Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 23:19, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, наверное, не существует человека, не пользующегося услугами ресторанов, баров, кафе. В данной сфере действует огромное количество организаций и индивидуальных предпринимателей, различающихся между собой по типам предприятий, по видам услуг, а также по масштабам своей деятельности: от мелких закусочных – до ресторанов класса люкс. Все эти заведения входят в так называемую систему общественного питания, которая должна подчиняться специальным правилам и соответствовать определенным требованиям. Следует заметить, что услуги общественного питания являются одним из видов предпринимательской деятельности, связанной с удовлетворением потребностей людей в питании и проведении досуга.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ
Кафедра «Прикладная информатика в экономике»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «_____________________________
Тема: «Системный анализ деятельности организации в сфере общественного питания».
Выполнил: студент группы Из-301
______________________________
Ф.И.О.
Руководитель _________________
Ф.И.О.
Тольятти, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, наверное, не существует человека, не пользующегося услугами ресторанов, баров, кафе. В данной сфере действует огромное количество организаций и индивидуальных предпринимателей, различающихся между собой по типам предприятий, по видам услуг, а также по масштабам своей деятельности: от мелких закусочных – до ресторанов класса люкс. Все эти заведения входят в так называемую систему общественного питания, которая должна подчиняться специальным правилам и соответствовать определенным требованиям. Следует заметить, что услуги общественного питания являются одним из видов предпринимательской деятельности, связанной с удовлетворением потребностей людей в питании и проведении досуга.
Как известно, первые предприятия общественного питания и постоялые дворы – корчмы – появились в Древней Руси очень давно. Ввиду постоянных финансовых затруднений, из-за необходимости содержать армию, правительство стремилось сосредоточить в своих руках все важнейшие источники поступления денежных средств. Вот почему в руках государства были винная и соляная монополии. Свое определенное место в этой системе занимал и «государев кабак» - специальное казенное заведение для продажи «хлебного вина», то есть относительно низкоградусной водки. Впервые такое название появилось в документе 1563 года и к концу века стало традиционным обозначением казенного питейного дома. [1, 5]
Ресторан, как особая категория «заведений трактирного промысла», состоялся в начале XIX века. Если первые современные рестораны появились в гастрономической столице мира Париже в семидесятые годы XVIII века, то первый русский ресторан открылся в 1805 году в Петербурге. [9, 12-13]
Яркий след в развитии этого направления оставили работы таких отечественных философов, ученых и писателей конца XIX - начала XX вв., как Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, Л.П. Лосский, Г.П. Федотов, Л.П. Карсавин, В.В. Зеньковский и др.
Цель работы: исследование деятельности организации в сфере общественного питания на основе методов системного анализа.
В работе поставлены логически взаимосвязанные задачи:
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, использованные в данной работе можно применять в аналогичных организациях.
1. Сфера общественного питания В РОССИИ
1.1. Содержание и функции организаций общественного питания
Общественное питание как специфическая отрасль включает в себя предприятия различных форм собственности, объединенные по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, по организации производства и формам обслуживания населения, по оказываемым услугам.
Предприятие – это основное
звено национальной экономики, созданное
для производства продукции, выполнения
работ и услуг в целях
Предприятие общественного питания – это:
1) первичное звено сферы общественного питания, ее самостоятельный субъект с правом юридического лица, созданный для производства, реализации и организации потребления продукции и организации досуга населения;[1]
2) организационно-структурная единица в сфере общественного питания, которая осуществляет производственно-торговую деятельность.
Поскольку предприятия общественного питания играют важную роль в удовлетворении потребностей населения, то в системе инфраструктуры национальной экономики они рассматриваются как общественно-организованная форма удовлетворения потребностей людей в готовой пище.
Деятельность предприятий
7) режим работы предприятий общественного питания зависит от режима работы и отдыха обслуживаемых ими контингентов потребителей; 8) незначительна доля торговых помещений и большой объем складских, производственных и других групп помещений.
Ресурсные возможности предприятия общественного питания определяются, прежде всего, его финансовым состоянием, кадровым потенциалом и уровнем развития материально-технической базы. Однако для решения как внутрихозяйственных, так и задач коммерческих существенную роль играют:
1) пространственные ресурсы (характер торговых залов, производственных, складских и других рабочих помещений, месторасположение предприятия, особенности территории вокруг предприятия общественного питания, состояние коммуникаций и т.д.);
2) ресурсы организационной системы управления (гибкость управляющей системы, скорость прохождения управленческих воздействий);
3) информационные ресурсы (наличие информации о поставщиках, конкурентах, потенциальных потребителях и т.п.).
Принципы организации обслуживания в общественном питании:
1) удовлетворение потребностей населения в продукции и услугах;
2) создание комфортных условий в торговых залах;
3) отсутствие негативных явлений, связанных с процессом обслуживания потребителей;
4) рост рентабельности работы предприятий общественного питания за счет внедрения новых видов продукции и услуг;
5) соответствие видов услуг постоянно изменяющимся вкусам потребителей, требованиям рынка.
Качество обслуживания – это совокупность функциональных, технических, эстетических, санитарно-гигиенических и экономических свойств, которые удовлетворяют потребности человека или группы людей в соответствии с назначением. Качество обслуживания в общественном питании характеризуется качеством выпускаемой и реализуемой на предприятиях общественного питания продукции и культурой обслуживания.
Факторы, определяющие культуру обслуживания в общественном питании:
1) наличие современной материально-технической базы;
2) объем, виды и характер предоставляемых услуг;
3) ассортимент выпускаемой продукции;
4) внедрение прогрессивных форм обслуживания;
5) рациональная организация труда во всех звеньях обслуживания;
6) уровень рекламно-информационной работы;
7) профессиональное мастерство работников общественного питания и постоянное повышение его уровня;
Миссия предприятий общественного питания заключается в удовлетворении потребностей населения в организации питания и досуга посредством производимых и покупных продукции и услуг. В условиях рынка миссия отражает существующую возможность удовлетворения определенного вида потребностей конкретной категории потребителей продукцией и услугами определенного вида и назначения в условиях конкуренции. Выполняя свою миссию, предприятия общественного питания различных типов осуществляют определенную совокупность видов деятельности – основные функции, которые большинством ученых рассматриваются как отраслевые. В ряде случаев функции отрасли приравниваются к функциям отдельных предприятий общественного питания.
Однако нельзя забывать, что функции
предприятий общественного пита
Таблица 1
Основные функции предприятий общественного питания
Функция |
Сущность деятельности |
Содержание функции |
Маркетинг |
Деятельность по изучению, анализу и формированию рынка, направленная на удовлетворение потребностей потребителей |
Проведение маркетинговых исследований рынка;продвижениеуслуг; |
Менеджмент |
Системная деятельность, направленная на достижение цели (системы целей) предприятия общественного питания |
Разработка стратегии укрепления рыночного положения предприятия; формирование ресурсного потенциала |
Финансовый менеджмент |
Деятельность по мобилизации, привлечению, распределению финансовых и денежных ресурсов |
Управление финансовыми ресурсами предприятия; достижение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия |
Управление персоналом |
Деятельность по мобилизации и привлечению трудовых ресурсов – персонала предприятия |
Поиск, подбор, найм, расстановка персонала;адаптация персонала; подготовка и переподготовка, обучение персонала |
Материально-техническое обеспе |
Работа с материально- |
Приобретение, доставка, хранение и подготовка к использованию средств и предметов труда |
Организация хозяйственных связей |
Деятельность по выбору поставщиков и организации товароснабжения |
Выбор поставщиков; формирование договорных связей; организация снабжения сырьем, полуфабрикатами, покупными товарами |
Производство |
Деятельность по соединению
материально-технических и |
Проектирование и разработка ассортимента продукции; планирование и разработка технологического процесса; производство собственной продукции |
Реализация |
Деятельность по распределению и доведению готовой продукции и услуг до потребителя |
Реализация собственной продукции и покупных товаров;осуществление денежных операций |
1.2. Классификация организаций общественного питания
Под организацией
общественного питания
Организации общественного питания – это совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией продуктов питания. В зависимости от различных факторов все организации общественного питания различаются по типам и классности. Подтверждение соответствия организации выбранному типу и классу производится органами по сертификации, аккредитованными Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке. («Правила оказания услуг общественного питания», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036 (в редакции от 21.05.2001)).[1]
В соответствии
с Общероссийским
Тип организации общественного питания – это вид организации с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых услуг.
Класс организации
общественного питания –
Этими же правилами для ресторанов и баров установлена специальная классность (люкс, высший, первый).
Ресторан – наиболее респектабельный тип организации общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха (музыкальное сопровождение, концерты, программы варьете).
Информация о работе Системный анализ деятельности организации в сфере общественного питания