Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:31, контрольная работа
В динамике научного знания особое значение имеют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. В.С. Стёпин отмечает, что «основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования».
По мере своего развития наука может столкнуться с принципиально новыми типами объектов. Их исследование требует иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. «Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования.
Раздел 1 Философские аспекты научных революций
В динамике научного знания особое значение имеют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. В.С. Стёпин отмечает, что «основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования».
По
мере своего развития наука может
столкнуться с принципиально
новыми типами объектов. Их исследование
требует иного видения
а) как революция, связанная
с трансформацией специальной
картины мира без существенных
изменений идеалов и норм
б) как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки и ее философские основания». Парадоксы и проблемные ситуации являются предпосылками научной революции и сигналом того, что наука втянула в сферу своего исследования новый тип процессов, существенные характеристики которых не были отражены в картине мира.
По
мнению В.С. Стёпина «новая картина
мира не может быть получена из нового
эмпирического материала чисто
индуктивным путем. Сам этот материал
организуется и объясняется в
соответствии с некоторыми способами
его видения, а этот способ задает
картина мира. Поэтому эмпирический
материал может лишь обнаружить несоответствие
старого видения новой
Выработка
методологических принципов, выражающих
новые нормы научного познания, представляет
собой не одноразовый акт, а довольно
сложный процесс, в ходе которого
развивается и конкретизируется
исходное содержание методологических
принципов. Первоначально они могут
не выступать в качестве альтернативы
традиционному способу
В.С. Стёпин считает, что «необходимость критического отношения к принятым в классическом естествознании (XVII-XIX века – А.В.) идеалам и нормам раньше всего была уловлена и начала осмысливаться в философии». Выход в сферу философских средств и применение их в проблемных ситуациях естествознания позволили видоизменить идеалы объяснения и обоснования знаний, утвердить новый метод построения картины мира и связанных с нею фундаментальных научных теорий.
Утверждение в физике новой картины исследуемой реальности (конец XIX-начало XX века) сопровождалось дискуссиями философско-методологического характера. В ходе их осмысливались и обосновывались новые представления о пространстве и времени, новые методы формирования теории. В процессе этого анализа уточнялись и развивались философские предпосылки, которые обеспечивали перестройку классических идеалов и норм исследования существующей тогда электродинамической картины мира. В ходе этого они (философские предпосылки) превращались в философские основания релятивистской физики и во многом способствовали её интеграции в ткань современной культуры.
Таким образом, перестройка оснований науки представляет собой процесс, который начинается задолго до непосредственного преобразования норм исследования и научной картины мира. Это положение В.С. Стёпин формулирует на основании обстоятельного анализа появления теории относительности.
В.С.
Стёпин указывает также на несколько
иной вариант возникновения научных
революций. По его мнению, «научные
революции возможны не только как
результат
Такой
путь научных революций, как отмечает
В.С. Стёпин, не описан с достаточной
глубиной ни Т. Куном, ни другими западными
исследователями философии
В
этом отношении характерным
Итак, «общая научная картина мира может быть рассмотрена как такая форма знания, которая регулирует постановку фундаментальных научных проблем и целенаправляет трансляцию представлений и принципов из одной науки в другую. Иначе говоря, она функционирует как глобальная исследовательская программа науки, на основе которой формируются ее более конкретные, дисциплинарные исследовательские программы».
«Перестройка оснований исследования означает изменение самой стратегии научного поиска. Однако всякая новая стратегия утверждается не сразу, а в длительной борьбе с прежними установками и традиционными видениями реальности». В.С. Стёпин справедливо отмечает, что «процесс утверждения в науке её новых оснований определен не только предсказанием новых фактов и генерацией конкретных теоретических моделей, но и причинами социокультурного характера. Новые познавательные установки и генерированные ими знания должны быть вписаны в культуру соответствующей исторической эпохи и согласованы с лежащими в её фундаменте ценностями и мировоззренческими структурами» .
«Развитие
науки (как, впрочем, и любой другой
процесс развития) осуществляется как
превращение возможности в
Культура,
разумеется, не безлика, не является каким-то
самостоятельно действующим многоглавым
чудовищем. Она делается терпеливым
или вдохновенным трудом, усилиями,
энергией и прозрениями миллионов
творческих людей, а тиражируется, поддерживается
и передается следующим поколениям
ещё более неисчислимой армией учителей
и профессоров, книгоиздателей и
музыкантов, архитекторов и сказителей
и т.д. Если на «мегауровне» можно
искать аналогии между указанными процессами
и процессами естественного и
искусственного отбора, которые происходят
в биосфере (и такие аналогии,
объясняемые системной
Раздел 2 Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке
В
истории естествознания можно обнаружить
четыре периода, когда преобразовывались
все компоненты оснований естествознания.
«Через все классическое естествознание начиная с XVII века проходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается всё, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Эти процедуры принимались как раз навсегда данные и неизменные. Идеалом было построение абсолютно истиной картины природы. Главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных, «вытекающих из опыта» онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты. В XVII-XVIII столетиях эти идеалы и нормативы исследования сочетались с установками механического понимания природы. Объяснение истолковывалось как поиск механических причин и субстанций - носителей сил, которые детерминируют наблюдаемые явления. В понимание обоснования включалась идея редукции знания о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики. Соответствующие смыслы как раз и выделялись в категориях «вещь», «процесс», «часть», «целое», «причинность», «пространство» и «время» и т.д., которые образовали онтологическую составляющую философских оснований естествознания XVII-XVIII веков. Эта категориальная матрица обеспечивала успех механики и предопределяла редукцию к ее представлениям всех других областей естественнонаучного исследования».
Мы
видим реальность через систему
понятий и поэтому часто
Ускорившееся
развитие науки (после первой промышленной
революции) заставило по-новому оценить
идеалы и нормы классического
естествознания. Четко обозначилась
роль гипотезы в теоретическом исследовании,
все чаще возникали ситуации, когда
различные теоретические
«Радикальные
перемены в этой целостной и относительно
устойчивой системе оснований
Третья глобальная
научная революция была связана с преобразованием
этого стиля и становлением нового, неклассического
В процессе всех этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. «Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания. Осмысливаются корреляции между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности».