Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:51, курсовая работа
Краткое описание
Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе. Принадлежащий обществу язык и его использование каждым отдельным человеком – два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: с одной стороны, это общественное явление, некая совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носителей языка; с другой стороны, это индивидуальное использование какой-то части этой совокупности. Сказанное позволяет разграничивать два понятия – язык и речь. Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Язык – это совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств; язык как сущность находит свое проявление в речи.
Содержание
1.1 Введение…………………………………………………………………...2 1.2 Функции языка……………… ……………………………………………5 1.3 Функции речи……………………………………………………………...7 1.4 Заключение………………………………………………………………. 12 1.5 Список используемой литературы………………………………………13
1.5 Список используемой
литературы………………………………………13
1.1 Введение.
Язык
Язык неразрывно
связан с обществом, его культурой и людьми,
которые живут и трудятся в обществе. Принадлежащий
обществу язык и его использование каждым
отдельным человеком – два разных, хотя
и тесно взаимосвязанных явления: с одной
стороны, это общественное явление, некая
совокупность единиц, правила употребления
которых хранятся в коллективном сознании
носителей языка; с другой стороны, это
индивидуальное использование какой-то
части этой совокупности. Сказанное позволяет
разграничивать два понятия – язык и речь.
Язык и речь образуют единый феномен человеческого
языка. Язык – это совокупность
средств общения людей посредством обмена
мыслями и правил употребления этих средств;
язык как сущность находит свое проявление
в речи.
Язык представляет собой определенную
систему знаков и правил их образования.
Человек осваивает язык при жизни в результате
обучения. Какой язык он усвоит как родной,
зависит от среды, в которой он живет, и
условий воспитания. Существует критический
период для освоения языка. После 10 лет
способность к развитию нейронных сетей,
необходимых для построения центра речи,
утрачивается. Человек может овладеть
разными языками. Это означает, что он
использует возможность обозначать один
и тот же предмет разными символами как
в устной, так и в письменной форме. При
изучении второго и последующих языков
используются те же нервные сети, которые
ранее были сформированы при овладении
родным языком. В настоящее время известно
более 2500 живых развивающихся языков.
Языковые знания не передаются
по наследству. Однако у человека имеются
генетические предпосылки к общению с
помощью речи и усвоению языка. Они заложены
в особенностях как центральной нервной
системы, так и речедвигательного аппарата,
гортани.
Речь является основным средством
человеческого общения. Без нее человек
не имел бы возможности получать и передавать
большое количество информации, в частности
такую, которая несет большую смысловую
нагрузку или фиксирует в себе то, что
невозможно воспринять с помощью органов
чувств (абстрактные понятия, непосредственно
не воспринимаемые явления, законы, правила
и т.п.) Без письменной речи человек был
бы лишен возможности узнать, как жили,
что думали и делали люди предыдущих поколений.
У него не было бы возможности передать
другим свои мысли и чувства. Благодаря
речи как средству общения индивидуальное
сознание человека, не ограничиваясь личным
опытом, обогащается опытом других людей,
причем в гораздо большей степени, чем
это может позволить наблюдение и другие
процессы неречевого, непосредственного
познания, осуществляемого через органы
чувств: восприятие, внимание, воображение,
память и мышление. Через речь психология
и опыт одного человека становятся доступными
другим людям, обогащают их, способствуют
их развитию.
РЕЧЬ
Речь — это язык в действии.
Язык — система знаков, включающая слова
с их значениями и синтаксис — набор правил,
по которым строятся предложения. Слово
является разновидностью знака, поскольку
последние присутствуют в различного
рода формализованных языках.
Объективным свойством словесного
знака, обусловливающим нашу теоретическую
деятельность, является значение слова,
которое представляет собой отношение
знака (слова в данном случае) к обозначаемому
в реальной действительности объекту
независимо от того, как он представлен
в индивидуальном сознании.
В отличие от значения слова,
личностный смысл — это отражение в индивидуальном
сознании того места, которое занимает
данный предмет (явление) в системе деятельности
человека. Если значение объединяет социально
значимые признаки слова, то личностный
смысл — это субъективное переживание
его содержания.
В филогенезе речь первоначально
выступала, вероятно, как средство общения
людей, способ обмена между ними информацией.
В пользу такого предположения говорит
факт наличия у многих животных развитых
средств коммуникации и только у человека
способности пользоваться речью при решении
интеллектуальных задач. У шимпанзе, например,
мы находим относительно высоко развитую
речь, которая в некоторых отношениях
человекоподобна. Речь шимпанзе, однако,
выражает только органические потребности
животных и их субъективные состояния.
Это — система эмоционально-экспрессивных
выражений, но никогда не символ или знак
чего-либо, находящегося за пределами
животного. Язык животных не имеет тех
значений, которыми богата человеческая
речь, и тем более смыслов.
Но человеческого индивида
не может удовлетворять такая, весьма
ограниченная в своих возможностях коммуникативная
роль речи. Для того чтобы передать какое-либо
переживание
Психология деятельности и
познавательных процессов или содержание
сознания другому человеку, нет иного
пути, кроме означивания речевых высказываний,
т.е. отнесения передаваемого содержания
к какому-либо известному классу предметов
или явлений. Это непременно требует абстракции
и обобщения, выражения обобщенного абстрагированного
содержания в слове-понятии. Общение развитых
в психологическом и культурном плане
людей непременно предполагает обобщение,
развитие словесных значений. Это и есть
магистральный путь совершенствования
человеческой речи, сближающий ее с мышлением
и включающий речь в управление всеми
другими познавательными процессами.
В последние годы ведется немало
споров и дискуссий по вопросу о том, является
способность к усвоению речи у человека
врожденной или нет. Мнения ученых в этом
вопросе разделились: одни стоят на позиции
неврожденности этой способности, другие
придерживаются точки зрения о ее генетической
обусловленности.
С одной стороны, есть убедительные
доказательства того, что ни о какой врожденности
речи человека говорить нельзя. Это, к
примеру, факты отсутствия каких бы то
ни было признаков членораздельной человеческой
речи у детей, выросших в изоляции от говорящих
на родном языке людей и никогда не слышавших
человеческого голоса. Это также данные
многочисленных неудачных опытов обучения
высших животных языку человека, умению
пользоваться хотя бы элементарными понятиями.
Только у человека, причем лишь в условиях
правильно организованного обучения и
воспитания, может появиться и развиться
вербальная понятийная речь.
С другой стороны, имеются не
менее достоверные факты, которые свидетельствуют
о том, что многие высшие животные обладают
развитой системой коммуникаций, по многим
своим функциям напоминающей речь человека.
Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины
и некоторые другие) понимают обращенную
к ним речь человека, избирательно реагируют
на эмоционально-экспрессивные ее аспекты.
Имеются определенные экспериментальные
доказательства того, что дети с рождения
способны отличать речь человека и выделять
ее из множества других звуков, избирательно
на нее реагировать и очень быстро обучаться.
Если иметь в виду то, что основное отличие
врожденных и приобретенных форм поведения
состоит в том, что наследственно обусловленные
(имеющие соответствующие задатки) его
виды при наличии соответствующих внешних
условий развиваются быстрее, то вполне
можно допустить, что какие-то генотипические
факторы, способствующие быстрому усвоению
ребенком столь сложной формы поведения,
какой является речь, все же существуют.
Полностью приобретенное поведение,
не имеющее врожденных задатков для развития,
формируется и прогрессирует медленно,
совсем не так, как это имеет место в случае
усвоения речи. Сначала при его развертке
появляются простейшие элементы приобретенного
поведения, которые становятся своеобразными
задатками, и только затем на их основе
конструируются более сложные формы поведения.
Этот процесс, как правило, длителен и
охватывает весьма значительный период
времени в жизни индивида. Примером тому
является процесс усвоения детьми понятий,
который завершается лишь к подростковому
возрасту, хотя речь оказывается сформированной
уже в возрасте около трех лет.1
1.2 Функции языка:
Это проявление
его сущности, его назначения и действия
в обществе, его природы, т. е. его характеристики,
без которых язык не может существовать.
Главнейшие базовые функции языка – коммуникативная
и когнитивная, имеющие разновидности,
т. е. функции более частного характера.
Коммуникативная
функция означает, что язык является важнейшим
средством человеческого общения (коммуникации),
т. е. передачи от одного лица другому какого-либо
сообщения с той или иной целью. Язык существует
именно для того, чтобы обеспечивать общение
(коммуникацию). Общаясь друг с другом,
люди передают свои мысли, чувства и душевные
переживания, воздействуют друг на друга,
добиваются общего взаимопонимания. Язык
дает им возможность понять друг друга
и наладить совместную работу во всех
сферах человеческой деятельности, являясь
одной из сил, которые обеспечивают существование
и развитие человеческого общества.
Коммуникативная функция языка
играет ведущую роль. Но язык может выполнить
эту функцию благодаря тому, что он подчинен
строю мышления человека; поэтому возможен
обмен информацией, знаниями, опытом.
Из этого неизбежно следует вторая
основная функция языка – когнитивная
(т. е. познавательная, гносеологическая),
означающая, что язык – важнейшее средство
получения новых знаний о действительности.
Когнитивная функция связывает язык с
мыслительной деятельностью человека.
Помимо перечисленных язык
выполняет еще ряд функций:
• фатическая (контакто-устанавливающая) –
функция создания и поддержания контакта
между собеседниками (формулы приветствия
при встрече и прощании, обмен репликами
о погоде и т. п.). Общение происходит ради
общения и в основном неосознанно (реже
– сознательно) направлено на установление
или поддержание контакта. Содержание
и форма фатического общения зависят от
пола, возраста, социального положения,
взаимоотношений собеседников, однако
в целом такое общение стандартно и минимально
информативно. Стандартность, поверхностность
фатического общения помогают устанавливать
контакты между людьми, преодолевать разобщенность
и некоммуникабельность;
• эмотивная (эмоционально-экспрессивная) –
выражение субъективно-психологического
отношения автора речи к ее содержанию.
Она реализуется в средствах оценки, интонации,
восклицании, междометиях;
• конативная – функция усвоения информации
адресатом, связанная с сопереживанием
(магическая сила заклинаний или проклятий
в архаическом обществе или рекламные
тексты – в современном);
апеллятивная – функция призыва, побуждения
к тем или иным действиям (формы повелительного
наклонения, побудительные предложения);
• аккумулятивная – функция хранения
и передачи знаний о действительности,
традициях, культуре, истории народа, национальном
самосознании. Эта функция языка связывает
его с действительностью
• метаязыковая (речевой комментарий) –
функция истолкования языковых фактов.
Использование языка в метаязыковой функции
обычно связано с трудностями речевого
общения, например при разговоре с ребенком,
иностранцем или другим человеком, не
вполне владеющим данным языком, стилем,
профессиональной разновидностью языка.
Метаязыковая функция реализуется во
всех устных и письменных высказываниях
о языке – на уроках и лекциях, в словарях,
в учебной и научной литературе о языке;
• эстетическая – функция эстетического
воздействия, проявляющаяся в том, что
говорящие начинают замечать сам текст,
его звуковую и словесную фактуру. Отдельное
слово, оборот, фраза начинают нравиться
или не нравиться. Эстетическое отношение
к языку означает, таким образом, что речь
(именно сама речь, а не то, о чем сообщается)
может восприниматься как прекрасное
или безобразное, т. е. как эстетический
объект. Эстетическая функция языка, будучи
основной для художественного текста,
присутствует и в повседневной речи, проявляясь
в ее ритмичности, образности.
1.3 Функции речи:
Речь выполняет определенные функции:
Рис. 1. Функции речи
Функция воздействия заключается в способности
человека посредством речи побуждать
людей к определенным действиям или отказу
от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией
(мыслями) между людьми посредством слов,
фраз.
Функция выражения заключается в том, что, с одной
стороны, благодаря речи человек может
полнее передавать свои чувства, переживания,
отношения, и, с другой стороны, выразительность
речи, ее эмоциональность значительно
расширяет возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности человека
посредством речи давать предметам и явлениям
окружающей действительности присущие
только им названия.
Соответственно множеству своих
функций (см. рис. 1) речь является полиморфной
деятельностью, т.е. в своих различных
функциональных назначениях представлена
в разных формах (рис. 2) и видах (рис. 3):
внешней, внутренней, монолога, диалога,
письменной, устной и т. д.
В психологии различают две
формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Рис.2. Формы речи
Внешняя речь - система используемых человеком
звуковых сигналов, письменных знаков
и символов для передачи информации, процесс
материализации мысли.
Внешней речи могут быть присущи
жаргон и интонация. Жаргон - стилистические
особенности (лексические, фразеологические)
языка узкой социальной или профессиональной
группы людей. Интонация - совокупность
элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность,
акцентный строй, тембр и др.), фонетически
организующих речь и являющихся средством
выражения различных значений, их эмоциональной
окраски.
Внешняя речь включает следующие
виды (см. рис. 3):
* устную (диалогическую и
монологическую) и
* письменную.
Рис. 3. Виды
речи
Устная речь - это общение между людьми
посредством произнесения слов вслух,
с одной стороны, и восприятия их людьми
на слух – с другой.
Диалог (от греч. dialogos - разговор,
беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном
обмене знаковой информацией (в том числе
и паузами, молчанием, жестами) двух и более
субъектов. Диалогическая речь - это разговор,
в котором участвует не менее двух собеседников.
Диалогическая речь, психологически наиболее
простая и естественная форма речи, возникает
при непосредственном общении двух или
нескольких собеседников и состоит в основном
в обмене репликами.
Реплика - ответ, возражение, замечание
на слова собеседника - отличается краткостью,
наличием вопросительных и побудительных
предложений, синтаксически не развернутых
конструкций.
Отличительной чертой диалога
является эмоциональный контакт говорящих,
их воздействие друг на друга мимикой,
жестами, интонацией и тембром голоса.
Диалог поддерживается собеседниками
с помощью уточняющих вопросов, изменения
ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный
диалог, связанный одной темой, называется
беседой. Участники беседы обсуждают или
выясняют определенную проблему с помощью
специально подобранных вопросов.
Монолог – вид речи, имеющий одного
субъекта и представляющий собой сложное
синтаксическое целое, в структурном отношении
совсем не связанный с речью собеседника.
Монологическая речь - это речь одного
человека, в течение относительно длительного
времени излагающего свои мысли, или последовательное
связное изложение одним лицом системы
знаний.
Для монологической речи характерны:
- последовательность и
доказательность, которые обеспечивают
связность мысли;
- грамматически правильное
оформление;
- выразительность голосовых
средств.
Монологическая речь сложнее
диалога по содержанию и языковому оформлению
и всегда предполагает достаточно высокий
уровень речевого развития говорящего.
Выделяются три основных вида
монологической речи: повествование
(рассказ, сообщение), описание и рассуждение,
которые, в свою очередь, подразделяются
на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные
и интонационно-выразительные особенности.
При дефектах речи монологическая речь
нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Письменная речь - это графически оформленная
речь, организованная на основе буквенных
изображений. Она обращена к широкому
кругу читателей, лишена ситуативности
и предполагает углубленные навыки звукобуквенного
анализа, умение логически и грамматически
правильно передавать свои мысли, анализировать
написанное и совершенствовать форму
выражения.