Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 13:34, реферат
Актуальность темы рассмотренной в реферате очень велика, так как наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты, компьютерные магазины. С каждым днем современное человечество требует всё больше и больше. По–моему, таким образом, и возникает современная наука. В наше время наука занимает большую часть нашей жизни.
Реферат:
Наука и её роль в современном обществе
Московская Государственная Академия Приборостроения и Информатики
Реферат по философии.
Тема: «Наука и её роль в современном обществе»
Выполнил:
Петров Роман Владимирович
Группа: ИС-6
Проверил:
Шинёв Станислав Борисович
Москва 2004
План
Введение......................
I. Понятие науки
1.Изучение науки в древние времена..............стр4
2. Средневековая наука...........
3.Связь науки и философии.....
II. Современная наука. Основные концепции...........стр11
III. Роль науки в современном обществе............. стр15
Заключение....................
Список использованной литературы...............стр19
Введение
Мне кажется, что мышление и знание – это главные критерии философии. Хотя
древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не
опиралась на достижение наук, в наше время философия основывается на
результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную
роль не только в современном обществе, но и в обществе в целом. Ведь
философию можно представить, как науку о противоположности Различных взглядов
и мыслей. Философы излагают свои точки зрения,
касающиеся, например, этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество
должно выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне кажется, что без споров
и разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на
котором она находится на сегодняшний день.
Что такое наука? Какова роль науки в формировании картины мира? И
какова её роль в современном обществе? Обсуждение всех этих философских
вопросов сопровождало становление и развитие современной
науки, и было необходимой формой осознания особенностей, как самой
науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение
к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма
острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой
оказалась современная цивилизация. Рассмотрим
пример, связанный с информационными технологиями. На сегодняшний день
современное общество вступает в информационную стадию
развития. Всем уже понятно, что информационную революцию уже не остановить.
Наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты,
компьютерные магазины. С каждым днем современное человечество требует всё
больше и больше. По-моему, таким образом и возникает современная наука.
I. Понятие науки.
1. Изучение науки в древние времена.
Основная форма человеческого познания – наука в наши дни
становится все более значимой и существенной составной частью
той реальности, которая нас окружает и в которой нам так
или иначе надлежит ориентироваться, жить и
действовать. Философское видение мира предполагает достаточно
определённые представления о том, что такое наука, как она устроена и
как она развивается, что она может и на
что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У
философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений и
подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки.
Им, однако, был неведом тот реальный, практический
опыт массированного и даже драматического воздействия научно-технических
достижений на повседневное существование человека, который приходится
осмысливать сегодня.
На сегодняшний день нет точного, однозначного определения
науки. В литературе насчитывается более 150. Одно из этих
определений выглядит следующим образом: наука – это форма
духовной деятельности людей, направленная на производство
знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая
непосредственной целью постижение истины и открытие
объективных законов на основе обобщения реальных
фактов в их взаимосвязи. Также широко
распространено и другое определение: наука – это и
творческая деятельность по получению нового
знания и результат такой деятельности: знаний, приведенных в
целостную систему на основе определенных принципов и процесс их
производства. Канке В.А. в своей книге "Философия. Исторический и
систематический курс" дал следующее определение: наука — это деятельность
человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не
всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.
Существует множество определений науки, потому как
существует и множество восприятий её, многие люди
понимали науку по-своему, считая, что именно их восприятие
является единственным верным определением. Следовательно,
занятие наукой актуально не только в наше время, её истоки
начинаются с довольно древних времён. Рассматривая науку в её
историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения
типа культуры при переходе от одной
общественно-экономической формации к другой, меняются
стандарты изложения научного знания, способы видения
реальности в науке, стили мышления, которые формируются в
контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социокультурных
факторов в процесс порождения собственно научного знания.
Предпосылки для возникновения науки появляются еще в странах
Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной
цивилизации были восприняты и переработаны в стройную теоретическую
систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся
наукой. Среди которых можно отдельно выделить таких выдающихся учёных, как
Аристотель и Кант. С точки зрения этих великих ученых наука
рассматривалась как система знаний, особая форма
общественного сознания.
Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий ученый, основоположник науки
логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире
(восточное побережье полуостро
в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия. Аристотель
видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное
существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого
характерно движение, изменение.
Усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах
Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велик было
влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы
мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были
заимствованы греками от их предшественников и соседей на
востоке.
Древняя Греция много уделяла времени и сил науки,
научным исследованиям, не удивительно, что
именно появлялись всё новые и новые
научные достижения. Астрономические, математические, физические и биологически
понятия и догадки, сконструировали первые простейшие научные приборы (гномон,
солнечные часы, модель небесной сферы, и многое другое),
основываясь на наблюдениях, они первые предсказали
астрономические и метеорологические явления. Собранные и
самостоятельно добытые ими знания были для них не только основой
практического действия и применения, но, прежде всего,
элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своем существе
материалистическое.
Чтобы понять, найти объяснения многим философским вопросам, таким как
познание природы для пользы всему человечеству, необходимо обратиться к науки,
использовать для достижения своей цели важные научные открытия.
2.Средневековая наука
Основными науковедами в средние века принято было считать схоластов. Их
интересовали не столько сами предметы, сколько сопоставление мнений,
рассуждения об этих предметах. Тем не менее не следует уменьшать достижения
схоластической учености – на таких диспутах оттачивались теоретический
фундамент науки, умение превращать факты в понятия, логически строго рассуждать
исходя из немногих общих положений.
Все же одних логических доводов было недостаточно, и в качестве основания для
предпочтения был провозглашен опыт. «На средние века, - писал Ф. Энгельс, -
смотрели как на простой перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетним всеобщим
варварством. Никто не обращал внимания на большие успехи, сделанные в течение
средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в
соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные
технические успехи XIV и XV веков.
Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Вильям Оккам в качестве
источника познания объявили вещи, предметы, объекты. Несмотря на существенное
различие философских концепций этих мыслителей, все они намечают сходную схему
получения истинных знаний.
Линия познания, получившая у Роджера Бэкона название опытной,
экспериментальной, идет от вещей, которые воздействуют на органы чувств. Причем
это воздействие может быть независимым от мышления или же подчинения
эмпирического порядка.
3.Связь науки и философии.
Наука в своих глубинных основаниях всегда была связана
с философией, хотя эта связь не всегда
осознавалась, а иногда принимала
уродливые формы – как, например, в нашей стране на
протяжении 20-50-х гг. Наука появляется
одновременно с философией тогда, когда
миф становится бессильным объяснить
мир.
Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в
творчестве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно
характерно для переломных эпох, когда создавалось
принципиально новое научное знание. Можно вспомнить, скажем,
“Правила умозаключений в физике”, разработанные великим
Ньютоном, которые заложили методологический фундамент
классической науки и на столетие вперед стали эталоном научного
метода в физико-математическом естествознании. Значительное
внимание философским проблемам уделяли и создатели
неклассической науки, - Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а у
нас в России - В. И. Вернадский, предвосхитивший в своих
философских размышлениях ряд особенностей научного метода и
научной картины мира наших дней.
Высоко оценивая роль философской мысли в науке, В. И Вернадский,
однако, проводил между ними границу, хорошо понимая,
что каждая из этих сфер человеческой культуры имеет
свою специфику. Игнорирование этой автономии научной
деятельности, грубое вмешательство в научные
исследования факторов вненаучных, да еще в догматизированном
виде, приводило к тяжелым последствиям. Примеры общеизвестны.
Трагической сказалась судьба многих выдающихся
ученых, таких как: Н. И. Вавилова, Н. К. Кольцова и
других. Были репрессированы целые науки и
направления научного поиска (генетика, кибернетика,
релятивистская космология и др.). Некомпетентное вмешательство
в науку не раз создавало препятствия для
свободного научного исследования. Нельзя забыть и
попытки тех или иных естествоиспытателей
отстаивать свои несостоятельные концепции с
помощью псевдофилософской риторики. Примерами этого изобилует
развитие практически всех наук определенной
эпохи. Но все они не бросают тень на самую
идею связи науки и естествознания, сотрудничества специалистов
разных областей науки с философами. Догматические искажения
роли философии в познании, совершенных в эпоху
так называемой идеологизированной науки, были
решительно осуждены на Первом совещании по
философским вопросам современного естествознания,
состоявшемся в 1958г. Совещание нанесло ощутимый
удар по невежественным толкованиям
достижений современной науки, которые
конструировались только на цитатах из авторитетных в
то время философских текстов, и серьезно подорвало
дутые репутации авторов таких толкований. Но
потребовалась еще многолетняя интенсивная и
непростая работа, которую приходилось вести в
условиях весьма жесткого идеологического
давления, чтобы закончилась, так сказать, “холодная война” между
философами и специалистами в области
естественных, общественных, технических наук и стало
налаживаться сотрудничество между ними.
Несомненно, чтобы повысить достижения в науки, нужно заняться таким важным
философским вопросом, как повышение этики учёных. Профессиональная этика
ученых представляет собой целостную систему определенных норм, принципов,
предписаний, запретов и правил научной деятельности, общения и поведения
научных работников. Её содержание определяется общественными требованиями,
спецификой деятельности и труда ученых, профессиональным долгом, честью и
престижем.
В научно-исследовательской работе от ученого требуются преданность науке,
служение истине, трудолюбие, новаторство, убежденность, добросовестность,
честность, доказательность идей, принципиальность и бескомпромиссность. Очень
важно соблюдать уважение труда своих предшественников, коллег, оппонентов,
порядочность, человечность, интернационализм, нормальное отношение к плюрализму
мнений и истин, критичность и самокритичность, культурность, корректность в
научном споре, полемике и дискуссии, коммуникабельность, скромность,
великодушие, нравственный долг, гуманизм, высокий уровень гражданственности и
ответственности, профессиональная честь, авторитетность.
Нуждается в философском осмыслении и современная наука,
которая имеет ряд особенностей, качественно
отличающих ее от науки даже недавнего прошлого.
Советский философ Ф. В. Константинов выступал против положения, часто
Информация о работе Основные функции науки. Ее социальная роль