Начала термодинамики и использование термодинамических моделей для описания социальных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:32, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе мы дадим описание таким физическим принципам, как начала термодинамики, а также рассмотрим использование термодинамических моделей для описания социальных процессов. Но для освещения этих понятий предварительно давайте рассмотрим такое понятие как термодинамика.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие термодинамики
Глава 2. Начала термодинамики
2.1. Нулевое начало термодинамики
2.2. Первое начало термодинамики
2.3. Второе начало термодинамики
2.4. Третье начало термодинамики
Глава 3. Социальная термодинамика
3.1. Понятие социосистемы
3.2. Описание социосистемы с помощью термодинамических параметров
3.3. Социоглюонное взаимодействие. Стэнфордский эксперимент
3.4. Понятие идентичности. Идентичности как источники социального движения
3.5. Простейшие социальные "тепловые двигатели".
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по КСЕ.docx

— 95.69 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, первичная аксиология всегда неполна и, тем самым, подразумевает  существование других аксиологий. Именно поэтому, слишком многочисленные ценностные различия препятствуют отчетливому  конфликтному проявлению Идентичности. Внешний по отношению к взаимодействующим  сторонам наблюдатель не видит (точнее, не видит непосредственно) в отношениях сторон момента предъявления самости, как силы, противопоставленной инаковости. При более внимательном рассмотрении он заключает, что такое предъявление есть, но оно разваливается на серию несвязанных между собой личностных реакций, среди которых превалирует удивление (формула: в каком странном мире живет этот ненормальный) и даже жалость (формула: он же, как ребенок - простейших вещей не знает). Аксиология, не имеющая или почти не имеющая точек соприкосновения с текущей, не вызывает гнева или его превращенной формы - обиды; партнер воспринимается как глупец, не понимающий реального устройства мира. При подобном взаимодействии возможен вполне бесконфликтный обмен ("стеклянных бус" на "золотые браслеты"). Существенной угрозы ценностям не возникает, пространство сравнения необозримо и не рефлектируется.

Напротив, если не совпадает только одна ценность, проблема сравнения  встает со всей остротой, и эта ценность оказывается под реальной угрозой. Причем демонстративную "аморальность" партнера нельзя свалить на его глупость или неосведомленность. Ведь все остальное-то, он понимает! Следовательно, он нарочно ведет себя так! Следовательно, "на самом деле" он проявляет враждебность! Следовательно, он угрожает моим ценностям, и я должен дать ему отбор. Или в ситуации конструктивного подхода: нужно скорее переманить его на свою сторону, он уже почти со всем согласен, иначе наделает глупостей в нашем общем деле! Активно приступаем к аргументированию, убеждению, манипулированию партнером для его же блага! В обоих случаях идентичность проявляется явно и видна внешнему наблюдателю.

Подведем некоторые итоги:

1. "Идентичность в себе" есть  функция первичной аксиологии.

2. Идентичность есть "идентичность  в себе", проявленная в процессе  взаимодействия.

3. Идентичности существуют на  уровне убеждений. Идентичность  всегда отвечает на вопрос "кто  ты?".

4. Идентичность всегда отвечает  на этот вопрос: "я - тот-то".

5. Идентичности проявляют себя  превращением аксиологии в деятельную  форму (идеологию).

6. Идентичности есть превращенная (деятельная) форма тех ценностей,  которые различаются у взаимодействующих  сторон.

7. Идентичности проявлены тем  сильнее, чем уже канал их  актуализации.

8. Идентичность проявляются тем  сильнее, чем выше онтологическое  значение той ценности, "вдоль"  которой она актуализирована.

Дальнейший анализ позволяет расширить  эти выводы следующим образом:

9. Проявление Идентичности есть  процесс спонтанного нарушения  симметрии. Если в двух- или  многостороннем взаимодействии  один из участников проявит  свою идентичность (переведет свои  ценности в деятельную форму), то с неизбежностью Идентичность - не обязательно та же самая  - будет проявлена и у остальных  участников.

Примером спонтанного проявления Идентичностей, безусловно, является Стэнфордский эксперимент. Другим очевидным случаем является олимпиада в Солт-Лейк-Сити и реакция россиян на нее.

10. Усредняя Идентичности по  разным социальным группам (с  учетом ценностных "знаков") получаем  три возможных результата:

  • социосистема не обладает Идентичностью ни на каком уровне;
  • малые группы в социосистеме обладают Идентичностью, общество в целом ее лишена. Такую социальную Идентичность будем называть микроскопической;
  • общество, как целое, обладает макроскопической Идентичностью.

11. Общество с проявленной макроскопической  Идентичностью не может быть  стабильным (это следует из законов  диалектики).

12. В обществе с проявленной  микроскопической Идентичностью  развиваются вихревые процессы, сопровождающиеся социальным нагревом.

13. Таким образом, всякое проявление  Идентичности вызывает социальное  движение, и мы вправе рассматривать  идентичности как социальное "топливо".

14. В процессе деятельности (макро-  или микроскопической), вызванной  некоторой проявленной Идентичностью,  эта Идентичность затрачивается  и, в конечном счете, исчерпывается,  то есть - перестает проявляться.  Поэтому состояние текущего социума  с проявленной макро- или микро-  Идентичностью является "возбужденным".

Иначе говоря, если некая нация  ведет многолетнюю борьбу, например, за цивилизационные ценности, она лишается их всех, потому что они утратились, истончились в борьбе. И результатом такой борьбы может стать изменение уровня Идентичностей, как "вниз" (расслоение) так и "вверх" (укрупнение, слияние). В применении к национальной динамике этот механизм был частично исследован В.Бранским (модель имперских ритмов ).

Одной из гипотез, объясняющих процесс  истончения Идентичности при расходовании, является потеря некоторым аксиологическим принципом "стержневого характера": дрейф аксиологии.

К сожалению, наше понимание процесса "расходования социальной Идентичности" пока не позволяет перейти к конструктивным решениям.

15. Более всего социальной энергии  выделяется при "плавлении Идентичности": когда социальное движение, порожденное некоторой идентичностью, приводит к полному изменению аксиологии, то есть, к уничтожению исходной "идентичности в себе".

Механизм "плавления идентичностей" приводит к схеме социальной "тепловой машины", способной работать по замкнутому контуру, то есть - многократно используя  одних и тех же людей в качестве "топлива"

3.5. Простейшие социальные "тепловые двигатели".

Простейшей "тепловой машиной", позволяющей  производить полезную (с точки  зрения конструктора или пользователя) работу за счет "тепла", накопленного обществом, является турбодетандер.

Искусственно  создадим замкнутую социосистему и "перегреем" ее тем или иным способом до социальной температуры, при которой социосистема не может поддерживать даже простейшие способы общественной организации. В такой системе мера индивидуального человеческого страдания будет очень велика. Самая жизнь, являясь невыносимой, потеряет значительную часть своей ценности.

Теперь  создадим в оболочке (границе) такой  системы "выход", канализируя всю  накопленную социальную энергию  в определенном направлении. Говоря иначе, инсталлируем в системе возможность  целенаправленной общей деятельности, направленной вовне и имеющей  своей целью определенный значимый результат.

Опыт  показывает, что при определенном подборе параметров такая схема  может произвести значительную работу, причем по мере ее совершения социальная температура будет быстро падать. В некоторых случаях система  может даже перейти в переохлажденное (когерентное) состояние.

У-цзы сказал: "Предположите, что Вы спрятали на обширной равнине всего одного разбойника, но готового умереть. Тысяча человек станут ловить его, и все будут озираться во все стороны, как совы, оглядываться по сторонам, как волки. Ибо каждый из них будет бояться, что тот внезапно выскочит и убьет его. Поэтому достаточно одного человека, решившего расстаться с жизнью, чтобы нагнать страх на тысячу человек. А я сейчас таким решившимся на смерть разбойником сделаю всю массу в пятьдесят тысяч человек. Если я поведу их и ударю с ними на противника, ему будет поистине трудно устоять".

Подобный  же механизм был реализован и в  знаменитых сталинских "шарашках". Его основными недостатками являются принципиальная незамкнутость цикла, критичность к "рабочему материалу" и сравнительно низкая удельная мощность. Последнее обусловлено большим временем "нагрева", в течение которого никакой полезной деятельности не совершается.

Некоторые из этих недостатков устранены в  практике организационно-деятельностных игр, предложенных Г.П.Щедровицким и использующих механизм преобразования Идентичностей .

В ОДИ эффект плавления Идентичностей  достигается за счет жесткого модерирования транзакций, резкого ограничения времени на сон и отдых, многократного насильственного перемешивания составов подгрупп общения и совместной деятельности. За счет прогрессирующего изменения Идентичности начинается "разогрев", достигающий своего максимума к концу вторых суток игры.

Возникает рабочая среда с высокой социальной температурой и низким инновационным  сопротивлением - оба эффекта достигаются  за счет плавления идентичности. В  этой среде происходит спонтанная генерация  новых смыслов. Модераторы игры выстраивают  вокруг некоторых из этих смыслов  канал актуализации, то есть формируют  рабочий механизм турбодетандера. На третьи сутки игры совершается полезная работа; температура группы падает ниже исходной, вследствие чего Идентичности играющих кристаллизуются вновь (иногда - с незначительными вариациями относительно первоначальных). При подведении итогов игры предъявление Идентичностей модераторами способствует небольшому социальному нагреву: социосистема приводится к нормальным условиям, и цикл замыкается.

Основными недостатками этого типа социального  двигателя являются:

  • высокая ресурсоемкость;
  • постепенное истончение Идентичности модератора, что со временем приводит к уменьшению КПД "цикла Щедровицкого";
  • необходимость очень тонкой, ручной, регулировки параметров игры (подготовка игромастера требует нескольких лет);
  • высокий риск, как для участников, так и для игромастеров.

ОДИ-технология была создана вне представлений о социальной термодинамике. Использование "модели Идентичности" позволяет существенно упростить "цикл Щедровицкого" за счет отказа от силового разрушения Идентичностей в пользу более тонких психологических, конфликтологических и информационных методов. В настоящее время идет работа над схемами компактных, безопасных и надежных "социальных тепловых машин".

 

 

 

Заключение

В данной работе мы ознакомились с понятием термодинамики, рассмотрели такие физические принципы, как начала термодинамики, дали объяснения таким терминам, как социальная температура, социальная энтропия и многим другим, необходимым для понимания основ социальной термодинамики, дали описание социосистемы и социальных процессов с помощью термодинамических моделей и параметров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1) Базаров И. П. Термодинамика.  М.: Высшая школа, 1991, 376 с.

2) Болгарский А. В., Мухачёв Г. А., Щукин В. К.: Термодинамика и теплопередача, Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Высш. школа», 1975. 495 c.

3) Геодалян В.А. "Организация систем - живых и неживых" в сборнике "Системные исследования", № 4, 1972.

4) Зенькина О.С. "Системно-структурный анализ основных законов и категорий диалектики". Автореферат, Л.; 1972.

5) Пригожин И. Стенгерс И. "Порядок из хаоса". М.; 1986.

6) Уемов А.И. "Системный подход и общая теория систем". М.; 1978.

7)  Щедровицкий Г.П.  Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. Опубликовано: Системные исследования. Ежегодник. М.:1986.

8) http://ru.wikipedia.org/wiki/Термодинамика

9)  http://экоблог.рф/enciklopediya/termodinamika/51-nulevoe-nachalo-termodinamiki.html

10) http://www.igstab.ru/materials/Pereslegin/Per_SocTermo.html

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Начала термодинамики и использование термодинамических моделей для описания социальных процессов