Роль коммуникации в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Стоит отметить, что в условиях коренных изменений, происходящих в обществе, находящемся на этапе постиндустриального развития, в условиях быстро формирующегося информационного общества, происходящего в контексте глобализации, коммуникация в обществе является очень актуальным вопросом. Происходящая постоянная глобальная трансформация в информационно - коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально - коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КОММУНИКАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1.1.Становление понятия «коммуникация» в социально-
гуманитарном знании 5
1.2. Виды и функции социальной коммуникации 10

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРА И РОЛИ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ


2.1.Социокультурный исторический контекст развития коммуникативных процессов 18

2.2. Специфика коммуникативных процессов в информационном обществе 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

рольк коммуникации в обществе..docx

— 127.63 Кб (Скачать файл)

Социокультурное измерение включает следующие показатели: образ жизни, уклад жизни, уровень  жизни, качеств жизни, стиль жизни, стандарт жизни. Эти показатели работают на макроуровне (общество, большие группы людей), микроуровне (малые группы, ближайшие условия жизнедеятельности личности) и на уровне отдельной личности. На макроуровне нам предлагаются определенные позиции, роли, функции, статусы, а также нормы, регламентирующие способ реализации этих ролей (социальных, профессиональных, гражданских, политических и др.). На микроуровне - это ролевое поле личности, определяемое ее местом в системе малых групп, в которых реализуются ее основные потребности в труде, учении, общении, и в каждой из которых она занимает определенное место. Здесь развитие личности регламентируется внутригрупповыми нормами и ценностями, психологическими законами внутригруппового взаимодействия.

Особую роль играют семья, родственники, круг друзей, во многом задающие вектор развития личности, ее образ жизни, возможности самореализации, удовлетворенность жизнью, защищенность. В отдельной личности уровень культуры интегрируется в Я концепции, он определяется степенью усвоения, социального опыта, а также мерой участия каждого в его обогащении. Став субъектом, человек из всего многообразия условий жизнедеятельности выбирает те, что считает для себя значимыми и ценными.

Социокультура выступает и в качестве культурно - исторического фактора. Здесь она выражается в феноменах социального опыта, исторической памяти, традиций, обычаев, архетипов, обеспечивающих связь поколений и осознание человеком причастности к высшим ценностям. В социокультуру входит социальный субъект, ибо он не только является носителем ее, но и активным участником ее обогащения. Общество в этой связи оценивает личные достижения своих членов не столько с точки зрения проявления индивидуальности, сколько ценности их для приумножения культуры. Социокультурный контекст определяет не только характер коммуникативных процессов, в которых могут преобладать элементы связи и преемственности носителей социального опыта, взаимопонимание и взаимопринятие различными субъектами друг друга, доверие и т.д., другая среда формирует, напротив отторжение различных субъектов друг от друга, придает коммуникации оттенок отчуждения. Тогда коммуникация лишается одной из важных своих функций: обеспечения связи и взаимопонимания людьми друг друга. Рассматривая социокультуру как контекст, фактор развертывания коммуникативных процессов, нельзя не учитывать и обратную связь - влияние коммуникации на формирование социокультурного пространства. Общество задает людям определенные образцы, нормы, а может быть и рамки их поведения и формируемой картины мира. Однако у каждого человека свое видение мира. Каждое конкретное общество это самобытная реальность, а по отношению к человеку, уникальная среда жизни, нельзя не сказать, что взаимодействие людей производит общество. И поэтому определенный интерес может вызвать теория динамического социального развития, по которой, социальная реальность это совокупность наших о ней представлений, рождающихся в ходе повседневного общения.

Основная  категория теории динамического  социального воздействия -социальные представления, которые являют собой связанные структуры культурных элементов (верований, ценностей образцов поведения), возникающих в процессе взаимодействия на индивидуальном уровне. Теория динамического социального воздействия полагает, что большинство

знаний  о социальном мире конструируется в наших повседневных «неструктурированных беседах». Это повседневное взаимодействие может принимать различные формы от имитаций до дискуссий. Данная теория предполагает, что социальные процессы или процессы взаимодействия между людьми не столько воспроизводят социальную реальность, сколько конструируют и воспроизводят ее. Теория динамического социального воздействия рассматривает, как происходит переход с уровня повседневной межличностной коммуникации на уровень социальных представлений в процессе взаимовлияния людей. С точки зрения теории динамического социального воздействия единое внешнее пространство-время создает основу для внутреннего единства людей, единства представлений и переживаний. Единое физическое пространство, или степень близости в нем, имеет важное значение, для коммуникации «лицом к лицу». Приоритет в социальном воздействии принадлежит именно этому типу коммуникации. Сторонники теории динамического социального воздействия считают необходимым исследовать новые средства коммуникации с тем, чтобы понять, какие культурные изменения они могут за собой повлечь. Окружение, или социальное пространство, в котором находится индивид, имеет решающее значение в формировании позиции человека. Общение посредством компьютера имеет свои особенности. Так, сила воздействия какого - либо сообщения при взаимодействии «лицом к лицу», определяется не только его содержанием, но и дополнительными характеристиками человека, его осуществляющего, а именно: местом работы, положением в социальной иерархии, расой, полом и т.п. При общении посредством компьютера значение этих характеристик несколько снижается. В случае компьютерной коммуникации близость людей в физическом пространстве имеет гораздо менее важное значение, чем при взаимодействии «лицом к лицу». Количество людей, вступающих в контакт при коммуникации, опосредованной компьютером, начинает играть менее заметную роль. Главным становиться характер сообщений, соответствуют ли они позиции человека или нет.

Анализ  условий и форм социальной коммуникации не может быть достаточно полным лишь в рамках социокультурного подхода. Чтобы достичь достаточной конкретности знаний в этой области, его необходимо дополнить конкретно - историческим подходом. К настоящему времени в социальном познании конкретно - исторический подход реализуется в двух парадигмах: формационной и цивилизационной, которые, не противостоят, а взаимно дополняют друг друга.  Согласно формационному подходу, всемирный исторический процесс принято представлять как процесс последовательной смены общественно - экономических формаций, различающихся между собой по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от первого бесклассового общества - первобытнообщинного строя, через классовые рабовладение, феодализм, капитализм, к новому- бесклассовому - коммунизму. Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется преимущественно путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития. Теория формаций была сформулирована Карлом Марксом как обобщение исторического пути Европы. На сегодня вместе с формационным используется и цивилизационный подход. Арнольд Тойнби (1889 – 1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация - это совокупность материальных и духовных достижений общества. Существуют различные теории развития цивилизации.

Две основных это:

1.Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

2. Теории локальных (локальный с лат. «местный») цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.  

В основе каждой коммуникативной системы лежит  определенная коммуникативная культура, которая определяется господствующими в обществе нормами и способами фиксации, хранения и распространения культурных смыслов.

А. В. Соколов9 считает, что в процессе исторического развития общества произошла смена трех уровней коммуникативных культур. Первый уровень - это словесность. Второй - книжность. Она разделена на три поколения: палеокультурное (рукописная книга); мануфактурное, неокультурное (мануфактурное книгопечатание); индустриальное, неокультурное  (машинная полиграфия). Словесность представляет собой такой уровень коммуникативной культуры, когда все социальные смыслы передаются в социальном времени и пространстве посредством устной коммуникации. Книжность - передача культурных смыслов посредством документной коммуникации. Мультимедийность достигается тогда, когда передача смыслов осуществляется посредством электронной коммуникации. Этим трем уровням культуры предшествовала пракультура - процесс становления коммуникативных каналов, когда еще не существовали общественные коммуникативные системы, так как не сложилась основа для их формирования.

 

2.2. Специфика коммуникативных процессов в информационном обществе

 

Современные процессы информатизации общества приводят к изменению всей системы коммуникации, реализуемой как между отдельными людьми, так и во всей культуре в целом, т. е. между странами и народами. Этим определяется специфика коммуникативных процессов в информационном обществе. В контексте социально-философского анализа специфики коммуникативных процессов в информационном обществе

 

 

__________________

7 См.: Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. — Спб., 2001. — С. 170-211.

следует признать, что компьютерные технологии и сопутствующие им функциональные операции имеют отчетливо выраженный ресурс социопсихологических проекций. Прежде всего, управление и проектирование виртуального пространства - времени является неотъемлемым атрибутом, сопровождающим использование компьютерной социотехники в различных видах деятельности человека. В любом случае, уровень и темпы современного информационно - технологического развития требуют изменения представлений о формах и направленности культурной, образовательной и интеллектуальной практики современного человека. При этом процессы коммуникации в значительно большей степени опосредуются техническими средствами. Термины «интеракция», «интерактивность» в настоящее время широко используются в тезаурусе авторов социологической и культурологической научной литературы с целью включения в свой собственный дискурс принципов психологического объяснения социокультурных явлений современного общества, а также с целью осознанного использования приемов проектирования в сфере предпринимательства и политики, культуры, искусства, теле- и радиовещания, т.д. Таким образом в обществе возникла принципиально иная система трансляции культуры, наиболее значимыми алгоритмами которой становятся системы передачи информации, организующие формы, характер и содержание развития в обществе активных социальных связей и взаимодействий между различными группами или отдельными индивидами. Главным моментом самоопределения человека или социальной группы является участие в организации, поддержании и развитии информационных процессов и обменов.

Важнейшими  компонентами изменения параметров личностной коммуникации все в большей  степени начинают выступать скорость и количество используемой информации. Это даже на индивидуальном уровне делает заметным изменение самого характера  межличностного общения, которое становится все более информативным, но одновременно теряет свою глубину. Человек оказывается в ситуации, когда ему некогда остановиться и задуматься и он волей - неволей принимает или репродуцирует нарастающее количество информации. На личностном уровне это приводит к целому ряду социопсихологических феноменов, ранее неизвестных человеку. Объем информации, с одной стороны, в буквальном смысле переполняет жизнь человека, и он не может уйти от процесса ее переработки, а с другой - процент неосмысленной информации (рекламные ролики и объявления, краткие сообщения новостей и музыкальные клипы) отдаляет человека от детальной оценки, обдумывания этой информации. Разве не сталкиваемся все мы с феноменом, что нечто сказанное утром по телевизору лишь к вечеру начинает нами осмысливаться, а до этого просто живет в нашем сознании, как бы ни замечаемое и ненужное. Возникает ситуация смысловой пустоты при одновременном количественном заполнении сознания огромным объемом информации. Человек оказывается совершенно в иных коммуникативных условиях, чем 100 и даже 50 лет назад, и скорость изменения этих условий создает стрессовые ситуации для большинства людей. Коммуникативные процессы в информационном обществе имеют не одну специфическую черту.

Современные изменившиеся формы коммуникации приводят к господству интегративных языковых тенденций в общемировом общении. Результат этого - подчинение всех языков тому, который в наибольшей степени способен себя распространить в силу политических, научно-технических и других условий. Мир уже начинает говорить на языке стран, господствующих в нем. В результате расширяется «псевдокультурное» поле общения, диалог в котором осуществляется по принципу познания наиболее доступных, совпадающих или почти совпадающих смысловых структур. В этом коммуникационном поле господствуют общие стереотипы, общие оценки, общие параметры требуемого поведения, ее общедоступные, т. е. наиболее простые компоненты. Безусловно, это сопряжено с массой удобств, но одновременно лишает диалог между культурами всякого смысла.

Научно - техническая революция в сфере информатики и коммуникационных средств общения создает невиданные ранее возможности для контакта разных культур. Это в свою очередь приводит к внедрению в общественное сознание, в систему культуры новых ценностей. Нарушается синхронизация культуры, когда новообразования в ней формируются столь стремительно, что не успевают адаптироваться к традиционной системе. Людям некогда «впитывать» новые ценности, соотнося их с предшествующими, и они начинают их потреблять. На семантическом уровне это проявляется как быстрое отягощение языка словами и речевыми оборотами, которые могут быть понятны молодым людям, но уже недоступны для понимания даже среднему поколению. Однако так было всегда. Только если ранее на это уходили сотни лет, то сегодня это помещается в рамки одного поколения. В этой связи целесообразно рассмотреть роль массовой культуры, как специфический коммуникативный процесс в информационном обществе.

Массовая  культура выступает как культура «низовая», доступная большинству  людей, поэтому она имеет право на существование, необходимым образом сопровождает «высокую» элитную часть культуры как таковой. Специфика массовой культуру определяется изменившейся системой коммуникации и средств ретрансляции. Таким образом, доминирующим фактором оказывается не смысл или качество продукта творчества, а система его распространения (тиражирования).

Следующей спецификой коммуникативных процессов в информационном обществе выступает информационная безопасность. Информационная безопасность в рамках глобальной коммуникации - это не только создание механизмов, ограничивающих доступность к информационным системам, но и обеспечение безопасности сознания людей и общества от тех изменений в культуре, которые связаны с процессами глобальной коммуникации и сопряжены с резким расширением информационного пространства и доступностью информации. Наблюдение вместо рассуждения - вот одна из установок такой культуры. Автор обозначает это как фрагментарное, «клиповое» сознание (что, пожалуй, в наибольшей степени выражает сущность современной массовой культуры), которое в результате заполняется информационными фрагментами.

Информация о работе Роль коммуникации в обществе