Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 21:47, реферат
Переговоры – специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий разнообразные пути к достижению соглашения, совместный анализ проблем.
Переговоры как особая форма социального взаимодействия имеют давнюю историю.
«На чужом поле» проведение
переговоров также имеет
1. вы можете сосредоточиться исключительно на переговорах, тогда как «в родных стенах» слишком многое отвлекает;
2. можно придержать информацию, сославшись на то, что у вас ее нет с собой;
3. существует
возможность перешагнуть «
4. бремя организационных вопросов ложится на оппонента;
5. находясь
на территории партнера и
Возможен и выбор нейтральной территории.
Что касается временного параметра
переговоров, то их начало зависит, прежде
всего, от реальных возможностей подготовки.[7]
При определении времени
При определении времени начала переговоров обычно исходят из их продолжительности: если переговоры длятся 1,5 – 2 часа, то они, как правило, назначаются на 9.30 или 10.00. Если переговоры проводятся во второй половине дня, то нужно выбрать такое время их начала, чтобы они закончились не позднее 17.00 – 17.30. [2] С другой стороны, длительность переговоров может быть весьма различна: от одного-двух дней до нескольких месяцев. Например, внеочередной саммит Организации Африканского Единства (Сирия, 1999) проходил всего два дня, а Венский конгресс (1814-1815), созванный после завершения войн против наполеоновской Франции, продолжался около 10 месяцев.
Определение повестки дня – не менее важная составляющая подготовки к переговорам. Повестка дня выступает неким инструментом для регулирования хода переговоров. В процессе ее составления определяется круг вопросов для обсуждения, устанавливается порядок их обсуждения, решается вопрос о длительности выступлений оппонентов. Разработка повестки дня может превратиться в непростую проблему. Однако она вносит ясность в процедуру проведения заседаний, что особенно важно при наличии целого ряда проблем и в ситуациях многосторонних переговоров.
Организационная сторона
подготовительного периода
При подготовке к переговорам важно решить вопрос о полномочиях того, кто в них участвует. Это должен быть человек, способный на уровне высокой компетентности по предмету переговоров успешно провести стратегическую линию фирмы и решить оперативные проблемы. В зависимости от степени важности переговоров, их сложности и сроков в них от фирмы участвует один человек или команда. Создавая команду, привлекайте людей, способных к коммуникативному взаимодействию, слаженности в работе, во имя достижения общей цели. Иногда возникает необходимость включить в команду специалиста по связям с общественностью. В любом случае нужно помнить, что если у вашего оппонента (особенно в политике) большая команда, полезно обеспечить баланс один к одному. [4]
В ходе подготовительного периода стороны обязательно решают ряд задач, которые и составляют собственно подготовку к предстоящим переговорам:
1) анализ проблемы и интересов сторон;
2) оценка возможных
альтернатив переговорному
3) определение переговорной позиции;
4) разработка различных
вариантов решения проблемы и
формулирование
5) подготовка необходимых документов и материалов.
1. Важнейшая составляющая
содержательной стороны
2. До начала переговоров
каждая из сторон должна
3. Так, например, если
вы ведете переговоры о
4. Стоит определить
не только наилучшую
5. Наконец, следует не только оценить собственные альтернативы переговорному соглашению, но и попытаться составить аналогичный список вариантов, имеющихся у другой стороны. Подобные действия позволяют реалистичнее оценить ожидаемые результаты переговорного процесса.
6. Следующий шаг
в подготовке к переговорам
– определение переговорной
7. В процессе подготовки
к переговорам каждому из
8. Содержательная
сторона предварительной
9. Проведенная участниками
целенаправленная подготовка к
переговорам позволяет
2.2. Ведение переговоров
Собственно переговоры начинаются с того момента, когда стороны приступают к обсуждению проблемы. На первой же встрече необходимо согласовать процедурные вопросы, основные контуры которых были определены в ходе подготовки к переговорам. К числу вопросов, требующих взаимного одобрения сторон, относятся
· повестка дня;
· временные рамки как отдельных встреч, так и, предположительно, всего переговорного процесса;
· очередность выступлений оппонентов;
· порядок принятия решений.
Процесс ведения переговоров связан с прямым взаимодействием оппонентов и неоднороден по своим задачам. Соответственно можно выделить следующие этапы ведения переговоров: [7]
1. взаимное
уточнение интересов, точек
2. их обсуждение
(выдвижение аргументов в
3. согласование
позиций и выработка
Первый этап очень важен, поскольку для выработки договоренностей, прежде всего, необходимо выяснить точки зрения друг друга и обсудить их. Поспешность здесь крайне нежелательна, так как отношение к самому процессу у деловых людей разное. Кроме того, даже хорошо подготовленные переговоры оставляют ряд неясностей. Вы должны убедиться, что под одними и теми же терминами стороны подразумевают одинаковые понятия, так как, говоря даже на родном языке, собеседники могут в одни и те же слова вкладывать разный смысл.
Второй этап – обсуждение позиций и точек зрения участников – направлен, как правило, на то, чтобы максимально реализовать собственную позицию. Он особенно важен, если стороны ориентируются на решение проблем торга.
При обсуждении позиций особое значение приобретает аргументация. Она может использоваться для жесткого отстаивания своих позиций. В то же время аргументация нужна и для того, чтобы показать партнеру, на что другая сторона не может пойти и почему. В этом случае этап обсуждения является логическим продолжением этапа уточнения позиций. Выдвигая аргументы в ходе дискуссии, высказывая оценки и предложения, стороны таким образом указывают на то, что, по их мнению, не может войти в заключительный документ, с чем они принципиально не согласны и почему или напротив, что может быть предметом дальнейшего обсуждения.
Вот два совета:
- избегайте быстрых легких уступок. Если какое-то требование было для вас неожиданным, лучше ответить «нет», чем «да». Всегда проще и лучше что-нибудь дать потом, чем взять свое обещание обратно. Кроме того, то, что для вас не играет особой роли, для партнера может иметь огромное значение;
- во время переговоров существенным является сам факт уступки, поэтому постарайтесь свои уступки «продавать» отдельно.
При обсуждении позиций участников
переговоров очень важно
Основным результатом
аргументации должно быть определение
рамок возможной
При работе над соглашением участникам переговоров предстоит сделать окончательный выбор, который должен находиться в зоне допустимых для обеих сторон решений. Допустимые решения предполагают меру того, на что в принципе оппоненты могут согласиться. Область, в рамках которой возможно достижение соглашения называется переговорным пространством.
Пределы допустимых для каждой из сторон решений могут располагаться весьма далеко от первоначально заявленных позиций. Поэтому достижение соглашения более вероятно в центральной зоне переговорного пространства. В этом случае принятое решение воспринимается оппонентами как вполне удовлетворительное. Чем дальше находится выбранный вариант от центральной зоны, тем больше достигнутое соглашение соответствует целям о ной стороны и носит вынужденный характер для другой. Последняя склонна оценивать такое развитие событий скорее как поражение, хотя принятое решение и находится в области переговорного пространства.
Достижение соглашения возможно на основе трех типов решений:
· серединного;
· асимметричного;
· принципиально нового.
Серединное, или компромиссное, - типичное решение на переговорах. В этом случае стороны идут на взаимные уступки. При этом уступки должны быть примерно равноценны. Однако чаще участники переговоров находятся в такой ситуации, когда сложно определить равноценность уступок. Размен уступками может осуществляться в соответствии с их различной значимостью для конфликтующих сторон: уступая оппоненту в одном вопросе – менее важном для себя, участник переговоров получает взамен преимущество в другом вопросе – более значимом для него. Непременное условие при таком поиске компромисса заключается в том, чтобы уступки не пересекали границы минимальных интересов обеих сторон.
Асимметричное решение отличается тем, что уступки одной из сторон значительно превышают уступки другой.
Соглашение на основе такого
решения чаще имеет место, например,
в ситуации переговоров между
руководителем и подчиненным
по вопросу о возможном повышении
в должности. В итоге подчиненный
соглашается на принятие асимметричного
решения: подождать следующей вакансии
в обмен на незначительное повышение
зарплаты. Степень асимметрии может
быть различной. Крайним ее выражением
является почти полное пренебрежение
интересами одной из сторон. Итоговое
решение может содержать лишь
слова высокой оценки деятельности
ценного сотрудника и туманную перспективу
повышения по служебной лестнице
в неопределенном будущем. И если
асимметричное решение в целом
наименее стабильно, то при значительной
асимметрии оно зачастую воспринимается
как крайне несправедливое. В этом
случае у проигравшей стороны
возникает желание взять