Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 13:34, реферат
Актуальность темы рассмотренной в реферате очень велика, так как наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты, компьютерные магазины. С каждым днем современное человечество требует всё больше и больше. По–моему, таким образом, и возникает современная наука. В наше время наука занимает большую часть нашей жизни.
высказываемого учёными и философами капиталистических стран, согласно
которому один из главных источников кризисов и противоречий в сегодняшнем мире
кроется якобы в моральной неподготовленности человечества
к современной научно-технической революции.
Решающий толчок к широкому обсуждению во всём мире последствий
научно-технического прогресса, опасностей злонамеренного использования открытий
современного естествознания, а также этических проблем современной науки,
социальной ответственности естествоиспытателя был дан атомной бомбардировкой
американцами японских городов и той ролью, которую сыграли физики в создании
теоретических предпосылок и изготовлении атомной бомбы.
Говоря об этих особенностях, следует иметь в виду не только
научно-исследовательскую деятельность саму по себе, но и ее роль в
качестве интеллектуального фундамента технологического
прогресса, стремительно меняющего современный мир, а также
социальные последствия современной науки.
II. Современная наука. Основные концепции.
Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь
особой формой познания мира и его преобразования, наука
сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и
должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что
научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе
только потому, что оно было уже готово принять
это воззрение как нечто само собой разумеющееся.
Следовательно, в период разрушения системы феодального
производства в обществе формируется новое, по сравнению со
средневековым, воззрение на мир, природу, по своей
сути совпадающее с научным.
Современная наука во многих отношениях существенно,
кардинально отличается от той науки, которая
существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился
весь её облик и характер её взаимосвязей с
обществом.
Надо заметить, что все же существуют три основные концепции
науки: наука как знание, наука как
деятельность, наука как социальный институт. Современная
наука представляет собой органическое единство
этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа,
своеобразная "субстанция", знание - системообразующий фактор, а социальный
институт - способ объединения ученых и организации их совместной
деятельности. И эти три момента и составляют
полное определение современной науки.
Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией
рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой
некоторую систему знаний. Так понимали науку еще
Аристотель и Кант. Подобное понимание наук
долгое время было, чуть ли не
единственным.
Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как
общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки.
Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в
прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось
плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация
научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.
Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное
определение современной науки. Если науку рассматривать только как
систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё
в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные
факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От
исследователей ускользает её социальная природа, творцы,
материально-техническая база, ограничиваются возможности для
более глубокого и всестороннего исследования специфики,
структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к
необходимости разработки другой концепции науки, к усилению
изучения деятельностных и социальных аспектов этого
общественного феномена.
Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции
представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И
это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного
научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех
отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно
иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине
верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что
в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные
команды мозгу о существовании божества.
Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу
является создание и упрочение постоянных каналов для практического
использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как
прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической
информации и др. Причем вслед за промышленностью такие каналы даже за его
пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки, и для
практики.
Однако при историческом рассмотрении картина предстает в ином свете. Процесс
превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был
зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, когда
синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько
перспективой.
В 50-60-е годы стали появляться работы, в которых был разработан
деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не
только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера
профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид духовного
производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.
Наука как социальный институт - это социальный способ
организации совместной деятельности ученых, которые являются особой
социально-профессиональной группой, определенным сообществом.
Институционализация науки достигается посредством известных форм организации,
конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.
Цель и назначение науки как социального института - производство и
распространение научного знания, разработка средств и методов исследования,
воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
В период становления науки как социального института вызревали материальные
предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат,
вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда
не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила
односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития
техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало
новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой.
Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности,
сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что сама практика,
как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания
науки или хотя бы просто систематически учитывать их.
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более
отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве
социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни
ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных
планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой
такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих
предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо
непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из
разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных
планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие
общественных, естественных и технических наук.
III. Роль науки в современном обществе.
20 век стал веком победившей научной революции. НТП
ускорился во всех развитых странах.
Постепенно происходило все большее повышение
наукоемкости продукции. Технологии меняли
способы производства. К середине 20 века фабричный
способ производства стал доминирующим. Во второй
половине 20 века большое распространение
получила автоматизация. К концу 20
века развились высокие технологии, продолжился
переход к информационной экономике. Все это
произошло благодаря развитию науки и техники. Это
имело несколько следствий. Во-первых, увеличились
требования к работникам. От них стали
требоваться большие знания, а также понимание новых
технологических процессов. Во-вторых, увеличилась
доля работников умственного труда, научных
работников, то есть людей, работа которых
требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный
НТП рост благосостояния и решение многих насущных
проблем общества породили веру широких масс в
способность науки решать проблемы человечества
и повышать качество жизни. Эта
новая вера нашла свое отражение во многих
областях культуры и общественной мысли. Такие
достижения как освоение космоса, создание атомной
энергетики, первые успехи в области робототехники
породили веру в неизбежность научно-технического и
общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких
проблем как голод, болезни и т.
д.
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе
играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно,
уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития
общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного,
цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем
современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую
проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну
из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение
природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно,
наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений,
которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами
учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и
параметров экологических опасностей.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в
современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями
общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей
научного познания и его соотношения с другими формами познавательной
деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).
Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет
большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является
необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными
процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в
условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует
анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными
феноменами духовной и материальной культуры.
В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные
виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы
приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных
функций:
1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное
назначение которой - как раз познание природы, общества и человека,
рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и
закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление
прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой,
главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира,
исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру,
обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать
мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую
роль в этом деле играет философия;
3) производственная, технико-технологическая функция
призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых
технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о
превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке
как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам,
а все это как раз и характеризует данную функцию науки;
4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в
том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного
развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно
воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ
планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая
роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки
осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и
средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не
Информация о работе Основные функции науки. Ее социальная роль