежи зачастую благодаря подаче СМИ складывается мнение о невозможности влияния на свое будущее, незаинтересованности властей в будущих кадрах и др. Таким образом, большинство исследователей показывают тесную связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки "героев”, созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Велико значение влияния СМИ не только на социальную позицию современной молодежи, но и на ее психическое состояние.