Этика консультатнат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 12:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении профиля консультанта.
Для достижения поставленной цели в контрольной работы решаются следующие частные задачи:
1.Изучить основные области консультирования;
2.Рассмотреть личностные качества и профессиональные навыки консультанта.

Содержание

Введение..................................................................................................................2
1. Основные области консультирования................................................................4
2. Личностные качества и профессиональные навыки консультанта...............11
2.1. Качества консультанта....................................................................................11
2.2. Профессиональные, этические требования к консультанту.......................16
Заключение …......................................................................................................22
Список используемой литературы...................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Этика консультанта-ок.docx

— 27.30 Кб (Скачать файл)

Еще одним направлением деятельности компаний этой группы может являться консультации в области управления запасами и планирования производства. Так в плане управления производственными  запасами применяются следующие  методологии: DRP (Distribution Requirements Planning), SIC (Statistical InventoryControl), FRP (Finite Requirements Planning).

Что касается управления и  автоматизации производственного  процесса, то в данной сфере число  доступных методологий гораздо  больше, начиная от базовых моделей MRP и CRP (Material and Capacity Requirements Planning) и заканчивая интегрированными MPR II, ERP (Enterprise Resource Planning), CSRP (Customer Synchronized Resource Planning).

В области управления качеством  продукции наиболее известными подходами  являются CPI (Continous process improvment) и TQC/TQM (Total quality control/managment), а также внедрение стандарта ISO 9000.

Human Resources (консалтинг в сфере управления  персоналом).

Все возрастающая сложность  деятельности в условиях глобальных рынков и ужесточающаяся конкуренция  в практически любой отрасли  промышленности и сферы услуг  налагает новые требования на всех служащих компании. В период стремительных  изменений на рынках и в технологиях  потребность в эффективном управлении персоналом увеличивается. Новые перспективы  и возможности открываются в  сфере подбора и обучения персонала, методов стимулирования и мотивации; оптимизации управленческой структуры, что повышает спрос на услуги консультантов.

Примерный список компаний, специализирующихся на предоставлении консалтинговых услуг в сфере  подбора и управления персоналом: Alexander Consulting Group; Automated Concepts; Godwins International; HRStrategies; Sedgwick Noble Lowndes; Towers Perrin; Watson Wyatt Worldwide

Их деятельность направлена на повышение эффективности управления, улучшение взаимодействия между  сотрудниками, создание сплоченных команд. Они работают над созданием корпоративной  культуры, улучшением системы взаимоотношений  с клиентами, разрабатывают программы  повышения квалификации и способствуют созданию творческой атмосферы. Еще  одним растущим направлением являются консультации в области найма  и увольнений.

Менеджеры не склонны недооценить  важность подобных услуг, поэтому эта  работа пользуется уважением и соответственно оплачивается. Компании этой группы заинтересованы в специалистах по психологии, профессионалов в области обучения и оценки персонала, имеющих опыт работы в сфере организации  и управления человеческими ресурсами.

2. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ КОНСУЛЬТАНТА

2. 1. КАЧЕСТВА КОНСУЛЬТАНТА

Консультант – профессионал по оказанию услуг управленческого  консультирования. Качества консультанта определяются характером задач консультирования и требованиями клиентов.

Приведем примеры таких  качеств.

Профессиональное (этическое) качество

Определение

Примеры поведения  консультанта в типичных ситуациях

Заинтересованное  отношение к клиентам

Искренняя заинтересованность в успехе и благосостоянии клиентов; забота о людях, а также об организации  в целом. Поиск информации о клиенте, которая может понадобиться в  дальнейшем.

Непрерывно осуществляет поиск информации о клиенте.

Способен самостоятельно определить случаи, в которых производительность работы не соответствует требованиям  клиента.

Сосредоточен на личных потребностях клиента, еще до того как будут  исследованы технические параметры.

Выступает как личный друг и советчик клиента.

Способствует эффективному использованию положительных качеств, свойственных данному клиенту; предупреждает  о возможных ошибках в ходе использования положительных черт личности.

Способен пожертвовать личным временем, посвящает решению проблем  клиента не только свое рабочее время.

Обладает свойством эмпатии, искренней заинтересованностью  и, во всех ситуациях, неизменно положительным  отношением к клиенту.

Желание оказать  положительное влияние

Искреннее желание способствовать повышению профессионального уровня каждого отдельного клиента, организационной  структуры предприятия, и предприятия  в целом.

Предпринимает действия, позволяющие  незамедлительно произвести обмен  информацией с клиентом.

Указывает на сильные стороны  клиента, перед тем как высказать  несогласие с какой-либо точкой зрения.

Ссылается на свой опыт в  подобных ситуациях, чтобы установить контакт и доверительные отношения  с клиентом.

Сохраняет доверие клиента, выполняя работу в установленные  сроки.

Уравновешивает отрицательные  и положительные моменты в  информации, сообщаемой клиенту.

Стремление к  достижениям

В меру развитое стремление превосходить коллег по степени профессионализма, или быть непревзойденным специалистом в своей области. Ориентированность  на конечный результат, при этом не склонность предъявлять излишне  завышенные требования к работе; при  необходимости, возможность с готовностью  передать свои полномочия. Реалистичность и способность принять тот  факт, что иногда, вследствие сложившихся  обстоятельств, приходится принимать  не самое оптимальное решение  для данной ситуации.

Имеет способность чётко  направить внимание клиента на проблемы, над которыми необходимо работать.

Анализирует индивидуальные положительные и отрицательные  свойства клиента, прежде чем давать рекомендации.

Если нужно, ориентирует  клиента на работу в определенном направлении в будущем.

Помогает клиенту осмысливать  ситуацию нестандартно, с различных  точек зрения, а также взглянуть  в будущее.

Помогает разрабатывать  и контролировать систему метрических  показателей для оценки достижений.

Способствует постановке сложных, но реалистичных задач для  клиента.

Стремление быть честным и справедливым

Уделяет должное внимание правам окружающих; старается принять  максимально правильное, с этическое  точки зрения, решение.

Стиль поведения – прямой, открытый, честный.

Обеспечивает чёткое представление  и полностью осознанное участие  клиента в проекте.

Берётся за выполнение лишь той работы, которая позволяет  оптимизировать эффективность работы клиента.

Информирует клиента о  предполагаемых расходах до начала проекта. Контролирует расходы по ходу выполнения проекта.

Рекомендует отложить выполнение работы, если на текущий момент не все  участники готовы посвятить себя осуществлению проекта.

Предотвращает попытки внести в ход проекта изменения, не соответствующие  личностным или корпоративным ценностям.

Подвергает критике поведение  клиентов/коллег в случаях, когда  оно идёт вразрез с принципами справедливости, например, если допускается  дискриминация по отношению к  сотрудникам.

Профессио-нальное  качество

Определение

Примеры поведения  консультанта в типичных ситуациях

Сила воли, внимание к деталям и предупреди-тельность

Никогда с лёгкостью не отказывается от поставленных целей; рассматривает  проблемы с различных точек зрения. Внимателен к деталям, хорошо подготовлен  к решению профессиональных задач.

Оперативно реагирует  на просьбы о помощи.

Концентрируется на проектах, имеющихся сложностях и запросах клиентов, пока проблемы не будут ликвидированы.

Активно сотрудничает с представителями  данного отдела и других подразделений, чтобы получить информацию по всем интересующим вопросам.

Должным образом подготовлен  к встречам с клиентами.

Всегда выполняет обязательства.

Гибкость мышления

Имеет живой ум, и способен одновременно решать задачи на нескольких уровнях. Характеризуется гибкостью  и подвижностью психики. Способность  осмыслить ситуацию, используя метафоры и аналогии, что позволяет собеседнику  проследить связи между явлениями.

Задаёт упорядоченные, позволяющие  исследовать ситуацию, вопросы.

Определяет новые способы  использования существующих ресурсов для различных целей.

В равной степени компетентен, обсуждая общие концептуальные вопросы  и конкретные приложения.

Помогает клиентам осмыслить  существующие проблемы.

Осведомленность о социальных тенденциях и способность  к диагностике

Возможность проследить связи  между явлениями, не являющиеся очевидными для окружающих. Чёткое представление  о технологических, идеологических и психологических проблемах.

Ненавязчиво делает замечания, позволяющие провести различие между  общепринятой сложившейся практикой  поведения, и формальной системой; глубинное  видение действительности.

Способность к продуктивному  синтезу полученной информации.

Возможность провести параллель  между сложившейся ситуацией  и сходными случаями в прошлом; возможность  сделать соответствующие выводы на основе собственного опыта.

Уверенность в  себе

Не демонстративная, и  в то же время очевидная, уверенность  в себе, вызывающая доверие. Возможность  быть, образно говоря, хозяином судьбы, самостоятельно строить своё будущее.

Развивает способность пойти  на рискованное мероприятие у  окружающих. Находится в поиске новых  сложных задач,возможностей их решения. Признаёт свою вину в неуспехе какого-либо дела. Объективно видит собственные  заслуги и заслуги клиента  в успешном мероприятии. Не теряет уверенности  в себе, когда клиент подвергает сомнению его компетентность.


Мотивы и личностные свойства, в определенном смысле, являются центральным  моментом, который обусловливает  поведение. Значительная часть действий, предпринимаемых консультантом, зависит  от его мотивации, личностных свойств  и фактической ситуации. Так, например, консультант, в основе мотивации  которого лежит желание произвести благоприятное впечатление, и при  этом мало заботящийся о проблемах  клиента, при подготовке и непосредственном проведении презентации будет вести  себя иначе, чем его коллега, основным критерием оценки для которого является благосостояние и успех клиента.[17]

Консультант обязан ориентироваться  на потребности рынка и клиентов, работать в соответствии со своей  специализацией на рынке, соблюдать  этику отношений с клиентом.

Использование изложенных качеств, принципов, обеспечивает эффективное  исполнение ролей консультанта и  применение методов воздействия  на «систему клиента».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСУЛЬТАНТУ

Консультантов приглашают для  того, чтобы повысить эффективность  управления и качество принимаемых  решений.

Это налагает на консультантов  огромную ответственность и обязательство  сохранять высочайшие стандарты  честности и компетентности. Без  этих свойств быть консультантом  можно, но недолго. Насколько «недолго»  по времени, определяется уровнем квалификации и требовательностью клиентов. В  конечном счете именно клиенты определяют уровень качества услуг и добросовестности консультантов. Чем большими знаниями и умениями обладают менеджеры, чем  с большей добросовестностью  они относятся к своему делу, тем  жестче требования к профессионализму и ответственности консультантов. То есть, социально-экономическая среда  формирует как саму профессию, так  и систему требований к ней, определяющих профессионализм ее носителя. И это  относится не только к профессии  консультанта по управлению.

Всю систему критериев, которые  используются для определения профессии  и уровня профессионализма консультантов  можно разделить на четыре группы. Во-первых, это совокупность знаний, которыми должен обладать специалист, назвавший себя консультантом. Консалтинговые услуги - это сегодня один из основных каналов доставки нового знания по экономике, финансам и управлению на предприятия. И консультант должен иметь те знания, которые необходимы конкретному клиенту, в противном  случае консультант не нужен, так  как ничему научить не может.[3]

Во-вторых, совокупность навыков  и умений. В числе главных - способность  оценить состояние предприятия  как системы, «организма» и выделить наиболее существенные проблемы его  развития. Не менее важным умением  и навыком консультанта является способность разработать варианты решений, позволяющих предприятию  позитивно изменить состояние. Сумма  знаний/ навыков и умений определяется как техническая компетентность консультанта и является основой  его профессионального подхода  к решению проблем клиентов. Очевидно, чтобы быть полезными менеджерам/ специалисты, выбравшие для себя профессию консультантов, должны обладать технической компетенцией, по меньшей  мере, не уступающей совокупности умений и знаний работников предприятий  и организаций. Консультант, пришедший  на предприятие, чтобы получить денег  и не способный представить его  менеджерам новое видение состояния  и перспектив этого предприятия, не умеющий дать новое понимание  ситуации и привнести в процесс  работы менеджеров новое знание, дискредитирует не только себя, но и профессиональное сообщество консультантов. «Доморощенность» и некомпетентность отдельных фирм и консультантов является частично и оценкой всего сообщества. И  это сегодня является главной  проблемой в становлении российского  рынка консалтинговых услуг. Этим определяется и уровень цен на рынке, и доверие  к консультантам, и желание руководителей  предприятий с ними работать.

Третьей группой критериев, определяющих профессию и профессионализм, является совокупность этических норм и правил поведения консультантов  с клиентными организациями. Как  выше отмечалось, консультанту доверяют информацию, которая составляет самую  большую ценность для предпринимательства  и определяет состояние и судьбы тысяч людей. Консультант, нередко, в техническом отношении превосходит  клиента и обладает знанием и  информацией, которых клиент лишен. Рекомендации и решения, предложенные консультантом в этом случае, не могут быть должным образом критически оценены клиентом, который полностью  полагается на профессионализм и  добросовестность консультанта. Эти  обстоятельства формируют систему  требований к консультанту, предполагающих неукоснительное соблюдение интересов  клиента как в период работы с  ним, так и после завершения отношений. Интересы клиентов являются главным  критерием оценки деятельности консультантов, измерителем ценности их действий. По крайней мере, должны быть! Если консультанты не будут добросовестны и честны по отношению к предприятиям и  менеджерам, которые им доверяют, то очень скоро они перестанут быть обладателями этой профессии, им не будут  платить деньги.

Но не всегда ясно, что  это за интересы и что клиент хочет  получить в результате работы с консультантом. Не всегда менеджеры предприятий  могут точно сформулировать проблему, не всегда должным образом могут  быть ими оценены возможности  предприятия. Достаточно типовым представляется конфликт между краткосрочными и  долгосрочными интересами менеджеров и владельцев предприятий, разрешение которого требует компромиссных  подходов. Нередки конфликты интересов  не только владельцев и управляющих, но и между различными группами управляющих. Случается и такое, что консультантов  привлекают для того, чтобы найти  решения, удовлетворяющие одну из связанных  с предприятием групп, в ущерб  другой. И это не редкие случаи. Что  бы разрешить все эти конфликты  интересов/ консультанты должны быть беспристрастны и объективны настолько/ насколько  это возможно в сложившейся ситуации. Беспристрастность и объективность - четвертая группа требований к  профессии и критериев оценки профессионализма консультантов. Это  критерии социально-экономической  значимости консалтинговых действий и  ответственности консультантов.[4]

В странах с устоявшимися традициями консультационной деятельности, чтобы решать все эти проблемы, были созданы различные профессиональные объединения консультантов, основной идеей создания которых являлись разработка и согласование принципов  поведения с клиентами, этических  норм и правил. Консультанты там  объединяются в ассоциации, чтобы  выработать стандарты честности  и компетентности, защищающие прежде всего самих консультантов от недобросовестности и невежества своих  якобы коллег. Следование выработанным и принятым всем профессиональным сообществом  стандартам компетентности, честности  и добросовестности, в конечном счете, и определило очень высокую степень  доверия к консалтингу руководителей  предприятий любых размеров и  всех секторов экономики.

Например, члены Европейской  Федерации Ассоциаций Консультантов  по Организации Производства (FEACO) должны подписаться под кодексом поведения FEACO и в своей деятельности избегать непрофессионального поведения, а  именно:

не рекламировать услуги и фирмы в вульгарной или коммерческой манере;

не принимать любые  торговые комиссионные скидки или компенсации  любого вида, если они связаны с  предоставлением услуг (не консалтинговых) или товаров клиенту;

не участвовать в разделе  прибыли фирм, поставляющих товары или какие-то услуги клиентам консультантов, равно как не находиться под их контролем. Запрещается также утаивать от клиентов любую свою заинтересованность, которая может повлиять на качество услуг консультантов;

не начислять вознаграждение за оказание услуг на любом основании, кроме принятой профессиональной шкалы  расценок;

не разглашать конфиденциальную информацию, касающуюся деятельности клиентов консультантов;

не платить или не принимать  плату за официальное представление  клиентов, за исключением случаев, которые  соответствуют признанной и общепринятой практике в данной стране;

не совершать любые  действия, которые противоречат законам  профессии.

Консультанты европейских  стран не считают возможным сочетать консалтинг с любой посреднической деятельностью, так как это противоречит принципу беспристрастности и объективности  консультантов - возникает соблазн  воздействовать на поведение и решения  клиента с целью извлечения дополнительного  дохода.

Нормы, аналогичные декларированным  в кодексе поведения FEACO, выработаны и приняты Ассоциацией фирм по управленческому консультированию США (ACME). Они закреплены в «Кодексе этики и стандартах профессиональной практики». Кодекс в общих терминах выражает стандарты профессионального  поведения, которых в обязательном порядке должны придерживаться консалтинговые фирмы и индивидуальные консультанты в отношениях с клиентами, настоящими и потенциальными, с коллегами, членами  родственных профессий обществом. Ассоциация заставляет консалтинговые фирмы выполнять кодекс, расследуя  все жалобы на его нарушение и  принимая дисциплинарные меры к виновным. Стандарты профессиональной практики носят рекомендательный характер, но их нарушители становятся известны предприятиям и предпринимателям стараниями Ассоциации.[19]

В России в настоящее время  создано и функционирует две  ассоциации консультантов по управлению. Российская Ассоциация консультантов  по экономике и управлению (АКЭУ), являющаяся членом FEACO, и Ассоциация по управлению и организационному развитию (АКУОР). АКЭУ, поскольку она член FEACO, придерживается европейского кодекса  поведения (см. вышеизложенное), АКУОР  выработала и приняла свой «Профессиональный  кодекс консультанта по управлению», который  определяет отношения консультанта с клиентом, коллегой и обществом. Однако, влияние этих организаций  на поведение консультантов ощущается  еще слабо. Пока это бизнес, где  правила зависят прежде всего  от понимания менеджерами предприятий  роли и места консалтинга в  управлении. Границу некомпетентности консультантов определяет уровень  квалификации менеджеров клиентских организаций. Сегодня российский консалтинг недостаточно эффективен и в ряду причин этого  стоит Реклама, обещающая все  и сразу. «Всеядность» многих консалтинговых фирм, особенно специализирующихся в  финансовых вопросах. Отсутствие должной  квалификации консультантов. Это болезни  роста, не очень опасные, но неприятные.

Информация о работе Этика консультатнат